Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система знаний о народонаселении, ее составляющие элементы.




Предмет и объект демографии как науки.

В самом общем виде демографию можно определить как науку о народонаселении.

Демография – наука, которая изучает социально-экономические закономерности воспроизводства народонаселения в его социокультурном контексте. Объект - население. Предмет -

Считается, что 1855 г – появление слова «демография». Ввел в научный оборот французский ученый Гийяр, книга Сравнительная демография. В России появление демографии связывают с Ломоносовым. Демография изучает на макроуровне – демографические процессы (рождаемость). На микроуровне – демогр события (рождение ребенка).

На древнегреческом языке (демо - народ; графо - пишу, т.е. буквально: народоописание, описание народа).

 

Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей,воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений....Демография... имеет своим объектом процессы взаимодействия рождаемости, смертности, а также брачности, прекращения брака и воспроизводства населения в целом.

 

Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им управляющие.

 

Основные методы демографической науки.

Как и любая наука, вышедшая на достаточно высокий уровень развития,

демография широко использует различные научные методы исследования,

включая:

базовые общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция,

методы историзма, метод гипотез и др.);

методы отдельных научных направлений, среди которых выделим сле-

дующие:

1). статистические методы, с которых собственно и зародилась

«чистая демография». Они используются для анализа закономерностей

массовых демографических явлений, которые проявляются, прежде всего,

в большом числе случаев.

С помощью статистических методов определяется численность насе-

ления и его разные категории (постоянное, наличное население). Статисти-

ческие методы дают возможность установить распределение населения

по полу, возрасту, брачному и семейному составу, определить миграцион-

ные потоки и их интенсивность, для чего, в частности, используется систе-

ма коэффициентов и др.;

2). Математические методы, которые тесно связаны

со статистическими методами (не случайно в последнее время эти две

группы методов часто объединяют в одну

3). Особенно бурное развитие получает математическое моделирова-

ние, что обусловлено появлением современных ЭВМ.

4). Социологические методы. Именно на этих методах базируются

многие демографические обследования, в первую очередь, в отношении

рождаемости, брачности, мотивационных установок мигрантов и др. Осо-

бенно важна роль этих методов при изучении зависимости демографиче-

ских процессов от тех или иных социальных явлений.

5). Графоаналитические методы. построение графиков и диаграмм - позволяет наглядно представить в виде

графических изображений закономерности и тенденции многих демогра-

фических процессов.

6). Картографические методы. Аналогично графическим методам

с помощью различных карт также наглядно позволяют отображать различные

демографические процессы, их сравнительную характеристику и движение.

7). Наконец выделим собственно демографические методы, разрабо-

танные самой демографией (методы продольного и поперечного анализа,

метод демографических таблиц, демографическая сетка Лексиса, различ-

ные демографические модели, биографический метод и другие).

 

История формирования и развития демографической науки

Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.

Этапы развития

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Еще древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и ее общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города, включил в нее младенческую и детскую смертность. Первая попытка обозначить изучение народонаселения специальным

термином была предпринята в 1841 г. швейцарским статистиком

К. Бернулли, который ввел новое понятие — популяционистика. В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа».

 

Система знаний о народонаселении, ее составляющие элементы.

Сегодня уже можно говорить о целой системе демографических наук,

которая постоянно уточняется и пополняется и которую условно можно

представить в виде четырех блоков:

I. Научные направления (науки):

– теоретическая демография;

– история демографии;

– описательная демография;

– историческая демография;

– экономическая демография;

– региональная демография;

– этническая демография;

– демографикс;

– политическая демография;

– военная демография;

– генетическая демография;

– медицинская демография;

– социальная демография и т.д.

II. Источники данных о населении, методы, используемые демографией;

III. Демографическое прогнозирование;

IV. Демографическая политика.

Но наиболее полно эта идея нашла отражение в разработках Центра

по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ

под руководством профессора Д.И. Валентея, который собственно и пред-

ложил комплексный подход к изучению народонаселения, предполагаю-

щий активное привлечение к этому изучению других наук (в первую оче-

редь, сопредельных: экономика, география, социология и др.).

Схематично можно представить как круговую схему, в центре которой «демография». На нее оказывают влияние такие науки как биология, антропология, генетика, социология, право и многие другие. По мере изучения демографии, список таких наук может пополняться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...