Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки нормы права

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Утверждаю

Заведующий кафедрой

В. Ирлицин

«___» ___________2009 г.

ТЕМА: Норма права.

Лекция № 15

Автор фондовой лекции:

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Вереницын В.В.

Рецензенты:

1. доктор исторических наук, профессор Живилов В.М.

2. кандидат юридических наук Михайлецкий Ю.М.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин.

Протокол №________ от «___»______________2009 г.

ТВЕРЬ 2009

Тема: Норма права

Учебные цели:

Уяснить понятие нормы права, ее значение и место в правовом регулировании, характерные особенности, классификации норм и их структурных элементов.

Содержание:

Введение.

1. Понятие и признаки нормы права

2. Структура правовой нормы

3. Классификация норм права

4. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов

Заключение

Использованная литература:

— Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.

— Теория государства и права: Курс лекций/Под.ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.

— Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/Под редакцией М.М Рассолова, В.О Лучина, Б.С.Эбзеева.-.:ЮНИТИ-ДАНА,Закон и право,2006.

— Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА- М, 2006.

— Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М. Юристъ, 2007.

— Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.- М.: Юрайт-М 2006.

— Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.

Введение

Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий тео­рии государства и права.

Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Юридическая норма — первичная клеточка права, частица содержа­ния, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что по­нятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридичес­кая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности. Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право — это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана еди­ными закономерностями и принципами, обусловленными экономичес­ки, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь, будучи включенной, в его общую систему.

В то же время норма права — относительно самостоятельное явле­ние, обладающее собственными специфическими особенностями, уг­лубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздей­ствия на общественные отношения.

Понятие и признаки нормы права

 

Как уже указывалось, норма права — важнейшая часть соци­альных норм. Она частица права, его важнейший элемент, осново­полагающее понятие правовой системы, поскольку все юридические понятия, конструкции, все правотворчество, процессы реализации и формирования права непосредственно связаны с понятием нормы права.

Нормы права — продукт сознательной деятельности человека,непосредственно связаны с интересами людей, их групп, классов, слоев всего общества. Поэтому процесс создания норм права сло­жен и определяется многими факторами и условиями жизни обще­ства, включая международную обстановку.

1. Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществля­ется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права.

2. В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившие­ся, повторяющиеся общественные отношения. Но нормы права мо­гут и программировать развитие общественных отношений, направ­лять их развитие в определенное русло.

3. Норма права представляет собой модель регулируемых обще­ственных отношений, которые желательны с точки зрения государ­ства и общества.

4. Нормы права обладают определенной сущностью, имеют кон­кретную форму и содержание. Сущность, как известно, устанавли­вает, чьим интересам служит право и чью волю оно выражает. В от­дельной норме сущность не имеет ярко выраженного характера, а лишь в совокупности норм, в отдельных правовых институтах или отраслях, а также в праве в целом.

В юридической литературе принято выделять: логическое, во­левое и социально-юридическое содержание нормы права.

Логическое содержание выражается в заключенном в норме права суждении, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержатся предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное сужде­ния. Например, в ст. 50 (ч. 2) Конституции РФ закреплено - «При осуществлении правосудия не допускается использование доказа­тельств, полученных с нарушением федерального закона». Эта норма содержит предписывающее установление. Статья 65 Консти­туции РФ, в которой перечисляются субъекты Российской Федера­ции, имеет описывающее содержание. В ст. 45 (ч. 2) Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Здесь налицо оце­ночный момент — способы защиты прав и свобод не должны быть запрещены законом.

Волевое содержание нормы права выражается в стремлении государства и общества урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.

Социально-юридическое содержание нормы права составляют общественное отношение, ставшее предметом правового регулиро­вания, а также юридические средства, используемые при регулиро­вании данного общественного отношения.

Содержание правовой нормы облекается в соответствующую форму. Наиболее распространенная форма — юридическое пред­писание, которое имеет письменную и документальную формы. Иначе говоря, норма права в устной форме не существует, кроме того, нормативное предписание содержится в статьях или частях нормативных правовых актов.

Норма права в юридической литературе характеризуется обыч­но единообразно с небольшими нюансами. Например, В.И. Гойман определяет норму права как общеобязательные, формально опреде­ленные предписания и принципы, устанавливающие меру должно­го и возможного поведения участников регулируемых отношений и выступающие критерием правомерности такого поведения.

Проф. А.В. Мицкевич дает следующее определение нормы пра­ва: это общеобязательное правило социального поведения, установ­ленное или санкционированное государством, выраженное публич­но в формально-определенных предписаниях, как правило, — в письменной форме и охраняемое органом государства путем кон­троля за его соблюдением и применением предусмотренных зако­ном мер принуждения за правонарушения.

Для нормы права характеры определяющие признаки:

1) носит общий характер, т.е. это правило поведения; норма права отличается нормативностью;

2) содержит общеобязательное правило поведения — оно рас­пространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. распро­страняет свое действие на всех или на большую группу людей (на­пример, военнослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;

4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации,
т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут
условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма
права не прекращает своего действия после исполнения в отличие
от индивидуальных актов;

5) облекается в письменную, документальную форму, связана с определенной процедурой применения (уголовный, гражданский процесс);

6) имеет государственно-властный характер. Предписания нор­мы права представляют собой не пожелание или совет, как действо­вать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязатель­ное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным;

7) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюде­ния нормы права государство может применить принуждение;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а воз­лагая обязанности, одновременно предоставляет конкретные права;

9) системность, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в оп­ределенной организации — системе. При этом норма права специа­лизируется на выполнении определенных функций — регулятив­ной, охранительной, поощрительной и др.

Итак, для характеристики нормы права и определения ее поня­тия важно указать, что это:

1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобя­зательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

 

Структура правовой нормы

 

Под структурой нормы права понимается совокупность состав­ляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную са­мостоятельность.

Поскольку норма права представляет собой специфический ре­гулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, ка­кие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных усло­виях, какие санкции устанавливает государство в случае невыпол­нения предписаний нормы права.

(ЕСЛИ – ТО – ИНАЧЕ)

Соответственно, в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права — гипо­тезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них де­лает норму ущербной.

Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливаетгосударство и какого поведения оно требует от субъекта.

Отсутст­вие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.

В связи с тем что нормы права формулируются в нормативных правовых актах различными путями, в юридической литературе бы­ли высказаны соображения, будто все три элемента необязательны для различных отраслевых норм. Наличие санкции характерно толь­ко для норм, устанавливающих юридическую ответственность — уголовную, административную. В науке было сформулировано уче­ние о логической норме права, под которой понимается выявляе­мое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, ха­рактеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права.

Структура логической нормы выражается формулой: «если... то... иначе».

Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиция; «иначе» — санкция.

Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы.

Данная структура присуща нормам-правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в ча­стности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам-правилам поведения. Например, нормы-принципы содержатся в Конституции Российской Федерации; нормы-дефиниции — понятия преступления, наказа­ния, соучастия, цели наказания и др. — в Уголовном кодексе.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельст­ва, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту.

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представля­ет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует.

Санкция нормы права — указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, ино­го воздействия на правонарушителей, реакция государства на тако­го рода деяния.

Санкции содержат меры не только наказания, но и предупреди­тельного воздействия, например снос самовольно возведенного объ­екта, отмена административного акта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсаци­онные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение мо­рального вреда, возмещение причиненного вреда и др.

В юридической литературе разработана классификация элемен­тов структуры нормы права.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтерна­тивные.

Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза про­стая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования.

Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от двух и более условий. Например, ст. 101 СК РФ устанав­ливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если (родители более года не проживают совместно с ребенком), (не прини­мают участия в его воспитании или содержании) и (не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы).

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбу­ждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

Диспозиции нормы права по степени их определенности делят­ся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные.

Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе форму­лируют правила поведения, например ст. 46 Конституции РФ (ч. 1) — «Каждому гарантируется судебная защита его прав и сво­бод», ст. 57 — «Каждый обязан платить законно установленные на­логи и сборы».

Относительно-определенные нормы права, устанавливая пра­вило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкрет­ном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 503 ГК РФ, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара; сораз­мерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвоз­мездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение его недостатков.

Здесь покупателю предоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий.

Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу по­ведения, содержащемуся в другом акте, например ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, зане­сенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ).

Санкции нормы права по степени юридической определенности делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воз­действия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорит­ся: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора куп­ли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция — отказ покупа­теля от исполнения договора купли-продажи.

Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках — «от — до». Это харак­терно для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта нака­зывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет.

Альтернативные санкции содержат указание на несколько воз­можных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.

Наконец, существуют так называемые кумулятивные санкции, которые допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, лишение права занимать какую-либо должность или занимать­ся определенным видом деятельности.

 

Классификация норм права

 

Современное законодательство состоит из разнообразных по ха­рактеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права.

Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).

Классификация позволяет: установить место каждого вида норм в системе права; определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения; уяснить роль каждо­го вида норм в правовом регулировании общественных отношений; совершенствовать правотворческую и правоприменительную дея­тельность государства.

Критерии классификации разнообразны.

1). В зависимости от роли норм права в регулировании обществен­ных отношений, т.е. по их функциональной роли в механизме пра­вового регулирования, выделяются две группы норм — нормы-пра­вила поведения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления.

Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы и на­правления регулирования, закрепляют правовые категории и поня­тия. Этим нормам присуща высокая абстрактность, они дают осно­вы для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах-правилах поведения. Среди таких норм выделя­ют нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефини­ции и др.

Норм-принципов, норм-начал, норм-целей больше всего в Кон­ституции Российской Федерации. Например, большинство уста­новлений гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя» относится именно к таким нормам. Исходные нормы занимают выс­шую ступень в иерархии нормативных установлений.

2). В зависимости от предмета регулирования нормы подразделя­ются по отраслям (уголовно-правовые, административные, граж­данско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные.

Мате­риальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений. Нормы материального права закрепляют правовой режим собственности, порядок ее приобретения и образования, структуру государственных органов, правовой статус российских граждан, виды юридической ответственности за различные право­нарушения и т. д.

Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

Процессуальные нормы имеют много общего с нормами матери­ального права, но отличаются от них рядом особенностей. Принято выделять два вида процессуальных норм:

—обслуживающие отрасль в целом, например нормы уголовно­го процесса, гражданского процесса, административного процесса;

—обслуживающие конкретный правовой институт, например избирательный процесс, законодательный процесс, порядок рас­смотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по тру­довым спорам.

Процессуальные нормы играют важную роль в сферах как пра­вотворчества, так и правоприменения, поскольку ориентируют на то, как следует осуществлять материальные предписания.

3). По форме предписания, или по методу правового регулирова­ ния, нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо от­ступления или иной трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного права, а также исходные, учреди­тельные, или отправные, предписания. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта пове­дения, поскольку предписывается только один вариант действий.

Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант по­ведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по сво­ему усмотрению, но в законных пределах. Иначе говоря, субъектам предоставляется довольно широкая автономия (свобода) догово­риться друг с другом о своих правах и обязанностях, и если они не смогут достичь соглашения, тогда должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Диспозитивные нормы харак­терны для гражданского, семейного, трудового, предприниматель­ского, международного права и др.

Поощрительные нормы — предписания о предоставлении госу­дарством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Эти нормы представляют собой самостоятельную группу норм, поскольку их назначение — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в ак­тивизации деятельности граждан, организаций в направлении, по­лезном для общества и государства. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного ре­зультата, он свободен выбирать или нет предписываемое поведе­ние, но обещание государственного поощрения — серьезный сти­мул для достижения указанного в норме результата.

Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкрет­ного правомерного поведения, превосходящего обычные требова­ния и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Оценочный момент поощрительной нормы состоит также в том, что эта норма закрепляет вид и меру поощрения за одобряемый госу­дарством вариант поведения, например государственные награды, льготы, присвоение почетных званий и т. д.

Итак, поощрительные нормы ориентированы на:

активное правомерное поведение. Не может быть поощрения за бездействие;

действия, полезные для общества и государства;

превосходство активных действий по сравнению с обычными требованиями.

Таким образом, для поощрительных норм характерен особый соревновательно-творческий климат. Они присущи отрасли мате­риального права.

Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощ­рительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъ­ектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных ус­ловий, возможностей и средств. Иначе говоря, рекомендательная норма не обязывает своего адресата совершать предусмотренные в норме конкретные действия или не совершать их. Ему предоставля­ется право самому определять свое поведение, указывая при этом на наиболее предпочтительный вариант или варианты поведения. Если быть более точным, то реализация рекомендательной нормы зависит от волеизъявления ее адресата. Но законодателю небезраз­лично, воспользуется ли субъект данной рекомендацией или нет. В норме указывается, что рекомендуемые действия наиболее жела­тельны для государства, поэтому реализация нормы поддерживает­ся мерами позитивного характера, а в случае игнорирования реко­мендации возможны и меры негативного характера Важно также отметить, что государство может рекомендовать только то, что входит в компетенцию данного предприятия, фирмы, организации; общественные отношения, на регулирование которых направлена рекомендуемая норма, зависят от местных или иных (климатических, финансовых, производственных) условий, и сво­ей рекомендацией государство как бы санкционирует последующее принятие кооперативной, общественной организацией локальных норм. Поэтому судебные органы при рассмотрении конкретных дел, связанных с рекомендательной нормой, обязаны учитывать не только локальную норму, но и рекомендацию, на основе которой была издана соответствующая локальная норма. Адресатами реко­мендательных норм могут быть общественные объединения, част­ные фирмы, предприятия, профсоюзы и др.

4). По средствам, используемым для регулирования обществен­ных отношений, нормы права принято классифицировать на обя­зывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы предписывают субъектам определенные действия. Напри­мер, согласно Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57); «каждый обязан сохра­нять природу, окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам» (ст. 58).

Запрещающие нормы, или запреты, не разрешают совершение определенных действий. Например, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Нормы уголовного права являются главным образом запрещающими.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные права или возможности совершать положительные дейст­вия. Например, гл. 2 Конституции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, на свободу личности и личную неприкосно­венность, на тайну личной жизни, неприкосновенность жилища, свободу совести и др.

5). По выполняемым функциям нормы права делятся на регуля­тивные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предпи­сания, устанавливающие права и обязанности участников правоот­ношений. Это большинство норм права. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, пре­дусматривают меры наказания или иного юридического воздейст­вия на правонарушителя.

6). По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести установления, содержащиеся в разд. 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения». Например, п. 6 абз. 2 устанавливает, что «до приведения уголовно-процессуального законодательства Рос­сийской Федерации в соответствие с положениями настоящей Кон­ституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступ­ления». Остальные нормы права принимаются без определения срока их действия, т.е. до отмены их другим актом.

7). По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные. Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на тер­ритории данного государства, а специальные нормы — только на определенный круг лиц — военнослужащих, учащихся, пенсионе­ров, работников районов Крайнего Севера и др.

Под нормами общего содержания проф. А.В. Мицкевич понима­ет нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, т.е. учреди­тельные, исходные нормы, а под нормами конкретного (видового) содержания — нормы, регулирующие конкретные виды обществен­ных отношений.

8). По субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов, а последние — на нормы правительственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации и др.

Выделяют также локальные нормы, которые принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных организациях и др. и действуют только в пределах данной органи­зации, например правила внутреннего трудового распорядка, поло­жения о проведении конкурсов и др.

В последние годы выделяются в качестве самостоятельной разно­видности так называемые специализированные нормы, например компенсационные. Они регулируют общественные отношения, свя­занные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъек­тов правоотношений и направленные на защиту прав, законных ин­тересов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отличаются от других норм прежде всего целевой направленно­стью — возмещение (восполнение) потерь. К таким потерям отно­сится и моральный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмот­рением конкретных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положительный результат — возмещение вреда, ком­пенсацию потерь. Специальное назначение характерно и для коллизионных норм.

Они предназначены разрешать столкновения между различ­ными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же обще­ственные отношения.

Коллизионные нормы в силу их особого назначения имеют и своеобразную структуру — гипотезу и диспозицию. Санкция как таковая отсутствует, так как следствием несоблюдения правил, пре­дусмотренных в коллизионной норме, будет то, что коллизия не по­лучит своего разрешения.

Возможны и другие классификации норм права. Например, в зависимости от характера структурных элементов нормы права — гипотезы, диспозиции и санкции — выделяют абсолютно-опреде­ленные, относительно-определенные, альтернативные, бланкетные, отсылочные нормы права.

 

 

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...