Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация логопедической работы во вспомогательной школе

В задачи логопеда вспомогательной школы входит об­следование и отбор детей в логопедические группы, прове­дение коррекционно-логопедической работы, общее разви­тие речи умственно отсталых школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам, пропа­ганда логопедических знаний, а также ведение документа­ции и отчетности. для успешной реализации этих задач не­обходимо взаимодействие логопеда с учителями, воспитате­лями, родителями, медицинским персоналом.

В первые две недели сентября логопедом проводится об­следование детей, прежде всего первичное. При первичном обследовании выявляются все дети с недостатками речи. Обследование речи можно проводить в классной обстановке. Детям предлагается прочитать стихотворение, расска­зать, что нарисовано на картинке, пересказать рассказ или сказку, ответить на вопросы. Для выявления детей с нару­шениями письменной речи предлагаются диктанты, чтение знакомых ИЛИ незнакомых текстов, которые соответствуют программе обучения данного класса.

На основании такого первичного обследования заполня­ется журнал учета детей с нарушениями речи, в котором отмечаются фамилия, имя, возраст, успеваемость по рус­скому языку, дается общая характеристика нарушений речи, дата зачисления на логопедические занятия.

После первичного обследования проводится основное, тщательное индивидуальное обследование детей с дефекта­ми речи традиционными логопедическими методами по спе­циальным схемам обследования.

Обследование тех детей, которые уже занимались с лого­педом и будут продолжать коррекционные занятия, прово­дится только по отдельным разделам, с учетом речевой па­тологии ребенка и этапа коррекции речи.

На основании данных обследования детей составляются речевые карты и проводится логопедическая работа.

В начале учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором отражаются следующие разделы:

1. Обследование (первые две недели учебного года).

2. Характеристика детей с нарушениями речи. Указыва­ется общее количество школьников с нарушениями речи, дается общая характеристика речевого дефекта. Уточняется количество детей, которые приняты на логопедические за­нятия в текущем году. Определяются группы детей с учетом речевой патологии, класса.

3. Определение перспективного плана работы с каждой группой детей.

4. Пропаганда логопедических знаний, работа с учите­лями, воспитателями, родителями. Предусматривается по­сещение логопедом уроков, занятий воспитателей, прове­дение консультаций для родителей, участие в родительских собраниях с целью пропаганды логопедических знаний, про­ведение открытых занятий, помощь учителям в закреплении прав ильных речевых навыков, доклады на педагогических советах, семинарах и Т.д.

5. Оснащение логопедических занятий новым наглядным и дидактическим материалом, техническими средствами.

6. Повышение квалификации.

7. Участие в медико-педагогических комиссиях по от­бору детей в специальные учреждения.

8. Ведение документации.

На основании данных обследования логопед составляет перспективный план работы с каждой группой детей. В перспективных планах дается логопедическое заключение на каждого ребенка, характеристика нарушений речи, обозна­чаются основные этапы работы с группой и подгруппой, а также их примерная продолжительность.

Каждое логопедическое занятие проводится в соответствии с развернутым (поурочным) планом или конспектом заня­тия, в котором определяются тема, цели, оборудование, ход занятия.

В конце учебного года составляется годовой отчет о ра­боте логопеда. В отчете отмечается общее количество детей с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количе­ство школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, постав­ленных на очередь.

В годовом отчете логопеда вспомогательной школы дает­ся характеристика всей проведенной Логопедом работы, в том числе указываются мероприятия по пропаганде логопе­дических знаний, работа с учителями, воспитателями, ро­дителями, повышение квалификации, работа по оснаще­нию логопедических занятий и др.

Группы детей для проведения логопедических занятий ком­плeктyютcя из 4-6 человек, подгруппы из 2-3 человек. Под­групповые занятия проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжелые нарушения речи или нарушения, которые встречаются лишь у небольшого числа детей. Группы орга­низуются с учетом вида речевой патологии из учеников одно­го класса или двух смежных классов.

В логопедической работе во вспомогательной школе пре­дусматриваются и индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков, особенно с учениками первых классов.

Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия про­водятся три раза в неделю с учащимися младших классов и два раза в неделю с учащимися старших классов. Продолжи­тельность индивидуальных занятий - 15 мин, подгруппо­вых - 20-25 мин, групповых - 45 мин.

В процессе работы логопед может переструктурировать подгруппы и группы, например объединять группы в подгруппы.

Д о к у м е н т а Ц и я. Логопед вспомогательной школы ведет следующую документацию: речевые карты школьников с нарушениями речи, журнал учета детей с речевым дефектами, журнал учета посещаемости занятий, годов план работы, перспективные планы работы (фронтальных т.е. групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) поурочные планы или конспекты, годовой отчет о работе логопеда.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...