Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы изложения норм права




Для более глубокого и разностороннего понимания структуры нормы права, равно как и ее составных частей, важное значение имеет рассмотре­ние способов изложения норм права. В правовой теории и практике доволь­но часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов, и в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ показывает, что возможны и в действи­тельности существуют различные варианты.

Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов
Полная Отсылочная Бланкетная
в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются не достающие сведения в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в других нормативных актах

Прямой (полный) способ предполагает изложение всех трех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта. Все составные части правовой нормы - гипотеза, диспози­ция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта.

При отсылочном способе изложения в статьях нор­мативных актов содержатся не все структурные элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распро­странен способ изложения правового материала, при котором одни состав­ные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же - лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содер­жат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

Бланкетный (открытый) способ изложения предпо­лагает, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Для уяснения содержания гипотезы или дис­позиции и санкции необходимо обращение не к конкретной статье данного нормативно-правового акта, а предусмат­ривается отсылка в самом общем виде к другому норма­тивно-правовому акту в целом или к его части, или к не­скольким нормативным актам.

Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права

Виды норм права.

1. По функциональной роли

~ исходные нормы - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, зада­чи, пределы, направления. К ним относятся:

· декларативные нормы - провозглашающие принципы,

· дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.;

~ общие нормы содержатся в общей части любой от­расли права и регулируют видовые общественные отно­шения;

~ специальные нормы присущи отраслям права и ре­гулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах - правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными. Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.

В составе исходных (нетипичных) норм можно выделить: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, - в нормах-принципах.

Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом.

Определительно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка - в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве и т.д. Эти нормы выполняют, главным образом, направляющую функцию в механизме правового регулирования; именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы - это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, нормы гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.

В отличие от них, специальные нормы - это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т.е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права.

2. По характеру содержащихся в юридических нормах правил поведения или по форме предписания

Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают право­вые нормы: обязанность, право, или запрет. По этому основанию выделяются:

обязывающие нормы управомочивающие нормы запрещающие нормы
устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, платить за проезд в метро, исполнять гражданско-правовые обязательства и т.д.) предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п. устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, грабить, убивать и т.п.)

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголов­ного и административного законодательства.

3. По предмету правового регулирования или по отраслям права

Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в составе право­вых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституци­онного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других от­раслей права.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответствен­ности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, под­разделяются на ситуационные и альтернативные.

Ситуационные допус­кают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторож­ное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправитель­ными работами на срок до 2-х лет.

5. По функциям права

Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

Регулятивные Охранительные
устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая порядок заключения брака). определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.

Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Вообще-то, едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. Вместе с тем, в одних нормах - на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих - акцент делается на запрете определенного поведения.

Поэто­му лучше, если регулятивные нормы называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предостав­ляющие участникам общественных отношений права и возлагаю­щие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регла­ментируют меры юридической ответственности и другие прину­дительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирова­ние поведения людей осуществляется как бы косвенно.

6. По специализации норм права

Между юридическими нормами существует своего рода разделение труда. Они специализируются на выполнении какой-то одной, "своей" юридической функции. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

Закрепительные Дефинитивные Нормы-принципы
нормы в общем виде выражают определенные элементы регулируемых общественных отношений. Например, нормы Общей части УК, устанавливающие нормы содержат научно сформулированные определения юридических понятий (понятия преступления, сделки, права собственности). устанавливают общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной системы юридических норм (принципы уголовного права, задачи гражданского права).

В отличие от обыкновенных регулятивных и охранительных норм, специали­зированные нормы носят дополнительный характер, поскольку они не содержат в себе определенных правил поведения. Эти нормы при организации общественных отношений как бы подключаются к обыкновенным нормам, образуя с ними единый регулятор.

Де­финитивными нормами называются нормы, которые со­держат легальное (позитивно-правовое) определение тех или иных юридических понятий или явлений.

Оператив­ные - направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.

К коллизионным нормам относятся такие нормы, ко­торые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями.

7. По времени действия

· Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.

· Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.

· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

8. По юридической силе нормативно-правовых актов

В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразде­ляются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.)

9. По характеру правовой нормы

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классифика­ций норм права является их подразделение в зависимости от характера ре­гулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессу­ального права.

} Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.

Материальные нормы права:

~ регулируют экономические, политиче­ские, социальные, идеологические и иные материальные отношения;

~ опре­деляют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.

~ регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями.

~ опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц.

~ определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

~ устанавливают не только статус, суборди­нацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

} Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулиру­ют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных от­ношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нор­мами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отрас­лях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессу­альное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

10. По степени определенности или способу изложения

♦ прямого изложения – в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению;

♦ бланкетные (представляют собой такие правила поведения, дей­ствие которых основывается на содержании специфических правил). Примером может служить норма права, предусматривающая уголов­ную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности и т.п.;

♦ отсылочные (отсылают к другой статье данного уголовного за­кона, в которой дается описание соответствующего вида преступле­ния, или к другому нормативному акту).

11.По субъектам правотворчества

1) нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится подав­ляющее большинство правовых норм);

2) нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

12. По кругу лиц и территории действия

» По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов – несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д. К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права (например, нормы дипломатического иммунитета, иммунитета депутатов парламента, в условиях чрезвычайного положения).

» В зависимости от сферы или территории действия нормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства (нормы федеральных законов), так и на определенную его часть (нормы актов субъ­ектов федерации, местных органов власти).

13. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения

· Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регули­руемом поведении, характерны для публичного права;

Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов пра­ва. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволе­ния.

· Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых от­ношений;

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим опреде­лять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают пра­вила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.

Ø Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения.
Ø Факультативные нормы - позволяют при определенных усло­виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ­степенный (запасной).

14. По месту действия

» нормы международного права;

» общенационального (внут­ригосударственного) права;

» региональные или территориальные

» местные или локальные

15. По сфере общественных отношений

♦ публичного права;

♦ част­ного права.

16. По способу реагирования со стороны государства

В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Поощрительные - нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Тако­вые находят даже в уголовном праве.

Карательные – нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.

невозможно.

17. По месту и роли в правовой системе:

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:

• закрепляют основы общественно-политического строя;

• закрепляют права исвободы граждан;

• закрепляют основы политической системы;

• закрепляют основы правовой системы.

Регулятивные нормы выполняют функции правил пове­дения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возло­жения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

♦ управомочивающие - предоставляют субъектам право­отношения право на совершение положительных действий;

♦ обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

♦ запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в дейст­вие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера.

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-опреде­лений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

18. По иным основаниям

В современной юридической науке некоторые ученые выделяют еще один вид правовых норм — «каучуковые» нормы, т. е. нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл («добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок» и т. п.). Недавно такие нормы появились в российском гражданском праве. Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конк­ретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами и рас­ширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика и история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм

12. Понятие и виды форм и источников права.

Применительно к юридическим явлениям понятие "источник права" имеет три смысла:

1) источник в материальном смысле (общественные отношения, которые нуждаются в правовом урегулировании);

2) источник, в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правоотношение и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле (форма внешнего выражения, закрепления норм права).

Форма права – это способ внешнего закрепления и выражения правовых норм (юридических правил поведения).

Понятие «форма права» и «источник права» в формально-юр. смысле тождественны.

Виды формы права

1. Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате многократного повторения определенных действий.

На ранних этапах развития государства правовой обычай являлся важнейшим источником права. Государство санкционирует (путем общей отсылки к обычаю в тексте НПА; путем восприятия обычаев правоприменительной практикой) только те обычаи, которые характеризуются единообразием, многократностью применения и соответствуют гос. политике. Совокупность правовых обычаев, существующих в государстве, образуют обычное право.

2. Правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Это – правоприменительное (а не правотворческое) решение. Оно используется в дальнейшем при решении аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах с англо-саксонской системой права (Англия, США, Канада, Австрия,…).

В России и других странах континентальной (романо-германской) правовой системы оно не применяется, так как не обеспечивает единства законодательства, единообразного его применения.

3. Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в странах романо-герм. правовой семьи.

Он наиболее полно и оперативно отражает изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивает необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

4. Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Например, Федеративный договор 1992 г., коллективный договор (в трудовом праве). Его следует отличать от индивидуального договора, который источником права не является.

5. Религиозные тексты (каноническое право) – на определенных этапах развития общества и государства религиозные тексты признавались в качестве источников права. Религиозные тексты являются важнейшими источниками права в государствах, входящих в семью религиозного права.

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

а) Коран – священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

б) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных посредниками;

в) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

г) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

В советских государствах они источниками права не являлись.

6. Юридическая наука (правовая доктрина) - это правовые позиции, разъяснения, даваемые крупными учеными юристами в своих трудах, на основе которых выносятся решения по конкретным юр. делам. В формально-юр. смысле источником права не является, но играет большую роль в правотворчестве и правоприменительной деятельности, разрабатывая практические рекомендации, направленные на ее совершенствование.

7. правосознание – правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, на основе которых выносится решение по конкретному делу. Как правило источником права не является, но играет большую роль в правоприменительной деятельности.


 

13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или на всенародном референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) закон – это нормативно-правовой акт;

2) закон принимается высшим законодательным (представительным) органом государственной власти или народом (референдумом);

3) закон принимается по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

4) законы принимаются в особом законодательном порядке.

5) закон обладает высшей юридической силой:

a. все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону;

b. законы не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный Суд может признать закон неконституционным, но отменить его может только законодательный орган;

6) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства.

Виды законов:

1) по юридической силе:

- Конституция (основной закон),

- конституционные (ФКЗ),

- обыкновенные (ФЗ);

2) по субъектам законотворчества:

- принятые народом на референдуме

- принятые законодательным органом

3) по принципу федерализма

- федеральные,

- законы субъектов Федерации.

Отличия ФКЗ и ФЗ:

1. по предмету правового регулирования

ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Все остальные – ФЗ.

2. По порядку принятия

ФКЗ – квалифицированным большинством голосов (в гос думе не менее 2/3, в совете федерации – не менее 3/4). ФЗ – абсолютным большинством голосов (50% + 1 голос)

3. По праву-вето президента РФ

Оно не распространяется на ФКЗ

4. По юр. силе – ФКЗ обладают большей юр. силой чем ФЗ.

Подзаконные нормативно-правовые акты – принятые на основе и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой чем закон.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1) акты палат Федерального Собрания

2) указы Президента РФ

3) постановления Правительства РФ

4) акты высших должностных лиц субъектов РФ (указы, постановления)

5) акты гос. органов субъектов РФ (постановления Зак.Собрания или правительства)

6) местные – это нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления;

7) локальные (внутриорганизационные) – это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, и распространяются на членов этих организаций.

14. Действие нормативных правовых актов во времени.

Любой нормативно-правовой акт действует во времени, пространстве и по кругу лиц. Установление пределов действия нормативно-правового акта необходимо для правильной реализации норм права.

Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу.

Нормативно-правовые акты вступают в действие

1. В порядке, установленном этим актом (или спец. актом о введении в действие данного акта)

· с момента принятия (подписания) (в отношении подзаконных НПА, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина),

· со дня официального опубликования,

· с даты, указанной в нем,

· поэтапно,

· иногда – с момента получения адресатом (подзаконные ведомственные акты).

· С наступлением обстоятельств, предусмотренных актом.

2. По общему правилу – по истечении нормативно-установленного срока послетдня первого официального опубликования полного текста (если в НПА не установлен порядок вступления в силу)

§ ФКЗ, ФЗ и акты палат Фед. Собрания - вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования (Российская газета, Собрание законодательства РФ, Парламентская газета)

§ акты Президента и Правительства – через 7 дней (Российская газета, Собрание законодательства РФ)

§ акты федеральных ОИВ – 10 дней с официального опубликования (Бюллетень НПА).

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие:

1 - по истечении срока, на который он был принят;

2 - в результате отмены (прямой или косвенной);

3 - в рез-те фактической замены новым актом равной или большей силы

4 - в рез-те прекращения обстоятельств, на которые он был рассчитан

5 - в рез-те признания акта судом недействующим

Нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые возникнут после вступления его в силу. Обратной силы он не имеет, т.е. предписания нормативно-правового акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания.

Это является гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка.

Но существует понятие обратной силы закона, т.е. действие нормативно-правового акта распространяется на то поведение человека, когда нормативно-правовой акт еще не действовал. В безусловном порядке обратная сила закона действует, если закон отменяет или смягчает наказание.

Обратная сила не действует, если закон вводит либо усиливает наказание.

Иногда обратная сила закона действует, если в самом законе прямо об этом сказано.

15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта в пространстве – означает распространение действия НПА на определенную территорию.

По общему правилу Нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, если иное не установлено в этом акте.

Если иное не установлено, то федеральные НПА действуют на всей территории государства.

Под территорией РФ понимается:

- сухопутное и водное пространство внутри государственных границ;

- воздушное пространство над ними;

- недра;

- территории дипломатических представительств РФ за рубежом;

- торговые суда в нейтральных водах;

- военные суда в нейтральных водах и открытом море;

- воздушные суда, находящиеся в полете за пределами РФ.

На территории государства может применяться иностранное законодательство, если это предусмотрено соответствующим международным договором.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц

Нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актом, в т.ч. в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

- граждан государства,

- иностранных граждан

- лиц без гражданства.

Существуют также специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности.

Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования.

Правообразование – относительно длительный исторический процесс формирования и оформления правовой нормы.

§ Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (I стадия).

§ На основе этого формируется общее представление о правовой норме, которую следует создать (II стадия).

§ III стадия – разработка и принятие правовой нормы.

Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению, отмене правовых норм.

Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. Содержание правотворчества составляет процедура возведения общей или индивидуальной воли в форму позитивного права.

Формы правотворчества:

§ Принятие НПА

§ Заключение нормативных договоров

§ Формирование правовых прецедентов

§ Санкционирование обычаев и ин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...