Система знаний о народонаселении, ее составляющие элементы.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Предмет и объект демографии как науки. В самом общем виде демографию можно определить как науку о народонаселении. Демография – наука, которая изучает социально-экономические закономерности воспроизводства народонаселения в его социокультурном контексте. Объект - население. Предмет - Считается, что 1855 г – появление слова «демография». Ввел в научный оборот французский ученый Гийяр, книга Сравнительная демография. В России появление демографии связывают с Ломоносовым. Демография изучает на макроуровне – демографические процессы (рождаемость). На микроуровне – демогр события (рождение ребенка). На древнегреческом языке (демо - народ; графо - пишу, т.е. буквально: народоописание, описание народа).
Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей,воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений....Демография... имеет своим объектом процессы взаимодействия рождаемости, смертности, а также брачности, прекращения брака и воспроизводства населения в целом.
Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им управляющие.
Основные методы демографической науки. Как и любая наука, вышедшая на достаточно высокий уровень развития,
демография широко использует различные научные методы исследования, включая: • базовые общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, методы историзма, метод гипотез и др.); • методы отдельных научных направлений, среди которых выделим сле- дующие: 1). статистические методы, с которых собственно и зародилась «чистая демография». Они используются для анализа закономерностей массовых демографических явлений, которые проявляются, прежде всего, в большом числе случаев. С помощью статистических методов определяется численность насе- ления и его разные категории (постоянное, наличное население). Статисти- ческие методы дают возможность установить распределение населения по полу, возрасту, брачному и семейному составу, определить миграцион- ные потоки и их интенсивность, для чего, в частности, используется систе- ма коэффициентов и др.; 2). Математические методы, которые тесно связаны со статистическими методами (не случайно в последнее время эти две группы методов часто объединяют в одну 3). Особенно бурное развитие получает математическое моделирова- ние, что обусловлено появлением современных ЭВМ. 4). Социологические методы. Именно на этих методах базируются многие демографические обследования, в первую очередь, в отношении рождаемости, брачности, мотивационных установок мигрантов и др. Осо- бенно важна роль этих методов при изучении зависимости демографиче- ских процессов от тех или иных социальных явлений. 5). Графоаналитические методы. построение графиков и диаграмм - позволяет наглядно представить в виде графических изображений закономерности и тенденции многих демогра- фических процессов. 6). Картографические методы. Аналогично графическим методам с помощью различных карт также наглядно позволяют отображать различные
демографические процессы, их сравнительную характеристику и движение. 7). Наконец выделим собственно демографические методы, разрабо- танные самой демографией (методы продольного и поперечного анализа, метод демографических таблиц, демографическая сетка Лексиса, различ- ные демографические модели, биографический метод и другие).
История формирования и развития демографической науки Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния». Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г. Этапы развития Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Еще древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и ее общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель). Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города, включил в нее младенческую и детскую смертность. Первая попытка обозначить изучение народонаселения специальным термином была предпринята в 1841 г. швейцарским статистиком К. Бернулли, который ввел новое понятие — популяционистика. В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.
В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа».
Система знаний о народонаселении, ее составляющие элементы. Сегодня уже можно говорить о целой системе демографических наук, которая постоянно уточняется и пополняется и которую условно можно представить в виде четырех блоков: I. Научные направления (науки): – теоретическая демография; – история демографии; – описательная демография; – историческая демография; – экономическая демография; – региональная демография; – этническая демография; – демографикс; – политическая демография; – военная демография; – генетическая демография; – медицинская демография; – социальная демография и т.д. II. Источники данных о населении, методы, используемые демографией; III. Демографическое прогнозирование; IV. Демографическая политика. Но наиболее полно эта идея нашла отражение в разработках Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Д.И. Валентея, который собственно и пред- ложил комплексный подход к изучению народонаселения, предполагаю- щий активное привлечение к этому изучению других наук (в первую оче- редь, сопредельных: экономика, география, социология и др.). Схематично можно представить как круговую схему, в центре которой «демография». На нее оказывают влияние такие науки как биология, антропология, генетика, социология, право и многие другие. По мере изучения демографии, список таких наук может пополняться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|