Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участие прокурора в суде в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц

Глава 3. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в РК и зарубежных странах

Участие прокурора в суде в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц

 

Действующим законодательством предусмотрены основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве регламентируется ст. 55 ГПК РК и Законом РК «О прокуратуре». Согласно п. 1 ст. 30 Закона РК «О прокуратуре» представляя интересы государства в суде в ходе уголовного, гражданского или иного судопроизводства, в апелляционном и надзорном порядках, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом РК «О прокуратуре», а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством Республики.

Согласно статьи 55 ГПК РК высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров.

Согласно п. 2 ст. 55 ГПК РК участие прокурора в гражданском судопроизводстве может быть обязательным или инициативным.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно в случаях:

предусмотренных законом, а именно:

при производстве по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов (п. 2 ст. 284 ГПК РК);

при рассмотрении судом заявлений прокурора о признании опротестованного акта или действия незаконным (п. 2 ст. 287 ГПК РК);

при рассмотрении судом дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (с. 299 ГПК РК);

при рассмотрении судом дел об усыновлении ребенка (ст. 317-4 ГПК РК);

при рассмотрении судом дел затрагивающие интересы недееспособного гражданина (ст. 55 ГПК РК);

при рассмотрении судом дел затрагивающие интересы государства (ст. 55 ГПК РК);

при производстве дел в суде апелляционной инстанции (п. 2 ст. 350 ГПК РК);

при производстве дел в суде надзорной инстанции (п. 1 ст. 398 ГПК РК), за исключением заседаний надзорной коллегии по предварительному рассмотрению жалоб сторон и других лиц (п. 12 Инструкции «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам»[20]);

необходимость участия прокурора в данном деле признана судом.

Прокурор вправе вступить в процесс по:

своей инициативе;

по инициативе суда для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов.

Согласно ст. 213 ГПК РК прокурор, не являющийся стороной по делу и вступивший в процесс на обязательной основе или по собственной инициативе или по инициативе суда дает заключение по существу дела в целом после судебных прений. При рассмотрении дел прокурор процессуально самостоятелен, высказывает свои соображения и избирает позицию в соответствии с законодательством и своим убеждением, основанном на материалах конкретного дела. Высказывая суду правовую позицию, прокурор не осуществляет надзор над судом, а способствует законному и обоснованному разрешению спора.

В отличие от участия в форме обращения в суд с иском, прокурор, участвующий в рассмотрении дела с целью дачи заключения, не дает объяснений в ходе рассмотрения дела и не выступает в судебных прениях, что, однако, не освобождает его от обязанности способствовать суду в выяснении всех обстоятельств дела, соблюдении требований закона в ходе рассмотрения дела. Только после окончания прений и обмена репликами он вправе дать свое заключение по существу дела.

В этом правовом заключении должны быть подведены итоги судебного разбирательства, проанализированы исследованные в судебном заседании доказательства, указано, какие факты установлены, каким законом следует руководствоваться при разрешении спора, подлежат ли удовлетворению исковые требования полностью либо частично или в целом в иске необходимо отказать.

Следует отметить, что ГПК РК не урегулирован порядок вступления прокурора в находящееся в производстве суда гражданское дело по своей инициативе. В случае, если прокурор убежден в необходимости принять участие в рассмотрении гражданского дела (в связи с обращением граждан и проч.), он должен направить в суд официальное сообщение о намерении участвовать в деле (с указанием мотивов такого решения), чтобы суд уведомил его о дате рассмотрения гражданского дела.

При этом согласно Инструкции «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам» прокуроры в обязательном порядке вступают в процесс и дают заключения по делам, когда это:

предусмотрено законом;

признано необходимым судом или вышестоящим прокурором;

по делам, возбуждаемым по их инициативе;

по делам, затрагивающим интересы государства;

по делам, затрагивающим интересы права и интересы лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут осуществлять свое право на судебную защиту, несовершеннолетних (за исключением дел о взыскании алиментов);

по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц;

по делам о выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения;

по делам о восстановлении на работе;

по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Инструкцией предъявлен дополнительный перечень категории дел, при рассмотрении которых прокурор в обязательном порядке вступает в процесс. Однако инструкцией не предусмотрено обязательное участие прокурора при рассмотрении таких дел как признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (с. 299 ГПК РК) и об усыновлении ребенка (ст. 317-4 ГПК РК).

Согласно статьи 41 ГПК РК прокурор не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он:

при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, представителя, секретаря судебного заседания, судебного исполнителя, судебного пристава;

является родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, или их представителей;

лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения в его беспристрастности.

При наличии вышеперечисленных обстоятельств прокурор обязан заявить самоотвод. Вопрос о самоотводе (отводе) прокурора разрешается судом, рассматривающим дело. Вопрос о самоотводе (отводе) разрешается определением суда. При этом участие прокурора при предыдущем рассмотрении данного дела в качестве прокурора не является основанием для их отвода.

Состояние прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве оценивается исходя из законности судебных решений по рассмотренным судом делам. Прокурорам необходимо своевременно реагировать на допущенные судом ошибки.

Согласно ст. 390 ГПК РК протест должен содержать:

наименование суда, в который приносится протест;

указание на судебные акты, которые опротестовываются;

изложение существа дела, по которому вынесены судебные акты;

указание, в чем состоит неправильное применение или толкование нормы материального права или существенное нарушение норм процессуального права, повлекшие вынесение незаконного судебного акта, либо на признанный Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным нормативный правовой акт, на основании которого вынесен судебный акт;

предложение или выводы должностного лица, принесшего протест.

Одна из форм прокурорского надзора за законностью гражданского судопроизводства заключается в его участии по делам искового производства.

Согласно п. 4 инструкции «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов» участие в суде первой инстанции в межрайонных специализированных экономических судах возлагается на прокуроров, дислоцированных по месту расположения данных судов, кроме случаев рассмотрения судом исков других прокуроров. При рассмотрении в межрайонном специализированном экономическом суде исков других прокуроров участие при рассмотрении дела по первой инстанции обеспечивают работники соответствующих подразделений областных или приравненных, к ним прокуратур. В городах Астана и Алматы порядок осуществления надзора за законностью актов специализированных межрайонных экономических судов определяется прокурорами городов Астана и Алматы. Участие при рассмотрении дел в военных судах возлагается на военных прокуроров, дислоцированных по месту расположения этих судов.

Согласно п. 7 инструкции «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов» по делам, возбужденным по искам и заявлениям прокуроров, участие в суде первой инстанции обеспечивают работники тех подразделений, по чьей инициативе было возбуждено дело. Ответственность за опротестование незаконных судебных решений в апелляционные сроки по делам указанной категории возлагается на этих работников

Согласно п. 3 ст. 55 в ГПК прокурор вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите:

прав, свобод и законных интересов гражданина;

прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов.

Иск о защите прав, свобод и законных интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица, если оно само по уважительным причинам не может обратиться в суд. Иск в защиту интересов недееспособного гражданина может быть заявлен прокурором, независимо от просьбы заинтересованного лица.

С.И. Герасимов в отношении предъявлении исков в интересах организации отмечает, что вопрос о предъявлении иска должен решаться в каждом конкретном случае, когда[21]:

- выявленное нарушение затрагивает государственные, общественные интересы или интересы значительной части населения, крупных трудовых коллективов (при этом не следует отождествлять эти интересы с интересами всевозможных обществ закрытого и открытого типов);

отсутствует другой орган, правомочный предъявлять требование о защите государственного интереса;

устранение нарушения иными правовыми средствами невозможно.

К категории дел, затрагивающих интересы государства, согласно Инструкции «об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам» относятся все дела, сторонами в которых являются:

государственные органы;

государственные учреждения и предприятия, за исключением гражданских дел по спорам о взыскании с потребителей сумм задолженности за оказанные услуги государственными предприятиями.

Обращение прокурора в суд с иском должно быть аргументированным и содержать необходимые доказательства по делу. Выбирая конкретные дела, по которым прокурор как представитель государства обязан принять участие, он должен исходить из того, насколько существенно затронуты интересы государства, общества или граждан в том или ином деле, насколько важно его участие в суде по делам той или иной категории для обоснования позиции прокуратуры.

Прежде чем предъявить исковое заявление, прокурор должен выяснить материально-правовые и процессуальные вопросы, относящиеся к иску, а именно определить:

лиц, которые будут выступать в качестве истца и ответчика по делу, а также иных заинтересованных в исходе дела лиц;

подведомственность и подсудность дела, которое возбуждается им;

условия, необходимые для осуществления права на иск;

круг доказательств, подтверждающих факт основания иска.

Право прокурора на «вторжение» в гражданско-правовые отношения должно быть исключением из общего правила. Тем не менее, главная действующая пружина возникновения и развития гражданского судопроизводства - инициатива субъективно заинтересованных в исходе дела лиц, поскольку в соответствии с принципом диспозитивности защищать субъективные права обязаны в первую очередь их обладатели.

Поэтому прокурор не вправе предъявлять в суд иск, когда его вмешательство не вызывается ни характером, ни обстоятельствами дела (например, когда к нему обращаются с просьбой о предъявлении иска, намереваясь использовать его авторитет в разрешении дела, либо освободиться от уплаты госпошлины и т. д.).

Согласно ст. 150 ГПК РК исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В заявлении должны быть указаны:

наименование суда, в который подается заявление;

наименование истца, его место жительства, сведения о регистрации по месту жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства или нахождения и если истцу известны сведения о его регистрации по месту жительства, месте работы и регистрационный номер налогоплательщика (если указаны в заявлении о вынесении судебного приказа); или если ответчиком является юридическое лицо, его наименование, место фактического нахождения либо если истцу известны сведения из единого Государственного регистра, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты;

суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его исковые требования;

обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

цена иска, если иск подлежит оценке;

перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении, предъявляемом прокурором в государственных или общественных интересах, должно содержаться:

обоснование того, в чем заключается государственный или общественный интерес,

какое право нарушено, а также ссылка на закон или иной нормативный правовой акт.

В случае обращения прокурора в интересах гражданина в исковом заявлении должно содержаться обоснование:

причин невозможности предъявления иска самим гражданином;

к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий согласие гражданина на обращение с иском в суд, кроме случаев подачи заявления в интересах недееспособного лица.

Согласно ст. 151 ГПК РК к исковому заявлению прилагаются:

копии искового заявления по числу ответчиков и третьих лиц;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если они у них отсутствуют;

текст нормативного правового акта в случае его оспаривания;

ходатайства истца об отсрочке, рассрочке, освобождении от уплаты судебных расходов или уменьшении их размера, об обеспечении иска, истребовании доказательств и другие, если они не изложены в исковом заявлении.

Чтобы получить желаемый результат, прокурор должен провести тщательную подготовку к судебному разбирательству. Тщательная предварительная подготовка прокурором материалов дела позволит суду оперативно разрешить дело в одном судебном заседании. Согласно п. 5 инструкции результаты ознакомления с материалами дела предварительно докладываются соответствующему прокурору или курирующему заместителю.

Необходимо иметь в виду, что дело по существу рассматривается только в суде первой инстанции, который обязан всесторонне исследовать все обстоятельства и точно установить факты, имеющие существенное значение. Без предварительной подготовки дела в гражданском судопроизводстве выполнение этой задачи для суда невозможно. Недопустимо прокурору ограничиваться только подачей искового заявления и возвращаться к нему только тогда, когда оно будет рассматриваться по существу в судебном заседании; участие в этой стадии процесса налагает большую ответственность на прокурора.

Если прокурор предъявил иск в суд, то он обязан доказывать в суде заявленные требования. Для этого он должен собрать все необходимые доказательства и представить их суду, но при этом он не должен вторгаться в сферу компетенции суда. (Например, прокурор не вправе самостоятельно принимать меры по обеспечению доказательств или иска. В случае необходимости он должен только просить об этом суд).

Прокурор и лицо, в интересах которого заявлен иск, в судебном процессе действуют самостоятельно. В данном случае необходимо обратить внимание на особенность участия прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица, в гражданском процессе. Так, в соответствии с п. 1 ст. 194 ГПК РК прокурор, обратившийся в суд за защитой прав и интересов других лиц, дает объяснение по существу иска первым. Стороны вправе задавать ему вопросы. Лицо, в интересах которого предъявлен иск, должно выступать в суде после прокурора. Прокурор, предъявивший иск, обязан участвовать в судебных прениях. При этом согласно п. 3 ст. 211 ГПК РК прокурор выступает в судебных прениях последним.

При этом согласно п. 4 ст. 55 ГПК РК если истец не поддерживает требования, заявленного прокурором, то суд оставляет иск (заявление) без рассмотрения, если не затрагиваются права, свободы и законные интересы третьих лиц. Таким образом, если в ходе рассмотрения дела по существу истец отказался от иска, то суд, соблюдая принцип диспозитивности, вправе прекратить производство по делу независимо от требования прокурора продолжить рассмотрение дела, при условии, что это не нарушает права других лиц. В то же время отказ истца от исковых требований не всегда является безусловным и обязательным для суда.

В любом случае, суд обязан проверить основания отказа, и если отказ противоречит закону или нарушает чьи-либо права или законные интересы, то суд не должен принимать его и прекращать производство по делу.

Нередко возникают ситуации, когда в ходе судебного разбирательства прокурор приходит к выводу о необоснованности заявленного им требования и отказывается в суде от заявленного требования, поданного в защиту интересов другого лица (п. 5 ст. 55 ГПК РК), то суд обязан в силу п. 2 ст. 13 Конституции РК и п. 5 ГПК РК по требованию этого лица продолжить рассмотрение дела по существу.

На сегодняшний день казахстанская прокуратура обладает довольно ограниченными полномочиями по сравнению с прокуратурами ближнего и дальнего зарубежья. Так, в США функции прокуратуры значительно шире, американский атторней - прокурор - помимо основных прокурорских обязанностей представлять исполнительную власть в судах по гражданским и уголовным делам, еще занимается контрразведкой, политической полицией, тюрьмами, делами эмигрантов. Он же выступает как советник Президента США по проблемам уголовной политики, правительственный юрисконсульт.

На «родине» прокуратуры - во Франции - прокурор вообще особая фигура. Он полностью независим. Представляя интересы государства, он не является стороной судебного процесса, он обвиняет от имени республики. Прокурор не подлежит отводу как, например, судьи или присяжные заседатели. Прокурор имеет право возбудить уголовное преследование, осуществляет контроль за следствием. Более того, французская прокуратура при осуществлении своих полномочий вправе потребовать содействия вооруженных сил. Под ее контролем находятся должностные лица и агенты судебной полиции. Каждый орган власти, каждое должностное лицо, которым стало известно о нарушении закона или о совершенном преступлении, обязаны сообщить об этом прокурору.

В Японии прокуратура сама ведет следствие по наиболее сложным уголовным делам, разрешает ряд категорий дел по существу без их передачи в суд, осуществляет надзор за расследованием дел полицией, исполнением приговоров и наказаний, назначаемых судом, поддерживает обвинение в суде.

Таким образом, деятельность прокуратуры в каждой стране напрямую зависит от традиций, культуры, истории страны. Примечательным является и то, что еще в 1996 году Международная ассоциация прокуроров, куда входят прокурорские системы более 50 государств Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии, с самого начала заявила, что будет способствовать упрочнению в общественном сознании совершенно очевидной, но не всегда и везде признаваемой истине - прокуратура, при всей разности правовых систем, есть источник справедливости, она действует от имени общества и в интересах общества, национальное законодательство должно учитывать только общие принципы организации и деятельности прокуратуры. В дальнейшем Ассоциация не раз заявляла о намерении защищать и, где необходимо, улучшать условия и статус прокурорских систем, а также добиваться функциональной независимости прокурора.

 

Заключение и иные акты прокурора в гражданском процессе

 

Согласно п. 5 инструкции «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов» на всех стадиях гражданского судопроизводства прокуроры, вступившие в процесс определяют свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел, последовательно отстаивают ее, руководствуются принципами законности, равенства юридических лиц и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон. При даче заключения по делу подробно аргументируют позицию со ссылкой на нормативные правовые акты и исследованные в суде материалы дела.

Если же ответчик предъявляет встречный иск (такое его право предусмотрено ст.156 ГПК РК), то прокурор, поддерживающий иск, давая заключение по делу, не вправе оставлять без внимания доводы встречного иска ответчика, прокурор должен дать заключения по всем вопросам, возникающим во время разбирательства дела, в том числе и требованиям, выдвинутым ответчиком во встречном иске

При выявлении нарушений законности по рассматриваемому делу участвующий прокурор ходатайствует перед судом о вынесении частного определения в отношении должностных лиц либо организаций. По выявленным фактам нарушений законности принимает меры к проведению дополнительных проверок и решению вопроса о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.

Основной формой реагирования прокурора на выявленные нарушения законности является протест. Согласно п. 2 ст. 30 Закона РК «О прокуратуре» в случае своего несогласия с решением, приговором и иным постановлением суда (судьи) по делу по мотиву его несоответствия закону либо необоснованности прокурор вправе подать в целях пересмотра дела и отмены либо изменения правового акта протест в вышестоящий суд. [18,стр 25-32].

Согласно ст. 31 Закона РК «О прокуратуре» прокурор вправе независимо от его участия в судебном разбирательстве дела опротестовать в вышестоящий суд не соответствующие закону или необоснованные решения, приговор и иное постановление суда (судьи), не вступившие в законную силу. Согласно п. 3 ст. 332 ГПК РК право опротестования судебного решения принадлежит прокурору, участвующему в рассмотрении дела. При этом Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать судебное решение, независимо от участия в рассмотрении дела.

Необходимо отметить, что прокурор, опротестовывая судебный акт, не отменяет его, а только со ссылкой на закон предлагает суду апелляционной или надзорной инстанции отменить или изменить его, и только суд принимает окончательное решение.

Прокурору надлежит должным образом реагировать на нарушение закона и норм процесса, допускаемые при рассмотрении дела в судебном заседании. В ряде случаев суды рассматривают дела в отсутствии лиц не извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, нарушают право о языке на котором ведется судопроизводство и т.д., что влечет за собой отмену состоявшегося по делу судебного решения.

В случае признания участвующим по делу прокурором вынесенного судом решения незаконным и необоснованным, его правозащитная деятельность на стадии апелляционного производства заключается в предотвращении вступления в законную силу такого решения. Должно иметь место реагирование на судебную ошибку путем принесения апелляционного протеста, что тесно связано с гарантиями своевременного восстановления. Нарушенных прав и законных интересов участников процесса.

Основной формой реагирования прокурора на выявленные нарушения законности является протест. Важно заметить, что, опротестовывая судебный акт, прокурор не отменяет его, а только со ссылкой на закон предлагает суду апелляционной и надзорной инстанции отменить или изменить его, а они в свою очередь принимают окончательное решение. [19,24].

Прокурор предотвращает вступление в законную силу незаконных и необоснованных решений суда, обеспечивая при этом защиту конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия т основных начал гражданского законодательства. То есть, при правильной организации работы прокуроров их участие в суде первой инстанции и апелляционное опротестование становится основным средством устранения нарушений закона, допущенных при рассмотрении дел судами первой инстанции.

С целью недопущения такого противостояния в правовой сфере, которое ведет к получению односторонних преимуществ одними субъектами над другими, необходимо наличие рычагов государственного воздействия на процессы, происходящие в обществе. Одним из таких правовых способов воздействия является возможность участия прокурора в гражданских делах с целью защиты общественных и государственных интересов, под которыми следует понимать выработанные или подразумеваемые обществом общественные цели и идеалы, закрепленные в общих началах и принципах права.

Подобный подход характерен и для законодательства стран континентальной системы права, предусматривающего положение о том, что прокурор выступает в защиту публичных интересов или представляет их. Под такими интересами понимают «интересы государства, общества, а также отдельных социальных ка-тегорий»26. Вместе с тем в европейских странах наметилась тенденция исключения прокурора из гражданского процесса, но, несмотря на это, во Франции, Германии, Италии, США и других странах за прокурорами сохранено право подачи иска. В большинстве стран Западной Европы и США прокурор подает иск в защиту общественных, государственных интересов и только в отдельных странах - в защиту чужих интересов (Франция, Италия) [22, c.50]. В ряде стран, в частности в Германии, участие прокурора допускается только по отдельным видам гражданских дел [23, c.89].

В государствах системы общего права прокуратура даже формально не считается защитницей законности или гарантом справедливого отправления правосудия. Ее функция в гражданском процессе сводится исключительно к представительству публичных интересов, преимущественно в их узком понимании, как интересов правительства (исполнительной власти). Типичной для этой системы формой участия прокуратуры при рассмотрении гражданского дела является ее выступление в качестве истца или ответчика от имени государства (например, в США атторнейская служба выступает истцом по делам о взыскании штрафов за налоговые нарушения и ответчиком по искам плательщиков налогов). Как и в континентальной системе права, представительство прокуратурой интересов государства осуществляется в том случае, когда определить иной орган, полномочный в данном случае представлять интересы государства, достаточно сложно.

В ряде случаев государственный интерес законодательством зарубежных стран понимается шире, т. е. как интерес общества. В частности, законодательством США атторнеи уполномочены предъявлять иски (поддерживать требования специальных учреждений или частных лиц), связанные с охраной от загрязнений воздуха, воды, акваторий, контролем за шумом, транспортировкой опасных грузов [24, c.108].

Подобное определение места прокуратуры в частно-правовых отношениях имеет как правовой, так и культурно-исторический аспекты. В европейских странах существует развитое процессуальное законодательство, которое создает целую систему, обеспечивающую защиту нарушенных прав. Так, в законодательстве Швейцарии, Австрии, Франции, ФРГ и США в отдельных случаях в силу закона или соглашения допускается ведение дела частными лицами от своего имени, но в защиту чужих прав и интересов, развита система защиты групповых интересов, в том числе и частными организациями, действует эффективная система адвокатуры. Наличие подобных охранительных мер в зарубежных странах обуславливает существование «индивидуалистической теории», которая предусматривает, что интересам взрослого индивидуума в наилучшей степени соответствуют максимальная свобода и ответственность за выбор цели, средств и поведения для ее достижения, так как каждый лучше, чем кто-либо другой, знает свои собственные интересы и способен принимать решения, оптимальные для их удовлетворения. Принцип индивидуализма защищает человека от чрезмерной активности государства, которое должно поддерживать правопорядок, защищать интересы каждого от нарушений со стороны других лиц, обеспечивать выполнение своих обязательств.

Вместе с тем автоматическое перенесение опыта европейских стран на казахстанскую почву чревато возникновением в основном не правовых, а психологических проблем. Отсутствие сложившихся и адекватно воспринимаемых обществом правоохранительной и судебной систем может привести к тому, что часть общества будет воспринимать судебную систему как враждебную или бесполезную, что будет являться шагом к изоляционизму по социальному или групповому признаку.

Вопрос о возможности участия прокурора в гражданско-процессуальных отношениях рассматривается современным законодательством иначе, чем ранее действовавшим. По нашему мнению, такие законодательные положения оправданы в государстве, находящемся в стабильном состоянии, в котором достигнуто равновесие межобщественных отношений и существуют единообразные подходы к решению гражданско-правовых проблем. Так, в европейских странах и США только 2-5 % гражданских споров рассматриваются в суде, а большая часть таких споров разрешается в досудебном порядке. В Казхастане подобных исследований не проводилось, но можно с уверенностью говорить о совершенно иной статистике в связи с происходящими в обществе изменениями и незавершенными процессами формирования класса собственников, а также перераспределением объектов собственности как между частными лицами и государством, так и между физическими лицами. В отдельных, но достаточно часто повторяющихся случаях это перераспределение приобретает далеко не правовой характер. Общество, в свою очередь, должно иметь возможность активно влиять на процессы защиты права собственности, представляющие собой важный элемент обеспечения стабильности гражданско-правовых отношений. Задача обеспечения стабильности в обществе, стоящая перед государством, реализуется в деятельности его структур, к которым относятся и органы прокуратуры.

Таким образом, прокурор, участвуя в судебном разбирательстве по гражданским делам, выступает от лица государства, которое гарантирует защиту основных прав и свобод человека и гражданина.

 


Заключение

 

Исследование темы работы привели к выводу, о том, что в настоящее время возрастает потребность государства, общества и гражданина по деятельности прокурора в форме гражданско-правового обращения в суд.

В силу возложенных на прокурора обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов, соблюдению прав и свобод и законных интересов граждан, организаций, общественных и государственных интересов, его деятельность, связанная с участием в рассмотрении судами гражданских дел является лишь одним из способов реагирования на выявленные нарушения закона. Такой подход вытекает из принципа диспозитивности, суть которого заключается в возможности лица по своему усмотрению самостоятельно располагать субъективными правами, распоряжаться процессуальными средствами защиты.

Происходящие в последние годы изменения в социально-экономической жизни общества, а также кардинальные преобразования в области материального гражданского права по-новому раскрыли содержание принципов диспозитивности и состязательности в гражданском процессе. Теперь стороны должны самостоятельно и активно защищать свои права и интересы, отвечать за совершаемые действия и их последствия на всех стадиях рассмотрения гражданских дел. Между тем следует учесть, что процессы резкого имущественного расслоения в обществе порождают фактическое неравенство сторон в процессе, поскольку механизм судебной защиты стал слишком дорог для большинства граждан, в особенности социально-незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам и т.д.). Поэтому гражданин за защитой своих нарушенных прав вынужден обращаться в единственно доступный государственный орган-прокуратуру.

Участие прокурора в суде позволяет помочь в первую очередь социально-незащищенным гражданам в борьбе за свои права, восполняя в рамках гражданского судопроизводства «фактическое неравенство сторон».

Прокурор, исходя из государственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского, гражданско-процессуального законов, как судом, так и участвующими в деле лицами- сторонами, третьими лицами, экспертами и т.д.

Определяя задачи прокуроров в гражданском судопроизводстве на современном этапе, Генеральный Прокурор Республики дает указание подчиненным прокурорам сосредоточить особенное внимание на соблюдении правового режима, защите гарантированных Конституцией и другими законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении нарушений законности. Обеспечение права граждан на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства является одним из условий функционирования демократического и правового государства. И в данном контексте значительная роль отводится органам прокуратуры, которые при наличии определенных оснований, четко прописанных в законодательстве, в целях обеспечения законности, соблюдения конституционных прав граждан призваны осуществлять надзор в гражданском судопроизводстве.

Следует сказать, что прокуроры надзор за деятельностью судов не осуществляют, при отправлении правосудия суды независимы и подчиняется только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Этим и обусловлена специфика деятельности прокуратуры в сфере судопроизводства.

По нашему мнению, ныне действующая отраслевая инструкция «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам» от 27 июня 2006 г №37, а в частности установленный ею перечень обязательных категорий дел, не соответствует положениям гражданского процессуального законодательства.

По нашему мнению, отраслевая инструкция должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством. Причем возможно это одним из двух способов - законодательно закрепить круг дел обязательной категории, который в настоящее время установлен инструкцией, либо привести инструкцию в соответствие с нормами ГПК путем внесения в нее изменений и соответственно сократить перечень дел обязательной категории.

Основанием участия прокурора в гражданском судопроизводстве является осуществление им законоохранительной функции,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...