Философские и методологические проблемы социологической науки.
РАЗДЕЛ I. Тема 1. Социология как мультипарадигмальная наука. «Парадигма» и «мультипарадигмальность». Философские основания теорий высшего уровня. Теории среднего ранга (по Р.Мертону): изучение отдельных аспектов социальной системы через призму базовых положений теорий высшего уровня. Уровни социологического знания (см. приложение 1). Уровни социального анализа в современных социологических теориях по Дж. Ритцеру (см. приложение 2). Отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических. Номинализм и реализм в социологии. Антинатурализм и пронатурализм (см. приложение 3). & Литература: 1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. М., 2004. 2. Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания. СОЦИС. 2010. № 1. С. 37-46 3. Ритцер Дж.Современные социологические теории.М., 2002.
Контрольные вопросы к теме: 1. Какие уровни социальной реальности подвергаются анализу в современных социологических теориях? 2. Что такое парадигма? 3. Как Вы понимаете значение понятия «мультипарадигмальность»? Что такое мультипарадигмальная наука? 4. В чем отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических? 5. В чем специфика интегративных социологических парадигм? Тема 2. Позитивистская методология и редукционизм. Возникновение социологии в рамках позитивизма. Редукционизм О.Конта. Биологический редукционизм: эволюционная социология и органическая теория общества. Эволюция общества как составная часть универсальной эволюции. Органицизм (О.Конт, Г. Спенсер). Аналогия общества и живого организма. Отличие общества от организма: связь частей опосредована через «язык чувств и язык ума». Распространение законов эволюции животного мира на человеческое общество.
Начало структурно-функционального анализа: зависимость уровня организации общества от дифференциации функций. Первая социологическая дихотомия. Типологическое различие социальных структур: «военное» и «промышленное» общества. Концепции «одного фактора».
& Литература: 1. Бокль Г. История цивилизации в Англии: в 2 т. Спб., 1863-1864. 2. Бокль Г. Этюды. Спб., 1867. 3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907. 4. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999. 5. Гумплович Л. Социология и политика. М., 1895. 6. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996. 7. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. 8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М., 2002. 9. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004. 10. Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72. 11. Кудрина С.А. Пафос научности и утопизм. Вестник социально-политических наук. 2015. c. 118-121 12. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии. СОЦИС. 2014. № 3. С. 38-44. 13. Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания. СОЦИС. 2010. № 1. С. 37-46 14. Ратцель Ф. Земля и жизнь. Т. 1,2. Спб., 1903-1906 15. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. 16. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн., 1999. 17. Соловьев В.С. Бокль, его жизнь и научная деятельность. Спб., 1895.
Контрольные вопросы к теме: 1. Чем объясняется появление социологической науки в рамках позтивизма? 2. Каков систематизированный перечень положений, согласно которым, с точки зрения Спенсера, можно проследить аналогию общества с живым организмом? 3. Какие законы животного мира, с точки зрения Спенсера, распространяются на общество?
4. В чем отличие «промышленного» общества от «военного»? 5. Каким образом эволюционная социология Г.Спенсера повлияла на возникновение биоорганицизма и социал-дарвинизма? 6. Каковы возможные социальные и нравственные последствия принятия положений расово-антропологической школы? Были ли попытки реализации ее идей в истории человечества? 7. Каковы, по-вашему, слабые стороны концепций «одного фактора»? $Темы докладов: · Проблема развития общества и законодательства с позиций спенсеровского эволюционизма. Литература: 1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907. 2. Спенсер Г. Грехи законодателей. – Социс. 1992. № 2. · «Арийское миросозерцание» Х.Чемберлена. Литература: 1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907. 2. Расовая проблема и общество: пер.с франц. М., 1957. 3. Чемберлен Х. Арийское миросозерцание. М., 1912.
Тема 3. Социологический реализм и антиредукционизм: общество как вне- и сверхиндивидуальная реальность. Социологический реализм Э.Дюркгейма. Понятие социального факта. Социальный факт как основа социальной реальности, несводимой к другим формам реальности (биологической, психологической и т.д.). Социологический антиредукционизм. Антипсихологизм. Метод социологизма: «рассматривать социальные факты как вещи». Объективность социального факта и его принудительная сила. Типы социальной солидарности: механическая и органическая. Анализ взаимосвязи между социальной солидарностью и типом права (см. приложение 4). Исследование самоубийств с позиций социологизма. & Литература: 1. Дюркгейм Э. Разделение труда. Метод социологии. М., 1992. 2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999. 4. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. 5. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002. 6. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995. 7. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004. 8. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. Ярославль, 2003. С. 8 – 15. Контрольные вопросы к теме: 1. Что такое социологический антиредукционизм?
2. Что такое в понимании Дюркгейма социальный факт? 3. Что означает призыв «рассматривать социальные факты как вещи»?
$Тема доклада: · Самоубийство: исследование с позиции социологизма. Литература: 1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994. 2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Спб., 1998. Тема 4. Социологический психологизм versus социологический реализм. Социальная психология как основа психологического направления в социологии. Теория инстинктов социального поведения У.Мак-Дауголла. «Психология народов» В.Вундта: опытные исследования языка, мифов и обычаев для постижения «духа целого». Теории масс Г.Лебона и Г.Тарда. Социальная реальность как психическая реальность. Закон подражания и закон инновации. Социологические идеи З.Фрейда: противопоставление индивида культуре. Аутгрупповая враждебность как средство поддержания сплоченности группы. Ценности и установки. Теорема У. Томаса. Ч.Кули: теория «зеркального я». Дж. Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Дж. Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод. Трансакционный анализ Э.Берна. «Игры, в которые играют люди». & Литература: 1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2015. 3. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1896. 4. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. 5. Мид Дж. От жеста к символу// Американская социологическая мысль: тексты. М., МГУ, 1994. 6. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916. 7. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. 8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1997. 9. Фромм Э. Из плена иллюзий// Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Контрольные вопросы к теме: 1. В чем видят представители психологического направления основу социальной реальности? 2. Каковы, с точки зрения представителей психологии масс, разрушительные последствия деятельности толпы?
3. Чем отличается видение дальнейших перспектив развития цивилизации Тарда от прогноза Лебона? 4. В чем суть психоаналитического видения социальной реальности? 5. Объясните смысл теоремы У. Томаса. 6. Что такое жест в понимании символических интеракционистов? 7. Какие жесты Дж.Г.Мид называет конвенциональными? 8. Что такое частица «теле» и какова ее роль в формировании социальной реальности? 9. В чем суть социометрического метода?
Тема 5. «Понимание» как метод социологии Раионалистический вариант «понимающей» социологии. Социология, «свободная от ценностей». Социологический номинализм. Теория социального действия. Применение метода отнесения к ценности в исследовании обусловленности экономической, политической и социальной жизни общества религиозной этикой в работах «Хозяйственная этика мировых религий» и «Протестантская этика и дух капитализма». В.Дильтей: различение наук о природе и наук о духе. Г.Риккерт: противопоставление наук о природе и наук о культуре. Номотетический и идиографический методы. Иррационалистический вариант «понимающей» социологии. Антисциентистская тенденция в социологии. «Понимающая» социология Г.Зиммеля. Понимание как «вживание», открытие смысла действия. Начало познания – наличие «целостного образа социального мира». Ф.Теннис: зависимость типа социальной связи от типа воли. Воля рациональная и иррациональная. Типология обществ: общность и общество. & Литература: 1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. 2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 3. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. 4. Давыдов Ю.Н. М. Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998. 5. Дильтей В. Введение в науки о духе. Пер. с нем. // Дильтей В. Соч. Т. 1. М., 2000. 6. Зиммель Г. Избранное. М., 1996 7. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной, социологии // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. М., 2002. Ч. 1. 8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002. 9. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1978. 10. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002. 11. Кюэн Ш.-А. Социологи и одержимость пониманием. Неопозитивистское прочтение Макса Вебера. СОЦИС. 2001. № 12. 12. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1991. 13. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997г. 532 с. 14. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 102-112
Контрольные вопросы к теме: 1. Какова роль идеального типа в развитии социологического знания?
2. Почему свою концепцию Вебер называет «понимающей социологией»? 3. Что такое «формальная рациональность»? 4. Какой метод использует Вебер, рассматривая влияние религиозной этики на хозяйственную и политическую жизнь? 5. Чем концепция понимания Зиммеля отличается от веберовской? 6. Что противопоставляет Зиммель эволюционизму и социологическому реализму? 7. Что такое «чистые формы социации»?
$Темы докладов: · Г.Риккерт о границах естественнонаучного образования понятий. Литература: Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997г. 532 с.
· Науки о природе и науки о духе В. Дильтея. Литература: Дильтей В. Введение в науки о духе. Пер. с нем. // Дильтей В. Соч. Т. 1. М., 2000.
Тема 6. Структурно-функциональный анализ. Ранние версии функционализма (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и др.). Классический функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун) и его влияние на становление структурного функционализма в 40-50 г.г. ХХ в. Зрелый функционализм. Т.Парсонс. Социальная система и подсистемы. Системные черты организма, личности, культуры и общества, обменивающихся между собой энергией и контролем. Учение об обществе как социокультурной системе, в рамках которой установлена информационная иерархия контроля (см. приложение 5). Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Критика Р.Мертоном некоторых постулатов классического функционализма, а именно: 1) постулата функционального единства, 2) постулата универсального функционализма и 3) постулата необходимости. «Дисфункция», «нефункциональность», «функциональный эквивалент», «функциональная альтернатива» и «социологическая амбивалентность». Парные понятия: «функция — дисфункция», «равновесие — неравновесность», «норма — патология» и т.д. Явные и латентные функции. & Литература: 1. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992..№ 2-5. 2. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004. 3. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003. 4. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998. 5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. 6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002. 7. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Социс. 1992. № 2. 8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002 9. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.
Контрольные вопросы к теме: 1. Какова, с точки зрения Парсонса, структура социального действия? 2. Как определяет Парсонс социальную систему? 3. Опишите поэтапно процесс институционализации. 4. Каким образом связаны между собой культура, социальная система, личность и организм? 5. Почему критики обвиняли Парсонса в том, что он пребывал в двух несоединимых мирах? 6. Что подразумевает Парсонс под латентной функцией культуры? 7. Что такое «теории среднего ранга»?
$Тема доклада: · Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона. Литература: Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. №№ 2-5.
· Неофункционализм Дж. Александера. Литература: Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002
Тема 7. Феноменологический подход в социологии. Этнометодология. Влияние философских идей основателя феноменологии Э.Гуссерля на формирование феноменологической методологии. Проблема конституирования социальной реальности в работе«Феноменология социального мира» (в русском переводе — «Смысловое строение социального мира») Альфреда Шюца (1932 г.) «Социальное конструирование реальности» Питера Бергера и Томаса Лукмана: субъективно сконструированные жизненные миры, секуляризация и модернизация. Этнометодология. « Исследования в этнометодологии» Г. Гарфинкеля. Изучение Г.Гарфинкелем латентных пластов обыденного знания, латентных механизмов социальной коммуникации, локального производства социального мира и разговорных практик. Теория Бурдье как попытка синтеза структурализма и феноменологии. Habitus как система прочных приобретенных предрасположенностей. Поле, капитал, практики. Влияние феноменологии на объединительную концепцию Э.Гидденса. Агентно-структурная модель социальной реальности. «Самоорганизующаяся структура» и «деятельный агент». & Литература: 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 2. Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб., 2005. 3. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть// Альманах THESIS, весна 1993. Т.1. вып. 2.
5. Гидденс Э. Последствия современности. М., 2011. 6. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.
Контрольные вопросы к теме: 1. В чем суть проблемы конституирования социальной реальности? 2. Каковы основные идеи работы «Смысловое строение социального мира» Альфреда Шюца? 3. Каковы основные теоретические положения этнометодологии? 4. На чем основывается Л.Козер, критикуя этнометодологию?
$Тема доклада: · Феномен «возвращения домой». Литература: Шютц А. Возвращающийся домой. Социс. 1995. № 2.
Тема 8. Теории современности и постсовременности. Дилемма в социологии XXI века: сохранение традиции социологического теоретизирования или поиск нового дискурса? Теоретики современного общества. У.Бек: переход от индустриального общества к обществу риска. Ю.Хабермас: рационализация жизненного мира и системы. Дж. Ритцер: макдональдизация. И.Валлерстайн, Э.Гидденс, У.Бек: глобализация. М Кастельс: теория информационного общества. Характерные черты современности, согласно Гидденсу: возросшая скорость социальных изменений, глобальность пространства, разделение людей во времени и пространстве, господство абстрактных систем (механизмы символических знаков и экспертных систем), мышление в терминах риска, отсутствие преемственности. Теоретики постсовременного общества: Д.Белл, Ж.Бодрийар, Ж.-Ф.Лиотар. Обоснование необходимости отказа от современного теоретизирования и поиска нового дискурса. Характеристики постсовременного мира: имитация; скудость эмоций, отупляющие производственные технологии, стирание граней между прошлым, настоящим и будущим. & Литература: 1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000 2. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. 3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 1999 (второе издание – М., 2004) 4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, УрГУ, 2000. 5. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI в. М.: «Логос», 2004 6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: «Весь Мир», 2004История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. 7. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001. 8. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. 9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-пресс, 2004.
Контрольные вопросы к теме:
Тема 9. Философские основания ценностных приоритетов в социологии. Введение проблематики ценностей в социологическую науку и ее дальнейшая разработка. Неконтролируемое проникновение ценностей и оценок в социологию. Связь ценностных предпочтений социологов с онтологическими корнями социологических концепций и основанными на них позициями относительно природы социального. Отделение социологии от онтологии в результате отказа от идеи абсолютного бытия и распространения ценностей Просвещения. Аксиологические основания появления социологической науки и культурный контекст ее формирования. Элемент утопизма в ранней социологии. Ценность прогресса как аксиологическая предпосылка рождения и институционализации социологической науки, как основание перехода от досоциологического мышления к социологическому.
& Литература:
1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Пер.с нем. М. Кузнецова. М., СПб., 1997. 2. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М, 2005. 3. Кудрина С. А. Место ценности прогресса в становлении и развитии социологической науки. Социальные и гуманитарные знания. 2016. № 4. Т. 2. c. 293-297 4. Кудрина С. А. Идея прогресса как аксиологическая предпосылка социологии. Вестник социально-политических наук. № 15. 2016. С. 84-86 5. Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72. 6. Кудрина С.А. Пафос научности и утопизм. Вестник социально-политических наук. 2015. c. 118-121 7. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии. СОЦИС. 2014. № 3. С. 38-44. 8. Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания. СОЦИС. 2010. № 1. С. 37-46. 9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 10. Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. М., 1985. 11. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. 12. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом/ Пер. с нем. и англ. М, 2004.
Темы эссе. 1. Пронатуралистическая тенденция в социологии. 2. Влияние антисциентистских идей на формирование социологической методологии. 3. Место ценности прогресса в формировании социологической науки. 4. Критическая теория общества. 5. Тема «одномерности» человека в социологических теориях. 6. Современная социология о границах социологического исследования искусства. 7. Перспективы информационнго общества в свете современных социологических теорий. 8. «Современность или постсовременность?»: дискуссионное поле. 9. Латентная функция культуры. 10. Роль сознания в формировании социальной реальности в социологических теориях конца XX – начала XXI вв. 11. Проявления формальной рациональности в условиях современности (постсовременности). 12. Ценности современного общества и их исследование в социологических теориях. 13. Симулякры и симуляции. 14. «Коды сигнификации». 15. Теории модернизации. 16. Этнометодология: изучение латентных пластов обыденного сознания. 17. Потребительское общество глазами социологов конца XX – начала XXI вв. 18. «Калькулирующее мышление» и «осмысляющее раздумье». 19. Диалектика Просвещения. 20. Понятие гиперреальности. 21. Массовая культура в социологических теориях конца XX – начала XXI вв. 22. Американизация и/или глобализация: социологический подход. 23. «Символическое насилие» и «структурная мистификация». 24. Концепция «открытого общества». 25. «Макдональдизация». 26. Проблема «играизации» общества. 27. Экзистенциальный анализ общества. «Сон смешного человека» Ф.М.Достоевского. 28. Аксиологическая проблематика в творчестве Ф.М.Достоевского. «Легенда о Великом Инквизиторе». 29. Социологическая критика современного общества. 30. Ценности современного общества глазами социологов конца XX – начала XXI вв.
Вопросы к зачету 1. Социология как мультипарадигмальная наука. 2. Общенаучные и специальные методы в социологии. 3. Проблема истинности в социальных науках. 4. Философские основания социологических теорий. 5. Теории среднего ранга (по Р.Мертону). 6. Уровни социального анализа в современных социологических теориях (по Дж. Ритцеру). 7. Отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических. 8. Номинализм и реализм в социологии. 9. Исследовательские программы в социальных науках. Антинатурализм и пронатурализм в социологии. 10. Позитивистская методология и редукционизм. 11. Биологический редукционизм: эволюционная социология и органическая теория общества. 12. Органицизм. 13. Первые социологические дихотомии. 14. Концепции «одного фактора». 15. Социологический реализм и антиредукционизм: общество как вне- и сверхиндивидуальная реальность. 16. Социологический психологизм versus социологический реализм. 17. Социальная психология как основа психологического направления в социологии. 18. Теория инстинктов социального поведения У.Мак-Дауголла. Инстинкт и «групповой разум». 19. «Психология народов» В.Вундта: опытные исследования языка, мифов и обычаев для постижения «духа целого». 20. Теории масс Г.Лебона и Г.Тарда. 21. Теория подражания Г.Тарда. Социальная реальность как психическая реальность. 22. Влияние психоанализа на развитие социологии. 23. Ценности и установки. Теорема У. Томаса. 24. «Понимание» как метод социологии 25. Рационалистический вариант «понимающей» социологии. 26. Учение о формальной рациональности. 27. Метод отнесения к ценности (М.Вебер). 28. Антинатуралистическая тенденция в социальных науках. 29. В.Дильтей: различение наук о природе и наук о духе. 30. Г.Риккерт: противопоставление наук о природе и наук о культуре. Номотетический и идиографический методы. «Ценность и действительность». 31. «Истина и метод» Х.-Г.Гадамера. 32. Иррационалистический вариант «понимающей» социологии. Антисциентистская тенденция в социологии. 33. «Философия денег» Г.Зиммеля. 34. Критическая теория общества. «Диалектика просвещения». 35. Структурно-функциональный анализ. 36. «Дисфункция», «нефункциональность», «функциональный эквивалент», «функциональная альтернатива» и «социологическая амбивалентность» в социологии Р.Мертона. 37. Феноменологический подход в социологии. Этнометодология. 38. «Социальное конструирование реальности» П.Бергера и Т.Лукмана. 39. Этнометодология. 40. Теория Бурдье как попытка синтеза структурализма и феноменологии. Habitus. Поле, капитал, практики. 41. Объединительная концепция Э.Гидденса. Агентно-структурная модель социальной реальности. 42. «Индивидуализированное общество» З.Баумана. 43. Философские основания ценностных приоритетов в социологии. 44. Аксиологические основания появления социологической науки и культурный контекст ее формирования. 45. Утопизм в ранней социологии и его причины. 46. Ценность прогресса как аксиологическая предпосылка рождения и институционализации социологической науки. 47. Социология XXI века: современность или постсовременность?
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|