Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для студентов




ВИТЕБСК


УДК 159.9+37.0(075.8)

ББК 88;74.00

О – 75

Рецензент:

Богомаз С.Л., заведующий кафедрой психологии учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол № 8 от 9 декабря 2010 г.

 

О-75 Основы психологии и педагогики: курс лекций / Т. И. Баталко [и др.]. – Витебск: УО «ВГТУ», 2011. – 132 с.

 

ISBN 987-985-481-239-7

 

 

Курс лекций включает основные разделы, предусмотренные учебной программой по курсу «Основы психологии и педагогики», тематику контрольных работ, вопросы к экзамену и зачету, требования к написанию и оформлению контрольных работ, а также литературу по курсу.

Предназначен для самостоятельной подготовки студентов всех специальностей заочной формы обучения.

 

 

УДК 159.9+37.0(075.8)

ББК 88;74.00

 

ISBN 987-985-481-239-7 © Баталко Т.И., 2011

© Милашевич Е.П., 2011

© Лебедева С.В., 2011

© Виноградова Т.Я., 2011

© УО «ВГТУ», 2011


содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6

Раздел 1. введение в современную психологию 8

1.1 Предмет изучения психологии на основных этапах ее становления

как науки 8

1.2 Система явлений, которые изучает психология 11

1.3 Отрасли психологии 13

1.4 Методы психологического исследования 15

1.5 Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних

явлений 20

1.6 Сознательное, предсознательное и бессознательное 21

1.7 Общая структура деятельности и поведения 21

 

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26

2.1 Ощущение. Виды ощущений 26

2.2 Восприятие. Общая характеристика восприятия 29

2.3 Внимание. Виды и основные свойства внимания 32

2.4 Память как психический процесс 34

2.5 Мышление как процесс 39

2.6 Воображение и его виды 42

Раздел 3. психология личности 46

3.1 Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индиви-
дуальность», «личность» 46

3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в личности 48

3.3 Половозрастные особенности личности 50

3.4 Психические свойства личности 52

3.5 Социализация личности 59

Раздел 4. социальное поведение человека 65

4.1 Межличностные отношения 65

4.2 Общение как социально-психологическое явление 69

4.3 Виды общения 73

4.4 Понятие конфликта в современной психологии 75

4.5 Виды конфликтов 77

4.6 Причины конфликтов в организации 79

4.7 Способы разрешения конфликтных ситуаций 81

4.8 Взаимодействие людей в малых группах 85

 

Раздел 5. общие основы педагогики 94

5.1 Основные этапы развития педагогической науки 94

5.2 Предмет педагогики. Ее связь с другими науками. Система

педагогических наук. Основные методологические принципы

педагогики, ее методы и категории 96

5.3 Образование в современных условиях как механизм развития

личности. Основные функции образования и соответствующие им

модели образования. Мировые образовательные тенденции.

Особенности системы образования в Республике Беларусь 98

5.4 Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы,

цели, задачи и учебные действия 100

5.5 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность

с целью формирования у нее определенных психических и

личностных качеств 102

5.6 Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции

семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы

семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и

условия успешного воспитания в семье 106

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 113

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 124

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХО

ЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ» 127

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКИ» 128

ЛИТЕРАТУРА 130


ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия возросла популярность психологии и педагогики во всем мире. Это объясняется тем, что современность предъявляет особые требования к психологической культуре людей, к компетентности профессиональной деятельности, умению увидеть новые перспективы общения, эффективному обмену информацией, использованию своих ресурсов, чтобы справиться с новыми сложными задачами. В связи с этим курс «Основы психологии и педагогики» является обязательной дисциплиной в учебном плане подготовки студентов различных специальностей. Данный курс лекций по учебной дисциплине предназначен для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения.

Целью курса лекций (данного издания) является обобщение и закрепление знаний, полученных на лекциях, овладение студентами научных понятий по дисциплине, формирование и развитие навыков и умений решения жизненных проблем.

Дидактическая задача курса лекций определила структуру и содержание работы. Она включает 5 разделов, предусмотренных учебной программой по «Основам психологии и педагогики», тематику контрольных работ, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы к экзамену и зачету, а также литературу по курсу.

При написании издания использованы современные и классические разработки в области психологии и педагогики.


Методические рекомендации для студентов

Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии» занимает одно из важных мест в структуре подготовки будущих специалистов.

Уважаемые студенты! Для начала вам рекомендуется ознакомиться с целями и задачами изучения данной дисциплины и основными формами учебной работы, которые предусмотрены по данному курсу: лекции, практические занятия, контрольная работа, зачёт или экзамен.

Для системной работы с пособием студенту рекомендуется изучить информационные материалы по теме лекции. После прочтения всех материалов попытайтесь воспроизвести основные идеи и повторить информацию. Устное воспроизведение – мощное средство фиксации материала в памяти. Необходимым условием успешного усвоения изучаемой темы является ее осознание и объяснение психологических и педагогических закономерностей в тесной связи с реальными фактами жизни. Поэтому студент отвечает на вопросы, требующие не запоминания и воспроизведения, а собственно мышления и мыслительного поиска ответов в литературе и в реальной жизни. Ответ на вопрос должен быть построен самим студентом на основе прочитанного и проанализированного материала в сопоставлении с жизненными реалиями как результат мыслительной проработки теории в тесной связи с жизненными явлениями.

Важным является овладение студентом научной терминологией по теме лекции, что обеспечивается через знакомство со словарём ключевых терминов.

Готовясь к семинарским занятиям и к экзамену (зачёту) студент читает (анализирует, размышляет) литературу для углубленного изучения темы, предложенную в лекции. Это и есть та главная составная часть системы самостоятельной работы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, даёт прочный научный фундамент под свою будущую профессиональную деятельность. Читайте первоисточники (это книги и статьи, написанные самими теоретиками психологии и педагогики), их чтение нельзя заменить ничем.

На экзамене студент не только должен продемонстрировать теоретические знания в области психологии и педагогики, но и уметь показать на «живом примере» приложение этих знаний к практике.

Система самостоятельной работы студента заочного отделения по данному учебному предмету имеет следующую структуру:

 

§ Самостоятельная работа по самообразованию, которая не предполагает пошагового контроля со стороны преподавателя. Для осуществления этой работы студенту в пособии предлагается список литературы для углубленного изучения по каждой теме, а также словарь ключевых терминов.

§ Управляемая самостоятельная работа, в которой преподаватель стимулирует студентов постоянно размышлять, рассуждать, устанавливать межпредметные связи, проецировать теоретические знания на жизненные психологические явления. Постоянным руководством к такому виду работы для студентов должны стать предложенные по каждой теме вопросы для размышления и обсуждения.

§ Контролируемая самостоятельная работа, качество выполнения которой проверяет преподаватель через различные формы контроля.

Учебное пособие разработано с учётом того, что самостоятельная работа студента должна носить системный характер, а не превращаться в беспорядочное чтение и иметь характер временной кампании, когда студент штурмует учебники только во время учебной сессии.

 

Хочется пожелать студентам постоянного совершенствования в их профессиональном становлении.

Успехов в изучении педагогики и психологии!

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...