Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные полномочия конституционных судов.




По форме нормативно-правового закрепления полномочия конституционных судов делятся на конституционные, т. е. закрепленные в конституции государства, и законодательные — установленные в законе о конституционном суде и в других законах.

Полномочия конституционных судов, опосредующие основные и дополнительные функции конституционного правосудия, соответственно можно классифицировать на основные и дополнительные.

К основным полномочиям конституционных судов в современном виде, в том числе конституционных судов постсоветских независимых государств, можно отнести следующие:

официальное толкование конституции, в отдельных государствах— конституции и законов; Официальное толкование конституции, осуществляемо е компетентным и органами, обладает общеобязательной силой. Официальное толкование конституции осуществляют парламенты в Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстане, Латвии, Литве, Таджикистане и Эстонии (это право не принадлежит судебным органам конституционного контроля). Если парламент сомневается в правильности понимания им того или иного по­ложения конституции, то неопределенность должна быть снята иным правовым способом. Конституционный суд Словакии в спорных случаях дает офи­циальное толкование конституции и конституционных законов; в Украине — конституции и законов в случае практической необ­ходимости в выяснении или разъяснении, официально й интер­претации их положений при наличии неоднозначного примене­ния положений Конституции и законов Украины судами, други­ми органам и государственной власти, если это может привести и ли привело к нарушению конституционных прав и свобод. В РФ, в соответствии со ст. 3 ФКЗ Конституционный суд РФ дает толкование Конституции Российской Федерации- толкование является официальным, общеобязательным для всех субъектов права.

конституционный нормоконтроль:

-законов и других нормативных правовых актов высших органов государственной власти (главы государства, правительства) Австрия, Германия, Польша, Португалия; всеобъемлющий конституционный контроль (Азербайджан, Латвия, Эстония). В РФ в соответствии со ст. 3 ФКЗ Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

-конституций и других учредительных актов, а также нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов федерации, автономных образований (Азербайджан, Грузия, Россия, Узбекистан, Украина); внутригосударственных договоров; международных договоров, актов межгосударственных образований, в состав которых входит государство; В РФ, в соответствии со ст. 3 ФКЗ КС РФ проверяет на соответствие конституции- (материальный нормоконтроль) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

В странах, где действуют конституционные суды, объекты контроля определяются в конституциях и зако­нах с теми или иным и ограничениями. В одних странах кон­ституционные суды правомочны проверять конституционность законов, иных нормативных актов, имеющих силу закона (Ис­пания), в том числе региональных (Италия), в других страна х круг таких актов еще шире и включает нормативные правовые акты высших, центральных и региональных органо в исполни­ тельной власти (администрации), местных органо в государст­венной власти и органов самоуправления (Австрия, Германия, Польша, Португалия, Словения и др.). В целях предупреждения перегруженности в работе консти­туционных судов законодатель ограничивает круг проверяемых им и на конституционность нормативных правовых актов орга­нов исполнительной власти, а тем более органов местного са­моуправления, возложив в определенной мере эту функцию на общие суды.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ Конституционый суд проверяет на соответствие Конституции: договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации- осуществляется в порядке абстрактного нормоконтроля- вне связи с каким-либо делом;

-не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации-посредством предварительного нормоконтроля (после принятия, но до промульгации, до вступления в силу).

защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона (в некоторых государствах и других правовых актов), примененного или подлежащего применению в конкретном деле; разрешение дел о правоприменительной практике, затрагивающей конституционные права граждан (Кыргызстан).В РФ (ст. 3) ФКЗ КС РФ проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле.

разрешение споров о компетенции между органами государственной власти; между органами центральной + или органами местного самоуправления; между органами местной государственной власти и органами местного самоуправления. В РФ КС РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

Среди классических примеров можно выделить Австрию, где полномочия Конституционного суда достаточно обширны и четки. Помимо полномочий определения конституционности нормативных актов и официального толкования Конституции, здесь Конституционный суд решает также:
- вопросы законности и конституционности международных договоров;
- споры по поводу конституционности деятельности руководителей высших органов государства (Президента страны, Правительства, правительств земель, губернаторов, руководства мэрии Вены и т. д.);
- споры, возникшие между различными судами, между судами и административными органами;
- правовые споры между различными органами власти;
- вопросы конституционности и законности правовых актов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...