Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. История политических учений

В В Е Д Е Н И Е

Политология представляет собой учение об устройстве общественной жизни человека, исходя из того, что он, с одной стороны, биологическое существо, с другой, что он социальное существо, наделенное разумом. Как природное существо, человек в значительной степени определен условиями ближайшей географической среды, которая существенно определяет его психофизиологический характер. Современная генетика говорит о врожденном каждому человеку генотипе, изменить способ поведения которого довольно сложно. Этим можно объяснить постоянные конфликты, которые возникают как внутри общественных форм объединения людей в виде народно-племенных общностей между их членами, так и между самими народами и племенами. Причем, эти конфликты часто носят форму войны на физическое уничтожение людей.

Как разумное существо, человек способен в определенной мере найти способы улаживания конфликтов. Главная причина – он осознает ценность жизни, поэтому ищет способы мирного, а не военного, решения возникающих разногласий. Так возникает политология как наука о мирном сосуществовании людей как внутри определенного народа, определенных общностей, так и между ними. Это очень нужная и необходимая наука, хотя и очень сложная, потому что в массе своей человек мотивируется в значительной степени психофизиологическими импульсами, нежели разумными. Так создается государство как политический институт управления всем многообразием индивидуальных человеческих и общественных интересов и потребностей.

Главной задачей политологии как учебного предмета есть стремление оказать помощь студенту в осознании их непосредственной причастности к созданию таких форм общественной жизни, в рамках которых каждый человек ощущал бы свою защищенность от проявлений несправедливости. Ведь именно ее отсутствие толкает человека на поведение, в котором доминирует эмоция, а не разум.

Таким образом, объектом политологии есть человек как политическое общественное существо в единстве с теми формами управления, которые обеспечивают его существование в условиях государства.

Предметом политологии есть поиск основных тенденций и закономерностей, действие которых формирует человека как политическое общественное существо, способное к государственному и в то же время самоуправленческому способу организации своей жизнедеятельности.

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

1. Политическая мысль Древнего Китая

2. Политическое устройство Древней Индии

3. Политические учения Античности:

а) учение Платона о государстве;

б) учение о политике Аристотеля;

4. Политические учения Нового времени:

а) учение о государственной власти Н.Макиавелли;

б) концепция государства Т.Гоббса:

в) политическая философия Д.Локка;

г) учение о разделении властей Ш.Монтескье;

д) теория общественного договора Ж.Ж.Руссо.

4. Политические учения представителей немецкой классической философии ХУ111-Х!Х вв.

1. Политическая мысль Древнего Китая

Наиболее видный мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что человек по своей биологической природе существо эгоцентричное, поэтому задача государства в том, чтобы формировать его как общественное существо. Главное средство – просвещение правителей (совершенномудрых), которые должны показывать остальному народу пример должного поведения. Он сформировал так называемое золотое правило нравственности – следует относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. То есть – надо относиться к другим с любовью и уважением и они ответят тем же. Это сложно для простолюдинов, поэтому такой пример поведения должны демонстрировать люди образованные. Ведь именно образование раскрывает основной закон бытия или закон Неба – искренность, правдивость и, соответственно, справедливость. Для этого правители – ванны – должны советоваться с мудрецами. Управление народом с помощью силы не дает эффекта – люди не совершенствуются в морали. А главное для государства – доверие народа к правителю. Именно оно, вопреки различиям между привычками людей, способно их объединить в государство.

Мудрец и философ Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) также считал главным для правителей иметь в качестве советников мудрых людей, а не тех, кто из лести поддерживает все их мысли и начинания. Ведь только они знают закон Неба – дао, перед которым все равны. Поэтому мудрых следует наделять высокими должностями, вознаграждать высокой заработной платой и давать им в подчинение необходимое количество помощников. Если этого не делать, народ не будет ценить мудрость и уважать мудрецов.

Школа фацзя или легистов/законников сформировалась в 1У-111 веках до н.э. Они предупреждали правителей от того, чтобы те советовались с народом относительно методов правления страной. Но правитель не должен быть и рабом/пленником законов – их можно и необходимо изменять. Если советоваться с народом, он не будет уважать мудрых.

Управлять народом следует так, будто бы он по своей природе благочестив. Хотя это подталкивает народ к сокрытию плохих поступков. То есть, надо знать нравственную природу людей и умело использовать ее особенности. «Когда проступки прикрываются – народ победил закон; если же преступления сурово наказываются – закон победил народ. Если народ победил закон, в стране устанавливается хаос; если закон побеждает народ, армия усиливается». «Если сурово наказывать незначительные проступки, исчезнут сами наказания, права в стране будут успешно развиваться и государство станет сильным».

Легисты предполагали возможность соединения сильной авторитарной власти и власти народа. «Государство, в котором дела решаются на основании суждений каждых десяти общин – слабое; где дела решаются на основании суждений каждых пяти общин – могучее. Если дела решаются на основании суждения одной семьи, чиновники осуществляют хорошее управление, не слушая правителя, а народ идет не за чиновниками, а за законом».

2. Политическое устройство Древней Индии

Для неё характерно кастовое устройство общества, которое во многом сохраняется и в наше время. Поскольку основой мира есть Брахман, а мир представляет собой вселенского человека – Пурушу, выходит, что фактическим творцом мира есть мудрый человек. Творение мира тождественно процессу постановки им вопросов, ответы на которые и структурируют общество. Из уст Пуруши создается варна (социальный слой, страт) брахманов/мудрецов; из рук – варна кшатриев – воинов; из бедра – вайшьи – варна земледельцев, ремесленников, торговцев; из ног – варна шудр – рабов. Последние не могут принимать участие в решении дел страны, государства, поскольку в них нет собственных мыслей – они призваны выполнять решения других варн.

Переход из одной варны в другую возможен, но для этого человек должен прилагать значительные усилия в приобретении навыков познавательного мышления. То есть, надо иметь сильное желание знать истину, которая открывается усилиями мышления, оформленного согласно восьмеричного благородного пути Будды, который открывает путь к счастью нирваны как состояния небытия страдания. Путь предполагает правильное понимание, правильное побуждение, правильную речь, правильное поведение, правильный способ жизни, правильное стремление, правильное мышление, правильное созерцание.

Поскольку такой путь сложный,утвердилось кастовое общество и государство, которое его сохраняет. Перспективы равенства связаны с тем, насколько человек способен развить в себе главные качества – мышление, веру, стойкость, действие, счастье. Это очень важно для современного студента: «Бойся невежества, но еще больше бойся ложных истин; не доверяй своим чувствам. Потому что они введут тебя в самообман… Разум, который ошибается, еще хуже для человека. чем злостный и ненавистный враг, недруг».

2. Политические учения Античности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...