Организация логопедической работы во вспомогательной школе
В задачи логопеда вспомогательной школы входит обследование и отбор детей в логопедические группы, проведение коррекционно-логопедической работы, общее развитие речи умственно отсталых школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам, пропаганда логопедических знаний, а также ведение документации и отчетности. для успешной реализации этих задач необходимо взаимодействие логопеда с учителями, воспитателями, родителями, медицинским персоналом. В первые две недели сентября логопедом проводится обследование детей, прежде всего первичное. При первичном обследовании выявляются все дети с недостатками речи. Обследование речи можно проводить в классной обстановке. Детям предлагается прочитать стихотворение, рассказать, что нарисовано на картинке, пересказать рассказ или сказку, ответить на вопросы. Для выявления детей с нарушениями письменной речи предлагаются диктанты, чтение знакомых ИЛИ незнакомых текстов, которые соответствуют программе обучения данного класса. На основании такого первичного обследования заполняется журнал учета детей с нарушениями речи, в котором отмечаются фамилия, имя, возраст, успеваемость по русскому языку, дается общая характеристика нарушений речи, дата зачисления на логопедические занятия. После первичного обследования проводится основное, тщательное индивидуальное обследование детей с дефектами речи традиционными логопедическими методами по специальным схемам обследования. Обследование тех детей, которые уже занимались с логопедом и будут продолжать коррекционные занятия, проводится только по отдельным разделам, с учетом речевой патологии ребенка и этапа коррекции речи.
На основании данных обследования детей составляются речевые карты и проводится логопедическая работа. В начале учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором отражаются следующие разделы: 1. Обследование (первые две недели учебного года). 2. Характеристика детей с нарушениями речи. Указывается общее количество школьников с нарушениями речи, дается общая характеристика речевого дефекта. Уточняется количество детей, которые приняты на логопедические занятия в текущем году. Определяются группы детей с учетом речевой патологии, класса. 3. Определение перспективного плана работы с каждой группой детей. 4. Пропаганда логопедических знаний, работа с учителями, воспитателями, родителями. Предусматривается посещение логопедом уроков, занятий воспитателей, проведение консультаций для родителей, участие в родительских собраниях с целью пропаганды логопедических знаний, проведение открытых занятий, помощь учителям в закреплении прав ильных речевых навыков, доклады на педагогических советах, семинарах и Т.д. 5. Оснащение логопедических занятий новым наглядным и дидактическим материалом, техническими средствами. 6. Повышение квалификации. 7. Участие в медико-педагогических комиссиях по отбору детей в специальные учреждения. 8. Ведение документации. На основании данных обследования логопед составляет перспективный план работы с каждой группой детей. В перспективных планах дается логопедическое заключение на каждого ребенка, характеристика нарушений речи, обозначаются основные этапы работы с группой и подгруппой, а также их примерная продолжительность. Каждое логопедическое занятие проводится в соответствии с развернутым (поурочным) планом или конспектом занятия, в котором определяются тема, цели, оборудование, ход занятия.
В конце учебного года составляется годовой отчет о работе логопеда. В отчете отмечается общее количество детей с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количество школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, поставленных на очередь. В годовом отчете логопеда вспомогательной школы дается характеристика всей проведенной Логопедом работы, в том числе указываются мероприятия по пропаганде логопедических знаний, работа с учителями, воспитателями, родителями, повышение квалификации, работа по оснащению логопедических занятий и др. Группы детей для проведения логопедических занятий комплeктyютcя из 4-6 человек, подгруппы из 2-3 человек. Подгрупповые занятия проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжелые нарушения речи или нарушения, которые встречаются лишь у небольшого числа детей. Группы организуются с учетом вида речевой патологии из учеников одного класса или двух смежных классов. В логопедической работе во вспомогательной школе предусматриваются и индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков, особенно с учениками первых классов. Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся три раза в неделю с учащимися младших классов и два раза в неделю с учащимися старших классов. Продолжительность индивидуальных занятий - 15 мин, подгрупповых - 20-25 мин, групповых - 45 мин. В процессе работы логопед может переструктурировать подгруппы и группы, например объединять группы в подгруппы. Д о к у м е н т а Ц и я. Логопед вспомогательной школы ведет следующую документацию: речевые карты школьников с нарушениями речи, журнал учета детей с речевым дефектами, журнал учета посещаемости занятий, годов план работы, перспективные планы работы (фронтальных т.е. групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) поурочные планы или конспекты, годовой отчет о работе логопеда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|