Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Софистический, провокационный и риторический вопрос

Определение вопроса.

При определении вопроса выделяются два подхода. Первый подход, условно названный «лингвистическим», рассматривает вопрос как элемент естественного языка и форму человеческого общения. Второй подход, компьютерный, связан с решением информационно-поисковых. В рамках этого подхода вопрос определяется как запрос об информации определенного типа.

Структура вопроса.

Правильность вопроса связана с его структурой. Любая форма мысли имеет структуру. Вопрос, как особая форма мысли, также имеет свою структуру. Она состоит из формы вопроса (построения) и содержания (значения).

С точки зрения структуры вопрос состоит из двух частей: из того, что уже известно, но не до конца, и того, что хотелось бы узнать. Первая часть вопроса образует предпосылку вопроса и его содержание. Она определяет «тему» вопроса и существенно влияет на результат вопросно–ответной ситуации. Вторая часть вопроса выражает обращение или запрос при помощи вопросительных слов «кто?», «что?» и т.д.

Виды вопросов

Вопросы можно делить по разным основаниям. Наиболее важными видами вопросов являются:

По сфере применения - вопросы управления (Какой документ лежит в основе этого положение?); - вопросы экономики (каков прожиточный минимум в нашей стране?); - вопросы здравоохранения (Когда внядрят новое оборудование?); - вопросы психологии (Что такое психика?); - вопросы педагогики (Каковы методы обучения наиболее эффективны?) и т.д.
по цели Вопросы формулируются с целью: - узнать или уточнить что-либо; - объяснить что-либо; - решить задачу, проблему; - подумать о чем-либо. К ним относятся, например, вечные вопросы философии «Как устроен мир?», «В чем смысл жизни?», на которые каждая эпоха отвечает по-своему. Их смысл и ценность в самом вопрошании. Степень требовательности в разных вопросах различна.
по вопросительным словам - какой сегодня день недели? - сколько букв в слове «типография»? - как доказывается теорема Пифагора? - почему дети любят спрашивать? и др.
по полноте - узловые и наводящие. Ответ на узловые вопросы прямо и полно раскрывает тему. Наводящие вопросы подготавливают ответ, приближают к нему. Например, вопрос «Каков атомный вес водорода?» является узловым, а наводящими будут вопросы: «По какому логическому принципу построена периодическая система химических элементов?», «Как и кем она была открыта?» и др.
по значимости - главные и второстепенные. Главные вопросы составляют основу ответа, а второстепенные играют вспомогательную роль. Например, главным является вопрос «Когда Греция освободилась от османского ига?», а второстепенными: «Какое отношение к этому имеет смерть Байрона?», «Где и когда он погиб?» и др.
по составу или структуре - простые и сложные. Простые вопросы предполагают один ответ, а сложные несколько, в зависимости от сложности вопроса (в количественном отношении). Так, форму простого вопроса имеет следующее предложение: «Кто не сдал лабораторную работу?», а предложение: «Кто не сдал лабораторную работу и когда последний срок её сдачи?» выражает сложный, в данном случае «двойной» вопрос.
по степени сложности - простые и сложные. По интеллектуальному уровню вопросы различаются на простые (не требующие специальной подготовки, «популярные вопросы») и сложные, требующие специальных знаний. Так, предыдущие примеры можно отнести к простым по степени сложности вопросам. Это – обычные вопросы учебной практики. А вопрос: «Кто может пояснить смысл термина «контроллер»?» уже относится к специальной области и является сложнее предыдущего.
по конкретности - открытые (общие, не регистрирующие) и закрытые (конкретные, регистрирующие). Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа. Их семантика не определена. Например: «Что вы знаете о греческой мифологии?» Закрытый вопрос требует однозначного ответа: «Как называется остров, в названии которого нет ни одной гласной буквы?»

Корректные и некорректные вопросы.

Определение «правильности» вопроса связано прежде всего с семантическим аспектом его структуры. Конечно, правильное построение вопроса влияет на качество ответа. Однако и правильно «построенный» вопрос может оказаться неправильным, если он основан на ложной предпосылке. Например, вопрос: «Кто открыл Берингов пролив?» является правильным. А вопрос: «Кто открыл Минское море?» является неправильным.

Правильность вопроса зависит прежде всего от его содержания, от соответствия предпосылки вопроса (исходного знания) реальному положению вещей. Вопрос: «Почему карлики не едят рыбу?» – неправильный, ибо основан на ложной предпосылке «Карлики не едят рыбу».

Вопрос, основанный на истинной предпосылке, называется правильным, корректным. И наоборот, вопрос, основанный на ложной предпосылке, называется неправильным, некорректным.

Софистический, провокационный и риторический вопрос

Неправильный вопрос может быть как паралогическим, так и софистическим. Паралогические вопросы связаны с некомпетентностью. («Несведущ – не спрашивай»). Софистические вопросы сознательно формулируются с разными целями. К ним относятся и «провокационные» вопросы, которые так любят задавать студенты. Например: «Можно ли наказывать студента за то, что он не сделал?» «Что за чушь вы несете?» «Почему Вы так некомпетентны?» «Зачем Вы врете?» «Перестали ли вы вымогать взятки?». Неосторожный ответ на «провокационный» вопрос не только укажет на незнание отвечающего, но и поставит его в нелепую ситуацию. Попробуйте ответить на древнейший софистический вопрос: «Вы перестали бить своего отца?».

Традиционно вопрос предстает в виде вопросительного предложения. Однако, во-первых, не всякое вопросительное предложение означает вопрос (к ним относятся, например, риторические вопросы), а, во-вторых, вопрос не всегда выражается в вопросительной форме (вопросы плана курсовой, дипломной работы, экзаменационные вопросы могут не иметь вопросительной формы, но требуют ответа).

Риторический вопрос, хотя и выражен в форме вопросительного предложения, ответа не требует. По сути он является утверждением в вопросительной форме. Форма служит риторическим, т.е. искусным приемом высказывания. Выражения: «Какой же русский не любит быстрой езды?», «Кто из студентов не любит поесть?», «Кто признается, что не готовился к экзаменам?», «Какой он музыкант?» не ждут ответа. Поскольку по смыслу риторический вопрос выражает утверждение и вопросом не является, он является суждением.

Существуют и другие виды вопросительных предложений, не являющиеся вопросами. Они могут выражать:

· приглашение: «Не пойти ли нам в кино?»

· просьбу: «Не могли бы вы передать мне эту книгу?»

· предложение: «Не объединить ли нам наши усилия?»

· побуждение: «Может быть, подвинетесь немного?»

· запрещение: «Что это еще за прическа?»

· призыв: «Не пора ли начать думать?»

· и др.

Поскольку вопрос не является суждением, то он не является ни истинным, ни ложным. Вопрос можно оценивать по-разному. Он может быть длинным и коротким, интересным и неинтересным, тактичным и бестактным, простым и сложным. Логическая оценка сводится к установлению его корректности или некорректности, правильности или неправильности. Даже бестактный вопрос, увы, может быть корректным.

Упражнение № 1 «Определите вид следующих вопросов":

1. Какая река является самой длинной рекой в мире?

2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?

3. И какой же русский не любит быстрой езды?

4. Вы перестали бить своего отца?

а. Структура вопроса правильная, предпосылка истинна. - корректен

b. Вопрос провокационный, т.к. ответ на данный вопрос автоматически причисляет отвечающего «мы» к нецивилизованным странам. Корректным будет вопрос «Почему мы не отменили закон о смертной казни?»

с. Вопрос риторический и не подразумевает ответа.

d. Вопрос провокационный, любой ответ подразумевает тот факт, что вы били отца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...