Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мусульманская теология и философия.

 

Мусульманское вероучение облада­ет всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бо­га — творца и управителя вселенной, в страшный суд, в загробное воздая­ние. Как и в христианстве, все люди рассматриваются с точки зрения одно­го критерия: их следования заветам бога, предписаниям духовенства. В за­висимости от этого они делятся на пра­воверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому ве­роучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных — мучения в аду.

Таким образом, ислам, как и дру­гие религии, переносит поиски челове­ческого счастья на небо, обещая награ­ду тем верующим, кто безропотно сле­довал религиозным предписаниям, тре­бованиям духовенства.

Не отличается от других религий ислам и тем, что он основывается на антинаучных представлениях о сотво­рении мира, о движущих силах приро­ды и общества. Для мусульман все заключено в боге. Он начало и конец всего сущего. Исходя из этого фор­мулируются все основные принципы ислама.

Мусульмане руководствуются сле­дующими основными положениями, признаваемыми за непреложную исти­ну и обязательными для всех верую­щих: вера в аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмер­тие души, воскресение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, чертей, демонов и ангелов.

Вера в аллаха является первым и ос­новным догматом веры в исламе. Ал­лах един, всемогущ. Он создатель все­ленной, земли и неба, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери, потому что, как говорится в Коране, „у него нет подруги". Аллах управляет миром единолично, без его ведома не соверша­ется ничего („Бог творит, как хочет", „он совершитель того, что захочет" — 85:16). За непослушание, за неверие бог по своему усмотрению может пока­рать человека, как при жизни, так и по­сле смерти. За действиями и поступка­ми людей следят специально поставлен­ные для этой цели ангелы. Мусульмане верят, будто бог в сос­тоянии в любое время сотворить любое чудо. Подобно тому, как одним повеле­нием, выраженным словом „будь!", он сотворил небеса, землю, горы, реки, растительный и животный мир, бог, по представлению мусульман, может в любую минуту нарушить закономер­ный ход истории, нарушить законы природы, ибо он всемогущ. Верующий не должен, не имеет права сомневаться во всемогуществе аллаха. Иначе он со­вершает тяжкий грех, искупить кото­рый можно лишь дарами в пользу ду­ховенства или совершением хаджа — паломничества в Мекку и другие „свя­тые" места. Составной частью исламской догма­тики является антинаучное представле­ние о бессмертии души. Приверженцы ислама верят в существование некой особой субстанции, покидающей тело в момент смерти (иногда говорят о раз­личных ее воплощениях). С этим пред­ставлением связано и воскресение из мертвых в день страшного суда. В ран­нем исламе под воскресением понима­ли просыпание мертвых, вставание их из могил („кыяма") в том виде, в ка­ком людей заставала смерть. Заслужив­шие рай могли бесконечно наслаждать­ся блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными старению, дряхлости и т. д. Вместе с тем в более позднее вре­мя возникли и другие представления о рае как местопребывании бестелес­ной души, наслаждения которой не под­даются пониманию и описанию людей, обремененных грешным телом и при­выкших к чисто чувственной форме на­слаждений.

Представление о страшном суде воз­никло в исламе отчасти под влиянием традиционной веры арабов-язычников в загробную жизнь людей, а отчасти под влиянием христианского вероуче­ния. Точного описания картины страш­ного суда ни в Коране, ни в преданиях не имеется. Обычно духовенство в своих пропо­ведях или беседах с верующими при­водит вымыслы о страшном суде в со­ответствии со вкусами и уровнем слушателей, с учетом возможностей непо­средственного или косвенного воздей­ствия на их воображение, чувства и психику. Служители ислама проповеду­ют, будто знамениями конца света и вслед за ним страшного суда являются широко распространяющиеся неверие, забвение традиций и обычаев отцов и дедов, неуважение к храмам, духовен­ству и т. п. Иными словами, знамением конца света является распространение атеизма. Приближение страшного суда, наступление конца света будет сопро­вождаться также, по словам мусуль­манских проповедников, грозными яв­лениями природы, знамениями и чуде­сами.

Рассказы о конце света и о страшном суде, которыми духовенство запугива­ет верующих, являются одним из дей­ственных средств в руках духовенства в его борьбе за сохранение религии.

Мусульмане, особенно жители пус­тыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его про­хладой, чистой и холодной водой, зе­ленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шел­ковые одеяния, реки, текущие моло­ком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии - девы с черными глазами, шелковистыми ко­сами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или вос­станавливается немедленно после утех.

На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и дру­гие «священные» книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмо­го яруса, находится трон аллаха» испу­скающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под пре­столом бога. Таким рисуют рай пропо­ведники ислама, пытаясь увлечь этим описанием верующих.

Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченны­ми средствами для истязания грешни­ков. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на рас­терзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго.

Над адом переброшен мост, Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии преодолеть его. Грешникам это не удается. Они несут наказание в аду за свои грехи. За греш­ников ходатаем перед аллахом высту­пает Мухаммед, и в аду остаются только те, кто осужден навеки гореть в ад­ском пламени.

Значительное место в исламе зани­мает культ ангелов и демонов. Ангелы, в представлении мусульман, — это бес­телесные существа, которые беспреко­словно выполняют поручения аллаха, являясь его вестниками. Наиболее близкими к трону предвечного ангела­ми считаются Джабраил, Микаил, Ис-рафил и Азраил. В обязанность Джа-браила входит передавать божествен­ные повеления, Микаил наблюдает за механизмом вселенной, Исрафил все­гда стоит готовым протрубить в спе­циальный рог, дать сигнал о пришест­вии страшного суда, Азраил — страш­ный ангел смерти. Существует поверье, будто он, орудуя своим мечом, приво­дит в исполнение божественный при­говор о смерти и выпускает душу из тела. Грешникам и злодеям он может являться в зримом образе и вселять в них неописуемый ужас.

Каждый человек при жизни имеет двух ангелов-хранителей, записываю­щих его хорошие и дурные поступки, с тем, чтобы их можно было после смер­ти взвесить для определения человека соответственно в рай или ад.

Кроме того, мусульманам внушает­ся вера в существование ангелов смер­ти Накира и Мункара, которые произ­водят предварительный допрос, требу­ют отчета о земных делах и т. п., и ан­гела Ридвана — стража рая, и ангела Ма­лика — стража ада.

Один ангел, который не хотел пови­новаться аллаху, известный у верую­щих мусульман под именем Иблис (дьявол, шайтан), был проклят алла­хом. Аллах, всесильный, конечно, мог бы расправиться с непокорным Ибли-сом, но решил его оставить до страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стой­кость к соблазнам, несовместимым с исламом.

Одним из важнейших в исламе яв­ляется догмат о предопределении, про­низывающий все мусульманское веро­учение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли аллаха. По мусульманским представлениям, еще до сотворения мира было сотворе­но Перо, которому аллах повелел напи­сать о всех делах божественных и тво­рениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю всевышнего, Пе­ро записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Следова­тельно, каждый человек зависит от бо­га. Каждому предначертана определен­ная судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественно­му предначертанию. Коран провозгла­шает: „Не подобает душе умирать ина­че, как с дозволения Аллаха, по писа­нию с установленным сроком" (3:139).

Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедст­вия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал все­вышний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...