Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст для анализа с использованием приема «Ромашка вопросов»

Практическое занятие: «МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УПД»

Классификация Ю.К. Бабанского Включенные группы методов Пример метода (его организационная форма)
Методы организации и осуществления УПД 1. словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации); 2. индуктивные и дедуктивные (развитие логики);     3. репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); 4. самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (управление учением). Рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа, урок-диалог, работа с текстом, учебная дискуссия Демонстрация реальных объектов, технических установок, фильмов, компьютерных программ, опытов; иллюстративные методы. Упражнение, лабораторный метод   Приемы работы с текстом, эксперимент
Методы стимулирования и мотивации Дидактические игры; поисковые методы (интерес к учению; долг и ответственность в учении).   Брейншторминг, краткосрочный проект, проблемные вопросы; прием-инсерт, таблица «З-У-Х»; прием синквейна (формулировка темы, нахождение ключевых слов, формулировка идеи текста), кластер, ПМИ и др.
Методы контроля и самоконтроля в обучении Устный, письменный, лабораторно-практический.   Опрос, беседа, тест, контрольная работа, эссе, резюме, контрольные лабораторные работы

Прием «Ромашка вопросов: система вопросов, основанная на созданной американским психологом и педагогом Б.Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка).

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Задание: Сделайте анализ текста на основе приема «Ромашка вопросов»: составьте и заполните таблицу по образцу:

Группа вопросов Вопрос Ответ
1. Простые    
2. Уточняющие    
3. Объясняющие    
4. Творческие    
5. Оценочные    
6. Практические    

Работа в парах.

Текст для анализа с использованием приема «Ромашка вопросов»

Искандер Ф.А. Собрание. В 10 т.
М.: Время, 2004.

 

Он летел на похороны матери. Рейс на его самолет уже несколько раз откладывали. И другие рейсы отодвигали. Аэропорт был переполнен пассажирами. Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов. В ходьбе боль уменьшалась, вернее, само действие ходьбы, требуя некоторых усилий, немного приглушало боль.

Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о ее великом терпении, любви, о ее невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

Мать - короткий праздник на Земле.

Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. Какая несправедливость, думал он. И никто никогда не поймет, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что ее любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдется человека, который все это захотел бы выслушать и понять. Какая несправедливость, думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

Мать - короткий праздник на Земле.

Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на ее лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.
Он остановился, пораженный лицом этой женщины. Конечно, выражение скорби на ее лице было связано с болезнью этого мальчика. Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. Что они ей сказали? Навряд ли что-нибудь утешительное. Иначе откуда такая скорбь на ее лице?

Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. Но сейчас оно было необыкновенным. Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо ее светилось тихой, безропотной скорбью. Оно светилось скорбью и все понимало. Оно вмещало в себе всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себе и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о ее самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. И только сейчас понял. И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. И только теперь, потрясенный, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

И ему вдруг захотелось рухнуть на колени перед этой женщиной и поцеловать ее руку в знак благодарности, что ее скорбь вмещает в себе и скорбь по его матери, и сказать ей все, что не успел сказать своей матери.

Однако он не двигался, а только смотрел на ее лицо. Он знал, что даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. Он был сыном своего времени, и постыдный стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

Чем откровеннее хамство на этой земле, подумал он, тем более стыдится себя любовь. И сколько раз в жизни он бывал ранен и цепенел более всего от образованного хамства! Человек рождается грамотным или безграмотным, вдруг подумал он. Человек, родившийся грамотным, читая книги, расширяет свою грамотность. Человек, родившийся безграмотным, читая книги, только усугубляет свою безграмотность. Вот почему страшнее всех культурный хам. Под грузом культуры он как под мешком, который нельзя сбросить, и потому он нетерпим, раздражен, яростен и лишен мудрости, ибо под грузом мешка невозможно быть мудрым. Вероятно, только великая, всепроникающая скорбь даже из хама может сделать человека, думал он, глядя на лицо этой женщины.
И он смотрел и смотрел на это скорбящее, светящееся скорбью лицо, обращенное в непомерную даль. И ему почему-то становилось легче, просветленнее. В этом мире все прекрасное скорбит, подумал он, и все скорбящее прекрасно. И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только скорбь спасет мир. И разве случайно, что лицо Богоматери всегда скорбно?... А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

Метод «Синквейн».

Участникам предлагается выразить свое отношение к изученному приему и написать:

1. Одно слово, связанное с этим приемом.

2. 2 прилагательных, показывающих отношение к этому приему.

3. 3 глагола, относящихся к приему.

4. Предложение в 4 слова о приеме

5. Эмоциональное отношение к приему.

 

Дидактическая игра «Детективное агентство» была разработана авторским коллективом преподавателей из Санкт-Петербурга В.Пузыревским, М.Эпштейном и активно применяется в рамках реализации Всероссийского проекта Школьной лиги Роснано. Игра проводится в форме метапредметного погружения, предполагающего самореализацию каждого участника команды, а также получения навыка умения работать в команде единомышленников.

Интерактивная игра для старших школьников является образовательно-развивающей игрой, способствующей формированию основных компетенций, ориентированной на развитие у детей навыков интеллектуально-творческой, исследовательской деятельности.

Ход игры: команды получают «дело» и начинают его «разгадку». Задача команды – увязать в единую цепочку предложенные артефакты (письма, предметы, личные вещи, описания, формулы, фото и т.д.), выявить их общность, представить, к какому направлению, сфере науки, личности ученого, писателя и т.д. могли бы относиться данные артефакты, найти среди имеющихся текстов биографий ученых что-то близкое, похожее на то, о чем говорят артефакты… и разгадать загадку.

Пример (краткое описание): «После кофе-брейка сыщики вернулись в свой штаб, куда уже пришло загадочное письмо от некоего Жака Л., фермера из Бордо, просившего нас сквозь времена и мили разыскать доктора, способного вылечить его шелковичных червей, вино и пиво от неизвестных болезней и спасти от бешенства юношу, укушенного собакой. После долгих споров и рассуждений мы пришли к выводу, что этот гениальный доктор – Луи Пастер. (http://school-land.ucoz.ru/index/detektivnoe_agentstvo/0-97).

 

Одиночество Враги умолкли — слава Богу, Друзья ушли — счастливый путь. Осталась жизнь, но понемногу И с ней управлюсь как-нибудь. Затишье душу мне тревожит, Пою, чтоб слышать звук живой, А под него ещё, быть может, Проснётся кто-нибудь другой.   1861 г. 6.03.1815г. – 30. 08.1869 г. Имеется прижизненный портрет работы Николая Маджи «Автор одного произведения», созданного им в 18 лет, высоко оцененного А.С. Пушкиным, после прочтения последний сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».  
Автор религиозной лирики, поэм, рассказов, педагогических трудов, оперных либретто, статей Получив блестящее образование в Петербурге, возвращается в Тобольск, на родину, где служит учителем, а впоследствии - директором гимназии и народных училищ В.А. Жуковский, представляя его цесаревичу Александру, сказал: «Не понимаю, как этот человек попал в Сибирь».
Не дивитеся, друзья, Что так толст и весел я; Это плод моей борьбы С лапой давящей судьбы; На гнетущий жизни крест Это - честный мой протест.   Дореволюционных изданий его знаменитого произведения было двадцать шесть, в СССР издавали ещё более 200 раз! Несмотря на такую популярность, произведение несколько раз пытались запретить. Первые издания выходили с купюрами царской цензуры, а в 1847 г. был запрещён даже цензурированный вариант (в книге усмотрели сатиру на «николаевскую Россию» и неуважение к православной церкви).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...