Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

экологической ответственности

Курсовая работа

 

по курсу «Методика преподавания

основ начального миропознания»

 

Сморжевская Е.В.

учащейся 179 группы

отделение учителей

начальных классов

 

 

Научный руководитель

преподаватель

Данилевич Т.А.

 

Орша 2003
План

Введение     с.
Глава I. Содержание экологического          образования            1.1.Формирование ответственного отношения к природе            1.2.Формирование экологической ответственности            1.3.Формирование экологической культуры            1.4.Современные подходы к содержанию экологического             образования в начальной школе            1.5.Принцип системной дифференциации в                  экологическом образовании            1.6.Междисциплинарный подход в экологическом             образовании школьников            1.7.Логико-психологические принципы конструирования                  содержания экологического образования       с. с. с. с.   с.   с.   с.   с.    
Глава II. Компоненты экологического           образования            2.1.Компоненты формирования ответственного                  отношения к окружающей среде            2.2.Компоненты экологической ответственности            2.3.Компоненты экологической культуры       с.   с. с. с.
 Заключение     с.
ЛИТЕРАТУРА     с.
ПриложениЯ с.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в республике практики экологического образования и воспитания.

Целью моего исследования является: исследовать содержание современного экологического образования и его основных компонентов.

Задачами исследования являются:

1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь и выявить его значение;

2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить их значение;

3.Исследовать технологии использования различных компонентов экологического образования в начальной школе.

4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников.

Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание экологического образования и его основные компоненты».

Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу, человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.

Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.» [1.64].

Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования школьников» дал четкое определение экологическому образованию: «Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [3.12].

В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124].

Определены суть и значение экологического образования, даны советы учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное обучение.

Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу «Экологическая педагогика и психология» в которой составлен целостный курс экологического образования. Авторы составили исторический аспект экологического образования, стратегии экологического образования в мире: «Специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.» [2.136].

В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования». Большое внимание экологи уделили вопросу внеурочных и внешкольных мероприятий.

В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы экологического образования младших школьников» показано о необходимости экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью различных форм и методов [6.13].

В пособии четко выделены задачи экологического образования: «Эффективность реализации задач экологического образования – использование как главных, так и второстепенных примеров взаимодействия общества, человека и природы» [6.16].

Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования.

Вопросы экологического образования  и воспитания, их характеристика, формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как «Народная асвета», «Адукацыя», «Пачатковая школа», «Родная прырода».

В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска Минаев В.М. в статье «Содержание экологического образования и его основные компоненты» показал необходимость прививать ученикам младших классов любовь и уважение к природе, сформировать положительное отношение к природе: «Младшие школьники должны понимать и усваивать простые закономерности природы и жизни людей… А учителя должны учить основным экологическим принципам» [5.42].

В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены методы, формы, компоненты.

Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье «Экологическое образование младших школьников» опубликованной в журнале «Пачатковая школа», предлагает ознакомиться с общими основами экологического образования школьников. Выделяет основные задачи экологического образования:

1)Освоение основных идей и экологических понятий;

2)Понимание места человека в природе и обществе;

3)Понимание ценностей природы;

4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27].

В статье показаны методы экологического образования, их использование на практике.

Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г. №10), большое внимание уделила внедрению в экологическое образование межпредметных связей. Автор, опираясь на опыт ученых-педагогов И.Д.Замкова, А.И.Захлебного, И.Г.Савегиной, показала значение экологического образования на межпредметной основе и установила его необходимость: «Междисциплинарный подход в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов, законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний…» [7.12].

А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека, задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических проблем» [8.24].

Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса. Автор дает рекомендации учителям и родителям о необходимости формирования экологической культуры у детей.

 

Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной школе.

 

Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно использовать в своей будущей самостоятельной работе.


ЛИТЕРАТУРА

 

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, c.27-124.

 

2.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.12-86.

 

3.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 1999, с.70-99.

 

4.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников: Пачатковая школа. – 1998. - №4, с.10-18.

 

5.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7, с.31-38.

 

6.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996, с.4-17.

 

7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10, с.15-18.

 

8.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8, с.42-44.


I.1. Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18].

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

-заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

-потребность общества в экологически грамотных гражданах;

-состояние и достижения экологической науки;

-психологические закономерности умственной деятельности школьников;

-психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости [5.45].

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников [9.81]:

1)повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;

2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды;

4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;

5)использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзмов;

6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;

10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;

11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций, являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей, средств и условий совершенствования экологического образования учащихся начальной школы [1.34].

Содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей среде.

Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологами и психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельского, И.Т.Барановой [1.21].

«Ответственное отношение к окружающей среде», - пишет И.Т.Суравегина, - есть способность и возможность школьника сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования морального дома и решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата [10.107].

Согласно Суравегиной, ответственное отношение личности к природе характеризуется следующими основными признаками:

а)устойчивость ценностных ориентаций экологического характера;

б)овладение знаниями о взаимодействии общества и природы;

в)желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное участие в нем [10.2].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, А.Н.Захлебный утверждает, что ответственное отношение к окружающей среде наиболее универсально проявляется:

во-первых, в готовности личности к ответственному поведению и деятельности в окружающей среде в соответствии с морально-правовыми нормами;

во-вторых, в готовности личности осуществлять экологически грамотное поведение, занимать социально активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде [3.54].

А.П.Сидельский считает, что бережное отношение школьников к окружающей среде имеет системное строение: оно развивается во внешней – практически – деятельной сфере жизни личности и во внутренней ее сфере – в психике. Совокупность внешней и внутренней сторон отношения школьника к окружающей среде составляют определенную систему [8.13].

Существует также два основных типа отношения личности к окружающей природной среде: рациональный и художественный. Рациональное отношение личности к окружающей среде определяется разнообразными материальными потребностями личности, а художественное – ее духовными потребностями в эстетическом наслаждении природой.

Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет относительную самостоятельность в системе отношений человека. Оно включается разными аспектами в многоплановые производственные отношения, в политические отношения, в семейные отношения, а также во многие другие отношения личности [3.55].

Отношение человека к окружающей среде во многом определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.

В целом же уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом «перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых являются:

-реальное включение школьника в систему общественных отношений;

-активность самого школьника;

-эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.

При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и правил отношений к окружающей природной среде [2.36].

И.Т.Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории.

Она также считает, что экологическая ответственность является сложной чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных возможностей всех школьных предметов [10.17].

В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде имеет три аспекта:

первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как к естественной среде жизнедеятельности человека;

второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму, который объективно включен в систему экологических взаимодействий;

третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а универсальности [9.93].

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей образования в области окружающей среды.

Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания, среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе [5.46].

Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения школьников к окружающей среде. Важнейшими из них являются:

1)непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых и др.);

2)производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);

3)общение с родителями, общий уклад жизни в семье;

4)негативные, жестокие поступки людей к живой природе;

5)собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными;

6)изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах;

7)чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.

Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.

Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты негативных поступков других людей.

Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается школьниками достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг, телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде городских школьников, чем учащихся сельских школ [6.121].

 


I.2. Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе экологического образования, является экологическая ответственность. Это качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов.

Формирование ответственного отношения к природе требует включения учащихся в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося, которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической ответственности. Основой психологического механизма формирования у учащихся экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого ориентированы цели экологического образования младшего школьника [5.36].

Центральная роль в формировании у учащихся ответственного отношения к природе принадлежит речи и речевой деятельности, выполняющей важнейшие функции в осуществлении разумной деятельности личности в окружающей природной среде.

Экологическое образование обеспечивает формирование у учащихся ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края [6.28].

Основными педагогическими условиями повышения экологической ответственности являются:

а)целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования ответственного отношения к природе;

б)учет реального отношения личности к природе;

в)обогащение учащимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;

г)включение учащихся в различные виды эколого-воспитательной деятельности;

д)обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой деятельности по охране природы родного края;

е)подготовка учителей к решению задач экологического воспитания [5.13].

Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей экологической ответственности.

Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношениях и в мире природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта личности, способность отвечать за свое поведение, поступки. Активно осваивая формы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и общества [9.7].

 


I.3. Концепция общего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества [9.144].

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.

Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней [5.77].

Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в праздниках и обрядах, обычаях и играх.

К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая и благородная задача педагогической науки и практики.

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость. Стремление овладеть грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям [9.186].

В целевой установке экологической культуры отличается и такая специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры.

Следовательно, стратегическая цель экологической культуры в начальной школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

1)Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

2)Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

3)Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования экологической культуры младших школьников [9.136].

 


I.4. Современные подходы к содержанию экологического образования в области окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания.

В современной научной литературе так же подчеркивается объективная необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом образовании.

Целесообразность использования современного подхода к решению задач экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных, Г.Н.Карона, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельский, Э.А.Турдикулов.

Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что, несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его отдельных аспектов [5.58].

Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному объекту исследования необходимо:

-исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь между ними, характер взаимодействия;

-выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его развитие;

-составить его обобщенные интеграционные характеристики;

-проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее частными компонентами;

-рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить его поведение и развитие в этих системах;

-исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает, что современный подход в экологическом образовании – это особая исследовательская позиция, способ восприятия действительности, характеризующийся тем, что:

а)анализируемый объект рассматривается как система;

б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним окружением, средой;

в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой целевой структуры [4.146].

В научной позиции современный подход выполняет функции средства объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности явлений:

1)принцип гуманизации;

2)принцип единства;

3)принцип междисциплинарности;

4)принцип интеграции;

5)принцип комплиментарности;

6)принцип природоспособности;

7)принцип прогностичности.

Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о правах ребенка, принятая в 1990 году), из особенностей психического развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитуемым. Именно по этому начальная школа должна стать школой радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений.

Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.

Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью.

Принцип междисциплинаности предполагает согласование различных аспектов взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...