Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В поисках духовной гармонии




РЕФЕРАТ

На тему: «Тема любви в творчестве Куприна»

 

 

Выполнила:

студентка 623 гр.Татьяна

Проверила: Болотова Г.В.

 

Сыктывкар

2010 г.


Содержание

Введение

1. Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна

2. В поисках духовной гармонии

Тема любви:

3. Повесть "Олеся" - всепобеждающее чувство любви

4. Библейские мотивы в творчестве А.И.Куприна

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Яркое, оптимистическое, привлекающее красками живой жизни творчество Александра Ивановича Куприна принадлежит к тем своеобразным явлениям русского критического реализма, которые, будучи органически связаны с русской классикой Х1Х века, уже свидетельствовали о наступлении новой эпохи в истории русской и мировой литературы. Первые признаки этой новой эпохи обозначились на рубеже Х1Х и ХХ столетий.

Литературная деятельность нового поколения прогрессивных художников слова, принадлежащих к направлению критического реализма, - художников, очень непохожих друг на друга, проходивших в дальнейшем через весьма сложные и мучительные искания, заняла важное место в развитии русского реализма и явилась существенным элементом литературной эпохи. Одним из наиболее самобытных, духовно здоровых и талантливых писателей, объединившихся на заре нашего века вокруг Горького, был А.И.Куприн.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.

«Куприн – настоящий художник, громадный талант, - сказал о нем Лев Толстой. – Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев – Андреева, Арцыбашева и прочих». Один из самых популярных писателей дореволюционной России, деливший славу с М.Горьким и Леонидом Андреевым, Куприн в восприятии читателя был, прежде всего, талантливым реалистом-бытовиком, с его тягой к цельным, простым и сильным натурам, а, кроме того - романтиком в изображении чистого, целомудренного чувства.


Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна

 

Прежде чем рассматривать в исторической последовательности основные этапы сложного и нелегкого пути этого оригинального мастера, попытаемся в самой общей, эскизной форме - так сказать, предварительно - обрисовать некоторые своеобразные особенности его творческой индивидуальности, его эстетического отношения к действительности.

Формировавшийся в духовной атмосфере "внутреннего обновления", о которой так ярко в связи с оценкой творчества Горького сказано Воровским, Куприн не примкнул, однако, к революционно-пролетарскому художественному направлению. Критицизм Куприна по отношению к буржуазно - дворянскому обществу не обрел глубины и остроты законченного, последовательного революционного мировоззрения; его социальные мечты о разумном и справедливом обществе были абстрактны. Но взволнованное ожидание "занимавшегося завтрашнего дня", незримые духовные волны, исходившие от народной массы, поднимавшейся к сознательному историческому творчеству, - все это не могло не повлиять и на Куприна, художника социально чуткого и в высшей степени наблюдательного. Пожалуй, на него беспокойный дух новой исторической эпохи повлиял сильней, чем на кого-либо из молодых представителей критического реализма конца 1890-х годов, начала 1900-х годов.

"Весенняя свежесть", которая придавала такое мажорно-оптимистическое звучание произведениям Горького, была присуща и Куприну. Пусть мы не найдем в творчестве Куприна горьковского исторического оптимизма, основанного на ясном (конечно, не сразу обретенном) представлении о перспективах развития общества, на понимании закономерностей исторического процесса, но Куприн многое - в значительной степени стихийно - вобрал в себя от "духоподъемного" времени, от его накала, от его динамики. Он отбросил уныние и тоску, так сильно дававшие себя знать в литературе 80-х годов, и сумел противостоять пессимистическим внушениям западного и российского декаданса.

В поисках духовной гармонии

 

Произведения заветной для Александра Ивановича Куприна темы - это произведения на тему любви. В творчестве писателя она нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Между тем далеко не одним интересом к психологическим процессам рождён этот богатый мир. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремлённость человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны - обнаружить во внутреннем мире личности мрачную печать противоречий эпохи.

Несомненно, Куприн шёл в направлении, проложенном русским и мировым искусством - к постижению глубин человеческой души с её богатыми природными возможностями и болезненными процессами, вызванными социальным несовершенством мира. Претворена в его творчестве и другая закономерность большой литературы: в любом его произведении всё, начиная с отбора материала и кончая деталями образного воплощения, выражает общую концепцию жизни.

Авторское истолкование великого дара любви тоже нельзя воспринимать изолированно от других принципиально важных представлений Куприна. Только с позиций целостной системы его взглядов будет понятна преданность писателя теме, смысл её развития в творчестве. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самой природой обусловленная степень ее влияния на личность позволяет художнику поставить это чувство рядом с самым дорогим для него даром творчества. Причем, почти равно поэтичным, очищающим и формирующим душу началом наделяется, как свидетельствовал сам Куприн. И "нежное, целомудренное благоухание "любви, и "трепет, опьянение" чистой страсти. Молодого Куприна не менее привлекал и внутренний склад личности, способной задуматься над своей судьбой, смыслом бытия, красотой окружающего. Прощанием с "погибшей силой", быстро промелькнувшей весной и печалью воспоминаний овеяна исповедь купринских героев. Автор не отказывает им в способности к "волшебной сказке" любви. Но она разрушается в "тусклой и равнодушной жизни", вытесняется сугубо чувственными наслаждениями, против которых "бессильны и честь, и воля, и рассудок". Свой идеал сильного гармоничного характера и торжествующей любви писатель обрести здесь не мог. Любовь... Трудно назвать писателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Но из-под пера А. Куприна выходили особые рассказы и повести о любви. Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная, любовь трагическая... Со сколькими перипетиями любви встречаемся мы в его произведениях! Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этого волшебного состояния души, а может, и проверить свои чувства. Как не хватает порой нам, современным молодым людям, доброго советчика, мудрого помощника, который помог бы разобраться в истинности того чувства, которое мы иногда принимаем за любовь, а потом испытываем глубокое разочарование. Возможно, и поэтому многие юные современники принимают за любовь совсем не то, о чем вдохновенно писал А.И.Куприн.

С особым чувством Куприн всегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета не исчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».

Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».

Повесть "Олеся" - всепобеждающее чувство любви

 

Повесть «Олеся» была как-то особенно дорога Куприну – она связана с его полесскими впечатлениями 1897 года. Тогда, недовольной своей репортерской судьбой, он оставил Киев и отправился в Полесье. Здесь он занимался совсем другими делами: управлял имением в Ровенском уезде, разводил махорку и даже, в неуемной жажде новых впечатлений, «полюбопытствовал на время стать псаломщиком», увлекшись церковно-славянским языком. Но главным увлечением Куприна явилась охота. Целые дни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесских лесов и болот.

Охотничьи впечатления, встречи и разговоры, местные «байки» и легенды, услышанные у охотничьего привала, не только дали богатую пищу сердцу и уму наблюдательного писателя, но и подсказали форму его ранних рассказов – путевой очерк, описание той или иной «местной» истории.

С особым чувством Куприн всегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета не исчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».

Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».

В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон повести о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича. В основу повести "Олеся" положена история любви молодой девушки к начинающему писателю. Первой фразой про "голодных зябликов" главная героиня Олеся располагает к себе читателей. По словам Ивана Тимофеевича, Олеся поразила его необычной, оригинальной красотой. Она была высокой брюнеткой лет двадцати - двадцати пяти. Чистое любопытство свело главного героя с Мануйлихой и ее внучкой Олесей, с которыми так неласково обошлась деревня, прогнавшая их в дремучий лес, обвинив Мануйлиху в колдовстве. Привыкнув относиться к людям с опаской, главная героиня не сразу открылась Ивану Тимофеевичу, тая в себе что-то неразгаданное: "Плохо нам от них (людей) приходится...". Купринская деревня "укутана тьмой", разобщена, бесчувственна. Одиночество, исключительность положения Олеси определяют ее судьбу. Неторопливо развертывается повесть от лица городского интеллигента Ивана Тимофеевича. Вслед за ним читатель знакомится с "упорно необщительными" и невежественными крестьянами, с ограниченным и мрачным полесовщиком Ярмолой; с самим рассказчиком, скучающим наблюдателем чуждых ему нравов, не свободным от эгоистических поползновений; с жадной и ожесточившейся от преследований бабкой-"колдуньей" Мануйлихой. Все они связаны с определенной социальной средой, скованы ее укладом и законами, вплоть до недавней власти над Полесьем польских панов, и поэтому бесконечно далеки от какой бы то ни было гармонии. И только Олеся, воспитанная матерью-природой, могучей ее силой, сохраняет в себе в чистом виде врожденные человеческие дарования. И хотя автор явно идеализирует натуру девушки, однако в ее поведении, чувствах, мыслях воплощаются вполне реальные способности людей, и поэтому повесть убеждает глубокой психологической правдой. Впервые у Куприна в характере Олеси пластично слились гордость и самоотверженность, действенность поступков с удивительной утонченностью переживаний, воистину и высоко одаренная душа, могучей энергией, преодолевающая противоречия своего положения, поражает смелым полетом чувств, безоглядной преданностью возлюбленному, более того - совокупностью серьезных проявлений по отношению к людям, природе.

Автор создает человеческую личность небывалых возможностей, но избирает любовь конкретным и поэтическим ее выражением. В слиянии с красотой окружающего зеленого царства взращена редкая способность Олеси приносить счастье, возрождать эмоции, лечить душевные раны. Поэтому встречи Олеси с Иваном окрашены участием вечно прекрасных земли и неба.

Уже в самом имени героини есть что-то поэтическое. И вся повесть развертывается как романтическая поэма, отнюдь не уводящая, однако, от реалистически-суровой темы "страшного мира".

Олеся полюбила "доброго, но только слабого" главного героя. Судьба для нее была предрешена. Главная героиня, человек мнительный и суеверный, верит картам. Она знала, чем кончится ее близость с писателем. "Никогда вы сердцем не полюбите... а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете",- говорит Олеся. Взаимной любви не получилось. У Ивана Тимофеевича было только влечение к главной героине, ошибочно принятое им за любовь. Интерес к ней возник из-за непосредственности и оригинальности Олеси. "Самобытная, свободная натура, ум, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины", - говорит о ней начинающий поэт. Для слабовольного Ивана Тимофеевича мнение общества значило очень много. Он не мыслил себе жизни вне этого общества. В повести "Олеся" мир естественных человеческих отношений, мир лесной сказки, нарисованный с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Олеся - истинный человек. "Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие - все то, что отравляет взаимоотношение людей в "цивилизованном мире". Не случайно с "прекрасным обликом Олеси" остаются в душе Ивана Тимофеевича "пылающие вечерние зори, росистые ландышем и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама", ведь образ матери-природы, действительно, воплотился в Олесе.

С какой любовью и заботой она относится к населению леса: зайцам, зябликам, скворцам: "Зачем бить птах или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется также, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие". Олеся и бабку свою жалеет, и вора Трофима, и даже озверевшую толпу, избившую ее, прощает: "Все я одна, глупая. Ну, чего я полезла... в самом деле?". "Во всех ее движениях, в ее словах есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность, порядочность, уверенность в свои силы", - замечает Иван Тимофеевич, - Олеся - хозяйка этого леса, мать всему живому, в ее внешности, в "чистом, нежном профиле" есть что-то от богородицы Марии, придающие светлому лицу одновременно и властность, и наивность. Можно провести и другую параллель: "отдохнувшая за зиму земля пробуждается с приходом весны, полная жажды материнства". А последние слова, которые произносит Олеся перед уходом Ивана Тимофеевича следующие: "Знаешь, о чем я жалею? О том, что у меня нет от тебя ребеночка. Ах, как я была бы рада этому!" Несомненно, в эти слова автор вложил глубокий смысл.

Образ лесной девушки Олеси - воплощение большого чистого и благородного чувства. Полесская девушка лишена родственной ей вольной стихии Олеся - натура цельная, серьезная, глубокая, в Олесе так много искренности и непосредственности, не говоря уже об ее девичьем обаянии, что даже герой повести - довольно обычный. Купринский герой с несколько аморфным характером - под влиянием этой загадочной лесной девушки поднимается, пусть на время, до какого-то просветленного душевного состояния и, так кажется, почти готов переродиться, то есть стать благородно- простым и цельным человеком...

Эти люди очень разные: Олеся — “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич — “человек, хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: герой — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”. Героиня — “ведьмака”, неграмотная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и понимала, что их любовь обречена, однако любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь. Это было тяжелым испытанием для главной героини. Она пересилила страх не только перед людьми, но и перед Богом. Чистая, безграничная любовь сподвигла Олесю на этот решительный шаг. Читатель видит, насколько велика роль любви в жизни этой девушки. "Не хочет судьба нашего счастья",- с прискорбием говорит главная героиня. А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв...”. Иван Тимофеевич, любя Олесю, в то же время боялся своей любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”. В спорах Олеси и Ивана Тимофеевича читателю открывается непочатый край знаний девушки, которой доступны "те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, опередившие науку на целые столетия". Со временем главный герой находит, что неумеющая даже читать Олеся в разговорах проявляет "чуткую деликатность и особенный, врожденный такт". После прихода урядника к Мануйлихе девушка долго не хочет говорить о большой беде Ивану Тимофеевичу, а потом сердится и стыдится "бабушкиной плаксивости". Здесь проявляются гордость, чувство собственного достоинства, самолюбие главной героини. Затем отношения между ними испортились, так как Олеся не хочет простить покровительства писателя в деле с урядником.

Повесть «Олеся» - воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой, - говорится в статье Ю.Борисова. - Не случайно вдали от города, где люди живут в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, или под самой землей, в сырости и холоде, не видя солнца - не здесь, а среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит Куприн героиню своей самой поэтичной повести".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...