Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Теория и практика журналистики




ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСИЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030601 – Журналистика
Срок обучения – 5 лет

 

ЕЛЕЦ – 2014


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Государственная аттестация – заключительный этап при подготовке специалиста с высшим образованием. Наряду с проведением дипломного исследования и защитой написанной по его результатам научной работы студенты сдают государственный итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Назначение экзамена – определить степень подготовленности выпускника к решению профессиональных задач в сфере массовых коммуникаций в соответствии с полученной специализацией, проконтролировать наличие необходимых для этого знаний и умений.

Настоящая программа разработана в помощь студентам выпускных курсов факультета журналистики при подготовке к экзамену по специальности. Содержание экзамена отражает основные требования к профессиональной квалификации выпускника, соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования и программе обучения по специальности «Журналистика». На экзамене оценивается теоретическая и практическая готовность выпускника к самостоятельной работе в СМИ, зрелость его социально-творческой позиции, профессиональные качества и умения, система знаний и осознание ответственности за свою творческую продукцию.

Итоговый экзамен включает вопросы по всем изучаемым на факультете профессиональным и специальным дисциплинам. По каждому вопросу в программе дается ориентир на базовые понятия и термины теории, практики и истории журналистики, стилистики предлагается четкая структуризация ответа. Вопросы охватывают достаточно большой объем информации, и экзаменуемый должен показать, что способен обрабатывать ее, отбирать наиболее существенное, сопоставлять различные концептуальные подходы к решению сложных научных проблем.

В ходе экзамена студент имеет право пользоваться не только настоящей программой. С разрешения государственной комиссии он может обращаться также и к программам профилирующих учебных курсов, тематика которых затронута в экзаменационном билете. От умения системно пользоваться всеми этими методическими материалами в немалой степени зависит качество ответа на поставленные вопросы. Использование дополнительных источников отмечается государственной комиссией.

В отдельных случаях при оценке уровня профессиональной подготовки выпускника экзаменационная комиссия учитывает его практическую работу за все время обучения, знакомится с творческим досье экзаменуемого. По итогам экзамена комиссия выставляет отметку, которая системно отражает степень готовности студента к профессиональной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Журналистика как массово-информационная деятельность. Понятие массовой информации. Характеристика массовых информационных потоков в зависимости от основных потребностей общества. Типы информационных продуктов, составляющих массовые информационные потоки. Журналистское произведение в структуре массовых информационных потоков. Журналистика как область творческой деятельности, ориентированная на создание произведений для печати, радио и телевидения.

Функции журналистики. Исходная функция журналистики по Е. П. Прохорову: коммуникативная – функция общения, налаживания контакта. Непосредственно-организаторская функция журналистики – социальная роль журналистики как «четвертой власти». Идеологическая (социально-ориентирующая) функция: о влиянии журналистики на формирование общественного мнения, мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, поведение. Культурно-образовательная функция: роль журналистики как одного из институтов культуры в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры. Рекламно-справочная функция: удовлетворение утилитарных потребностей в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы). Рекреативная функция – создание определенных видов журналистских продуктов в целях развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия.

Целевая аудитория СМИ. Аудитория СМИ как субъект массового информационного процесса. Первичная и вторичная аудитория. Реальная и потенциальная аудитория; расчетная аудитория. Потребности и интересы аудитории. Факторы эффективного воздействия на потребителя информации: близость СМИ к интересам читателя (зрителя, слушателя), ситуативность (конкретика, привязка к реальным фактам), драматизм, диалогичность повествования в журналистском продукте. Особенности восприятия информации.

Журналистика и общественное мнение. Общественное мнение как реакция массового сознания на явления, события, процессы современной жизни. Роль СМИ в формировании общественного мнения. Пропаганда и агитация в СМИ.

Свобода печати и журналистской деятельности. Социально-творческий аспект: свобода журналистской деятельности как возможность выбора и реализации социальной позиции. Концепции свободы СМИ: авторитарная, полная, ответственная. Мера свободы: осознание социальной необходимости и способность творчески действовать в ее рамках. Юридический аспект: права и обязанности СМИ. Их законодательное закрепление в международных и внутригосударственных документах. Государственный контроль деятельности СМИ. Экономические условия реализации свободы СМИ: проблема экономической независимости.

Социальная мотивация журналистской деятельности. Проблема принципиальности журналиста. Био-психофизические и социальные потребности. Система ценностей, убеждения, поиск справедливости, стремление к самореализации, как базовые качества личности журналиста. Принципиальность журналиста в условиях рыночного общества.

Журналистика как творческая деятельность. Творческая сущность человека. Механизмы творчества. Критерии творчества. Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека. Творчество как высшая форма труда. Основные формы организации творческой деятельности в развитом обществе: любительство и профессионализм. Их общие и отличительные черты. Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Любительство и профессионализм в журналистике. Три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость, мастерство.

Творческая индивидуальность журналиста. Черты творческой личности. Склонности, способности, социальная позиция как системообразующее ядро личности журналиста. Мотивация выбора профессии: объективные и субъективные причины. Личностные качества журналиста-профессионала и их совокупность (интеллектуально-креативные, эмоционально-образные, психологические). Профессиональные знания и их система. Журналист как социальный мыслитель и общественный деятель. Энциклопедизм общей подготовки и специализация в конкретной области общественной жизни. Специальная журналистская подготовка для выполнения конкретных творческих задач в организационной, редакторской, авторской деятельности.

Типология современных СМИ. Обзор существующих классификаций СМИ по форме собственности (государственные, частные, корпоративные). По широте распространения (центральные и региональные). По стилю (серьезные, бульварные или массовые, желтые или скандальные и т.д.). По периодичности (газеты: ежедневные и еженедельники). По жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные). По способу передачи информации: печатные (газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки, рекламные щиты)), электронные (радио, телевидение, Интернет), информационные агентства.

Источники информации – общая характеристика. Человек как источник информации. Предметно-вещевая среда как источник информации. Документальные виды источников информации. Информационные ресурсы и службы.

Методы сбора информации в журналистике: наблюдение, проработка документов, беседа, эксперимент. Понятие метода как формы практического освоения действительности. Метод в теории журналистики: комплекс действий, направленных на решение профессиональных задач журналиста. Стадии творческого процесса: получение сведений – осмысление – создание текста. Эмпирические методы получения информации: наблюдение; беседа; проработка документов; эксперимент. Комбинирование методов по принципу дополнительности. Связь между жанровой типологией текста и методом получения информации.

Методы реконструкции и прогнозирования в журналистике. Научные методы предъявления информации на службе СМИ: реконструкция событий (по источникам, по сведениям, полученным от других лиц, компьютерная реконструкция); прогностические выступления специалистов.

Специфика журналистского общения: стратегия и тактика интервьюера. Достижение паритетных отношений с интервьюируемым как главная цель журналиста. Типы вопросов. Особенности общения с собеседниками разных типов. Трудности в процессе получения информации и возможные способы их преодоления.

Расследовательская журналистика. Цель, задачи, правовые основы журналистского расследования. Предмет расследовательской деятельности.

Объект (предмет) публицистики. Основные категории публицистики: «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «характер».

Факт как основа журналистского произведения. Место факта в публицистических произведениях разных жанровых категорий: новостных, аналитических, художественно-публицистических.

Тема, идея, проблема публицистического произведения. Понятие темы журналистского произведения. Реальная конкретная ситуация и масштабная общественная проблема как компоненты темы. Понятие идеи журналистского произведения. Разновидности проблем, входящих в структуру темы журналистского произведения. Типы связей реальных конкретных ситуаций и масштабных проблем, проблемные и «непроблемные» журналистские материалы.

Методы предъявления информации в публицистическом произведении. Констатация. Описание. Повествование. Характеристика (выводы журналиста относительно той или иной реалии). Рассуждение как демонстрация процесса мыслительной работы журналиста. Комплексное применение данных методов в журналистике в зависимости от задач журналиста и жанровых особенностей материала.

Образ в публицистике. Специфика публицистической образности. Гносеологические корни публицистического образа. Образ автора в журналистском произведении. Функции авторского «я». Автор – читатель: проблемы взаимодействия.

Этапы процесса журналистского творчества. Формирование замысла журналистского текста: творческий замысел и выбор темы (предмета отображения) будущего выступления журналиста; своеобразие предметов журналистского интереса; факторы, влияющие на выбор предмета журналистом. Формирование исследовательской гипотезы: понятие гипотезы в журналистском творчестве. Сбор основного материала (проверка гипотезы). Создание журналистского текста: осмысление информации; развертывание; создание адекватной восприятию аудитории структуры (синтактики) текста; стилистическая отделка текста.

Место технических средств в арсенале инструментов журналистского творчества. Использование техники журналистом на этапах сбора информации, подготовки материала. Средства связи и средства записи. Традиционное техническое оборудование (магнитофоны, телефоны) и современные технические средства (средства спутниковой связи, цифровые фотокамеры, видеотехника, электронная почта, компьютеры). Интеллектуальные средства творческой деятельности в журналистике (компьютерные программы и пр.). Особенности использования информации, добытой с помощью современных технических средств (Интернета).

Жанровое своеобразие информационного продукта (журналистских текстов). Значение жанров как эффективных форм отображения действительности и способа адаптации журналистских текстов к восприятию аудитории. Современные тенденции жанрообразования в журналистике.

Информационные жанры публицистики (общая характеристика). Журналистика новостей. Событийные (новостные) жанры. Событийная основа. Сосредоточенность на разнообразных актуальных фактах текущей истории. Творческие средства. Жанровые формы: заметка, отчет, интервью, репортаж.

Аналитические жанры публицистики (общая характеристика). Авторское комментирование в журналистике. Социальная проблема как предмет изложения и анализа. Причины возникновения, современное (глобальное, региональное, местное) состояние и перспективы решения проблемы. Постановка и пути разработки проблемы. Полемические, дискуссионные, диалогические формы аналитики. Жанровые формы: корреспонденция, комментарий, обзор, статья.

Художественно-публицистические жанры (общая характеристика). Личность, ее характер и деятельность как предметная основа художественно-публицистических жанров. Жанровые особенности очерка, зарисовки, фельетона. Привлечение художественных, эмоционально-выразительных средств в сочетании с рационально-понятийными. Сатирические и юмористические жанры.

Заметка: предмет, структура, специфика жанра; виды заметок. Малые формы новостной журналистики: хроника, заметка (информация), расширенная заметка, анонс. Задачи жанра. Место факта в заметке. Способ подачи информации и композиционная структура заметки. На какие вопросы отвечает правильно построенная заметка.

Отчет как жанр публицистики. Предмет, задачи, виды отчета, особенности работы над жанром.

Репортаж. Предмет и задачи жанра. Особенности работы репортера. Виды репортажа, их зависимость от способа сбора информации, особенностей материала и целей репортера. Эффект присутствия – необходимая и важнейшая особенность репортажа. Способы достижения эффекта присутствия в репортажах мастеров. Этические нормы работы репортера.

Интервью как жанр публицистики. Предмет интервью. Виды интервью. Специфика работы журналиста над информационным, портретным, проблемным интервью.

Корреспонденция как жанр публицистики. Предмет и задачи жанра. Ход авторского рассуждения в корреспонденции: от частного к общему.

Статья как жанр публицистики. Предмет и задачи жанра. Специфика разновидностей жанра: общеисследовательская статья, тактико-аналитическая статья, полемическая статья. Аргументация в журналистском произведении.

Комментарий как жанр публицистики. Предмет и задачи жанра. Место факта в комментарии. Оценочность как необходимое свойство аналитической журналистики.

Рецензия как жанр публицистики. Предмет и задачи жанра. Цели рецензии. Виды рецензии – литературная рецензия, рецензия на произведение живописи и музыки, кинорецензия. Особенности выбора вида рецензии в зависимости от вида издания и читательской аудитории. Требования к рецензии – обоснованность, объективность, тактичность, аргументированность. Требования к рецензенту – знание предмета, владение терминологией искусства.

Обозрение и обзор СМИ как жанры публицистики. Общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений, идеи как предмет обозрения. Строгая периодичность выхода в свет как неотъемлемая черта жанра. Широта охвата социальной действительности в работе обозревателя. Задачи и цели обзора СМИ: обзор-презентация, тематический обзор, безадресный обзор.

Очерк как жанр публицистики. Виды очерков. Предмет и задачи жанра. Особенности функционирования художественного образа в документальном тексте. Герой и автор в очеркистике. Особенности работы над проблемным, портретным, путевым очерком.

Фельетон в системе жанров художественной публицистики. Специфика творческого метода фельетониста. Фельетон в системе жанров художественной публицистики: виды фельетона, место факта в фельетоне. Предмет, тема, герой фельетона. Способы предъявления информации в фельетоне. Авторское начало в сатирическом тексте. Язык фельетона. Способы достижения комического эффекта. Художественные выразительные средства фельетонистики. Специфика творческого метода фельетониста. Преломление социальной реальности в творческом сознании журналиста-сатирика.

Эссе как жанр публицистики. Исторические корни жанра. Особенности рассуждения эссеиста.

Анализ творчества одного из ведущих журналистов современности (на выбор студента). Выявление основных характеристик произведения (темы, идеи, структурно-композиционные особенности). Оценка качества идейно-тематического и структурно-композиционного решений материала по следующим параметрам: новизна, достоверность, обоснованность интерпретации факта или явления; масштаб и значимость рассматриваемой проблемы; оперативность материала; конструктивность и убедительность идеи; яркость образных средств; четкость монтажно-композиционного решения произведения; логическая и лексическо-стилистическая грамотность материала.

Характеристика деятельности одного из ведущих СМИ России (на выбор студента). Определение типологии выбранного СМИ, его цель и задачи. Характеристика целевой аудитории. Периодичность (для печатных изданий). Основная тематика и проблематика публицистических выступлений. Жанровая структура. Система рубрик. «Лицо» издания (телеканала, радиокомпании) – особенности творческой манеры журналистов выбранного СМИ.

Тенденции развития региональной печати. Характеристика деятельности основных областных и местных СМИ: определение типологии, характеристика целевой аудитории, основная тематика публикаций, жанровая структура, система рубрик. Деятельность ведущих журналистов.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Основные понятия и термины оформления периодических изданий. Ведущая роль содержания и относительная самостоятельность формы в газете. Традиции и новаторство. Лицо газеты.

Задачи и принципы оформления печатных СМИ. Эстетика дизайна. Принципы уместности, пропорциональности, контрастности, ритмичности, последовательности, стилистического единства, целостности, сдержанности, точности.

Заголовок в газете и журнале. Понятие заголовочного комплекса Оформление и размещение заголовков.

Система рубрик газеты (журнала). Рубрика как компонент навигационного аппарата издания. Виды рубрик. Способы оформления рубрик.

Функция иллюстраций и инфографики в печатных СМИ: виды иллюстраций, особенности их подачи. Дизайн информационной графики. Визуализация информации как часть современного оформительского процесса. Виды иллюстраций и современные способы их подачи. Фотоиллюстрация. Рисованная иллюстрация. Требования к использованию инфографики. Приемы оформления различных видов инфографики.

Верстка газетной полосы. Понятие верстки. Виды верстки. Отличия между прямой и ломаной, вертикальной и горизонтальной, симметричной и ассиметричной версткой.

Оформление крупных материалов. Особенности верстки «подвалов», «чердаков», разворотов, подборок, тематических страниц, «газет в газете», обменных и сменных страниц, страниц-плакатов.

Понятие макета полосы. Процесс макетирования. Виды макетов. Условные обозначения, применяемые в секретариатах при макетировании. Верстка отдельного материала и подборки. Общие требования к верстке полос форматов А2, А3, А4.

Современные тенденции в оформлении газет. Оформление газет разного типа. Просветленный стиль и безлинеечная верстка. Игра форматами изданий. Увеличение объемов газет. Контрастность стиля. Экономичность стиля. Зависимость дизайна от типологии издания.

Особенности оформления современных журналов. Цветовые модели журналов. Оформление журналов в зависимости от типологии издания, целевой аудитории («толстые» литературные журналы, специализированные журналы, профессиональные журналы, журналы для детей и юношества, для пенсионеров, для мужчин и женщин и др.).

Современная технология выпуска газетного номера. Процесс допечатной подготовки журналистского материала на всех этапах: набор, редактирование, корректура, верстка, засылка в печать.

Анализ номера газеты или журнала (на конкретном примере). Характеристика облика печатного СМИ по следующим параметрам: постоянные элементы оформления (формат, объем), определение типологии издания. Стиль оформления первой полосы. Система постоянных и временных рубрик номера. Характеристика шрифтового оформления. Уникальные особенности конкретного СМИ («лицо» издания).

Структура редакционного коллектива. Редакционно-издательский маркетинг и менеджмент. Типы учредителей и порядок учреждения СМИ. Специфика организации деятельности различных каналов СМИ, агентств, пресс-служб и др. Редакционный устав. Структура редакции. Организационные, коммерческие и технические звенья. Журналистско-творческое звено. Взаимоотношения «учредитель / владелец – главный редактор (продюсер) – редколлегия (дирекция) – отделы – сотрудники». Взаимодействие структур редакции. Потоки внутриредакционной информации. Различные банки документов, других материалов редакции и их использование. Организация работы с почтой и данными социологических исследований. Планирование деятельности редакции. Экономические составляющие редакционного менеджмента. Информационный рынок. Журналистская информация как товар. Источники финансирования бюджета редакции. Разработка и осуществление бизнес-плана редакции. Маркетинговая составляющая редакционного менеджмента. Изучение информационного рынка и аудитории.

Газета как тип издания. Система газетных изданий в современной России. Печатные СМИ: газеты, еженедельники, журналы, альманахи. Специфика прессы как носителя информации. Достоинства и недостатки. Пресса (газета, брошюра, массовая книга) на ранних стадиях развития СМИ как единственный тип каналов СМИ. Пресса в условиях действия радио и телевидения. Прогнозы развития прессы.

Журнал как тип издания. Система журнальных изданий в современной России.

Еженедельник как тип издания (на конкретном примере). Особенности работы журналиста в еженедельном издании.

Определение, классификация и структура информационных агентств. Агентства и другие производители печатной, аудио- и видеоинформации как поставщики информационных продуктов. Отношения с прессой, радио- и телевещательными организациями. Пресс-службы ведомств и организаций. Синдикаты прессы и их будущее. Рекламные организации. Службы паблик рилейшнз (PR). Независимые журналисты (free lance) и внештатные сотрудники (stringer).

Технологический фактор в деятельности журналиста. Влияние технических новшеств на характер труда журналиста. Степень владения журналистом современных информационных технологий как условие успешной деятельности.

СМИ и глобальные проблемы современности. Роль СМИ в поисках адекватных ответов на вызовы современности – раскрывает основные задачи, которые встают перед журналистикой в условиях нарастания кризисных явлений в развитии цивилизации; дают характеристику основных направлений деятельности СМИ, необходимых для решения этих задач. Особое внимание – осмыслению условий и факторов, способствующих адекватному отражению в СМИ актуальных проблем современности и участию в их решении.

Роль СМИ в процессе развития диалога между институтами власти и гражданского общества по вопросам разрешения актуальных проблем современности. Свобода СМИ: экономические, политические, юридические её основы. Профессиональная функция журналиста как совокупность установок на осуществление деятельности в соответствии с её внутренними законами. Профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста как фактор продуктивного участия СМИ в решении важнейших конкретно-исторических задач. Поиск «формулы доверия» аудитории к СМИ. Кризис современных СМИ, его причины и поиск выхода из кризисной ситуации.

Конституционные основы деятельности СМИ в России. Закон РФ «О средствах массовой информации» как концентрация правовых основ журналистской деятельности.

Профессиональная этика журналиста в России и за рубежом. «Декларация принципов поведения журналистов», принятая Международной Федерацией журналистов, и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» как концентрация профессионально-этических основ журналистской деятельности.

Журналист в зоне вооруженного конфликта. Специфика журналистской работы в «горячих точках». Национальный, религиозный, этический аспект.

Социология и журналистика (методика исследования; работа с социальной информацией). Социологическое знание и его использование в СМИ. Социология как наука об обществе; различные подходы к ее предмету, задачам, методам и характеру полученных сведений. Теоретическая и эмпирическая социология. Значение социологического знания для журналистики. Сотрудничество СМИ с социологическими службами. Заказы исследований для нужд редакций. Социологические службы в СМИ. Контроль надежности информации. Характер использования социологических данных в журналистике. Интерактивная методика работы журналистов с использованием социологических подходов.

Концепция информационного общества. Теория О. Тоффлера о «третьей волне» – постиндустриальной стадии развития цивилизации. Общество знаний. Информация как основное сырье, главный товар и стимулятор творческих сил и поисков в новом обществе.

Понятие коммуникации. Основные формы коммуникационного процесса. Передача информации как необходимое условие существование социума. Интраперсональная коммуникация. Интерперсональная коммуникация. Массовая коммуникация. Вербальный и невербальный способы общения.

Современные тенденции мировой коммуникации. Глобализация: сокращение расстояний, быстрый обмен информацией. Дигитализация: «оцифровка» информационных продуктов. Конвергенция: совмещение всех видов существования информации в электронной среде (радио, ТВ, газета, Интернет).

Основные черты массовой коммуникации. Общие факторы (массовость аудитории, ее гетерогенность (разнородность), использование высокоскоростных и репродуктивных средств связи и информации, быстрое распространение информации, относительно невысокая потребительская стоимость получаемой информации). Коммерческий фактор (, сравнительная грамотность населения, его покупательная способность, досуг, потребительская ориентация, наличие развитых коммуникационных каналов – печать, радио, ТВ, кинематограф, компьютерные сети и т.п.).

Понятие о медиакратии. Вероятность контроля информационных средств связи над всеми сферами жизни общества. Манипулятивная деятельность СМИ по созданию иллюзорных представлений о реальности.

Печать, радио, телевидение и Интернет как коммуникативные каналы. Современные СМИ как многоканальная система передачи информации. Специфика информации, транслируемой через печатные СМИ, радио, ТВ, Интернет.

Современные исследователи о развитии современных СМИ. Авторитарная теория, либертарианская теория, теория социальной ответственности. Советская теория печати, основанная на принципах партийности (по книге «Четыре теории печати» Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма)

Массовая аудитория: инертное большинство или активная общественная сила. Современные тенденции развития массовой аудитории. Тиражирование информационных продуктов как неотъемлемый элемент индустриального общества.

Массовая культура и коммуникативные действия журналиста. Массовая культура как продукт индустриального и постиндустриального общества. Стандартизация, клишированность и усредненность вкусов как основные атрибуты массовой культуры. Положительная и отрицательная роли СМИ в закреплении стереотипов и стандартов массовой культуры.

Журналистика в контексте новых медиа. Журналистика «сиюминутности». Онлайновая журналистика. Особенности работы журналиста в сетевых СМИ. Онлайн-СМИ: интернет-газеты, интернет-журналы, новостные порталы (ленты), интернет-дайджесты, электронные версии печатных СМИ, электронные версии радио- и ТВ-каналов, информационные и информационно-образовательные порталы, представительские сайты учреждений, предприятий, общественных и национальных организаций. Мобильность, непрерывность потока информации в сетевых СМИ. Интерактивность онлайн-СМИ. Особенности целевой аудитории в Интернете.

Понятие о PR и рекламе. Предпосылки возникновения. Определения PR и рекламы. Сходство и различие этих видов деятельности. Возникновение коммуникативной деятельности человека. Предпосылки возникновения связей с общественностью в первобытном обществе.

Появление профессиональной PR-деятельности. Политическая, общественная, деловая коммуникация в XIX и XX веках. Появление профессионалов. Связи с общественностью в шоу-бизнесе. Методы и приемы пропаганды в нацистской Германии и в Советском Союзе.

Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью. Понятие профессиональной культуры, содержание профессиональной культуры, профессиональная этика и профессиональная культура специалиста по связям с общественностью.

Общественность в сфере «паблик рилейшенз». Понятие общественности, классификация групп общественности, целевые и ключевые группы общественности, закономерности функционирования групп общественности.

Общественное мнение как объект деятельности PR. Понятие общественного мнения, содержание общественного мнения и его структура, социально-психологические основы управления общественным мнением в связях с общественностью.

Виды рекламы. Основные сферы рекламной деятельности (реклама торговая, политическая, социальная). Разновидности рекламы по масштабу распространения (местная, региональная, транснациональная и др.). Классификация рекламы по средствам распространения (печатная, сувенирная, наружная, телевизионная, реклама в прессе, радиореклама). Другие критерии классификации рекламы.


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Российская журналистика с момента возникновения до октябрьской революции 1917 года

Первая русская газета «Ведомости» (1703-1727 гг.) как средство пропаганды политики реформ Петра I. Зарождение в «Ведомостях» газетных жанров. Особенности оформления газеты. Ее роль в развитии русского языка. Издание Академией наук (АН) газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (с 1727 г.), ее типологическая характеристика. Иностранная и внутренняя информация: соотношение, источники, характер. Объявления. «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к ведомостям» (1728-1742 гг.) – первый русский журнал. Роль М. В. Ломоносова в развитии русской журналистики: работа в газете «Санкт-Петербургские ведомости»; нереализованные проекты новых изданий; создание журнала АН «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755-1764 гг.), статья «Рассуждение об обязанностях журналистов…»; научно-популярные статьи в журнале. Участие в издании журнала В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и др. Создание газеты Московского университета «Московские ведомости» (1756 г.), ее типологическая характеристика.

Идеи Просвещения в русской общественной мысли XVIII в., их влияние на развитие журналистики. «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759 г.) – первый частный журнал в России. Начало формирования литературно-общественного журнала как типа издания. Журнал Екатерины II «Всякая всячина» (1769-1770 гг.) как опыт использования властью частного издания для контроля над процессом развития прессы. Участие Екатерины II в журнале АН «Собеседник любителей русского слова» (1783-1784 гг.). Сатирический журнал Н. И. Новикова «Трутень» (1769-1770 гг.), его полемика со «Всякой всячиной». Социально-политический характер сатиры в журнале Н. И. Новикова «Живописец» (1772-1773 гг.). Издательская деятельность Н. И. Новикова в 80-е годы. Руководство газетой «Московские ведомости», новаторский характер приложений к ней. Публицистика А. Н. Радищева как наиболее радикальный вариант развития просветительских идей в России XVIII века. Журналистская деятельность Н. М. Карамзина в конце XVIII – начале XIX вв.: традиции и новаторство. Совершенствование структуры литературного журнала. Первые русские альманахи «Аглая» (1794-1795 гг.) и «Аониды» (1796-1799 гг.).

Общественный подъем первого десятилетия XIX в., связанный с началом царствования Александра I, его влияние на журналистику. Принятие первого цензурного устава (1804 г.). «Вестник Европы» под редакцией Н. М. Карамзина (1802-1804 гг.) – первый русский «толстый» журнал. Н. М. Карамзин – политический обозреватель. Литературный отдел журнала. Отечественная война 1812 года и журналистика. Начало издания журнала «Сын Отечества» под руководством Н. И. Греча. Типологическая характеристика, первый опыт использования иллюстрации как важного элемента содержания периодического издания. Журнал С. Н. Глинки «Русский вестник» (с 1808 г.). Участие будущих декабристов в прессе послевоенного периода. Альманах «Полярная звезда» (1823-1825 гг.) под редакцией К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева – крупнейшее издание декабристов. Альманах «Мнемозина» В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского (1824-1825 гг.). Нелегальная публицистика декабристов. Полемика в прессе первой половины 20-х годов, ее социально-политический и эстетический смысл.

Русское общество после восстания 14 декабря 1825 г. Православие, самодержавие, народность как основы официальной идеологии. Полицейский надзор за прессой. Цензурный устав 1826 г. Первый энциклопедический журнал в России – «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1825-1834 гг.). Типологическая характеристика издания, его общественные и эстетические позиции. Сотрудничество литераторов пушкинского круга. Публицистика Н. Полевого. Правительственное преследование и закрытие «Московского телеграфа». Типологические особенности энциклопедического журнала «Телескоп» Н. И. Надеждина (1831-1836 гг.), эстетическая программа издания, участие В. Г. Белинского в «Телескопе» и газета «Молва». «Библиотека для чтения» под редакцией О. И. Сенковского – журнал для русской провинции. «Отечественные записки» – лучший журнал в России 40-х.гг. Совершенствование структуры энциклопедического журнала. А. А. Краевский – издатель и редактор. В. Г. Белинский – ведущий публицист, жанры его публикаций, причины ухода из журнала. Авторы литературного отдела. Роль «Отечественных записок» в борьбе с «журнальном триумвиратом».

Публицистика А. И. Герцена в «Отечественных записках» и «Современнике». Начало работы Вольной русской типографии А. И. Герцена в Лондоне (1853 г.), ее первые издания. Концепция «русского социализма» как идейная основа журналистской деятельности Герцена в эмиграции. Альманах «Полярная звезда» (1855-1862 гг.). Программа издания, принципы отбора публикуемых материалов. Реакция русского общества на деятельность Герцена в последние годы царствования Николая I. Активизация работы Вольной русской типографии с 1856 г. Сборник «Голоса из России». «Колокол» как первая общерусская политическая газета (1857-1867 гг.). Проблемы реформирования страны в публицистике А. И. Герцена и как предмет полемики «Колокола» и «Современника» в 1859-1860 гг. Отношение Герцена к крестьянской реформе 1861 года. Герцен и восстание в Польше 1863.

Социальная ситуация в России после поражения в Крымской войне. Фактическая отмена правительством Александра II некоторых норм цензурного устава 1826 года. Журнал «Современник» в 1856-1861 гг. Роль Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в выработке общественно-политической и эстетической позиции издания. Трансформация журнала из литературно-общественного в общественно-политический и литературно-художественный («толстый»). Н. А. Некрасов-редактор. Журнал «Русское слово» (185

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...