Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гносеология (учение о познании) Платона.




Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

· поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

· высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

Проблема государства в философии Платона.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

· монархия – справедливая власть одного человека;

· тирания – несправедливая власть одного человека;

· аристократия – справедливая власть меньшинства;

· олигархия – несправедливая власть меньшинства;

· демократия – справедливая власть большинства;

· тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

Платоновский проект государства.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

· все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

· работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

· воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

· философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

· философы и воины не должны иметь частной собственности;

· жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

· не существует брака, все жены и дети общие;

· допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

Значение философии Платона.

Историческое значение философии Платона в том, что

· впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

· положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

· впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

· были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

· была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Академия Платона.

Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

 

Платон вошел в историю философии как мыслитель, впервые разработавший идеал
государства. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда,
когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. Для этого
каждому требуется осознать свое природное и законодательное предназначение;
"заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие, - отмечал Платон, - это и есть
справедливость". В совершенном государстве (а таковым Платон не мог признать ни
одно из существовавших тогда) представители всех сословий должны служить
Абсолютному Благу. В идеальном государстве управлять должны философы. Всеобщий
интерес, по Платону, всегда идеальный интерес. Никакой личный интерес не должен
иметь место, если он выходит за пределы общего интереса; индивидуальный интерес
как частный должен полностью подчиняться интересу "целого". В проекте идеального
государства Платона у воинов и правителей не может быть даже семьи, поскольку
семья отвлекает от общего государственного интереса. В таком государстве должна
быть общность жен, общность детей (они "обобществляются", передаются на
воспитание государству), нет у представителей тех же сословий частной
собственности, утверждается лишь общая собственность. В интересах Абсолютного
Блага идеального государства будет введена жесткая цензура на все литературные
произведения, на произведения искусства. За "безбожие", отступления от общей
"идеи" положено наказание вплоть до смертной казни.

В главном трактовка Платоном идеального государства была утопичной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...