Модель этнической политики для современной России
В настоящее время идет достаточно активный процесс, при котором переосмысливается и осваиваются новые методологические подходы в этносфере и национальной политике, поскольку эти моменты взаимосвязаны между собой. Особенно заметен интерес к этническому фактору в политике с конца XX века, в связи с развитием международного терроризма и активизации явлений межнациональных конфликтов и стремления части республик (например, бывших республик СССР) к сегрегации и отделению. Именно поэтому фактор формирования этнической политики важен для России, поскольку и в нашем обществе наблюдаются процессы, которые приводят к разжиганию межнациональной нетерпимости и социальным потрясениям. Именно поэтому крайне важным является разработка национальной и этнической политики для современной в России в условиях сложной международной и внутриполитической ситуации. Переосмысление происходящих в стране и мире этнополитических процессов направлено в том числе и на осуществление взаимосвязи между культурными и цивилизационными ценностями в стране и мире. Наиболее важное место среди положений этнической и национальной политики занимает этническое разделение населения и связанные с этим проблемы. Однако наличие межнациональной розни не всегда определено исключительно этническим разделением населения. Этническая направленность политики характеризуется распространением ее во многоих странах мира, поскольку нет моноэтнических государств. Этнизация политики приводит к тому, что проблема национального взаимодействия решается посредством политической активности и политических решений. Этнизация политики осуществляется в различных формах и направлениях.
Во-первых, территориальные границы проводятся так, чтобы обеспечить максимальную этническую гомогенность. Во-вторых, в практической политике права отдельных граждан, обусловленные их статусом, определяются на основе их этнической принадлежности. В-третьих, этнические вопросы зачастую превалируют над любыми другими. Иными словами, этнизация политики выражается в том, что этническое становится одним из главных факторов, определяющих политику государств. В связи с этим можно утверждать, что политика любого полиэтнического государства не бывает этнически нейтральной. Важно отметить, что в XXI веке с усложнением мира и ростом глобализационных процессов, возрастающим количеством региональных конфликтов происходит трансформация всего мирового порядка в целом. Этническая политика формируется в зависимости от типа государства, его этнического состава, его государственной идеологии. Существует две модели этнической политики государства – ассимиляторская и мультикультурная. В рамках ассимилятрской политики происходит поглощение (ассимиляция) культуры меньших по численности народностей культурой более многочисленных народов. При мультикультурной модели этнической политики формируется многонациональное государство. где культуры всех народов равны и представляют собой одинаковую ценность для государства. В основе такого разделения этнических политики лежат как концепции нации-этноса и нации-полиса соответственно. Ориентация на одну из моделей обусловлена культурно-историческим прошлым страны и количеством народностей, которые ее населяют. Конечно, ориентация на ту или иную модель в значительной мере определяется конкретной этнокультурной ситуацией, имеющей место в той или иной стране, и государственными интересами. Классическим примером ассимиляторской модели являются Соединенные Штаты Америки, где долгое время декларировалась идея «плавильного котла» как метода формирования американской нации. Ассимиляторская модель долгое время господствовала не только в иммигрантских странах, но и во многих странах Европы.
К примеру, в такой образцовой демократической стране, как Швеция, до начала 1950-х годов идея ассимиляции меньшинств и иммигрантских сообщесга воспринималась как совершенно естественная. Особенно последовательны в осуществлении ассимиляторской политики были правящие круги Франции, которые в целом сохраняют приверженность ей и поныне. Для большинства стран развитого демократического устройства характерна национальная этническая политика в духе нации-полиса, однако это не всегда возможно и более того, не всегда безопасно для государства, поскольку может произойти раздробление на множество мелких национальных диаспор и культур, которые могут конфликтовать между собой на почве вероисповедания или национальной принадлежности, что опасно для граждан страны и государственности в целом. Анализ политических процессов показывает, насколько велика роль этнического фактора в формировании модели общественного развития любого государства, в том числе и России. В частности, в России невозможно формирование этнической политики по принципу нации-этноса, потому что это приведет к ущемлению прав других народов, входящих в состав России. но и раздробление на множество национальных диаспор тоже опасное. Россия в своем прошлом уже прошла путь попыток создания нации-этноса и это привело к пагубным последствиям для малых народностей, например народностей Севера, которые насильно обращались в христианскую веру, что приводило к разрушению их национального быта и веками сформировавшихся условий жизни и в итоге – к алкоголизации и практическому вымиранию. Самое оптимальное в формировании этнической политики является поиск путей компромисса, пропагандируя равенство всех наций входящих в состав нашей многонациональной страны. По мнению ученых, актуальность проблемы определяется остротой межэтнической и межнациональной ситуации в современном мире.
Для современной России вряд ли подойдет концепция государства-нации, сформировавшаяся во времена Великой французской революции. Хотя данная модель отвергает в принципе расовую или этническую дискриминацию и в принципе признает возможным двойное гражданство, ее применение означает практическую реализацию идеи единства российского народа и непризнание прав национальных или этнических меньшинств. Логика этой модели предполагает, например, что не существует татарского, чувашского, тувинского или алтайского народов! Существуют только индивиды, представители определенных групп населения, то есть российские граждане, проживающие в определенных регионах, на определенной территории. Применение такой модели содержит в себе потенциальные угрозы, например ослабление возможностей для центральной власти управлять интеграционными процессами, дестабилизация, восстановление принципа полиэтничности различными путями, в том числе и при помощи насилия. Таким образом, из сказанного можно сделать следующие выводы. Необходимость этнической политики как компонента национальной безопасности России продиктовано противоречивой ситуацией в стране. Этническая политика современной России требует изучения и пересмотра некоторых практических положений в данной сфере. Национальная политика России должна строиться на том положении, которое гласит что Россия это многонациональная, полиэтническая держава и следовательно ее национальная политика должна выстраиваться исходя из этих положений. При разработке этнической политики России необходимо учитывать, что она должна быть направлена на соблюдение интересов всех наций, входящих в состав страны и профилактику межнациональных конфликтов и проблем в данной сфере. Национальная политика страны должна быть направлена на формирование патриотического воспитания и патриотических настроений в стране, поскольку важно формирование единого народа и единой нации – россияне. Именно на это должна быть направлена современная этническая политика, поскольку государство должно в первую очередь руководствоваться Конституцией, где указано, что в стране все этносы, проживающие на ее территории должны иметь равные права и возможности, вне зависимости как от религиозных, так и национальных предпочтений.
Список литературы
1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 3. 2. Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этносоциальная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). М., 2005. С. 25. 3. Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003. С. 168, 171.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|