Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антиинфляционная политика и ее основные методы.




АП – макро. политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты. Мероприятия: 1) регулирование совокупного спроса (кейнсианцы); 2) регулирование совокупного предложения (монетаристы). Виды современной АП: Шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы. Снижение инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы (деноминацию, девальвации). Градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно. АП в РБ: 1) ограничению издержек и ресурсосбережению; 2) ограничению монетарных факторов инфляции; 3) структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. В РБР ежегодно утверждаются Основные направления ДКП, реализуемые национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

 

Необходимость и сущность кредита. Сущность кредита.

Кредит - сов-ть экономич. отношений между кредитором и кредитополучателем по поводу возвратного движения стоимости. Структура: 2 субъекта (кредитор, кредитополучатель) и объект (ссуженая стоимость) в тесном взаимодействии. Кредитор – предоставляет ссуду во временное пользование. Его черты: располагает средствами; в банке концентрация кредиторов; мобилизация ресурсов носит производительный хар-р. Кредитополучатель- получает кредит и обязан его выплатить. Черты: не явл. собственником ссуды, возвращает ее и уплачивает %, м.б. физ или юр лицом имущественно обеспеченным, зависит от кредитора. Ссуженая стоимость обладает добавочной потребительской стоимостью, ускоряет воспроизводственный процесс, сохраняется во время движения, носит возвратный характер, обычно имеет авансирующий хар-р.

 

Функции кредита.

1) перераспределительная (перераспределяются ден и товар ресурсы; перераспределяют только временно высвободившуюся ст-ть; удовлетворяется потребность только в дополнительных ср-х; охватываются различ уровни движения ст-ти; обычно перераспределения без посредников, но бывает с посредниками при наличии третьего лица гаранта).Перераспределение м.б. межтеррит-ое, межотрасл-ое, внутриотрасл-ое. 2) замещение действительных денег кредит операциями (через безнал расчеты, зачет взаимной задолженности,перечисление сальдо взаимных зачетов). 3) контрольно-стимулирующая (рациональное исп-ие ср-в). Обычно в экономической литературе выделяют следующие законы кредита: - закон возвратности кредита; - закон сохранения ссуженной стоимости; - закон срочности кредита - закон платности кредита - закон целевого хар-ра кредита

 

23. Формы кредита, их классификация. Форма кредита характеризует внешнее проявление и организацию кредитных отношений. Кредит как эконом. категория имеет несколько форм. Внутри каждой из форм выделяются виды кредита, кот. формируются в зависимости от особенностей объекта, целевого направления кредита, его срока, обеспеченности возврата и др. Виды: 1. в завис-ти от участников кредитной сделки:банковский, государственный, потребительский, ипотечный, коммерческий, международный, лизинговый. 2. от ссуженной стоимости -товарная форма, денежная, товарно-денежная. 3. от того, кто кредитор: банковская форма (кредитор – банк), хозяйственная форма (к.-хоз организация), государственная (к. – гос-во), гражданская (к. – частное лицо). 4. от назначения кредита производительная форма (на производство), потребительская форма. 5. от сверы функционирования: национальный кредит, междунар. кредит.

 

24. Банковский кредит. Банковский кредит - движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату во временное пользование. Связан с аккумулированием временно свободных ден средств, их перераспределением на условии возвратности, эмиссией ден знаков в обращение через систему кредитования. Кредитор-банк, кредитополучатель- физ или юр лицо. Прямой кредит без посредников, косвенный с посредниками. Принципы кредитования: 1. экономичность (наиб эфф-ть использования кредита при наименьших кредитных вложениях). 2. комплексность. 3.дифферен-цированность (различный подход к различным кредитополучателям). 4. срочность. 5. возвратность.

25. Государственный кредит. Аккумуляция временно свободных ден средств на покрытие гос расходов (дефицита гос бюджета). Кредитор - физ или юр лица. Кредитополучатель - органы гос-ва (Минфин или местые органы власти). Различают: 1. гос безоблигационные (векселя, кредит Центробанком дефицита) и - облигационные (облигации, казначейские векселя) обязательства; 2. централизованный кредит (кредитополучатель Минфин) и децентрализованный (местные органы власти); 3. внутренний и внешний; 4. краткосрочный и долгоср-ый. В РБ в основном гос краткоср-ые облигации. Их первичное размещение на аукционах. Нацбанк может их продавать на вторичном рынке. С 1996г в РБ еще и долгосроч. облигации (для снижения инфляции, покрытия гос расходов).

26. Потребительский кредит. Это отношения между кредитополучателем и кредитором по поводу кредитования конечного потребления. На удовлетворение потребительских нужд. Кредиторы - банки, внебанк кредит фин организации, предприятия и организации. Кредитополучатели - физ лица. Для выдачи кредита собирается информация о достатке семьи (чтобы минимизировать риск невозврата). Классификация потребительских кредитов по: а) субъектам кредитных отношений - на банковские и небанковские; б) способу организации предоставления ссуженных средств - на кредиты организован-ные и неорганизованные, прямые и косвенные. в) формам выдачи - на товарные и денежные; г) степени покрытия кредитом стоимости потребительских товаров, услуг - на кредиты на полную стоимость или частичную их оплату; д) способу погашения кредита - на погашаемые постепенно или разовым платежом; е) срокам выдачи – на краткосрочные и долгосрочные. ж) зависимости от целевого назначения: - инвестиционные; - для покупки особых товаров или оплаты услуг; - на развитие личных хозяйств и др.

 

27. Ипотечный кредит. Ипотека - залог земли, недвижимого имущества. Ипотека оформляется договором между залогодателем и залогодержателем. Ипотечный кредит - особый тип экономич. отношений по поводу предоставления долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества. Кредиторы- ипотечные банки, кредитные общества, обычные коммерч банки и т.д. Кредитополучатели - физ и юр лица, имеющие в собственности объект ипотеки. Виды: 1. стандартная (обычная)залог одного конкретного своего имущества. 2. объединенная ипотека- одновременный залог нескольких своих имущественных объектов. 3. ипотека чужого имущества- залог имущества третьего лица. 4. общая ипотека- под залог отдается несколько принадлежащих отдельным собственникам объектов; 5. условная ипотека вступает в силу с момента исполнения предусмотренного договором условия. Если условие не исполняется ипотека может быть отменена.

 

28. Лизинговый кредит. Это отношения м/у юридически самостоятельными лицами по поводу передачи в лизинг ОС производства или товаров в длительное пользование, а так же по поводу финансирования, приобретения движимого и недвиж имущества. Лизинг - форма товарного кредита, явл. одним из видов инвестирования в оборудование, недвижимость и др осн фонды. Субъекты: Лизингодатель - юридическое лицо, передающее по договору лизинга объект лизинга. Он является собственником объекта лизинга. Лизингополучатель - субъект хозяйствования, получающий объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга. Виды: - При прямом лизинге собственник имущества самостоятельно без посредников сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка). - При косвенном лизинге передача имущества происходит через посредника (поставщик-лизингодатель-лизингополучатель). - При групповом лизинге при сдаче в лизинг больших объектов в роли лизингодателя может выступать несколько компаний.

 

29. Коммерческий кредит. Коммерческий кредит - кредитная сделка между предприятием - продавцом (кредитором) и покупателем (кредитополучателем). Кредит предоставляется в товарной форме в виде отсрочки платежа при продаже товара (услуги). Взамен покупатель выдает вексель с обязательством осуществить платеж в установленный срок и оплатить проценты, сумма кот. включается в цену товара и сумму векселя. Бывает простой вексель и переводной – выплачиваешь деньги третьему лицу. Можешь передать вексель др лицу, для этого надо сделать спец запись – аваль. Коммерч. кредит отличается от банковского кредита по составу участников, порядку оформления, величине процента, экономическому содержанию кредитной операции. Предприятие может одновременно получать коммерческий кредит и одновременно его выдавать.

 

30. Роль кредита. 1) способствует непрерывности воспроизводственного процесса, ускорению оборота капитала. 2) является инструментом регулирования процесса воспроизводства. 3) влияет на сбалансированность экономики. 4) воздействует на общеэкономические и отраслевые пропорции. 5) является инструментом регулирования объема и скорости оборота денежной массы. 6) выступает фактором повышения жизненного уровня населения. 7) выступает фактором снижения издержек обращения. 8) способствует развитию международных эк-их связей на макроуровне – влияет на сбалансированность экономики, способствует экономии издержек обращения, воздействует на общеэкономические и отраслевые пропорции, является инструментом регулирования объема и скорости оборота ден массы. на микроуровне – стимулирует производство, выступает источником формирования осн и оборот средств, является источником роста собственных средств.

 

31. Рынок ссудных капиталов. Структура рынка. Участники рынка. Рынок ссудных капиталов явл. основной частью фин. рынка, на кот. осуществл. купля-продажа преимущественно долговых фин. обязательств. В его состав входит кредитный рынок, рынок ЦБ и та часть валютного рынка, на кот. осуществл. валютные депозитно-ссудные операции. Участников можно разделить на фин. посредников и вспомогательные фин. организации. Финансовыми посредниками явл. кредитно-финансовые учреждения, кот. мобилизуют денежные средства путем принятия фин. обязательств от собственного имени с целью последующего размещения средств на кредитной основе. К ним относятся центральные, коммерческие, специализированные банки и др. Вспомогательные фин. организации не занимаются непосредственно мобилизацией средств и не предоставляют кредиты за свой счет и от своего имени. Они оказывают специализир. услуги, тесно связанные с посредническими операциями на рынке ссудных капиталов. К вспомогательным финансовым организациям относятся фондовые биржи; брокерские компании и агенты;

Ценные бумаги, их виды.

ЦБ -специфический товар-обязательство ее эмитента выплачивать доход на вложенный капитал ее держателю и возвратить через установленный срок вложенный капитал. В системе эконом. отношений ЦБ выступает как титул собственности. Свойства ЦБ: 1. срочность, т.е. протяженность во времени данных экономических отношений. 2. высокая ликвидность и предоставление определенных дополнительных прав либо льгот ее владельцам. 3. гибко перераспределяются капиталы и денежные средства между странами, регионами, отраслями экономики, субъектами рынка. 4. происходит концентрация капитала в наиболее выгодных сферах вложения. Виды: По эмитентам: правительственные; местных органов власти; АО; других хоз. субъектов; прочих юр. лиц. По цели эмиссии. По срокам существования и обращения: бессрочные и срочные. По территории обращения различают ценные бумаги международные, национальные и региональные. По уровню риска:с низким риском, умеренным либо полным. По степени ликвидности: высоколиквидные, ликвидные, низколиквидные и неликвидные. От вида имущественных прав: основные, производные и прочие ЦБ.

 

Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, на котором осуществляется первичное размещение бумаг и операции по их обращению. Различают первичный и вторичный рынок ц.б. Выделяют 3 основные вида ц.б: 1) акции. 2) облигации. 3) производные. Акции имеют ном. цену – цена указанная в акции при ее выпуске, и реальную цену – курс акции – цена, по которой данные акции покупаются и продаются. Доход от акции наз. дивиденд. Курс акции =(дивиденд×номинальная цена)/норма процента. Чем больше дивиденд, тем больше курс акции, а чем больше норма процента, тем меньше курс акции и наоборот. Наиболее доходными явл гос облигации, т.к. они более стабильны. Рынок ц.б. начал формироваться в РБ с 1991г. В 1994 появляется рынок Приватизационных чеков. Структура РЦБ: 25% - акции, 8% - векселя, депозитные сертификаты, 25% - гос. облигации. С помощью РЦБ происходит регулирование денежного обращения путем увеличения или уменьшения выпуска ценных бумаг, которые препятствуют инфляции наличных денег.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...