Анна Каренина. Центральная фигура произведения
Содержание
Введение Сюжет Анна Каренина. Центральная фигура произведения Константин Левин Заключение Список литературы
Введение
Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» - один из самых известных романов русской литературы. Его хорошо знают не только в России - это произведение является одной из «визитных карточек» русского искусства. По роману Толстого снято около двух десятков фильмов, спектакли на его основе играют на театральных сценах всего мира, существуют мюзикл и балет «Анна Каренина»… Роман «Анна Каренина», созданный в 1870-ые гг., описывает переломный период в жизни России, когда «все переворотилось и только еще начинало укладываться». В подтверждение этому в тексте произведения можно найти отклики на многие конкретные исторические события: самарский голод, движение русских добровольцев и прочее. В романе изображена история трех аристократических семей - Карениных, Облонских и Левиных. Одна из них разрушается полностью (Каренины), другая лишь сохраняет название семьи (Облонские), а глава третьей, счастливый муж и отец Константин Левин, переживает глубокий душевный кризис и прячет шнурок, чтобы не повеситься. Так Толстой, через драматические истории крушения «дома» и «семьи», раскрывает смысл переломной исторической эпохи. В этом произведении Толстой показывает, что в переломную эпоху больше других страдают люди умные и с чистым сердцем. Таковы его главные герои. Они не могут мириться с общепринятой ложью и ищут: один - настоящей любви, другой - честных, справедливых социальных отношений, незыблемых нравственных основ человеческого существования. Так же непрерывно здесь связанны жизнь и смерть. Они будто в косы переплетаются друг с другом, показывая, какая тончайшая грань между ними и как всё можно разрушить всего за пару секунд. Давайте же поподробнее окунёмся и найдём грань этих знаменательных событий, которые встречаются в романе, как в повседневной жизни.
Сюжет
Роман начинается с двух фраз, давно уже ставших хрестоматийными: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». В Москву к Облонским приезжает сестра Стивы Облонского - знатная петербургская дама Анна Каренина. Стива встречает Анну на вокзале, молодой офицер встречает свою мать графиню Вронскую. При входе в вагон он пропускает вперёд даму, и предчувствие заставляет их взглянуть ещё раз друг на друга, их взгляд уже светился помимо их воли. Казалось, что они и раньше были знакомы… В этот момент случилось несчастье: вагон подался назад и раздавил сторожа насмерть. Анна приняла этот трагичный случай как дурное предзнаменование. Анна отправляется в дом к Стиве и выполняет свою миссию, ради которой приехала - примирение его с женой Долли. Прелестная Кити Щербацкая полна счастья, ожидая встречи с Вронским на балу. Анна, вопреки её ожиданиям, была в чёрном, а не в лиловом платье. Кити замечает мерцающий блеск в глазах Анны и Вронского и понимает, что мир перестал существовать для них. Отказавшая накануне предстоящего бала Левину, Кити была подавлена и вскоре заболела. Анна уезжает в Петербург, Вронский устремляется следом. В Петербурге он словно тень следует за ней, ища встречи, он нисколько не смущается её замужеством и восьмилетним сыном; потому как в глазах светских людей, роль несчастного любовника смешна, но связь с добропорядочной женщиной, муж которой занимает столь солидное положение, представлялась величественной и победоносной. Их влюблённость невозможно было скрыть, но они не были любовниками, однако свет уже вовсю обсуждал даму с тенью, с нетерпением ожидая продолжение романа. Тревожное чувство мешало Каренину сосредоточиться над важным государственным проектом, и он был оскорблён тем впечатлением, столь важным для значения общественного мнения. Анна же продолжала ездить в свет и почти год встречалась с Вронским у княгини Тверской. Единственное желание Вронского и обворожительная мечта о счастье Анны слились в чувстве, что для них началась новая жизнь, они стали любовниками, и ничто уже не будет, как прежде. Очень скоро всем в Петербурге стало об этом известно, в том числе и мужу Анны.
Сложившаяся ситуация была мучительно тяжела для всех троих, но выхода из неё никто из них найти не мог. Анна сообщает Вронскому, что беременна. Вронский просит её оставить мужа и готов пожертвовать своей карьерой военного. Но его матери, которая поначалу очень симпатизировала Анне, совсем не нравится такое положение вещей. Анна впадает в отчаяние, впадает после родов в родильную горячку и едва не умирает. Её законный муж, Алексей Каренин, до болезни Анны твердо собиравшийся развестись с ней, увидев её страдания во время болезни, неожиданно для себя самого прощает и Анну, и Вронского. Каренин разрешает ей дальше жить в его доме, под защитой его доброго имени, только бы не рушить семью и не срамить детей. Сцена прощения - одна из самых важных в романе. Но Анна не выдерживает гнёта великодушия, проявленного Карениным, и забрав с собой новорожденную дочку, уезжает с Вронским в Европу, оставив любимого сына на попечении мужа. Некоторое время Анна и Вронский путешествуют по Европе, но вскоре понимают, что заняться им собственно нечем. Со скуки Вронский даже начинает баловаться живописью, но скоро бросает это пустое занятие, и они с Анной решают вернуться в Петербург. В Петербурге Анна понимает, что для высшего света она теперь изгой, ни в один из приличных домов её не приглашают, и никто, кроме двух ближайших подруг, её не навещает. Между тем, Вронского принимают везде, и всегда ему рады. Эта ситуация всё больше развинчивает нестабильную нервную систему Анны, которая не видит сына. В день рождения Серёжи, тайком, рано утром Анна пробирается в свой старый дом, заходит в спальню к мальчику и будит его. Мальчик рад до слёз, Анна тоже плачет от радости, ребёнок наспех пытается что-то рассказать матери и о чём-то расспросить её, но тут прибегает слуга и испуганно сообщает, что Каренин сейчас зайдёт в комнату сына. Мальчик сам понимает, что матери с отцом встречаться нельзя и мама сейчас уйдет от него навсегда, с плачем он бросается к Анне и умоляет её не уходить. В двери входит Каренин, и Анна, в слезах, охваченная чувством зависти к мужу, выбегает из дома. Больше сын её никогда не видел.
В отношениях Анны с Вронским открывается трещина, разводящая их все дальше и дальше. Анна настаивает на посещении итальянской оперы, где в тот вечер собирается весь большой свет Петербурга. Вся публика в театре буквально тычет в Анну пальцами, а женщина из соседней ложи бросает Анне в лицо оскорбления. Понимая, что и в Петербурге делать им нечего, они переезжают подальше от пошлого света в имение, которое Вронский превратил в уединённый рай для них двоих и дочки Ани. Вронский пытается сделать имение доходным, внедряет различные новые приемы ведения сельского хозяйства и занимается благотворительностью - строит в имении новую больницу. Анна во всем старается помочь ему. Параллельно с историей Анны разворачивается история Константина Левина, Толстой наделяет его лучшими человеческими качествами и сомнениями, доверяет ему свои сокровенные мысли. Левин - довольно богатый человек, у него тоже есть обширное имение, все дела в котором он ведёт сам. То, что для Вронского забава и способ убить время, для Левина - смысл существования и его самого и всех его предков. Левин в начале романа сватается к Кити Щербацкой. За Кити на тот момент забавы ради ухаживал Вронский. Кити, однако, всерьез увлеклась Вронским и отказала Левину. После того, как Вронский следом за Анной умчался в Петербург, Кити даже заболела от горя и унижения, но после поездки за границу оправилась и согласилась выйти замуж за Левина. Сцены сватовства, свадьбы, семейной жизни Левиных, пронизаны светлым чувством, автор ясно даёт понять, что именно вот так и должна строиться жизнь семейная.
Тем временем, в имении обстановка накаляется. Вронский ездит на деловые встречи и светские рауты, на которых Анна не может его сопровождать, а его влечёт к прежней, свободной жизни. Анна чувствует это, но ошибочно предполагает, что Вронского тянет к другим женщинам. Она постоянно устраивает Вронскому сцены ревности, которые всё больше испытывают его терпение. Чтобы разрешить ситуацию с бракоразводным процессом, они переезжают в Москву. Но, несмотря на уговоры Стивы Облонского, Каренин отменяет своё решение и оставляет себе сына, которого уже не любит, потому что с ним связано его отвращение к Анне, как к «презренной оступившийся жене». Шестимесячное ожидание этого решения в Москве превратило нервы Анны в натянутые струны. Она постоянно срывалась и ссорилась с Вронским, который всё больше времени проводил вне дома. В Москве происходит встреча Анны с Левиным, который сознает, что эту женщину иначе, как потерянною, назвать уже нельзя. В мае месяце Анна настаивает на скором отъезде в деревню, но Вронский говорит, что приглашён к матери для важных деловых вопросов. Анне же приходит в голову мысль, что мать Вронского задумала женить Вронского на княжне Сорокиной. Вронскому не удаётся доказать Анне абсурдность этой идеи и он, не в силах уже постоянно ссориться с Анной, едет в имение к матери. Анна же, в один миг осознав, как тяжела, беспросветна и бессмысленна её жизнь, желая примирения, бросается следом за Вронским на вокзал. Перрон, дым, гудки, стук и люди, всё слилось в жутком кошмаре сумбура ассоциаций: Анна вспоминает свою первую встречу с Вронским, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был раздавлен насмерть. Анне приходит в голову мысль, что из её ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд. Анна выбрала смерть как избавление, это был единственный выход, который она, измученная собой и измучившая всех, нашла. Прошло два месяца. Жизнь не та, что прежде, но она продолжается. Опять вокзал. Стива встречает обречённого Вронского на перроне, и поезд отправляется на фронт. Убитый горем Вронский уехал добровольцем на войну, чтобы там сложить голову. Каренин забрал дочь Анны к себе и воспитывал её как свою, вместе с сыном. У Левина и Кити рождается первенец. Левин обретает спокойствие и смысл жизни в доброте и чистоте мыслей. На этом и заканчивается роман.
Анна Каренина. Центральная фигура произведения толстой каренина роман семья После «Войны и мира» Толстой пишет «Анну Каренину» - роман о семье, о любви, о долге, о совести... Здесь он предстает перед нами величайшим писателем-психологом, который художественно воссоздает необыкновенной глубины и страстности любовное чувство главной героини, его зарождение, развитие и трагический исход. Все, о чем повествует Толстой в своем романе, осмысливается как событие душевной жизни. Поэтому мы судим об «Анне Карениной» как о романе психологическом. В том, как Толстым осмысливается любовь, семейный очаг и их хранительные силы, угадывается и гофмановский «Повелитель блох», и гоголевские «Старосветские помещики». Еще до Толстого в литературе утверждалась мысль о том, что не только «небесной Прометеевой искрой» возжигаются человеческие сердца и поддерживается огонь в семейном очаге. По Гофману, любовь и семья во многом обязаны обыкновенной «доброй домашней свече, при ярком свете которой хорошо читать, писать, шить, вязать чулок» и вкруг которой непременно усаживается, с перепачканными вишневым сиропом мордочками, «веселое потомство»: «все это у нас на земле в порядке вещей». Рассказывая историю старосветских помещиков, Гоголь также утверждает, что не только страстью, но и многолетней привычкой находиться рядом люди могут быть привязаны друг к другу на всю жизнь. Конечно, у Толстого все значительно сложнее и глобальнее. Но мысль остается та же. Страсть в любви разрушительна. Люди оказываются счастливыми в семье, если они умеют терпеть, доверять и быть преданными. Толстой не простил свою героиню, не совладавшую с собой, со своей греховной любовью и забывшую долг, преступившую совесть. В романе для писателя это событие является главным и уже после - проблема женщины в светском обществе. Семья также мыслилась писателем, как воплощение некоего идеального мироустройства, хранительница истинных ценностей. Она давала силы человеку, была для него духовной опорой. Однако то, что происходило с семьей в современности, рассказали и Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых», и Достоевский в «Братьях Карамазовых». Вывод представлялся неутешительный: в современном мире семья разрушалась. Толстой изобразил три семейства: Облонских, Карениных, Левиных. Судьба первого обусловлена образом жизни главы семьи - Стивы, ведущего рассеянную жизнь светского человека. Девиз, которым руководствуется глава семейства, недвусмыслен: «изо всего сделать наслаждение». Поэтому он, сосредоточенный исключительно на любимой газете, обеде, сигаре, любовнице из балета, как бы походя, глубоко не задумываясь, разоряет семью, делая искренне любимых им детей нищими. Судьба второго проистекает из странного союза - эмоциональной, подверженной разрушительным страстям Анны и Каренина, абсолютно лишенного эмоциональности человека, олицетворяющего бюрократическую машину во всем - в словах, мыслях, делах. Ему не свойственно думать. Он «говорит», а точнее, вещает. Толстому важно подчеркнуть, что в дом Карениных уже давно вошла ложь. Несомненно, что изначально она связана с фальшью супружеских отношений, но постепенно ложь распространяется и на материнское чувство Анны. Тем самым углубляется драматизм судьбы этого семейства и самой героини. Выбранная Анной «роль матери, живущей для сына» - это своего рода «искусственный выход», спасение для одинокой и глубоко страдающей женщины, живущей в безрадостном, холодном доме с чужим для нее человеком. Но Толстой пишет, что любовь Анны к сыну - роль, пусть искренняя, но роль, к тому же «и много преувеличенная». Позже, когда у Карениной родится девочка, мы будем свидетелями абсолютного безразличия героини к своему ребенку. И это безразличие еще более отчетливо высветит смысл уже однажды сыгранной Анной роли матери. Тогда сын являлся своеобразной защитой для Анны в ее возможном жизненном одиночестве: «... у нее есть держава, независимая от положения, в которое она станет к мужу и к Вронскому. Эта держава - был сын... Пускай муж опозорит и выгонит ее, пускай Вронский охладеет к ней и продолжает вести свою независимую жизнь... она не может оставить сына. У нее есть цель жизни». Теперь же, находясь рядом с возлюбленным, живя с ним одним домом, она не одинока, и потому не нуждается в защитнике. Но не только поэтому она отказалась от роли матери. У героини изменилась цель жизни. И этой целью стала не семья с любимым человеком, не родившаяся от него дочь. Анне вообще не нужен семейный очаг. Ей необходим только Вронский и в том образе, какой сама Анна ему предлагает - в образе страстного возлюбленного. Сосредоточенная на своем чувстве, подвластная силе любовной страсти, Каренина обрекает себя на трагедию. Она не допускает мысли о том, что для нее возможно что-то еще, помимо любви к Вронскому и его ответного порыва. Она не хочет примириться с тем, что любовь, подобно человеку, может развиваться, проходя закономерные стадии затухания и угасания. Сверхувеличенное собственное любовное чувство и осознание охлаждения чувств Вронского делают для нее само понятие жизни несущественным. «Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдает мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского... А между мною и Вронским, какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мученье? Нет и нет! - ответила она себе теперь без малейшего колебания.- Невозможно!» Невозможность счастья с любимым обусловила невозможность жизни для Анны. Толстой не простил своей героине замкнутости в собственных переживаниях, в эгоистических интересах. Ведь даже собственная смерть у Карениной стала актом борьбы и мести Вронскому. Кто, как не Толстой, хорошо понимал внутреннюю, скрытую от глаз жизнь человеческой души. Но главной идеей для автора романа была «мысль семейная». И поэтому виной, вменяемой писателем Анне Карениной, стало предательство идеи семьи. Затрагивая тему работы, хочется отметить, что жизнь Анны всегда шла в ногу со смертью. Её существование на земле было адом, по её внутренним переживаниям. Хотя эта дама имела всё, что нужно для счастья, шикарный дом и спокойного, не упрекающего её мужа, славного первенца - сына, несчетные богатства, горячего и пылкого любимого в роли любовника - ей всё было не по душе. По её переживаниям о несчастной жизни, видно, что Лев Николаевич создал героиню склонную к суициду. Женщина не получавшая от жизни своих желаний, просто не смогла смириться с крахом своих надежд, поэтому бросилась с перрона, чтобы не мучить в первую очередь себя.
Константин Левин
Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, который произносил фамилию героя как Левин, тем самым указывая на связь со своим именем, на автобиографические истоки персонажа. Левин может и должен рассматриваться в ряду других героев Толстого, имеющих либо некоторые автобиографические черты, либо аналитический склад ума (Нехлюдов из «Утра помещика», Дмитрий Оленин из «Казаков», частично Андрей Болконский и Пьер Безухов). Характер и сюжетная линия Левина наиболее тесно связаны с обстоятельствами жизни и образом мыслей самого писателя. Известно, что во время написания романа Толстой практически не вел дневников, так как его мысли и чувства достаточно полно отражались в работе над образом Левина. Фёдор Михайлович Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал, что Левин является главным героем романа и выведен автором как носитель положительного миросозерцания, с позиций которого обнаруживаются «ненормальности», приводящие к страданиям и гибели других героев. Константин Дмитриевич Левин - провинциальный помещик, принадлежащий к хорошему дворянскому роду, живущий в своем имении, не служащий, серьезно увлеченный хозяйством. За внешне размеренной жизнью и обыденными заботами скрывается напряженная работа мысли героя, глубокие интеллектуальные запросы и нравственные искания. Левин отличается искренностью, уравновешенностью, серьезным и доброжелательным отношением к людям, верностью долгу, прямотой. С самого начала романа он предстает как герой с вполне сложившимся характером, но эволюционирующим внутренним миром. С Левиным читатели знакомятся в сложный период его жизни, когда он, приехав в Москву, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой, получает отказ и уезжает домой, пытаясь вновь обрести душевное равновесие. Выбор Кити был обусловлен для Левина не только чувством к ней, но и отношением к семье Щербацких, в которой он видел пример старого, образованного и честного дворянства, что для героя было очень важно, так как его представления об истинном аристократизме зиждились на признании прав чести, достоинства и независимости, в отличие от современного преклонения перед богатством и успехом. Левина болезненно волнует судьба русского дворянства и очевидный процесс его оскудения, о чем он много и заинтересованно говорит с Облонским и своими соседями-помещиками. Не видит Левин реальной пользы и от тех форм хозяйствования, которые пытаются привнести с Запада; отрицательно относится к деятельности земских учреждений, не видит смысла в комедии дворянских выборов, как, впрочем, и во многих достижениях цивилизации, считая их злом. Постоянная жизнь в деревне, наблюдения над трудом и бытом народа, стремление к сближению с крестьянами и серьезные занятия хозяйством вырабатывают у Левина целый ряд самобытных взглядов на происходящие вокруг изменения, недаром именно он дает емкое и точное определение пореформенного состояния общества и особенностей его экономической жизни, говоря о том, что «все переворотилось» и «только укладывается». Однако Левин стремится внести свой вклад в то, как «все уложится». Методы хозяйствования и размышления над особенностями национального уклада жизни приводят его к самостоятельному и оригинальному убеждению в необходимости учитывать в ведении сельского хозяйства не только агрономические новшества и технические достижения, но и традиционно-национальный склад работника как главного участника всего процесса. Левин всерьез задумывается о том, что при правильной постановке дела на основе его выводов можно будет преобразовать жизнь сначала в имении, затем в уезде, губернии и, наконец, во всей России. Помимо хозяйственных и интеллектуальных интересов перед героем неотступно встают проблемы иного рода. В связи с женитьбой на Кити и необходимостью исповедоваться перед венчанием Левин задумывается над своим отношением к Богу, не находя в душе искренней веры. К кругу нравственно-религиозных вопросов и размышлений о смысле жизни, о тайне рождения и смерти Левина обращают важнейшие события: смерть брата, а затем беременность жены и рождение сына. Не находя в себе веры, Левин одновременно замечает, что в серьезнейшие минуты жизни он молится Богу о спасении и благополучии близких, как это было при родах Кити и во время грозы, которая застала ее с маленьким сыном в лесу. В то же время Левин не может удовлетворить признание конечности, а следовательно, какой-то бессмысленности человеческого существования, если оно основано только на биологических законах. Неотступность этих мыслей, стремление найти непреходящую цель жизни иногда доводят Левина, счастливого мужа, отца, успешно хозяйствующего помещика, до отчаянных моральных мучений и даже мыслей о самоубийстве. Поиски ответа на волнующие его вопросы Левин ищет в трудах ученых и философов, в наблюдениях над жизнью других людей. Серьезной моральной поддержкой, импульсом для исканий в новом, религиозно-нравственном направлении служит услышанное им замечание о крестьянине Фоканыче, который «для Бога живет», «о душе помнит». Поиски нравственных законов и основ человеческой жизни роднят Левина с Анной Карениной, чья судьба зависит от отношения к нравственным основам жизни. Поиски героя не завершаются в конце романа, оставляя образ как бы открытым.
Заключение
Толстой называл «Анну Каренину» «романом широким, свободным». В основе этого определения - пушкинский термин «свободный роман». В «Анне Каренине» нет лирических, философских или публицистических отступлений. Но между романом Пушкина и романом Толстого есть несомненная связь, которая проявляется в жанре, в сюжете и в композиции. Не фабульная завершенность положений, а «творческая концепция» определяет в «Анне Карениной» выбор материала и открывает простор для развития сюжетных линий. Жанр свободного романа возникал и развивался на основе преодоления литературных схем и условностей. На фабульной завершенности положений строился сюжет в традиционном семейном романе, например, у Диккенса. Именно от этой традиции и отказался Толстой, хотя очень любил Диккенса как писателя. «Мне невольно представлялось,-пишет Толстой,-что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса». Новаторство Толстого воспринималось как отклонение от нормы. Оно и было таким по существу, но служило не разрушению жанра, а расширению его законов. Бальзак в «Письмах о литературе» очень точно определил характерные особенности традиционного романа: «Как бы ни было велико количество аксессуаров и множество образов, современный романист должен, как Вальтер Скотт, Гомер этого жанра, сгруппировать их согласно их значению, подчинить их солнцу своей системы-интриге или герою - и вести их, как сверкающее созвездие, в определенном порядке». Но в «Анне Карениной», так же как в «Войне и мире», Толстой не мог положить своим героям «известные границы». И его роман продолжался после женитьбы Левина и даже после гибели Анны. Солнцем толстовской романической системы является, таким образом, не герой или интрига, а «мысль народная» или «мысль семейная», которая и ведет множество его образов, «как сверкающее созвездие, в определенном порядке». Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини - следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.
Список литературы
1)Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. / комм. Э.Г. Бабаева. - М.: Художественная литература, 1981. -: «-Анна Каренина. Части первая четвёртая <http://www.rvb.ru/tolstoy/tocvol_8.htm>.» ) Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. / комм. Э.Г. Бабаева. - М.: Художественная литература, 1982. -: «-Анна Каренина. Части пятая восьмая <http://www.rvb.ru/tolstoy/tocvol_9.htm>.» ) Уинтерс, Б.Х. Андроид Каренина / пер. с англ. Е. Каменецкой. - М.: Астрель, Corpus, 2011. - 768 с. )Бабаев, Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. - М.: Художественная литература, 1978. - 158 с. ) Оболенский, Д.Д. Отрывки // «Международный Толстовский альманах» / П. Сергеенко. - Книга, М: 1909. - С. 244. ) Гусев Н.Н. «Два года с Толстым» - М.: 1928. - С. 190. ) Гегель Г. В.Ф. Сочинения. - М., 1958. - С. 273. ) Арденс, Н.Н. (Н. Апостолов) «Творческий путь Л.Н. Толстого» / Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); ответ. ред. В.П. Вильчинский. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - С. 318 <http://books.google.ru/books?ei=VEhKUc6fFozXsgaqmIDYCw&hl=ru&id=oTdgAAAAMAAJ&dq=%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9+%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F+%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B8%D0%BD&q=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BB> ) Алексеенко, А.П. «Рассказы о Л.Н. Толстом: из воспоминаний.» - М.: Советский писатель, 1978. - С. 17.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|