Государство и собственность
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Являясь активным владельцем, государство оказывается втянутым в конфликт интересов. Государство как собственник заинтересовано в развитии своей собственности, в ее росте, в росте дохода от использования этой собственности. Государство как таковое заинтересовано в росте налоговых поступлений, в устойчивости бюджетной системы, в росте денежных расчетов в экономике. Интересы государства-собственника могут в реальной жизни вступать в конфликт с интересами государства как такового.' Выход один — либо, устанавливать для предприятий с государственным участием эксклюзивные условия, перенося все, издержки на частный бизнес, либо определить приоритеты. Очевидно; что приоритеты должны быть на стороне эффективного исполнения основных государственных функций. Что же остается? Ведь это в определенном смысле тупиковая ситуация. Государство не может быть ни активным владельцем в силу указанных выше ограничений, ни пассивным владельцем, так как это означает потерю собственности. Следовательно, в ходе приватизации государство фактически не может быть активным продавцом, ведь активная продажа собственности требует того, чтобы продавец был для начала активным собственником. Не может государство быть и пассивным продавцом, потому что, как отмечалось выше, проще забыть о собственности и позволить ей «уйти». Однако выход из тупика возможен. Его нужно искать в тех особенностях управления компаниями, которые обозначились в России в течение последних лет. Они продиктованы реальными экономическими условиями, в которых российские предприятия работают, теми экономическими мотивациями, которые, собственно, и стимулируют развитие предприятий. Экономика предприятия и той среды, в которой это предприятие работает, определяет выход из тупика управления государственной собственностью - это самофинансирование предприятий и управление собственностью.
Модель развития российских предприятий в том виде, в каком она сложилась к настоящему моменту, — модель самофинансирования. Сегодня основные ресурсы, обеспечивающие экономический рост, — ресурсы самих предприятий, их прибыль, оборотные активы, издержки. До 80% и более потребностей финансовых ресурсов предприятий удовлетворяется за счет их собственных средств. При этом надо отметить, что некоторые формы самофинансирования, хорошо известные, например, в США, такие как эмиссии акций, в России практически отсутствуют. Вообще спецификой России является то, что экономический рост происходит в полном отрыве от финансовой системы, которая в лучшем случае обеспечивает текущие финансовые потребности предприятий, закрывая некоторый временный «разрыв» между текущими поступлениями финансовых средств и их расходами. В России дорого не столько зарабатывать прибыль, сколько накапливать и инвестировать. Поэтому предприятия ищут наиболее дешевые пути накопления инвестиционных ресурсов. Самым дешевым средством накопления инвестиционных ресурсов является перевод инвестиций в издержки, что, по существу, означает вывод значительной части прибыли из-под налогообложения. Предприятия настолько хорошо научились избегать налоговых обязательств, что стали s гораздо меньшей степени зависимы от налоговой политики государства. Сегодня, пожалуй, главным фактором, воздействующим на рост предприятия, стала денежная политика. Ведь. если есть умение аккумулировать денежные ресурсы сравнительно дешево и эффективно, без излишних налоговых обязательств, единственное, что остается наиболее востребованным, — это сами денежные ресурсы. Деньги — тот единственный «товар», который производит государство, становясь заложником собственного «производства» или «недопроизводства.
Государство, стремящееся стать активным собственником, должно начать играть по тем же правилам, т.е., по сути, акцептовать все формы оптимизации налогов и аккумулирования инвестиционных ресурсов, существующих как в «светлом», так и в «теневом» сегменте российской экономики. Как при таком соглашательстве продолжать требовать уплаты налогов и исполнения обязательств перед государством от других участников экономики, не осчастливленных государственным участием, непонятно. Таким образом, сама экономика российских предприятий заставляет государство искать такие пути и формы управления своей собственностью, с помощью которых государство на определенном этапе может стать активным продавцом, не столкнувшись при этом с конфликтом собственных интересов, не играя в двойную игру и, по существу, утверждая в экономике двойную мораль. Для этого государству нужно, не отказываясь от собственности и не претендуя на роль активного владельца, точно распределить ответственность за сохранение и приумножение государственной собственности между существующими негосударственными собственниками и сделать ставку на интересы тех из них, которые готовы ради сохранения своей собственности сохранить собственность для государства. Заключение
Становление рыночной экономики в странах, уходящих от «реального социализма» с его бюрократическим огосударствлением хозяйственной жизни не случайно оказалось связано с задачей развития частной собственности: именно она стала в свое время (где 500, а где лишь 100 лет назад) основой для генезиса современной буржуазной системы. В нашей стране укрепление позиций рынка протекает наиболее остро. Коррупционные скандалы, война на Северном Кавказе, сращивание власти и капитала (в т. ч. криминального), схватки за контроль и передел собственности, знаменуют собой финал первого этапа трансформации постсоветской экономики и общества. Заканчивается стихийная реструктуризация производства и финансовой сферы распределения ресурсов и продукции между институтами различных форм собственности. Достигнув пика, массовая приватизация исчерпала себя, хотя и не остановилась.
В результате наша переходная экономика оказалась на перекрестке двух единых и противоположных тенденций: общецивилизационной тенденции социализации частной собственности и специфической тенденции перехода от бюрократически-государственной собственности прошлого к частной. Во взаимодействии этих начал — ключ к пониманию структуры и природы форм собственности в отечественной переходной экономике.
Список литературы
1. Баликов В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск, «Модус», 1999. 2. Дерябина М. Реформа отношений собственности в Российской Федерации //Политическая экономия №3 1999. 3. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. – М., Владос, 1999. 4. Макаревич Л. Структура собственности и борьба за ее передел в России //Общество и экономика №10-11, 2000. 5. Попов К. Государство и собственность: новый смысл доверительного управления //РЦБ 2001 №14. 6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Экономика-техлит, 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|