Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Республика Беларусь является президентской республикой.

Главные признаки президентской республики:

- выборы президента и парламента осуществляются отдельно всеобщим голосованием на четко определенные и независимые друг от друга сроки;

- президент одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;

- президент самостоятельно формирует правительство и лично управляет его деятельностью. Депутаты парламента не могут быть одновременно членами правительства;

- состав правительства утверждается с согласия парламента, но оно ответственно и подконтрольно только президенту и не может быть отправлено в отставку парламентом;

- президент имеет право на законодательную инициативу, а также право отлагательного вето на любой утвержденный парламентом законопроект.

Однако, власть Президента существенно ограничена со стороны парламента и судебной власти, что выражается в следующем:

- законодательная власть принадлежит только парламенту, и он может не только отклонить любой предложенный президентом законопроект, но и преодолеть президентское вето квалифицированным большинством голосов (2/3 состава парламента);

- президент не имеет право роспуска парламента, но парламент имеет право на импичмент, т.е. отстранение президента от власти через суд в случае нарушения им Конституции и законов страны.

В целом же президентская форма правления характеризуется соединением сильной исполнительной власти с эффективным парламентским контролем. Отношения между ветвями власти строятся на основе «сдержек и противовесов», а возможности взаимных вмешательств существенно ограничены. Это форма правления с «жестким разделением властей».

5. Политические режимы и их разнообразие:

Понятие «политический режим» определяет характер и способы взаимоотношений власти, общества и личности.

Политический режим образуется в политической системе под воздействием ряда факторов:

- целей и задач, которые ставят перед собой субъекты власти;

- степени и остроты межклассовых противоречий;

- уровня политической культуры исторических традиций данного общества.

Политический режим – этоспособы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью.

Основные типы политических режимов:

А) Тоталитарный - характеризует такие политические режимы, которые стремятся ради определенных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.

Принято выделять два типа тоталитаризма:

- праворадикальный (фашистский и национал-социалистский);

- левоэкстремистский (сталинский).

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов.

Б)Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны.

Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

В)Демократический политический режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. Демократический политический режим – не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права большинства.

При демократическом режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют политические партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных социальных слоев, а также оппозиция.

6. Государство как институт политической системы:

Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений.

Ряд причин объясняет почему именно государство является ОСНОВНЫМ институтом. Общество делегирует государству (в лице его органов) основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.)" оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общества. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

7. Правовые и социальные государства:

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

В правовом государстве функционирует режим кон­ституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятель­ность такого государства направлена на всеобщее благо, утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым людям и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Социальное государство развивает социальную политику с целью улучшения жизни всего населения, благоустройства общества, а также предупреждения и смягчения конфликтов в нем.

8. Институт государственной власти в РБ:

В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

В республике главой государства является президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Полномочия Президента Республики Беларусь предусмотрены Конституцией.

Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции – парламент, называющийся Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

К компетенции Палаты представителей относится: рассмотрение проектов законов; назначение выборов Президента РБ; дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра; рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству; принятие отставки президента и др.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь состоит из 64 членов. По восемь членов Совета Республики избираются от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и Минского городского Совета депутатов. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, а также дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь лиц на некоторые важнейшие государственные посты.

Деятельность исполнительной власти в Республике Беларусь направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов.

К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.

9. Политическая партия: определение, признаки, функции:

Политические партии являются важнейшим институтом современного общества и представляют собой один из ведущих субъектов политической деятельности.

Политическая партия – это добровольная общественная организация граждан, созданная на основе единой идеологии и ориентированная на завоевание и осуществление политической власти.

Партии отличаются от социальных движений и других общественных объединений рядом главных признаков:

- наличие определенной политической идеологии как своеобразного отражения мира и его преобразования; совокупности политических идеалов и ценностей;

- принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой;

- формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппарат и т.д.; зафиксированные, как правило, в Уставе партии;

- прочная социальная база (поддержка народа, класса, социальной группы и т.д., которые голосуют за партию на выборах, финансируют ее деятельность, проводят агитационно-пропагандистскую работу и т.д.);

- выдвижение и осуществление такой политической цели, как борьба за власть и участие в ее реализации. В этом заключается главное отличие партий от других общественных организаций и движений, действующих в политике.

Функции политических партий:

· Посредниеская- заключается в обеспечении связи (коммуникации) между гражданским обществом и государством

· Представительная –политические партии представляют общественные интересы в парламенте и других органах власти, а также в повседневной пропагандистской деятельности.

· интеграции различных социальных слоев общества для реализации общих задач

· политического просвещения граждан путем распространения политической информации, пропаганды партийных программ, лозунгов, политической литературы, создания агитационных центров и т.д

· электоральная- проявляется в деятельности политических партий по участию в избирательных кампаниях и выборах. Именно через процедуру выборов партии достигают своей главной цели – участия в реализации политической государственной власти.

10. Партийные системы и их разновидности:

Партийная система – это совокупность существующих в обществе политических партий и принципы взаимодействия (соперничества) между ними.

При классификации партийных систем в политологии используются три основных критерия:

- количество партий в обществе;

- наличие или отсутствие доминирующей партии;

- уровень соревновательности между партиями.

Виды партийных систем:

· Однопартийная система свойственна недемократическим режимам и связана с исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе.

Функционирование однопартийной системы приводит к отчуждению народа от власти, волюнтаризму в политике и полной бесконтрольности власти. В обществе устанавливается тоталитаризм или авторитаризм.

· Двухпартийная (бипартийная) система характеризуется наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, которые являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах.

Двухпартийная система складывалась постепенно и существует в странах с богатым опытом политического плюрализма и демократии.

· Многопартийная система – это формально несколько политических партий, реально претендующих на власть и получающих в результате выборов парламентское представительство

· Однако в условиях многопартийности часто возникают правительственные кризисы. Для их преодоления необходимы законодательные механизмы, позволяющие быстро выходить из кризисных ситуаций.

11. Политическая деятельность: типы, мотивы, формы:

Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности, охватывающей всю политическую жизнь общества. В политической деятельности человека, социальных слоев, классов, наций и других субъектов политики оказывается их отношение к окружающему миру, к политических явлений и процессов, политических ценностей, существующей политической системы.

Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев сус-пільства. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.

12. Политическое поведение и участие:

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительской). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления.

13. Политическая культура:

Политическая культурапредставляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения.

Выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический.

Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества; недопущении открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп; вытеснении из политической жизни возможности выбора.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм деятельности; высоком статусе демократии в иерархической структуре ценностей.

14. Политическая элита:

Политическая элита – это относительно небольшая, привилегированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, монопольное принятие политических решений, осуществляющая контроль за их выполнением.

Функции политической элиты имеют высшее значение для всего общества и наиболее существенными из них являются следующие:

- изучение, анализ и артикуляция интересов определенных социальных общностей: классов, групп, слоев, наций и т.д.;

- отражение социальных интересов в политических установках (идеалах, выступлениях, обращениях) с целью интеграции общества;

- выработка политической программы, доктрины с определенной политической стратегией и тактикой;

- определение ресурсов, путей и способов укрепления (либо свержения) существующей политической системы;

- идеологическое обеспечение идеалов, ценностей, моделей политического поведения с целью достижения общественного согласия;

- создание государственного механизма воплощения политических программ и решений путем назначения кадрового аппарата органов управления, выдвижения из своей среды политических лидеров и их продвижение на высшие государственные посты, корректировки политической системы.

15. Политическое лидерство:

Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние личности (группы, партии, объединения) на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых политических решений.

Институт лидерства выполняет следующие основные функции в обществе:

- управленческая (по принятию политических решений);

- интеграционная, связанная с объединением народа, нации, социальных слоев на основе общих идей и ценностей;

- коммуникативная, обеспечивающая связь между властью и обществом;

- мобилизующая, направленная на организацию выполнения определенных целей и задач;

- функция социального арбитража;

- функция легитимации политического режима с помощью личности

лидера;

16. Выборы и избирательные системы:

Понятие «избирательная система» используют в двух значениях. В широком смысле – это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом – путём выборов. в узком понимании избирательная система– это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы – этоспособ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

- артикуляцию интересов различных социальных групп;

- мирное разрешение конфликта между политическими факторами,

претендующими на власть;

- легитимациюструктур власти;

- рекрутированиев политическую элиту и ее обновление;

- политическую социализацию и мобилизацию граждан

Организационно-практическая сторона избирательного процесса представлена избирательной процедурой – это мероприятия государства по организации и проведению выборов скую социализацию и мобилизацию граждан.

Как правило, избирательные системы представляют собой разные модификации двух основных типов: мажоритарной и пропорциональной.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов).

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов.

17. Политические конфликты и кризисы

конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта.

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.

Политический конфликт – это область политических отношений, в которой различные субъекты ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей и определенный статус, политическую власть и ресурсы на основе нейтрализации нанесения ущерба или поражения противника.

Нормальное развитие конфликта предполагает, что каждая из сторон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Такой подход создает возможность сравнительно мирного развертывания конфликта с помощью переговорного процесса и внесения корректив в предшествующую систему отношений в направлении и масштабах, приемлемых для каждой из сторон.

Однако бывает так, что сторона, инициирующая конфликт, декларирует лишь свои собственные интересы, не принимая во внимание интересы противоположной стороны. Противостоящая сторона вынуждена в этом случае предпринимать особые меры для защиты своих интересов.. В результате этого обе стороны могут претерпеть определенный ущерб, который относится на счет противостоящей стороны в конфликте.

Такая ситуация чревата применением насилия. Чем большее стремление к применению силы наблюдается в конфликте, тем сложнее его разрешение, т.е. выход на новые параметры социальных отношений. Насилие создает вторичные и третичные факторы углубления конфликтной ситуации, которые подчас вытесняют из сознания сторон исходную причину конфликта.

18. Политическая идеология:

политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости её сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на неё.

функции:

- отвечают на вопрос о смысле существования государства и политической деятельности;

- выражают и представляют политические интересы и потребности отдельных социальных групп, политических партий и движений;

- идейно интегрирует и дезинтегрирует людей, в первом случае обеспечивая единство их действий, во втором – противопоставляя друг другу;

- утверждают определенную иерархию политических ценностей и соответствующий тип политических позиций, которые ориентируют и мобилизуют массы, партии на действия по их защите и реализации;

- оправдывают или отвергают существующий политический порядок (режим), являясь тем самым важнейшим средством легитимации власти правящей политической элиты или притязаний на государственную власть оппозиции (контрэлиты).

Основные идейно-политические течения в современном мире: либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм.

Либерализм - совокупность учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и провозглашающих высшей ценностью человеческого бытия индивидуальную свободу.

Консерватизм – политическая идеология, которая доказывает необходимость сохранения и укрепления исторически сформировавшихся институтов государственной и общественной жизни, в первую очередь традиционных, естественным образом сложившихся её оснований – религия, семья, частная собственность, несовместимость свободы и равенства людей.

19. Политическое сознание:

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценнос­тями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое сознание тесно связано с политическим поведени­ем, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным поли­тическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение челове­ка, то есть на его активность и деятельность.

Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две ос­новные группы составных частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, инте­рес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — по­требности, ценности, чувства и установки. В действительности доста­точно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

20. Международная политика и международные отношения. Глобальные проблемы современности и пути их развития

Международные политические отношения – это отношения между странами и народами по поводу их положения в системе мировых связей. Они складываются в процессе сложного взаимодействия субъектов мировой политики, являются результатом длительного исторического развития, зависят от силы и влияния отдельных государств (или групп государств), их способности изменять международную ситуацию.

Причины формирования международных политических отношений многообразны. Ими могут быть потребности экономического порядка. Географическая и этническая близость, общность исторических судеб, совместная заинтересованность в обеспечении обороны и безопасности, в решении экологических проблем и др. В процессе развития современного общества могут видоизменяться условия и предпосылки для формирования по­литических отношений между странами и народами, однако ос­тается неизменной потребность в их развитии на двусторонней и многосторонней основе.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что миропорядок 21 в. должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех её субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванных обеспечить надёжную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иной сферах.

Глобальные проблемы включают в себя четыре основные группы: социально-политические, социально-экономические, экологические и гуманитарные. Все они требуют не только специального рассмотрения, но и использования конкретных политических средств, для своевременного и эффективного разрешения.

круг чрезвычайно актуальных задач, которые необходимо решать совместными усилиями всего мирового сообщества. К ним относятся: предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений и разоружение, мирное разрешение межгосударст­венных споров, а также региональных и международных воору­женных конфликтов и т.д. Эти проблемы носят первостепенный характер, так как от их своевременного решения во многом зависит суще­ствование самого человечества.

Проблемы социально-экономического характера связаны с пре­одолением экономической эксплуатации и слаборазвитости, нищеты и отсталости, с поисками путей разрешения энергети­ческого, сырьевого и продовольственного кризисов, острой де­мографической ситуации в развивающихся странах.

Экологические проблемызатрагивают вопросы сохранения природной среды обитания людей, требующие международных усилий и коор­динации, а гуманитарные – связаны с человеческим измерением общественного прогресса, что предполагает обеспечение всего комплекса прав человека, духовное развитие личности, преодоление культурной отсталости и экспансии. Разрешение глобальных проблем современности – важнейшая задача меж­дународной политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...