Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ полученных результатов




 

Результаты экспериментальных данных (табл. 5,6).

 

Таблица 5 - Индивидуальные данные испытуемых

Испытуемый

Тест №1

Тест №2

Тест №3

  Кол-во слов Время Кол-во фигур Кол-во ошибок Первая серия Вторая серия Третья серия Т
Ирина М. 25 171 90 2 62 45 237 130
Наталья Р. 23 251 90 1 61 50 120 9
Лилия Н. 25 175 86 0 33 41 94 20
Ксения Б. 19 149 57 0 58 39 105 8
Евгения П. 25 145 82 0 38 34 242 170
София Р. 25 360 89 0 41 53 184 90
Анна А. 24 179 72 3 54 35 90 1
Сергей С. 25 102 100 2 42 32 130 56
Роман Т. 23 141 94 0 42 60 137 35
Дарья Б. 24 189 100 0 43 41 100 16

 

Анализ и интерпретация индивидуальных данных испытуемых.

Испытуемый №1. Уровень избирательности внимания средний (8 баллов). Были найдены все 25 слов, что говорит о хорошей концентрации и четкой установке на выполнение задания, а время, затраченное на выполнение задания, приближается к трем минутам. Сам испытуемый сказал, что это связано с установкой найти все слова, а не на скорость выполнения задания. Уровень концентрации внимания низкий (4 ранг). Было найдено 90 фигур и сделано 2 ошибки. Уровень переключаемости внимания средний (5 ранг), Т = 130 секундам.

Испытуемый №2. В первом задании было найдено 23 слова, на задании затрачено чуть более четырех минут, что говорит о низком уровне избирательности внимания (0 баллов).Во втором задании найдено 90 фигур и сделана одна ошибка (4 ранг), следовательно, у испытуемого низкий уровень внимания. В третьем задании уровень концентрации внимания оказался очень высоким (1 ранг). На результаты первых двух тестов могло повлиять плохое зрение испытуемого и не концентрированность.

Испытуемый №3. В первом задании были найдены все слова и не допущено ни одной ошибки, но время выполнения задания равно почти трем минутам, что снизило показательно уровня избирательности до среднего (8 баллов). Показатель уровня концентрации внимания тоже среднее (3 ранг), было просмотрено 86 фигур, но не было сделано ни одной ошибки. Испытуемый сказал, что это задание ему было выполнять достаточно тяжело, было сложно сконцентрироваться, что повлияло на количество просмотренных фигур и итоговый результат. Уровень переключаемости внимания оказался очень высоким (1 ранг), Т = 20.

Испытуемый №4. Было найдено 19 слов, на задание затрачено три с половиной минуты. Уровень избирательности внимания низкий (4 балла). Не были найдены слова "район", "новость", "хоккей", "трон", "телевизор", "основание", что может указывать на сниженное внимание к окружающем событиям. Во втором задании было найдено 57 фигур, т.е. просмотрено чуть больше половины бланка, уровень внимания очень низкий (5 ранг). При выполнении первых двух тестов, испытуемый жаловался на плохое самочувствие и головную боль, но в третьем тесте показал очень хорошие результаты, Т = 8, и уровень концентрации внимания очень высок.

Испытуемый №5.Найдены все 25 слов, а также, аббревиатура ЛОР, что указывает как на хорошую избирательность внимания, так и на неправильную установку во время выполнения задания (нужно было отметить только слова). Как и в случае с испытуемым №3, на выполнение задания было затрачено почти три с половиной минуты, что снизило уровень избирательности внимания до среднего (8 баллов).Во втором задании испытуемый показал средние результаты. Было найдено 82 фигуры (3 ранг) и не допущено ни одной ошибки. В третьем задании показатели тоже средние (6 ранг). Во время третей серии испытуемому было сложно переключать внимание, поэтому выполнение заняло четыре минуты.

Испытуемый №6. В первом задании были найдены все слова, но затрачено самое большее по группе количество времени - 6 минут (0 баллов, низкий уровень избирательности внимания). Испытуемый дал себе установку найти все слова. Во втором задании было найдено 89 фигур и не допущено ни одной ошибки, что говорит о среднем уровне концентрации внимания (3 ранг). Уровень переключаемости у испытуемого высокий (2 ранг).

Испытуемый №7. Было найдено 24 слова (не найдено слово "народ", которое находилось в середине бланка). Уровень избирательности, за счет затраченного времени (три минуты), средний. Во втором тесте было найдено 72 фигуры и сделано 3 ошибки, следовательно, уровень концентрации внимания очень низкий. Как объяснил сам испытуемый, у него не было желания делать это задание, самочувствие на тот момент было не располагающим. В третьем задании испытуемый показал самые высокие результаты по группе. Т = 1. Как и в ситуации с четвертым испытуемым, к третьему заданию испытуемый собрался, сконцентрировался и применил все свои навыки.

Испытуемый №8. В первом тесте были найдены все слова, на выполнение задания было затрачено чуть более полутора минут, уровень избирательности внимания очень высокий (15 баллов).Во втором задании были просмотрены все сто фигур, но допущены 2 ошибки, но это не сильно повлияло на итоговый результат по тесту, и уровень концентрации внимания тоже высокий. С третьим заданием испытуемый тоже справился успешно и показал очень высокие результаты. По итогам всех трех заданий можно сделать вывод, что у этого испытуемого очень высокий уровень внимания. Со всеми заданиями испытуемый справился очень успешно.

Испытуемый №9. Уровень избирательности внимания средний (9 баллов), было найдено 23 слова и на задание затрачено почти две с половиной минуты. Уровень концентрации внимания высокий (2 ранг), найдено 94 фигуры и не сделано ни одной ошибки. Уровень переключаемости внимания тоже высокий (1 ранг, Т=35). Также,как и у предыдущего испытуемого, можно сделать вывод, что уровень внимания достаточно высок. Испытуемый №10. Было найдено 24 слова, не отмечено слово "любовь". Это можно связать с тем, что у испытуемого недавно разрушилась личная жизнь, и это слово было не отмечено и не замечено. Уровень избирательности внимания низкий (9 баллов), ввиду большого количества затраченного времени на выполнение задания (более трех минут).Уровень концентрации внимания очень высокий (1 ранг), было просмотрено все сто фигур, не сделано ни одной ошибки. В третьем задании испытуемый показал очень высокие результаты, 1 ранг, Т=16, что указывает на очень высокую переключаемость внимания.


 

Таблица 6 - Групповые данные испытуемых

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Кол-во слов Время Кол-во фигур Кол-во ошибок Первая серия Вторая серия Третья серия Т
23,8 186,2 86 0,8 47,4 43 143,9 53,5

 

Анализ и интерпретация групповых данных испытуемых

Тест №1. Данный тест помогал определить уровень избирательности внимания. Средние показатели по количеству найденных слов оказались очень высокими. Общее количество слов в данном тесте 25, у группы средний показатель 23,8, что говорит о высоком уровне избирательности внимания. Среднее время выполнения задания по группе 186,2 секунды. Если подставить эти данные в шкалу оценок, с помощью которой определялся уровень избирательности внимания, то можно сделать вывод, что уровень избирательности внимания у группы средний, на границе с низким. Следовательно, можно сделать вывод, что избирательность внимания у группы развита очень хорошо, но количество времени, затрачиваемое на задания, высокое, что значительным образом ухудшает показатели. Избирательность внимания подается тренировке. Есть ряд упражнений, которые можно применять для улучшения повышения уровня избирательности внимания.

Тест №2. Данный тест помогал определить уровень концентрации внимания. Средний показатель количества найденных фигур за одну минуту - 86 из 100 возможных, что говорит о среднем показателе концентрации внимания. Среднее количество ошибок по группе приближается к единице, это указывает на очень высокую концентрацию внимания. Следовательно, можно сделать вывод, что концентрация внимания у группы развита достаточно хорошо, но ее можно повысить за счет упражнений, приведенных ниже в практической части.

Тест №3. Данный тест помогал определить уровень переключаемости внимания. Он состоял из трех серий. Время переключаемости внимания (Т) подсчитывалось как разность между третьей серией и первой со второй вместе взятыми. Этот показатель равен 53,5 секундам, что указывает на высокую переключаемость внимания.

Таким образом, внимание - это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.

Внимание рассматривается не как психический процесс, являющийся самостоятельной формой отражения, а как процесс, организующий другие формы отражения (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, эмоции), в результате чего что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое менее отчетливо.

Основная функция внимания состоит в отборе значимых для человека воздействий и игнорировании (торможении) других несущественных, побочных воздействий; другая важная функция внимания - это удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель; третья существенная функция внимания - регуляция и контроль протекания деятельности.

Экспериментальное изучение механизмов внимания осуществляется на разных уровнях и каждый из этих уровней исследования формирует свои представления о физиологических основах внимания.

Большинство методик на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.

 


 

Заключение

 

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Различают внимание: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Исследование внимания имеет большое значение в работе школьных психологов, а также в профессиональной психодиагностике, особенно где требуется обрабатывать слишком много поступающей информации (диспетчерская служба в аэропортах и т.п.). Сбор информации об особенностях внимания основывается на методах, неэкспериментальных и экспериментальных. Основной неэкспериментальный метод изучение внимания - наблюдение. Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение:

объема - количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты за короткое время;

избирательность - скорость осуществления выбора стимула из множества других (количество), степень соответствия выбора (качеств.), например корректурные пробы (вычеркивание букв);

устойчивость - временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности без отклонения от исходного качественного уровня, например, корректурная проба Бурдона, фиксируется изменение скорости выбора;

концентрация - по интенсивности помех: (та же) с помехами / без помех;

распределение - временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими. Метод интеллектуальной пробы: экспериментатор читает ряд чисел, среди них надо выявить тройки простых и тройки четных чисел.

переключение - скорость перехода субъекта от одного вида деятельности к другому, например, таблицы Шульте (7 на 7).

В настоящей работе мы познакомились с некоторыми из методик изучения отдельных свойств внимания и применили их на практике, чем подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что с помощью специальных методик можно выявить отдельные особенности свойств внимания.

 


Список используемой литературы

1. Габдулина, Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Л.И. Габдулина. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. - 150 с.

2. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - Вопросы психологии. - 2004. -№3 - С. 5-87.

.   Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: конспект лекций / Н.Ю. Дмитриева. - М.:Эксмо-Пресс, 2008. - 158 с.

.   Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисеев. - СПб., 2003. - 560 с.

5. Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии) [Текст] / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999.

.   Клиническая психология. Энциклопедический словарь. / под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 416 с.

.   Коломинский, Я.Л. Человек: психология [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

.   Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

.   Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

10. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2006. - 592 с.

11. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

.   Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3кн. Т.3[Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 207.

.   Общая психология: методические рекомендации [Текст] / сост. Г.Р.Шафикова А.А. Янгирова, И.Ш. Шавалиева [и др.]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 91 с.

14. Общая психология: Учеб. [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М. Академия, 1996. - 479 с.

.   Основы общей и медицинской психологии педагогики [Текст]: учеб.-метод. пособие / Исаева Е.Р. [и др.]. - СПб: СПбГМУим. акад. И.П. Павлова, 2003. - 90 с.

.   Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 145 с.

.   Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / Под ред. В.Д. Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990. - 110 с.

.   Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.

.   Практикум по психологии [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 248 с.

20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. -160 с.

.   Психологические тесты. В двух томах. Т.2 [Текст] / Под ред. А.А. Карелина. - М.: Владос, 2005. - 229 с.

.   Психология внимания. Хрестоматия по психологии [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М.: АСТ, 2008. - 704 с.

.   Рибо Т. Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. -720 с.

25. Савина, Е.А. Введение в психологию. Курс лекций [Текст] / Е.А. Савина. - М: МПГУ "Прометей", 1998. - 252 с.

.   Самохвалов, В.П. Психиатрия [Текст]: учеб.пособие / В.П. Самохвалов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 324 с.

27. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник [Текст] / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. - М.: Академический Проект, 2000. - 416 с.

28. Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст] / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

29. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии [Текст] / Б.А. Сосновский. - М.: Просвещение, 1979. - 157 с.

.   Узнадзе Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

 


 

Приложение А

 

Тестовый бланк

Испытуемый: Экспериментатор: Тест
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментрочягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршрофшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптслхэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкнесласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвтьлижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнаптйфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваыэзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюнхтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдтнтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

 


 

Приложение Б

 

Тест Пьерона-Рузера

 


 

Приложение В

 

Таблица чёрно-красных цифр

15 17 13 6 7 3 1
4 2 8 22 20 14 20
19 18 24 4 18 10 16
6 23 9 13 25 5 7
2 21 21 16 10 14 22
11 3 9 23 1 19 11
17 5 12 15 8 12 24

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...