Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы работы с педагогами по изучению Конвенции о правах ребенка




 

Организация работы с кадрами по защите прав ребенка

Форма организации Содержание деятельности Ответственные Месяц
Ознакомление педагогов с нормативно-правовыми материалами по проблеме Анализ сложившейся ситуации. Взаимосвязь нормативно-правовой базы и содержания дошкольного образования. Выбор комплексных и парциальных программ в соответствии с нормативно-правовой базой, обеспечивающей защиту прав ребенка Заведующая. Зам. зав. по в/о работе Соц. педагог Сентябрь
Инициативная группа Создание банка данных о характере обращения с детьми в семьях Руководитель психологической службы Соц. педагог Сентябрь
Творческая группа Составление резюме по статьям Конвенции о правах ребенка Научный руководитель. Зам. зав. по в/о работе Сентябрь
Выставка материалов по проблеме Подбор литературы и плакатов наглядной агитации по обеспечению соблюдения прав ребенка. Знакомство с положениями Конвенции о правах ребенка Методическая служба Библиотекарь Сентябрь
Консультация для педагогов Организация и содержание профилактической работы по защите детей от жестокого обращения Руководитель психологической службы Соц. педагог Октябрь
Деловая игра «Правовая энциклопедия» Обсуждение различных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка, и определение путей преодоления данной проблемы. Составление памяток Зам. зав. по в/о работе Октябрь
Творческая группа Составление «Карты педагогических достоинств» по реализации резюме о правах ребенка в практике работы с детьми Зам. зав. по в/о работе Октябрь
Семинар-практикум Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям Зам. зав. по в/о работе Соц. педагог Ноябрь
Творческая группа Разработка технологии, обеспечивающей знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка в едином образовательном пространстве ЦРР Методическая служба Соц. педагог В течение года
Презентация наработанных материалов Предоставление методических и дидактических материалов по проблеме с обоснованием их значимости в работе с детьми Творческая группа В течение года
Дискуссионный клуб «Сто для одного» Обсуждение успехов и неудач в решении данной проблемы. Определение перспектив дальнейшей работы. Копилка социально-педагогического опыта Зам. зав. по в/о работе Соц. педагог Апрель
Творческая группа Составление «Карты образовательных маршрутов» (перспективы дальнейшей деятельности) Методическая служба Соц. педагог Май

 

Дошкольное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения, регулятором жизнедеятельности.

Реализация Конвенции предполагает прежде всего работу с педагогическим коллективом. Мы использовали разные диагностические методики. Например, после ознакомления с основными документами по правам детей предложили воспитателям ответить на ряд вопросов с целью понимания проблемы и определить дальнейшее направление работы.

Для решения многочисленных проблем детства необходим комплексный подход всех социальных институтов. Поэтому мы убедительно просим Вас честно и открыто ответить на предложенные вопросы.

Расскажите, пожалуйста, о себе.

. Возраст........................

. Образование....-................

. Общий стаж работы...............

. Педагогический стаж..............

. В какой группе Вы работаете в настоящее время?.........................

. Какие документы о правах ребенка Вы знаете? (При положительном ответе укажите источник информации.)...............

. Какие права детей Вы знаете? Назовите

. Кто ответствен за охрану прав детей?

. Что может сделать ДОУ для защиты прав детей?............................

. Как Вы считаете, необходимо ли давать дошкольнику знания о правах и обязанностях человека (ребенка)?.................

Формирование правового сознания у детей только силами дошкольного учреждения невозможны. Решение этих задач предполагает тесное сотрудничество ДОУ и семьи. Поэтому важно знать, как относятся члены педагогического коллектива к привлечению родителей к совместной работе.

Анкета

. Оцените интенсивность Вашего общения с родителями.

• Общаемся постоянно

• Общаемся эпизодически, нерегулярно

• Почти не общаемся

. Перечислите наиболее типичные случаи Вашего обращения к родителям.

• Изучение особенностей семейного воспитания

• Необходимость согласования с родителями воспитательных воздействий или решения образовательных задач

• Установление партнерских отношений

• Организационные вопросы (оплата детского сада, организация утренников и т.д.)

. Какими бы Вы хотели видеть родителей своих воспитанников?

. Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и воспитателей?

• Родители должны в точности следовать советам воспитателей

• Желательно, чтобы родители и воспитатели учитывали точки зрения друг друга

• Родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным

Также воспитателям предложили определить, какие методы работы с детьми они считают наиболее эффективными.

. Где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях; вне занятий; предоставить это сделать родителям?

. Какие формы работы для Вас предпочтительнее (коллективные или индивидуальные)?

. Какие игры можно использовать в этой работе?

. Как можно использовать театрализованную деятельность?

. Сюжеты каких литературных произведений, сказок отражают права детей?

. Какие пословицы и поговорки Вы будете использовать в своей работе?

. Какую совместную деятельность с родителями можно предложить детям?

составление альбома "Кто я"?

подготовка стенной газеты

фото- и видео просмотры

. На каком примере можно рассказать ребенку о праве на здоровье?

. На каком примере можно рассказать ребенку о приемлемом уровне жизни?

. Как сформировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого человека?

Педагогам было предложено назвать личностные качества и педагогические умения, которые, с их точки зрения, необходимы в общении с родителями.

 

Шкала самооценки

Перечень качеств и умений воспитателя

Степень выраженности отметить знаком "+" в соответствующей графе

  Очень высокая Высокая Достаточно высокая Слабая Отсутствует
Доброжелательность, отзывчивость          
Педагогический такт          
Склонность к эмпатии          
Психологическая наблюдательность          
Общительность, открытость          
Стрессоустойчивость, выдержка          
Инициативность, оптимизм          
Социально-психологическая готовность к сотрудничеству          
Умение проявлять гибкость в общении          
Умение создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания в общении с родителями          
Умение понять конкретного родителя          
Умение убеждать          
Умение слушать          
Умение осуществлять индивидуальный подход в общении с родителями          
Умение регулировать свое эмоциональное состояние, поведение          
Умение верно оценить свое общение с родителями, наметить пути преодоления трудностей          

В сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив ДОУ, но особая роль принадлежит заведующему, старшему воспитателю, психологу и воспитателю.

Заведующий

• Привлекает всех членов педагогического коллектива и родителей к работе по охране прав и достоинства ребенка в семье и детском саду.

• Принимает решения об организации работы по оказанию помощи детям, подвергающимся (подвергавшимся) насилию со стороны родителей или других взрослых.

• Планирует, координирует и контролирует результаты деятельности педагогического коллектива.

• Осуществляет взаимодействие с администрацией и учителями школы по проблеме непрерывного и комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых.

• Координирует работу детского сада с деятельностью специальных служб района и города по охране прав детей.

• Проводит культурно-просветительскую работу среди общественности по вопросам охраны прав детей.

Старший воспитатель

• Способствует формированию у воспитателей педагогических установок, направленных на предупреждение любых форм жестокого обращения с детьми.

• Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями по охране прав и достоинства ребенка в семье.

• Осуществляет подбор методической литературы по самообразованию родителей и педагогов. Оказывает помощь воспитателям в изучении нормативно-правовых документов.

• Обучает педагогов методам и приемам оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Организует обсуждение возможной стратегии поведения взрослых.

• Создает условия для распространения успешного опыта воспитателей и родителей по охране прав ребенка.

• Участвует в работе методических объединений района и города по данной проблематике и создании банка данных о жестоком обращении с детьми.

Педагог-психолог

• Организует и непосредственно участвует в работе по охране прав ребенка в детском саду и семье.

• Проводит наблюдение за поведением детей в группе; анкетирование воспитателей; беседы с родителями; обрабатывает и анализирует полученные данные.

• Осуществляет психотерапевтическую и коррекционную работу с родителями, воспитателями и детьми:

• психокоррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности при адаптации;

• психотерапевтические занятия с родителями по выявлению проблем семейного воспитания и изменению установок по отношению к ребенку.

• Организует тренинги по эффективному взаимодействию родителей, воспитателей и детей (во всех возрастных группах).

• Проводит совместные дискуссии с родителями и воспитателями (анализ педагогических ситуаций, направленный на предотвращение возможных случаев жестокого обращения с детьми).

Воспитатель

• Соблюдает права и свободы своих воспитанников.

• Своевременно выявляет нарушения прав детей и принимает соответствующие меры. Осуществляет профилактику жестокого обращения с детьми.

• Проводит правовое просвещение родителей по темам:

• трансляция положительного образа ребенка;

Практика.

• коррекция детско-родительских отношений.

• Выявляет "группы риска" - семьи, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

• Осознает личностную и социальную значимость своей профессии при проведении работы по охране прав ребенка в детском саду и семье и в связи с этим необходимость постоянного самообразования.

Таким образом, решение проблемы охраны прав детей в дошкольном учреждении зависит от разумного распределения функциональных обязанностей между сотрудниками и координации их полномочий.

Семинар-практикум "Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ"

Занятие 1

"Знаете ли Вы законодательные акты, определяющие права ребенка?"

Цель. Обобщить знания воспитателей о нормативно-правовых актах, определяющих права ребенка.

Предварительная работа.

. Распределение на творческие группы. Выбор темы:

"Международные нормативно-правовые акты о правах ребенка".

"Работа Комитета ООН по правам ребенка".

"Права ребенка в РФ: состояние и проблемы".

. Изучение литературы по теме; анализ комплексных и парциальных программ.

. Подготовка наглядного материала. Занятие проводится в форме игры КВН.

Ход занятия

Формируются две команды (не более 5-6 человек в каждой). Остальные участники -ведущий, группы поддержки или запасные игроки. Выбирается жюри.

Первый этап "Команда - капитан".

Командам дается задание придумать название, защитить его и выбрать капитана.

Практика.

Второй этап "Пойми меня".

Команды выстраиваются. Все игроки, кроме капитанов, надевают наушники. Ведущий называет капитанам по одному правовому термину (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Капитан просит игрока своей команды, стоящего первым, снять наушники. Описательно объясняет термин, не называя его, не используя ни жестов, ни рисунков. Игрок должен назвать термин, а затем, попросив следующего игрока снять наушники, "рассказывает" ему о термине. На передачу задания от первого игрока до последнего дается 1 минута.

Если вся команда назвала термин правильно и уложилась в указанное время, каждому игроку присуждается по 1 баллу (затем баллы суммируются). Если команда уложилась в срок, но не все отгадали термин, присуждается столько баллов, сколько игроков ответили правильно. Если термин не отгадан, команда не получает ни одного балла.

Третий этап "Права детей".

Командам дается список возможных прав и свобод человека. Надо определить, какими правами пользуются дети в соответствии с российским законодательством. На задание дается 2 минуты. Баллы подсчитываются по числу правильных ответов.

Четвертый этап "Ассоциации".

Проводится аналогично заданию второго этапа.

Все игроки, кроме капитана, надевают наушники. Капитану называют один термин (ассамблея, коллектив, организация, решение, парламент). Он должен подобрать слово-ассоциацию. Затем все члены команды, снимая по очереди наушники, называют слово-ассоциацию. На выполнение задания дается 1 минута. Фиксируется число совпадений, за каждое дается 1 балл.

Пятый этап. Теневой театр "Я и мои права".

Реквизит. Ширма, настольная лампа или свеча; текст Конвенции о правах ребенка; карточки с номерами; стул для каждого участника; несколько помещений для репетиции.

Команды по очереди выбирают три карточки, на каждой написан номер статьи Конвенции. (Эти сведения не разглашаются.) При необходимости можно взять текст Конвенции и посмотреть содержание статьи.

Затем игроки уходят в помещения для репетиций и придумывают сюжет, в котором отражается содержание определенной статьи Конвенции (они должны уложиться в 15 минут). В представлении может участвовать вся команда или несколько игроков.

Команды показывают свой спектакль, используя звуковые, музыкальные и танцевальные приемы, но без слов. Педагоги проявляют смекалку, артистичность. Время показа - не более 3 минут.

Выступление каждой команды обсуждается, все отгадывают, какая статья инсценирована.

Порядок выступления команд произвольный: можно показать подряд все три сценки или же выступать по очереди с другой командой.

Шестой этап. Отгадывание кроссвордов.

Занятие 2

"Технология работы по охране прав детей в ДОУ"

Цель. Систематизировать знания воспитателей по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье.

Предварительная работа.

. Проверка состояния работы в ДОУ по проблеме охраны прав детей. Анализ годового тематического плана.

. Определение обсуждаемых вопросов.

. Анкетирование родителей. Занятие проходило в формате круглого

стола с элементами дискуссии по указанной теме.

Ход занятия

Первый этап. Дискуссия "Как работать с Конвенцией?"

. Взгляд отечественных педагогов на вопросы защиты прав и достоинства ребенка.

. Пути претворения в жизнь основных положений Конвенции (по программам "Из детства - в отрочество" и "Радуга").

. Ваше мнение: как реализовать Конвенцию о правах ребенка?

. Какие статьи Конвенции, с Вашей точки зрения, доступны пониманию дошкольников?

. Какие формы информации и разъяснения этих статей Конвенции Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?

. Имеется ли у Вас опыт работы по данной проблеме? Если "да", то раскройте его позитивные результаты. Назовите трудности, с которыми Вы столкнулись, и причины, их вызвавшие.

. Государственные гарантии в области воспитания детей дошкольного возраста.

. Какие права и свободы детей, декларированные Конституцией РФ, по Вашему мнению, ущемляются в настоящее время?

Второй этап "Мозговой штурм".

Поиск путей реализации прав ребенка.

Третий этап. Мини-дискуссия "Как бы Вы поступили?"

Анализ проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми.

Четвертый этап. Выступление старшего воспитателя.

• Результаты тематической проверки (успехи и недостатки в организации охраны прав детей).

• Советы воспитателям.

. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.

. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

. Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать "в лоб". Все, как в искусстве: мысль будить через чувство.

. Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других".

. Для развития ребёнка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям: "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребёнка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.

Пятый этап. Итоги анкетирования родителей по выявлению причин нарушения прав детей в семье.

Выступления воспитателей.

Занятие 3

"Формы и методы работы с детьми и родителями по охране прав ребенка" (по материалам "Декларации прав человека")

Цель. Продемонстрировать воспитателям формы и методы работы по теме. Развивать аналитические умения.

Предварительная работа.

. Обсуждение методики и формы проведения занятия.

. Консультация по технологии организации открытого коллективного просмотра "Поговорим о ваших правах".

. Подбор наглядного материала (литературных произведений, иллюстраций).

. Обзор методической литературы по изучаемой проблеме.

. Чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

. Выполнение домашнего задания "Мои права" (сочинение, рисунок и др.).

Задачи.

Формировать представления о правах человека на основе литературных произведений.

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.

Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника).

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения бесед, споров и совместной творческой деятельности.

Участники: родители, дети, социальный педагог, психолог, воспитатели группы.

Каждый ребенок имеет право на здоровье

Ход занятия

Открытый просмотр - детско-родительская гостиная "Поговорим о ваших правах".

На коллективном просмотре были показаны различные формы ознакомления с правами человека:

использование литературных произведений, например сказки "Красная Шапочка" - статья 3 (неприкосновенность); сказки "Летучий корабль" - статья 16 (право человека создавать семью); сказки "Что дороже соли?" - статья 19 (право на убеждения); сказки "Кощей Бессмертный" - статья 17 (право на имущество);

театрализованное обыгрывание ситуаций с помощью вымышленных персонажей;

дискуссионный клуб (переговоры, публичные выступления, поиск компромиссов, голосование, выражение протеста, взаимодействие с официальными лицами);

"Декларация прав человека" в картинках. На занятии воспитатели смогли проанализировать стиль общения с родителями и детьми. Родители получили интересующую их информацию о правах ребенка, все участники гостиной почувствовали единение, радость от совместной деятельности.

Занятие 4

"Презентация форм и методов работы с детьми и родителями"

Цель. Оценить проективные умения воспитателей. Познакомить с разнообразием форм работы по охране прав детей. Способствовать развитию креативных, презентативных и рефлексивных умений.

Предварительная работа.

. Анкетирование родителей (см. приложение).

. Подготовка родительского собрания "Воспитание ненасилием в семье".

. Разработка проекта "Изучаем свои права" (для детей средней и старших групп).

. Подготовка конспектов занятий в разных возрастных группах: "Дружная семья" (средняя группа); "Семья, моя родословная" (старшая группа); "Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена?" (подготовительная к школе группа).

. Сочинение родителей на тему "Мой ребенок, его индивидуальные особенности".

. Подбор наглядного материала.

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье" Цель.

Убедить родителей в преимуществе ненасильственных методов семейного воспитания. Обсудить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений с детьми.

Предварительная работа. Анкетирование родителей. Подготовка памятки для каждой семьи (о характере воспитательных воздействий на ребенка).

Участники: родители, воспитатели группы, психолог.

Вопросы для обсуждения на собрании

За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

Как обойтись без унижающих наказаний?

Если наказывать, то как? Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом: а) проблемная постановка вопроса; б) выявление мнений; в) презентация мнений; г) комментарии психолога и воспитателя; д) принятие решения.

Общее решение родительского собрания оформляется как рекомендации родителям.

Таким образом, семинар-практикум определил организационные условия работы по охране прав детей в ДОУ со всеми участниками педагогического процесса. В ходе коллективного обсуждения была выбрана модель реализации статей Конвенции: интеграция правового материала через ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую (ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений) и художественно-продуктивную (изготовление эмблем, альбома, плаката и их презентация), а также через проблемно-поисковую деятельность детей (решение различных ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.).

Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание индивидуальных альбомов "Кто я?", "Моя семья".

Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Чтобы данный вид деятельности был более целенаправленным, воспитатели сделали подборку "Приходи, сказка" (для работы на занятиях и для свободного чтения). Анализ произведений позволяет детям оценить поступки персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими в реальной жизни правами, увидеть торжество закона или его нарушение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...