Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские и методологические проблемы социологической науки.

РАЗДЕЛ I.

Тема 1. Социология как мультипарадигмальная наука.

«Парадигма» и «мультипарадигмальность». Философские основания теорий высшего уровня. Теории среднего ранга (по Р.Мертону): изучение отдельных аспектов социальной системы через призму базовых положений теорий высшего уровня. Уровни социологического знания (см. приложение 1).

Уровни социального анализа в современных социологических теориях по Дж. Ритцеру (см. приложение 2). Отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических.

Номинализм и реализм в социологии. Антинатурализм и пронатурализм (см. приложение 3).

& Литература:

1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. М., 2004.

2. Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания. СОЦИС. 2010. № 1. С. 37-46

3. Ритцер Дж.Современные социологические теории.М., 2002.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие уровни социальной реальности подвергаются анализу в современных социологических теориях?

2. Что такое парадигма?

3. Как Вы понимаете значение понятия «мультипарадигмальность»? Что такое мультипарадигмальная наука?

4. В чем отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических?

5. В чем специфика интегративных социологических парадигм?

Тема 2. Позитивистская методология и редукционизм.

Возникновение социологии в рамках позитивизма. Редукционизм О.Конта. Биологический редукционизм: эволюционная социология и органическая теория общества. Эволюция общества как составная часть универсальной эволюции. Органицизм (О.Конт, Г. Спенсер). Аналогия общества и живого организма. Отличие общества от организма: связь частей опосредована через «язык чувств и язык ума». Распространение законов эволюции животного мира на человеческое общество.

Начало структурно-функционального анализа: зависимость уровня организации общества от дифференциации функций. Первая социологическая дихотомия. Типологическое различие социальных структур: «военное» и «промышленное» общества.

Концепции «одного фактора».

 

& Литература:

1. Бокль Г. История цивилизации в Англии: в 2 т. Спб., 1863-1864.

2. Бокль Г. Этюды. Спб., 1867.

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

4. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.

5. Гумплович Л. Социология и политика. М., 1895.

6. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

7. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М., 2002.

9. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

10. Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72.

11. Кудрина С.А. Пафос научности и утопизм. Вестник социально-политических наук. 2015. c. 118-121

12. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии. СОЦИС. 2014. № 3. С. 38-44.

13. Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания. СОЦИС. 2010. № 1. С. 37-46

14. Ратцель Ф. Земля и жизнь. Т. 1,2. Спб., 1903-1906

15. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899.

16. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн., 1999.

17. Соловьев В.С. Бокль, его жизнь и научная деятельность. Спб., 1895.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Чем объясняется появление социологической науки в рамках позтивизма?

2. Каков систематизированный перечень положений, согласно которым, с точки зрения Спенсера, можно проследить аналогию общества с живым организмом?

3. Какие законы животного мира, с точки зрения Спенсера, распространяются на общество?

4. В чем отличие «промышленного» общества от «военного»?

5. Каким образом эволюционная социология Г.Спенсера повлияла на возникновение биоорганицизма и социал-дарвинизма?

6. Каковы возможные социальные и нравственные последствия принятия положений расово-антропологической школы? Были ли попытки реализации ее идей в истории человечества?

7. Каковы, по-вашему, слабые стороны концепций «одного фактора»?

$Темы докладов:

· Проблема развития общества и законодательства с позиций спенсеровского эволюционизма.

Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Спенсер Г. Грехи законодателей. – Социс. 1992. № 2.

· «Арийское миросозерцание» Х.Чемберлена.

Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Расовая проблема и общество: пер.с франц. М., 1957.

3. Чемберлен Х. Арийское миросозерцание. М., 1912.

 

 

Тема 3. Социологический реализм и антиредукционизм: общество как вне- и сверхиндивидуальная реальность.

Социологический реализм Э.Дюркгейма. Понятие социального факта. Социальный факт как основа социальной реальности, несводимой к другим формам реальности (биологической, психологической и т.д.).

Социологический антиредукционизм. Антипсихологизм. Метод социологизма: «рассматривать социальные факты как вещи». Объективность социального факта и его принудительная сила.

Типы социальной солидарности: механическая и органическая. Анализ взаимосвязи между социальной солидарностью и типом права (см. приложение 4). Исследование самоубийств с позиций социологизма.

& Литература:

1. Дюркгейм Э. Разделение труда. Метод социологии. М., 1992.

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.

4. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

5. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.

6. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.

7. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

8. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. Ярославль, 2003. С. 8 – 15.

Контрольные вопросы к теме:

1. Что такое социологический антиредукционизм?

2. Что такое в понимании Дюркгейма социальный факт?

3. Что означает призыв «рассматривать социальные факты как вещи»?

 

$Тема доклада:

· Самоубийство: исследование с позиции социологизма.

Литература:

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Спб., 1998.

Тема 4. Социологический психологизм versus социологический реализм.

Социальная психология как основа психологического направления в социологии. Теория инстинктов социального поведения У.Мак-Дауголла. «Психология народов» В.Вундта: опытные исследования языка, мифов и обычаев для постижения «духа целого». Теории масс Г.Лебона и Г.Тарда.

Социальная реальность как психическая реальность. Закон подражания и закон инновации.

Социологические идеи З.Фрейда: противопоставление индивида культуре. Аутгрупповая враждебность как средство поддержания сплоченности группы.

Ценности и установки. Теорема У. Томаса. Ч.Кули: теория «зеркального я». Дж. Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Дж. Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод.

Трансакционный анализ Э.Берна. «Игры, в которые играют люди».

& Литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2015.

3. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1896.

4. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

5. Мид Дж. От жеста к символу// Американская социологическая мысль: тексты. М., МГУ, 1994.

6. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.

7. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1997.

9. Фромм Э. Из плена иллюзий// Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. В чем видят представители психологического направления основу социальной реальности?

2. Каковы, с точки зрения представителей психологии масс, разрушительные последствия деятельности толпы?

3. Чем отличается видение дальнейших перспектив развития цивилизации Тарда от прогноза Лебона?

4. В чем суть психоаналитического видения социальной реальности?

5. Объясните смысл теоремы У. Томаса.

6. Что такое жест в понимании символических интеракционистов?

7. Какие жесты Дж.Г.Мид называет конвенциональными?

8. Что такое частица «теле» и какова ее роль в формировании социальной реальности?

9. В чем суть социометрического метода?

 

Тема 5. «Понимание» как метод социологии

Раионалистический вариант «понимающей» социологии. Социология, «свободная от ценностей». Социологический номинализм. Теория социального действия.

Применение метода отнесения к ценности в исследовании обусловленности экономической, политической и социальной жизни общества религиозной этикой в работах «Хозяйственная этика мировых религий» и «Протестантская этика и дух капитализма».

В.Дильтей: различение наук о природе и наук о духе. Г.Риккерт: противопоставление наук о природе и наук о культуре. Номотетический и идиографический методы. Иррационалистический вариант «понимающей» социологии. Антисциентистская тенденция в социологии. «Понимающая» социология Г.Зиммеля. Понимание как «вживание», открытие смысла действия. Начало познания – наличие «целостного образа социального мира».

Ф.Теннис: зависимость типа социальной связи от типа воли. Воля рациональная и иррациональная. Типология обществ: общность и общество.

& Литература:

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

4. Давыдов Ю.Н. М. Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

5. Дильтей В. Введение в науки о духе. Пер. с нем. // Дильтей В. Соч. Т. 1. М., 2000.

6. Зиммель Г. Избранное. М., 1996

7. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. М., 2002. Ч. 1.

8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.

9. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1978.

10. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.

11. Кюэн Ш.-А. Социологи и одержимость пониманием. Неопозитивистское прочтение Макса Вебера. СОЦИС. 2001. № 12.

12. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1991.

13. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997г. 532 с.

14. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 102-112

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какова роль идеального типа в развитии социологического знания?

2. Почему свою концепцию Вебер называет «понимающей социологией»?

3. Что такое «формальная рациональность»?

4. Какой метод использует Вебер, рассматривая влияние религиозной этики на хозяйственную и политическую жизнь?

5. Чем концепция понимания Зиммеля отличается от веберовской?

6. Что противопоставляет Зиммель эволюционизму и социологическому реализму?

7. Что такое «чистые формы социации»?

 

$Темы докладов:

· Г.Риккерт о границах естественнонаучного образования понятий.

Литература:

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997г. 532 с.

 

· Науки о природе и науки о духе В. Дильтея.

Литература:

Дильтей В. Введение в науки о духе. Пер. с нем. // Дильтей В. Соч. Т. 1. М., 2000.

 

Тема 6. Структурно-функциональный анализ.

Ранние версии функционализма (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и др.). Классический функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун) и его влияние на становление структурного функционализма в 40-50 г.г. ХХ в. Зрелый функционализм. Т.Парсонс. Социальная система и подсистемы. Системные черты организма, личности, культуры и общества, обменивающихся между собой энергией и контролем. Учение об обществе как социокультурной системе, в рамках которой установлена информационная иерархия контроля (см. приложение 5). Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Критика Р.Мертоном некоторых постулатов классического функционализма, а именно: 1) постулата функционального единства, 2) постулата универсального функционализма и 3) постулата необходимости. «Дисфункция», «нефункциональность», «функциональный эквивалент», «функциональная альтернатива» и «социологическая амбивалентность». Парные понятия: «функция — дисфункция», «равновесие — неравновесность», «норма — патология» и т.д. Явные и латентные функции.

& Литература:

1. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992..№ 2-5.

2. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

3. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003.

4. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.

5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

7. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Социс. 1992. № 2.

8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

9. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какова, с точки зрения Парсонса, структура социального действия?

2. Как определяет Парсонс социальную систему?

3. Опишите поэтапно процесс институционализации.

4. Каким образом связаны между собой культура, социальная система, личность и организм?

5. Почему критики обвиняли Парсонса в том, что он пребывал в двух несоединимых мирах?

6. Что подразумевает Парсонс под латентной функцией культуры?

7. Что такое «теории среднего ранга»?

 

$Тема доклада:

· Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона.

Литература:

Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. №№ 2-5.

 

· Неофункционализм Дж. Александера.

Литература:

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

 

 

Тема 7. Феноменологический подход в социологии. Этнометодология.

Влияние философских идей основателя феноменологии Э.Гуссерля на формирование феноменологической методологии. Проблема конституирования социальной реальности в работе«Феноменология социального мира» (в русском переводе — «Смысловое строение социального мира») Альфреда Шюца (1932 г.)

«Социальное конструирование реальности» Питера Бергера и Томаса Лукмана: субъективно сконструированные жизненные миры, секуляризация и модернизация. Этнометодология. « Исследования в этнометодологии» Г. Гарфинкеля. Изучение Г.Гарфинкелем латентных пластов обыденного знания, латентных механизмов социальной коммуникации, локального производства социального мира и разговорных практик.

Теория Бурдье как попытка синтеза структурализма и феноменологии. Habitus как система прочных приобретенных предрасположенностей. Поле, капитал, практики. Влияние феноменологии на объединительную концепцию Э.Гидденса. Агентно-структурная модель социальной реальности. «Самоорганизующаяся структура» и «деятельный агент».

& Литература:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

2. Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб., 2005.

3. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть// Альманах THESIS, весна 1993. Т.1. вып. 2.

  1. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.

5. Гидденс Э. Последствия современности. М., 2011.

6. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

  1. Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля// Новые направления в социологической теории. М., 1978.
  2. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. В чем суть проблемы конституирования социальной реальности?

2. Каковы основные идеи работы «Смысловое строение социального мира» Альфреда Шюца?

3. Каковы основные теоретические положения этнометодологии?

4. На чем основывается Л.Козер, критикуя этнометодологию?

 

$Тема доклада:

· Феномен «возвращения домой».

Литература:

Шютц А. Возвращающийся домой. Социс. 1995. № 2.

 

Тема 8. Теории современности и постсовременности.

Дилемма в социологии XXI века: сохранение традиции социологического теоретизирования или поиск нового дискурса?

Теоретики современного общества. У.Бек: переход от индустриального общества к обществу риска. Ю.Хабермас: рационализация жизненного мира и системы. Дж. Ритцер: макдональдизация. И.Валлерстайн, Э.Гидденс, У.Бек: глобализация. М Кастельс: теория информационного общества. Характерные черты современности, согласно Гидденсу: возросшая скорость социальных изменений, глобальность пространства, разделение людей во времени и пространстве, господство абстрактных систем (механизмы символических знаков и экспертных систем), мышление в терминах риска, отсутствие преемственности.

Теоретики постсовременного общества: Д.Белл, Ж.Бодрийар, Ж.-Ф.Лиотар. Обоснование необходимости отказа от современного теоретизирования и поиска нового дискурса. Характеристики постсовременного мира: имитация; скудость эмоций, отупляющие производственные технологии, стирание граней между прошлым, настоящим и будущим.

& Литература:

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000

2. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 1999 (второе издание – М., 2004)

4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, УрГУ, 2000.

5. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI в. М.: «Логос», 2004

6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: «Весь Мир», 2004История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

7. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

8. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-пресс, 2004.

 

Контрольные вопросы к теме:

  1. Объясните, в чем различие между содержанием терминов «современность» и «постсовременность»?
  2. Какова позиция теоретиков современности?
  3. Что такое «постсовременное общество»? каковы его признаки?
  4. Что такое глобализация?
  5. Что подразумевает Дж. Ритцер под «макдональдизацией»?

 

Тема 9. Философские основания ценностных приоритетов в социологии.

Введение проблематики ценностей в социологическую науку и ее дальнейшая разработка. Неконтролируемое проникновение ценностей и оценок в социологию. Связь ценностных предпочтений социологов с онтологическими корнями социологических концепций и основанными на них позициями относительно природы социального. Отделение социологии от онтологии в результате отказа от идеи абсолютного бытия и распространения ценностей Просвещения.

Аксиологические основания появления социологической науки и культурный контекст ее формирования. Элемент утопизма в ранней социологии.

Ценность прогресса как аксиологическая предпосылка рождения и институционализации социологической науки, как основание перехода от досоциологического мышления к социологическому.

 

& Литература:

 

1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Пер.с нем. М. Кузнецова. М., СПб., 1997.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М, 2005.

3. Кудрина С. А. Место ценности прогресса в становлении и развитии социологической науки. Социальные и гуманитарные знания. 2016. № 4. Т. 2. c. 293-297

4. Кудрина С. А. Идея прогресса как аксиологическая предпосылка социологии. Вестник социально-политических наук. № 15. 2016. С. 84-86

5. Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72.

6. Кудрина С.А. Пафос научности и утопизм. Вестник социально-политических наук. 2015. c. 118-121

7. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии. СОЦИС. 2014. № 3. С. 38-44.

8. Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания. СОЦИС. 2010. № 1. С. 37-46.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

10. Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. М., 1985.

11. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

12. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом/ Пер. с нем. и англ. М, 2004.

 

Темы эссе.

1. Пронатуралистическая тенденция в социологии.

2. Влияние антисциентистских идей на формирование социологической методологии.

3. Место ценности прогресса в формировании социологической науки.

4. Критическая теория общества.

5. Тема «одномерности» человека в социологических теориях.

6. Современная социология о границах социологического исследования искусства.

7. Перспективы информационнго общества в свете современных социологических теорий.

8. «Современность или постсовременность?»: дискуссионное поле.

9. Латентная функция культуры.

10. Роль сознания в формировании социальной реальности в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.

11. Проявления формальной рациональности в условиях современности (постсовременности).

12. Ценности современного общества и их исследование в социологических теориях.

13. Симулякры и симуляции.

14. «Коды сигнификации».

15. Теории модернизации.

16. Этнометодология: изучение латентных пластов обыденного сознания.

17. Потребительское общество глазами социологов конца XX – начала XXI вв.

18. «Калькулирующее мышление» и «осмысляющее раздумье».

19. Диалектика Просвещения.

20. Понятие гиперреальности.

21. Массовая культура в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.

22. Американизация и/или глобализация: социологический подход.

23. «Символическое насилие» и «структурная мистификация».

24. Концепция «открытого общества».

25. «Макдональдизация».

26. Проблема «играизации» общества.

27. Экзистенциальный анализ общества. «Сон смешного человека» Ф.М.Достоевского.

28. Аксиологическая проблематика в творчестве Ф.М.Достоевского. «Легенда о Великом Инквизиторе».

29. Социологическая критика современного общества.

30. Ценности современного общества глазами социологов конца XX – начала XXI вв.

 

Вопросы к зачету

1. Социология как мультипарадигмальная наука.

2. Общенаучные и специальные методы в социологии.

3. Проблема истинности в социальных науках.

4. Философские основания социологических теорий.

5. Теории среднего ранга (по Р.Мертону).

6. Уровни социального анализа в современных социологических теориях (по Дж. Ритцеру).

7. Отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических.

8. Номинализм и реализм в социологии.

9. Исследовательские программы в социальных науках. Антинатурализм и пронатурализм в социологии.

10. Позитивистская методология и редукционизм.

11. Биологический редукционизм: эволюционная социология и органическая теория общества.

12. Органицизм.

13. Первые социологические дихотомии.

14. Концепции «одного фактора».

15. Социологический реализм и антиредукционизм: общество как вне- и сверхиндивидуальная реальность.

16. Социологический психологизм versus социологический реализм.

17. Социальная психология как основа психологического направления в социологии.

18. Теория инстинктов социального поведения У.Мак-Дауголла. Инстинкт и «групповой разум».

19. «Психология народов» В.Вундта: опытные исследования языка, мифов и обычаев для постижения «духа целого».

20. Теории масс Г.Лебона и Г.Тарда.

21. Теория подражания Г.Тарда. Социальная реальность как психическая реальность.

22. Влияние психоанализа на развитие социологии.

23. Ценности и установки. Теорема У. Томаса.

24. «Понимание» как метод социологии

25. Рационалистический вариант «понимающей» социологии.

26. Учение о формальной рациональности.

27. Метод отнесения к ценности (М.Вебер).

28. Антинатуралистическая тенденция в социальных науках.

29. В.Дильтей: различение наук о природе и наук о духе.

30. Г.Риккерт: противопоставление наук о природе и наук о культуре. Номотетический и идиографический методы. «Ценность и действительность».

31. «Истина и метод» Х.-Г.Гадамера.

32. Иррационалистический вариант «понимающей» социологии. Антисциентистская тенденция в социологии.

33. «Философия денег» Г.Зиммеля.

34. Критическая теория общества. «Диалектика просвещения».

35. Структурно-функциональный анализ.

36. «Дисфункция», «нефункциональность», «функциональный эквивалент», «функциональная альтернатива» и «социологическая амбивалентность» в социологии Р.Мертона.

37. Феноменологический подход в социологии. Этнометодология.

38. «Социальное конструирование реальности» П.Бергера и Т.Лукмана.

39. Этнометодология.

40. Теория Бурдье как попытка синтеза структурализма и феноменологии. Habitus. Поле, капитал, практики.

41. Объединительная концепция Э.Гидденса. Агентно-структурная модель социальной реальности.

42. «Индивидуализированное общество» З.Баумана.

43. Философские основания ценностных приоритетов в социологии.

44. Аксиологические основания появления социологической науки и культурный контекст ее формирования.

45. Утопизм в ранней социологии и его причины.

46. Ценность прогресса как аксиологическая предпосылка рождения и институционализации социологической науки.

47. Социология XXI века: современность или постсовременность?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...