Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные и профессиональные функции учителя

Вопросы к итоговой аттестации по программе профессиональной переподготовки «Образование и педагогика. Теория и методика преподавания музыки»

 

1. Педагогическая профессия и личность педагога. Социальные функции педагога, требования к нему.

Педагогическая профессия возникает на определенном историческом этапе развития общества, когда образовательная деятельность обособилась в особую социальную функцию. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций в учебном процессе.

Педагогическая профессия оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с учащимися, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

Педагог должен хорошо знать и представлять специфику и особенности учебной деятельности учащихся, процессом развития которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной.. В настоящее время педагогическая профессия охватывает широкий спектр педагогических специальностей: учитель-предметник общеобразовательной школы, классный руководитель, воспитатель дошкольного заведения, педагог-методист, тренер спортивной секции, педагог внешкольных воспитательных заведений и т. д.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции – адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с подготовкой учащихся к конкретным условиям современной социальной ситуации, а гуманистическая – с духовно-нравственным развитием его личности, творческой индивидуальности

Социальные и профессиональные функции учителя

· Образовательная, развивающую функцию (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т. д.), ориентирующую функцию

· Коммуникативная функция -общение с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.

· Организаторская функция. организацию деятельностью учащихся

· Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности

· Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.

· Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т. д.

· Стимулирующая

· Профессионально обусловленные требования к личности педагога

· высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· гуманистическая направленность, любовь к детям;

· духовная культура, интеллигентность;

· инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

· физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

· потребность и готовность к постоянному самообразованию.

26 Влияние музыки на формирование личности, ее духовного саморазвития.

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

 

2. Профессиональная компетентность педагога. Развитие личности педагога в системе педагогического образования.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

  • интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
  • информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...