Упражнения для тренировки речевого дыхания
Стр 1 из 5Следующая ⇒ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Все движения головой выполнять спокойно, медленно, при максимальном расслаблении мышц шеи. Упражнение №1. Медленные наклоны головы вперед (так, чтобы подбородок уперся в грудь) и назад до отказа. Повторите 5—10 раз. Упражнение №2. Медленные повороты головы вправо-влево (с максимальной амплитудой). Повторить 5—10 раз в каждую сторону. Упражнение №3. Медленные круговые движения головой вправо, потом влево. Выполнять 4—5 раз в каждую сторону.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА И РУК Каждое из них делится на две части. Первая — акцентировать напряжение мышцы или группы мышц в течение 3—4 секунд. Вторая — как можно глубже расслабиться. Эффективность упражнений усиливается при подаче своеобразных самоприказов. Например, напрягая мышцы рук, сосредоточьтесь на этом ощущении и произносите про себя: «Мышцы рук максимально напряжены». Выполняя вторую часть упражнения, внушайте себе: «Мышцы рук совершенно расслаблены». Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Эффективность упражнений усиливается и в том случае, если вы мысленно представляете картину ваших действий. Упражнение №1. Представьте себе, что вы получили неожиданно сообщение от своего друга, которое вас удивило и поразило (придумайте его сами). Вы заметите, как от удивления широко откроются ваши глаза и поднимутся брови. А теперь приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3—4 сек), затем расслабьте мышцы, свободно опустите веки. Упражнение №2. Представьте, что вы вышли из темного помещения на солнечную улицу. Зажмурьтесь! Крепко зажмурьтесь! (3—4 сек). А теперь расслабьте веки, оставляя их прикрытыми.
Упражнение №3. Вспомните, как ребенок сжимает губы, когда мама пытается вынуть у него изо рта пуговицу. Представили? Крепко сожмите челюсти и губы! (3—4 сек). Теперь расслабьте их, свободно опустите нижнюю челюсть. Упражнение №4. Напрягая язык, крепко прижмите его кончик к нёбу! (3—4 сек), расслабьте язык и челюсти. Упражнение №5. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3—4 сек). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены!). А теперь расслабьтесь: руки, свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения. Упражнение №6. Наклонитесь вперед, поднимите руки, пальцы сожмите в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи (3—4 сек). После этого расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ Гигиенический массаж выполняется для снятия напряжения и скованности мимических и речевых мышц, мышц рук, шеи, ног, живота, и наоборот, соответственно, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. Техника массажа. Производите легкое поглаживание ладонями 5—10 раз: от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы; от переносицы к околоушной впадине (движение рук, как при умывании); передней поверхности шеи в направлении к туловищу; рук, плеч в направлении к туловищу; живота круговыми движениями по часовой стрелке.
ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ Техника массажа. Энергично постукивать пальцами обеих рук: по лбу с произнесением звука [М] (мычание); по крыльям носа с произнесением звука [М]; по верхней губе с произнесением звука [В]; по нижней губе с произнесением звука [З]; по верхней части груди с произнесением звука [Ж]; по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);
по спине справа и слева (на звуке [М]). После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокойных вдохов и выдохов. Каждое практическое занятие будем начинать с повторения пройденного материала, чтобы, закрепляя изученные навыки и умения, постепенно переходить от сознательного овладения ими к автоматическому использованию в повседневной речи. Повторение: 1) «поза», «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи. Обратите внимание, что теперь наши занятия по технике речи будут разбиваться как бы на две части, охватывая работу над: 1) речевым дыханием, а в последних занятиях и над голосом; 2) дикцией и орфоэпией. Группы дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений имеют соответственно свою последовательную нумерацию, проходящую через все занятия. При этом все дыхательные упражнения будут идти с дополнительным значком «д», голосовые — с «г», артикуляционные — со значком «а». Дыхание.Постановка речевого дыхания сводится к развитию диафрагмально-реберного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего: мышцы «речевого пояса» — диафрагму и брюшные мышцы; а также дыхательные мышцы грудной клетки — межреберные мышцы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ «Речевой пояс» регулирует процесс выдоха и создает необходимую опору звуку. Приступая к тренировке, прежде всего проверим активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма опустилась и действует как следует. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (то есть за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, то, стало быть диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений. Упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза. Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще! Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза. Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6... 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза. Все дыхательные упражнения в следующих занятиях будут даваться с последующей нумерацией: 4(д) и т. д. Дикция.Прежде чем приступить к тренировке правильного произношения гласных и согласных звуков, сочетаний их в словах и фразах, надо натренировать речевой аппарат. К речевому аппарату относятся губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Одни из них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, принимают активное участие, поэтому их можно тренировать.
Дело в том, что недостатки в произношении могут быть органического и неорганического происхождения. В первом случае учебно-тренировочные упражнения не помогут, здесь чаще всего требуется медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при тех или иных звуках и т. п. К неорганическим недостаткам произношения могут относиться картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Основная причина неорганических недостатков в произношении — это навыки, привитые с детства: невнимание к речи ребенка дома и в школе, иногда — копирование речи людей, страдающих теми или иными ее недостатками. В таких случаях помогут учебно-тренировочные упражнения, но, естественно, что неправильные навыки, укрепившиеся в течение многих лет, не могут быстро исчезнуть. Только последовательная тренировка, непрерывный труд и выдержка помогут избавиться от привычных неправильных движений некоторых частей речевого аппарата, заменив их другими пока еще непривычными, но правильными движениями, и более того, сделать эти движения непроизвольными. Прежде чем начать тренировку дикции, надо развить и укрепить мышцы, участвующие в речевом процессе, с помощью следующих упражнений для рта, челюсти, губ, языка. Упражнение №1(a). Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение — рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение — произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5—6 раз. Упражнение №2(a). Подтягивание верхней или нижней губы соответственно к верхним и нижним деснам. Исходное положение — рот закрыт, зубы сжаты, челюсти неподвижны. Исполнение — приподнимите верхнюю губу «на улыбке» к деснам верхних зубов, затем сомкните губы; оттяните нижнюю губу к деснам нижних зубов, затем сомкните губы. Повторите 5—6 раз.
Примечание. Следите, чтобы исходное положение — зубы сжаты, челюсти неподвижны — обязательно сохранялось. Упражнение №3(а).Показать зубы. Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты. Исполнение — одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5—6 раз. Упражнение №4(a). Вытягивание губ — «хоботок». Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Исполнение — повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую — вправо, влево. Повторите 3—4 раза. Упражнение №5(a). «Скольжение № 1». Исходное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — натяните верхнюю губу на передние зубы, затем медленным, плавным движением приподнимите ее «на улыбку». Натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем медленным, плавным движением оттяните ее вниз. Повторите 5—6 раз. Упражнение №6(a). «Скольжение № 2». Исходное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — одновременно натяните на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскройте губы «на улыбку». Повторите 5—6 раз. Упражнение №7(a). Тренировка языка. Исходное положение — язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно неподвижна. Исполнение — кончик языка поднимите вверх — к твердому нёбу, потом вправо, влево — в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза. Все упражнения на первых порах делайте с зеркалом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие-то упражнения не получаются, не отчаивайтесь, снова и снова повторяйте их. Повторение: 1) «поза» и «маска» релаксации; 2) комплекс упражнений для шеи, рук, лица; 3) гигиенический и вибрационный массажи; 4) дыхательные упражнения 1—3; 5) артикуляционные упражнения 1—7. Дыхание.Па этом занятии диафрагма и брюшные мышцы тренируются с помощью статических и динамических дыхательных упражнений. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки. Помните, что дыхание должно быть всегда носовым. Вдох и выдох в нормальном физиологическом дыхании происходят только через нос. В предлагаемых упражнениях и устной речи, когда дыхание фонационное, вдох осуществляется через нос, а выдох — через рот. Причем выдох во много раз длиннее вдоха. Упражнение №4 (д). Исходное положение — встаньте прямо, руки опущены, спина прямая, смотрите перед собой. Исполнение — одновременно с выдохом через рот на п-фффф втягивается живот, после чего рефлекторно происходит вдох, и живот при этом выдвигается вперед. Произносите теперь звук [С] прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук — сссс-сссс-сссс-... (а не букву эс-эс-эс). Вдохните и снова произнесите звук [С]. Упражнение следует выполнять медленно, строго следя за синхронностью движений живота, вдоха и выдоха. Вдох и выдох неглубокие. Проделайте, начиная с 5 раз, и через несколько занятий доведите до 25—30 раз (рис. 3). Упражнение №5(д). Исходное положение, как и в предыдущем упражнении, но верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45°, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение — одновременно с выдохом на п-фффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох — живот выдвигается вперед. Произнесите звук [Ш]: ш-ш-ш. Снова вдох, на выдохе снова произнесите звук [Ш]. Вместо звука на выдохе можно считать: 1, 2, 3, 4, 5.... 15. Повторите 3—5 раз (рис. 4). Рис. 3 Рис. 4 Упражнение №6(д). Исходное положение — лежа, руки вдоль туловища свободны и расслаблены, ноги вместе. Исполнение — поднимите ноги под углом 30° и держите в наклонном положении 10 сек (каждый день увеличивая на 1 сек, доведите до 30—40 сек). Потом ноги опустите. Дыхание свободное. Проделайте 5—6 раз. Это упражнение хорошо укрепляет брюшной пресс. Внимание! После исполнения упражнения вставайте не спеша во избежание головокружения! Примечание. Фонационное, или речевое, дыхание требует воспитания особого ритма дыхания. Если при обычном физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха 1:1, то при фонационном оно изменяется в соотношении 1:10, 1:15. Вдох короткий — на счет 1, активный, а выдох — длительный, ровный — на счет 10—15. Динамические дыхательные упражнения совершаются при ходьбе, медленном беге, различных движениях рук, ног и туловища. Повторите упражнения 3(д) и 4(д) по пути на работу или на прогулке. Дикция. Артикуляционная гимнастика.Цель ее — выработать четкое, ясное, правильное звучание каждого гласного и согласного звука. Тренировка начинается с гласных звуков, правильное произношение которых придает звучность и мелодичность нашей речи, в то время как согласные звуки являются как бы костяком, каркасом.
ОТРАБОТКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта, не встречая препятствий, меняется лишь положение губ и языка. Основных гласных звуков шесть [И], [Э], [AJ, [О], [У], [Ы]. Буквы Е, Я, Ю, Ё обозначают йотированные звуки соответственно: [jЭ], [jА], [jУ], [jO], где [j] соответствует [Й]. На этом занятии мы начнём тренировку дикционного и орфоэпического произношения звуков: [У], [jУ], [Э], [jЭ], [И], [Ы]. Упражнения для звуков [У], [jУ] При произнесении звука [У], губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при произнесении буквы Ю [jУ] передняя часть языка поднимается больше, чем при звуке [У]. Упражнение №1. Произнесите перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз звук [У], а потом несколько раз букву Ю [jУ]. Теперь повторите это упражнение вслух. Упражнение №2. Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова: утро, уголь, ус, ум, узы, зуб, лук, суд, узкий, жук; Юра, юла, юбка, юг, юноша, юнга, Юля, юродивый, юмор. Орфоэпия. 1. В прилагательных с окончанием на УЮ на месте буквы Ю произносится йотированный гласный [У], обозначим его [jУ]: слепую — слеп[уjу], прямую — прям[yjy], большую — больш[yjy]. 2. В безударном окончании прилагательных на УЮ на месте буквы У произносится звук [jУ]: старую — стap[yjy], добрую — добр[yjy], новую — нов[yjy]. Примечание. Нередко можно услышать в этой форме на месте безударного [У] редуцированный звук, близкий к [Ы], обозначаемый [Ъ] и тогда произносят эти слова: стар[ъjу], добр[ъjу], нов[ъjу] и т. д. Такое произношение широко распространено во многих говорах, но в литературном языке оно недопустимо, и об этом надо помнить. 3. В прилагательных с окончанием на ЮЮ на месте первой буквы Ю произносится звук [У] с мягкостью предшествующего согласного, вторая буква Ю произносится как йотированный звук [У] и обозначается [jУ]: летнюю — лет[н'уjу], синюю — си[н'уjу]. Примечание. В литературный язык часто проникают широкоупотребительные диалектные формы, в которых на месте первой буквы Ю произносится звук близкий к [И]: си[н'иjу] рубаху, в лeт[н'иjу] пору. Такое произношение недопустимо в русском литературном языке. Упражнения для звуков [Э], [jЭ] При произнесении звука [Э] рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э]. Упражнение №1. Произнесите перед зеркалом сначала без голоса несколько раз звук [Э], потом — E[jЭ]. Повторите упражнение вслух. Упражнение №2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова: эхо, этот, экстра, эпос, эра, экстренный; ель, ел, енот, ехал, Елена, Ева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|