Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сетевого текста

Если родовыми признаками Интернета как канала передачи и распространения информации, не свойственные ни бумажным изданиям, ни радиовещанию, ни телевидению можно считать гипертекст, мультимедийность, интерактивность, то как проявляются данные признаки в сетевых СМИ?

Главную роль в восприятии СМИ играет его содержание. В сети зачастую можно встретить синоним этого понятия – контент. Содержание, контент (от англ. content — содержание) в медиаиндустрии рассматривается как любые данные — текст, звук, зрительные образы или комбинация мультимедийных данных, представленные в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства.

Пользовательское восприятие сайтов отличается от восприятия печатных изданий, художественной литературы или устной речи. К тексту, специально предназначенному для размещения на веб-странице, предъявляются особые требования. Как и остальные элементы сайта, он должен способствовать быстрому, удобному и легкому восприятию информации.

Расценивая глобальную сеть как средоточие множества СМИ, отметим, что, несмотря на их разнообразие, все журналистские тексты данных СМИ обладают рядом специфических черт, давших исследователям право ввести для таких текстов отдельный номинат – web-текст, или сетевой текст.

Сетевой текст характерен как для сайтов традиционных СМИ в Интернете, содержание которых отличается от наполнения печатного издания, так и для такой группы сетевых СМИ как собственно сетевые СМИ, функционирующие только в Интернете и не имеющие печатных, радио- или телевизионных аналогов.

Можно выделить следующие специфические черты современного сетевого текста:

· Сжатость и краткость текста. Web-текст должен быть небольшим по объему. Жестких требований к размеру нет, однако оптимальным для чтения считается текст не более 5-7 тыс. знаков (лучше всего – 2,5 – 3 т.з.).

Это обусловлено тем, что пользователю удобнее читать текст размером в «1-2 монитора», и не более того. Соответствующим должен быть размер шрифта статьи. Еще на заре интернет-журналистики исследователи отмечали, что вертикальная прокрутка текста имеет свои ограничения. В отличие от газетного или журнального листа, который читатель может “пробежать” глазами, остановившись лишь на ключевых фразах, текст в Интернет-СМИ читается всегда подряд. Непривычный же для рядового читателя яркий фон монитора, мелкий шрифт и отвлекающее обрамление сайта приводят к резкой утомляемости глаз и как следствие – к снижению интереса к тексту уже на втором-третьем экране прокрутки, т.е. в общем случае на третьей-четвертой тысяче знаков. Эта особенность восприятия информации приводит Интернет-журналистику к необходимости сокращения объемов текста, его структуризации, внедрению ярких элементов, способных "перебить" утомляемость читателя[1].

· Членение текста на составляющие. Web-текст должен быть разбит на блоки с подзаголовками. Поощряется структурирование информации с помощью маркированных списков, а также различные способы выделения текста (полужирный, курсив, подчеркивание). Кроме того, в Web-тексте красные строки и абзацы могут выступать в роли своеобразных «знаков препинания». Это необходимо потому, что часто сетевые СМИ не придерживаются деления текста на колонки так же строго, как это делают традиционные издания, из-за чего затрудняется процесс чтения.

· Наличие небольших абзацев. Текст воспринимается легче, если каждый абзац содержит не более шести-семи предложений. Если на сайт помещен «несетевой» текст - литературное произведение, журнальная статья, стенограмма, то это необходимо отметить особо, чтобы пользователь своевременно «переключил» свое восприятие и не стал читать художественный рассказ как ленту новостей.

· Гипертекстуальность, которая обеспечивает нелинейные расширения.

На данной особенности стоит остановиться подробнее, не зря гипертекстуальность является одной из определяющих свойств сетевых СМИ.Гипертекст – это текст, ветвящийся или выполняющий действия по запросу. Он представляет собой текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет не только читать его горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь». Использование гипертекста в журналистике придает материалам третье измерение — глубину[2].

Гиперссылка может вести как на страницу этого же сайта, так и на страницы иных Интернет-ресурсов (быть внутренней и внешней). Гиперссылки могут быть как контекстуального, так и тематическогохарактера. Например, если основной материал посвящен крушению самолета, то в контекстной ссылке можно дать интервью с авиадиспетчером, а в тематической — линк на публикации о подобных авиакатастрофах.

· Наибольшая содержательность первых двух-трех абзацев. Именно в них должны содержаться главные слова материала (в том числе и первые упоминания ключевых слов). Это зависит от особенностей воcприятия пользователем информации на экране монитора. Журналист, исследователь сетевых СМИ Д. Таевский так говорит о данной особенности: «В Интернет-издании внимание читателя, привлеченное заголовком, должно быть подогрето уже на первых абзацах статьи, а дальнейшая интонация текста не должна снижаться – или должна быть как минимум волнообразной. В отличие от читателя традиционного печатного издания, потратившего на его приобретение некоторую сумму и желающего, пусть и подсознательно, получить за эти деньги определенный объем информации, в Интернете смена СМИ осуществляется одним кликом мышки, что налагает на автора особую ответственность за удержание внимания посетителя сайта»[3]. Такая текстовая модель составления новостей получила название принципа «перевернутой пирамиды», когда читателя привлекают с помощью акцентирования на самом главном еще в начале текста, предъявляя ему наиболее важную информацию и экономя его время.

· Точность, отсутствие иносказательности заголовков материалов, что дает возможность более полно отражать тему публикации, как часть SEO-оптимизации статьи, то есть продвижения статьи в Интернете. Все тексты, опубликованные в Интернете, так или иначе становятся объектом поисковых систем. И если журналист хочет, чтобы его материал выходил при поиске определённой темы одним из первых, он должен позаботиться о точности его заголовка.

· Наличие в тексте ключевых слов, также как часть SEO-оптимизации статьи. Преследует ту же цель, что и точные заголовки материалов – их выход при поиске определенной темы одной из первых. Следует отметить, что маркетинговые задачи, которые решаются ради максимального количества просмотров пользователями, нередко заставляют журналистов, редакторов, новостных продюсеров использовать в заголовках такие ключевые слова, которые связаны с наиболее популярными, привлекательными для аудитории зонами внимания[4].

· Чередование текста и фотографий (видео) в статье. Это сделано для того, чтобы, во-первых, заинтересовать читателя, во-вторых, переключая его внимание от текста к фото (или видео), снизить нагрузку на зрение.

· Обилие рекламы – как обрамляющей текст, так и всплывающей поверх него. Такая реклама может мешать чтению и затруднять восприятие текста.

· Наличие контекстной рекламы. Контекстная реклама представляет собой размещение в Интернете рекламы, основанное на соответствии содержания рекламного материала контексту (содержанию) Интернет-страницы, на которой размещается рекламный блок. Носителем рекламы может быть тексто-графическое объявление либо рекламный баннер.

Так называемая «оффлайновая» аудитория, не использующая интернет в качестве источника информации, может увидеть в таких особенностях сетевого текста – короткие простые предложения или прямые, не иносказательные заголовки статей – показатель некоторой деградации, преднамеренного упрощения в современной журналистике. Однако вместе с тем эти и другие особенности являются обязательным условием существования журналистского текста в Интернете, без которого не было бы такого понятия как сетевая журналистика.

Конвергенция

Здесь нельзя не упомянуть о тенденции, развивающейся в сфере журналистики уже не первое десятилетие. Речь идет о процессах конвергенции и, как следствие, конвергентности СМИ. Под глобальной конвергенцией (global convergence) подразумевается глобальный контент — доступность любой информации практически в любой точке мира — как следствие технических достижений в области интернет-технологий. Сегодня интернет-версии крупных российских и практически всех мировых изданий не являются копией печатного СМИ и представляют собой самостоятельные мультимедийные ресурсы. Мультимедийный контент состоит из текстовых материалов, фото-, аудио- и видеоматериалов, а также графики — комбинация этих средств сегодня — залог полноценного освещения событий[5].

 

Исследователь Е. Вартанова, говоря о процессах конвергенции в СМИ, акцентирует внимание на том, что «мы можем увидеть не только растущую индивидуализацию информационного потребления, но и очевидную индивидуализацию информационного производства. Сегодня все меньше людей требуется не только для подготовки информационного продукта на разных стадиях его производства, но и для производства самого текста, со всеми возможными вариантами содержания – иллюстрациями, графиками, звуком, анимацией»[6].

Уникальное свойство Интернета передавать информацию с помощью разных медийных платформ и в разных конфигурациях, т.е. конвергентно, является предпосылкой для возникновения новых журналистских жанров. В условиях современных способов передачи данных представляется возможным говорить о семи основных медийных платформах. Это вербальный текст, графика, инфографика, видео, аудио, анимация, фотография[7]. Количество и сочетание этих платформ в одном журналистском материале могут варьироваться.

Если такие виды мультимедийного контента, как фото, видео, аудио (подкасты), известны любому пользователю, то о более редких инструментах стоит рассказать подробнее. Это инфографика, гиф-анимация, коубы. Инфографика представляет собой графический способ подачи информации и сочетает в себе текст, цифры, картинки и геометрические фигуры. Гиф-анимация – это анимированная цифровая картинка. Как правило, в текст вставляются тематические гиф-изображения. Коубы представляют собой короткие зацикленные видеоролики с несинхронным звуковым сопровождением. Федеральные сетевые СМИ активно разбивают сплошные тексты своих статей вставками фотографий, видео, гиф-изображений, коубов, инфографики.

 

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ копирайтера.

Во всех брифах копирайтеров есть вопрос: какова целевая аудитория текста? Проще говоря - для кого писать будем? И хорошо, если заказчик хотя бы примерно представляет, кем востребован его продукт или услуга и может внятно об этом рассказать. Хуже, если заказчик уверен, что его товар нужен всем, и "текст должен вызывать желание купить". В таких тяжелых случаях копирайтеру придется немного побыть маркетологом, провести разведку и провести определение целевой аудитории рекламы.

 


[1] Таевский Д. Специфика российской интернет-журналистики. Проблемы теории и истории журналистики: сб. науч. тр. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 107 c. С. 16.

[2] Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов /

Под ред. М. М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010. — С. 63.

[3] Таевский Д. Специфика российской интернет-журналистики. Проблемы теории и истории журналистики: сб. науч. тр. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 107 c. С. 17.

[4] Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов /

Под ред. М. М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010. — С. 254.

[5] Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. С.19.

[6] Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Электронное издание. URL: http://evartist.narod.ru/text11/49.htm#%D0%B7_06

[7] Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010. С. 260-261.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...