Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В двух словах: спасибо, свое уже отработали, теперь все тянут одеяло на себя.

Новые саммиты:

2010 Астана – Согласно предварительной повестке, на саммите речь должна была идти о ситуации в Афганистане, урегулировании Приднестровского и Карабахского конфликтов. На деле – срач России и Грузии при поддержке США, США критикует ОБСЕ за недостаточность правозащитного пыла, Сергей Лавров: «Россия не поддержит формулировки итоговых документов саммита, в которых будет идти речь о конфликте в Грузии». И добавил: «Ни о какой территориальной целостности Грузии в прежних границах речи быть не может», Александр Лукашенко заявил, что он не восторге от работы саммита и выступил с критикой ряда моментов в деятельности ОБСЕ: «Скажите, что это за организация, которая не имеет своего устава. Что это за организация, которая до сих пор не может решить ни одного вопроса, а ведь решения принимались ею, однозначные решения». По мнению А. Лукашенко, ОБСЕ не выполнила задачу в вопросе разрешения региональных конфликтов. Часть делегаций укатила до завершения саммита, довольны только казахи. Итоговую декларацию подписали, но там одна вода.

2011 Вильнюс – Россия и ряд других стран заблокировали «Декларацию о фундаментальных свободах в цифровой век». В поддержку декларации на саммите выступила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Согласно декларации, вводимые государством или провайдером фильтры, которые неподконтрольны пользователям, следует считать цензурой. Государство также обязано заботиться о том, чтобы интернет был доступен для всех. Против декларации выступают, т.к. инет стал местом организации протестов. Европейские страны, США и Канада, большинство из входящих в ОБСЕ 56 стран, документ одобрили, но решения в организации принимаются только единогласно. После этого представители миссии наблюдателей от ОБСЕ на российских парламентских выборах выступили с докладом. Выслушав отчет, Клинтон охарактеризовала выборы как не являвшиеся «ни свободными, ни справедливыми», высказав мнение об ухудшении российско-американских отношений. Раскритиковала она также суд над Юлией Тимошенко в Киеве и привлечение белорусской оппозиции к ответственности по уголовным статьям.

Глава МИД РФ Сергей Лавров в ответ обвинил США в «навязывании двойных стандартов» и покинул Вильнюс, не дожидаясь итоговой встречи саммита.

Теста итоговой декларации за 2011 год, да и указаний на его существование не нашла.

2012 Дублин -Саммит под названием “Общее будущее: формирование и сохранение мира” попробует найти решения для конфликтов на территории ОБСЕ, таких как грузинский, нагорно-карабахский и приднестровский конфликты. 27 апреля и далее, пока внятных новостей нет, только совместное осуждение факта наличия конфликтов и взрывов в Днепропетровске.

 

Анализ текста по оглавлению, если кому надо:

Заключительный акт отражал решения, принятые по следующим вопросам:

· безопасность в Европе (статьи первого раздела);

· сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды в Европейском регионе(статьи второго раздела);

· безопасность и сотрудничество в Средиземноморье (статьи третьего раздела);

· сотрудничество в гуманитарных и других областях (статьи четвертого раздела);

· дальнейшие шаги стран-участниц совещания (статьи пятого раздела).

В вопросе об общей европейской безопасности, согласно подразделу 1 первого раздела, страны – участницы обязались уважать равенство друг друга как суверенных государств, имеющих одинаковый юридический статус (статья 1), территориальную целостность (статья 4), политическую независимость: свободу выбора и развития политических, социальных, экономических и культурных систем, законов и юридических правил (статья 6). В международном праве за всеми государствами, по условиям статьи 3, закреплялись равные права и обязанности, а также право «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет»[17]. Также, согласно второй статье, государства-участники «будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника, … воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав, … воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы»[18]. Никакое использование силы или угрозы ею, согласно Заключительному акту, не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов. Границы всех европейских государств были признаны нерушимыми, а территориальная целостность - неоспоримой, и любое посягательство на них было запрещено. Споры между странами-участницами должны решаться мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, и для этого они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве, а также будут воздерживаться от любых действий, которые могут поставить под угрозу поддержание международного мира и безопасности[19]. Права человека и основные свободы, закрепленные седьмой статьей, такие как свобода мысли, совести, религии и убеждений, для всех, вне зависимости от национальности, пола, языка и вероисповедания должны быть донесены до сведения их носителей, а в обязанности государства вменяется поощрение и развитие их осуществления. Данный акт также закреплял в восьмой статье принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, согласно которому, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие[20]. В вопросе международного права страны-участницы обязались согласовывать все свои действия в рамках их суверенных прав с нормами международного права, а в случае противоречия обязательств государств - членов ООН по каким-либо международным соглашениям Уставу ООН, преимущество должно быть отдано последнему, что закрепляли статьи 9 и 10.

Важным подпунктом вопроса о безопасности в Европе было разоружение и другие меры по разряжению напряженности между европейскими государствами, которые нашли отражение в положения второго подраздела первого раздела Заключительного акта СБСЕ. Были приняты решения о заблаговременном предупреждении о планируемых на территории страны военных учениях и крупных передвижениях войск, добровольном двустороннем обмене наблюдателями, что было включено в 1 статью 2 подраздела, а также признание всеми странами – участницами необходимости и заинтересованности в разоружении, которое следовало осуществить в будущем: «Государства-участники признают заинтересованность всех их в усилиях, направленных на уменьшение военного противостояния и на содействие разоружению, которые призваны дополнить политическую разрядку в Европе и укрепить их безопасность. Они убеждены в необходимости принятия эффективных мер в этих областях, которые в силу их охвата и характера являются шагами в направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем и которые должны привести к укреплению мира и безопасности во всем мире»[21], согласно второй статье.

По проблеме сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды также был принят ряд решений, нашедших отражение в 3 разделе Заключительного акта. В частности, в вопросе о торговле было принято соглашение о всесторонней поддержке развития международных торговых отношений, субъектами которых выступают на только страны – участницы, но и частные фирмы и организации: «Государства-участники…будут поощрять расширение торговли в возможно более широком многостороннем плане, стремясь при этом использовать различные торгово-экономические возможности, …стремиться сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути развития торговли, …способствовать устойчивому росту торговли»[22]. Для этого 35 государств обязались создавать максимально выгодные условия для установления и развития контактов между официальными органами, частными предприятиями, фирмами и банками, занимающимися внешней торговлей, а также для распространения экономической и коммерческой информации. Другой мерой, согласно первому подразделу, направленной на углубление торгово-экономических связей, стало обязательство поощрять межгосударственное сотрудничество в области содействия развитию торговли, маркетинга. Для эффективного развития промышленности страны – участницы включили в Заключительный акт 2 подраздел второго раздела о поощрении обмена информацией и опытом по промышленному сотрудничеству, изучение возможностей такого сотрудничества, а также о принятии мер по облегчению и развитию деловых контактов между участниками этого сотрудничества: «Государства-участники будут поощрять все формы обмена информацией и опытом, относящиеся к промышленному сотрудничеству, … принимать меры по облегчению и развитию всякого рода деловых контактов между компетентными организациями, предприятиями и фирмами и между их соответствующими специалистами»[23]. Во избежание возможных претензий предполагалась правовая защита различных видов собственности и включение в контракты о промышленном сотрудничестве положений об оказании необходимой помощи друг другу и предоставлении необходимой информации в ходе их осуществления. Сферы добычи энергетических и минеральных ресурсов, обмена электроэнергией, поиска альтернативных источников энергии, развитие дорожных и судоходных путей представляют собой сферы общего интереса, совместная деятельность в разработке которых рассматривается как благоприятная для длительного сотрудничества и укрепления экономических отношений.

Существующая на тот момент разница в стандартах и сертификации была признана 3 подразделом одной из главных помех на пути развития международной торговли и промышленного сотрудничества, в связи с чем было принято решение о необходимости гармонизации системы стандартов и технических условий путем достижения международных договоренностей об их соотнесении. В случае необходимости предусматривалось проведение арбитража на основе взаимоприемлемого регламента и допускалось проведение арбитража в третьей стране, с учетом действующих межправительственных и иных соглашений в этой области[24].

Также на совещании были рассмотрены проблемы научно-технического развития в Европе, поскольку считалось, что сотрудничество в данной сфере будет содействовать укреплению безопасности и сотрудничества между странами - участницами совещания, внося вклад в эффективное решение проблем, представляющих общий интерес, и улучшение условий жизни. Заключительный акт четвертым подразделом 3 раздела отразил решение государств – участников, «убежденных в том, что научно-техническое сотрудничество вносит важный вклад в дело укрепления безопасности и сотрудничества между ними, содействуя эффективному решению проблем, представляющих общий интерес, и улучшению условий жизни человека»[25], об устранении препятствий международному сотрудничеству европейских ученых. Самыми важными сферами научно–технического сотрудничества были названы сельское хозяйство, энергетика, транспортные технологии, физика, химия, космические исследования, исследования окружающей среды, медицина и информационные технологии, но этот список оставался открытым, не создавая рамок ученым. Кроме обмена информацией список форм сотрудничества включал взаимные визиты ученых, проведение конференций и симпозиумов, а также совместное осуществление проектов, имеющих целью изучение какого-либо научного или технического феномена.

Еще одним из важных разделов Заключительного акта стали защита окружающей среды, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов, как вопросы, имеющие большое значение для благосостояния и развития всех стран. Они были закреплены в четвертом подразделе второго раздела. Экономическое развитие и технический прогресс, которым были посвящены предыдущие разделы, не должны противоречить данным задачам, а для успешного их выполнения страны – участницы признали необходимым содействие всех их жителей. Целями европейских государств, согласно этому подразделу, стали изучение проблем окружающей среды на всех уровнях и их решение, расширение знаний по проблемам окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обмен информацией, поощрение усилий, предпринимаемых на национальном и международном уровнях заинтересованными организациями, предприятиями и фирмами в области разработки, производства и совершенствования оборудования, предназначенного для защиты и улучшения окружающей среды и наблюдений за ее состоянием[26]. Первоочередными областями сотрудничества стали борьба с загрязнением воздуха и вод, охрана морской среды, почвы и использование земель, охрана природы и заповедники, исследования, наблюдения, прогноз и оценка изменений в окружающей среде, а также правовые и административные меры по поддержанию вышеназванных защитных мероприятий.

Также государства – участники договорились о сотрудничестве в некоторых других областях, например, в сфере развития транспорта, что нашло отражение в 6 подразделе. Улучшение системы перевозок было признано одним из основополагающих факторов развития сотрудничества в Европе, поэтому участники совещания выразили готовность содействовать развитию межгосударственных сухопутных и водных и принимать меры для устранения трудностей, возникающих в результате различий в существующих международных правовых положениях, регулирующих взаимные перевозки пассажиров и грузов между территориями: «Государства – участники …считают целесообразным способствовать, с учетом их национальных особенностей в этой области, гармонизации административных и технических правил в отношении безопасности в автомобильном, железнодорожном, речном, воздушном и морском транспорте»[27]. Также были рассмотрены перспективы развития международного туризма, как явления, вносящего вклад в развитие взаимопонимания между населением стран, а также в культурный, социальный и экономический прогресс. Заключительный акт совещания зафиксировал обязательства поощрять осуществление международных туристических проектов, деятельность иностранных туристических агентств и транспортных компаний. Следующим на повестке был вопрос миграции рабочей силы: «…проблемы, возникающие в двустороннем плане в связи с миграцией рабочих в Европе, а также между государствами-участниками, должны рассматриваться непосредственно заинтересованными сторонами с тем, чтобы решать эти проблемы в их обоюдных интересах, в свете стремления каждого заинтересованного государства учитывать должным образом потребности, вызываемые его социально-экономическим положением, принимая во внимание обязанность каждого государства действовать в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями, стороной которых оно является».[28] По нему было постановлено следующее: в связи с тем, что перемещение рабочих - мигрантов в Европе стало чрезвычайно распространенным явлением и что оно порождает также ряд экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем как в принимающих странах, так и в странах происхождения, каждая страна должна была расширять возможности для трудоустройства своих граждан внутри своих границ, а в отношениях с другими странами стремиться к договоренностям об установлении достойных условий миграции рабочих и уравнивании в правах на трудоустройство и социальное обеспечение с гражданами принимающей страны, а также благожелательно относиться к иммигрантам.

На совещании также обсуждался вопрос об отношениях со средиземноморскими государствами, не участвовавшими в его работе. Договоренности, достигнутые по данному вопросу, отразились в 3 разделе Заключительного акта. Так как европейская безопасность рассматривалась в рамках всемирной безопасности, сотрудничество и безопасность в средиземноморском регионе были признаны одним из шагов на пути к достижению целей совещания: «…безопасность в Европе следует рассматривать в более широком контексте безопасности в мире, что она тесно связана с безопасностью в районе Средиземноморья в целом и что, следовательно, процесс укрепления безопасности, не ограничиваясь Европой, должен распространяться на другие районы мира, в частности на Средиземноморье»[29]. В ряд принятых решений входили установление добрососедских отношений со средиземноморскими, развитие взаимного доверия и содействие «развитию взаимовыгодного сотрудничества с ними в различных областях экономической деятельности, особенно путем расширения торговли, на основе общего понимания необходимости стабильности и прогресса в торговых отношениях, их взаимных экономических интересов и различий в уровнях экономического развития, способствуя тем самым их экономическому росту и благосостоянию»[30].

Сотрудничество в гуманитарных областях, о котором договорились участники Совещания, согласно 4 разделу, включало в себя следующие аспекты: контакты между людьми (первый подраздел), то есть отношения между индивидами, осложненные проживанием в разных государствах (статьи a-c, d, f), информационный вопрос, а именно: доступ и обмен данными из разных стран, культура и образование (статьи a, b второго подраздела). По всем вышеназванным пунктам была констатирована необходимость снятия государственных барьеров и облегчения этих процедур через более тесное сотрудничество государств по вышеназванным вопросам, расширение связей и способствование обменам как в сфере культуры (подраздел 3), так и в сфере образования (подраздел 4).

«Считая далее, что в более широком мировом контексте, Совещание является важной частью процесса упрочения безопасности и развития сотрудничества в Европе и что его результаты внесут значительный вклад в этот процесс»[31], страны – участницы подумали также и о перспективах безопасности и сотрудничества в Европе, и это нашло отражение в 5 разделе Заключительно акта, посвященному дальнейшим шагам после Совещания. Они заявили о намерении претворять в жизнь его положения, чтобы придать действенность его результатам и ускорить процесс упрочения безопасности и развития сотрудничества в Европе, причем как в дву- и более стороннем, так и в одностороннем порядке.

 


[1] Шлезингер А. Циклы американской истории, М., 1992, с.304.

[2] Договор ОСВ-1 [Электронный ресурс]/ Ipolitics.ru: международные отношения.– Электрон. ст.- 2007.- Режим доступа к ст.: http://www.ipolitics.ru/lnk/175.htm, свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[3] Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г. [Электронный ресурс]/ Center for Arms Control, Energy and Environmental Studies.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/abm-treaty.htm, свободный.- Загл. с экрана.- Яз.рус.

[4] Основы взаимоотношений между СССР и Соединенными штатами Америки [Электронный ресурс]/ Юридический портал Lawmix.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www.lawmix.ru/abro.php?id=382, свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[5] Договор ОСВ-2 [Электронный ресурс]/ Ipolitics.ru: международные отношения.– Электрон. ст.- 2007.- Режим доступа к ст.: http://www.ipolitics.ru/lnk/176.htm, свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

 

[6] Черненко К. Совещание в Хельсинки и международная безопасность. [Электронный ресурс] / К. Черненко.- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.: http://www.mid.ru/mg.nsf/ab07679503c75b73c325747f004d0dc2/d221e200051665ebc3256f010036b42a?OpenDocument, свободный.-Загл. с экрана.- Яз. рус.- Аналог печат. изд. (Международная жизнь.- 1975. - N 10).

[7] Алексеева, Л. М. Хельсинки - 75: правозащитное движение России / Людмила Алексеева // Безопасность Евразии. - 2005. - N 3, С. 274.

[8] История МХГ [Электронный ресурс]/ Московская хельсинкская группа.– Электрон. ст.- 2003.- Режим доступа к ст.: http://www.mhg.ru/history, свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[9] History of the Helsinki Movement [Электронный ресурс]/ Bulgarian Helsinki Committee..– Электрон. ст.- 2004.- Режим доступа к ст.: URL: http://www.bghelsinki.org/index.php?lg=en.- Загл. с экрана.– Яз. англ.

[10] Фокин Ю.Е. Хельсинки 30 лет спустя / Ю. Е. Фокин [и др.] // Международная жизнь. - 2005. - N 7/8, С. 146.

[11] Фокин Ю.Е. Хельсинки 30 лет спустя / Ю. Е. Фокин [и др.] // Международная жизнь. - 2005. - N 7/8, С. 152.

[12] Обращение государств - участников СНГ к партнерам по ОБСЕ, Астана, 15 сентября 2004 года [Электронный источник]/ Министерство Иностранных дел Российской Федерации.– Электрон. ст.- 2004.- Режим доступа к ст.: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/3D8DCB297EA5DF22C3256F10002CD2F3, свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[13] Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; М, 2000. – с 207.

[14] Хельсинки-2 [Электронный источник]/ Независимая газета.-Электрон. ст.- 2008.- Режим доступа к ст.: http://www.ng.ru/politics/2008-10-07/3_kartblansh.html, свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[15] Фокин Ю.Е. Хельсинки 30 лет спустя / Ю. Е. Фокин [и др.] // Международная жизнь. - 2005. - N 7/8, С. 148.

[16] Хельсинки, 33 года спустя [Электронный источник]/ Независимая газета..– Электрон. ст.- 2008.- Режим доступа к ст.: URL:http://www.ng.ru/politics/2008-12-03/3_kartblansh.html, свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[17] Conference on cooperation and security in Europe, Final Act 1975. [Электронный ресурс]/ The University of Minnesota Human Rights Library.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www1.umn.edu/humanrts/osce/basics/finact75.htm., свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Conference on cooperation and security in Europe, Final Act 1975. [Электронный ресурс]/ The University of Minnesota Human Rights Library.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www1.umn.edu/humanrts/osce/basics/finact75.htm., свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[21] Там же.

[22] Conference on cooperation and security in Europe, Final Act 1975. [Электронный ресурс]/ The University of Minnesota Human Rights Library.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www1.umn.edu/humanrts/osce/basics/finact75.htm., свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[23] Там же.

[24] Conference on cooperation and security in Europe, Final Act 1975. [Электронный ресурс]/ The University of Minnesota Human Rights Library.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www1.umn.edu/humanrts/osce/basics/finact75.htm., свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[25] Там же.

[26] Conference on cooperation and security in Europe, Final Act 1975. [Электронный ресурс]/ The University of Minnesota Human Rights Library.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www1.umn.edu/humanrts/osce/basics/finact75.htm., свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[27] Там же.

[28] Там же.

[29] Conference on cooperation and security in Europe, Final Act 1975. [Электронный ресурс]/ The University of Minnesota Human Rights Library.– Электрон. ст.- 2009.- Режим доступа к ст.: http://www1.umn.edu/humanrts/osce/basics/finact75.htm., свободный.- Загл. с экрана.– Яз. рус.

[30] Там же.

[31] Там же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...