Модель междисциплинарных связей
Задачи второго года обучения сценической речи заключаются: • в автоматизации навыков по разделам «техники речи» и свободном использовании их на занятиях по мастерству актёра; • в составлении индивидуальной разминки, задача которой состоит в том, чтобы уметь самостоятельно подготовить свой речевой аппарат к звучанию; • в освоении действенного анализа прозаического и поэтического текста. Для осуществления предложенной временной взаимосвязи двух предметов необходим поэтапный контроль и мотивация методики и методологии профессионального обучения. Основные, обязательные этапы контроля речи студентов на занятиях и показах по мастерству актёра:
• самостоятельные отрывки - март - второй семестр • переход от этюдов на «органическое молчание» к этюдам «с импровизированным текстом» - занятия, прогоны и экзамен второго семестра; • раздел «наблюдения» - июнь - второй семестр, октябрь - третий семестр; • раздел «этюды к образу» - занятия, прогоны и зачёт третьего семестра; • самостоятельные отрывки - март - четвёртый семестр; Стр. 20 • педагогические отрывки - репетиции, прогоны и экзамен четвёртого семестра. Преподаватель по речи обязан посещать занятия по мастерству актёра, прогоны и экзамены, проводимые кафедрой «Мастерство актёра». Во время показа преподаватель подробнейшим образом записывает замечания по всем разделам предмета, чтобы после основного разбора, проводимого художественным руководителем курса, сделать студентам курса индивидуальные замечания, которые касаются их речи. В дальнейшем, на старших курсах роль педагога по речи может приобрести еще большее значение. Его участие в педагогических отрывках, заявках на спектакли, работа со стихотворной драмой, монологом, речевой характерностью может облегчить репетиции педагогам по мастерству актёра и режиссёрам дипломных спектаклей. В программе по мастерству актёра Театрального института им. Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра...) существует несколько принципиальных положений, которые отличают её от программ по данной дисциплине в других творческих вузах. Одно из таких положений гласит: «Принципиальное положение работы кафедры мастерства актёра заключается в том, что мы категорически отвергаем систему «мастерских». Реализация программы... осуществляется усилиями всей кафедры на каждом курсе и на любом этапе обучения». Б.Е. Захава, много лет руководивший институтом, пишет: «Нужно каждого воспитанника Школы поставить, так сказать, под перекрёстный огонь различных педагогических воздействий разных преподавательских индивидуальностей». На кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щукина в течение последних десятилетий существовала следующая практика преподавания предмета. Курс (примерно 30-40 человек) делился на две группы, каждую из которых вёл отдельный педагог. Он проводил групповые и индивидуальные занятия только в своей группе. В результате курс, представляющий собой единый организм, фактически был разделён на две части по принципу «мастерских», в том числе зачёты и экзамены по сценической речи группы студентов сдавали и оценивались кафедрой отдельно друг от друга.
Начиная с 1999 года, автором совместно с профессором кафедры «Сценической речи» Театрального института имени Б. Щукина М.П. Оссовской было предложено перейти на принятую, на кафедре Стр. 21 «Мастерство актёра» систему преподавания, при которой занятия на курсе проводились бы двумя преподавателями параллельно. При этом сохраняется единая программа, учебный план и методика преподавания предмета «Сценическая речь». На курсе (первый и второй год обучения) работают два преподавателя, поочередно ведущие занятия в каждой группе. При этом текущий материал делится на разделы, например, теория орфоэпии - первый в обеих группах, теория дикции - второй в обеих группах, практические занятия по обоим разделам оба преподавателя ведут поочередно. Соответственно зачёты и экзамены принимались кафедрой у всего курса в целом. При таком варианте занятий студент имеет возможность более полного освоения предмета, так как: • педагоги работают по одной методике, но пользуются различными методическими приёмами; • студенты имеют возможность получить более объёмное представление о предмете; • каждый педагог привносит свой человеческий и профессиональный опыт: знание театральных традиций, культуру общения, интеллект и т.п.; • различие педагогических индивидуальностей подразумевает разнообразие упражнений, отличие в подборе литературного материала и его сценического решения; • наличие нескольких педагогов облегчает психологическую адаптацию студентов при переходе от среднего к профессиональному образованию; • увеличиваются возможности многостороннего развития студента.
Из этого следует, что предложенная и проверенная система обучения подтверждает и продолжает традиции Вахтанговской школы, а полученные результаты направлены на главную цель обучения - воспитание и формирование личности студента, его творческой, сценической индивидуальности. Данная система обучения получила одобрение и поддержку кафедры, и многие преподаватели стали её использовать в своей практике. Стр. 22 Задание: - Внимательно изучите учебные программы по предметам «Мастерство актера» и «Сценическая речь» (см. список рекомендуемой литературы). - Обоснуйте целесообразность системы обучения в Вахтанговской школе. Внутри предметные связи Методическая точность и профессионализм, помимо меж предметной взаимосвязи, включают в себя и комплексность (взаимовлияние) всех без исключения разделов техники сценической речи. На практике, после кратких теоретических объяснений конкретного раздела, преподаватель предлагает студентам упражнения на овладение первичными практическими навыками. После освоения первоначальных упражнений на различные темы (резонирование, произношение ударных гласных и т.д.), педагогические и студенческие задачи усложняются. Важно понимать и помнить, что контроль за разнообразными речевыми произносительными ошибками может выполняться на основе одного упражнения. Рассмотрим варианты такого внутри предметного контроля. Упражнение: Как на горке, на пригорке Жили 33 Егорки. Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка, Четыре Егорка и т.д. Внимание педагога должно быть направленно на: · свободу мышц; · правильность осанки; · активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры; · умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох; · работу резонаторной системы; · голосовой посыл — точную направленность текста; · произношение ударного гласного звука; Стр. 23 • произношение безударного гласного звука (особое внимание обратить на звучание заударных гласных); • произношение слова с предлогом; • общую внятность речи; • четкое произнесение согласных звуков (особое внимание обратить на произнесение звука йот); • логическое выделение числительных; • развивающуюся интонацию перечисления; • ритмическую точность; • словесное действие и т.п. Задача преподавателя - добиться верного результата по всем направлениям работы. Задача эта сложная, на первых этапах педагогической деятельности не всегда реальная. Для ее выполнения необходимо активно заниматься развитием педагогического слуха, определением причин речевых погрешностей студентов, выбором конкретных упражнений для устранения той или иной произносительной ошибки и многого другого, что будет способствовать развитию профессионализма преподавателя.
Каждое упражнение, как правило, имеет несколько этапов работы и может быть использовано как в конкретных (внутри раздела), так и в комплексных разминках. Например, текст: Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк, Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария и т.д. Варианты использования текста: • звучание сонорных согласных - протяжное звучание; • звучание ударных гласных - протяжное звучание; • звучание «стаккато»; • чередование протяжного и короткого звучания; • дыхание в речи — распределение выдоха (доборы воздуха после каждой строки, через две строки, четыре строчки на одном дыхании); звуко-высотный диапазон (повышение по слову, по строке, целиком текст); Стр. 24 • смена смыслового центра строки и текста в целом; • использование словесного действия; • отработка «чтения» знаков препинания и т.п. При необходимости преподаватель соединяет различные варианты использования текста, постепенно усложняя их комбинации, добиваясь тем самым, облегчения автоматизации разнообразных речевых навыков. На примере раздела «Дыхание» рассмотрим возможные внутри предметные связи: • дыхание связано с голосоведением, т.к. мышцы дыхательно-голосовой опоры являются основой при постановке речевого голоса. Умение сделать вдох и правильно распределить выдох - непосредственно связано с устойчивой, плавной фонацией; • дыхание связано с дикцией, т.к. направление и сила струи выдыхаемого воздуха, а также качество дыхания непосредственно влияет на произношение звуков русского языка; • дыхание связано с орфоэпией, т.к. отличие произнесения звуков • дыхание связано с логикой звучащей речи, т.к. доборы воздуха рекомендуется брать во время логических пауз. Неверное распределение дыхания влечет за собой изменение смысловой нагрузки текста. Остановимся подробнее на дикционных недостатках, связанных с процессом дыхания. Так, ошибка студента при произнесении звука «Ж» может быть оттого, что струя выдыхаемого воздуха направлена в зубы и в губы, а не в нёбо. В таком случае, отсутствует необходимая вибрация, и звук требует корректировки с точки зрения направления дыхания. Точное произнесение свистящих звуков «С» и «3» зависит, в том числе, от силы выдыхаемого воздуха. Опыт показывает, что уменьшение воздушной струи нормализует чистоту индивидуального звучания. При исправлении фрикативного «Г», со студентом необходимо делать упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох, т.к. именно качество дыхания может продемонстрировать учащемуся отличие диалектного стр. Стр. 25 Проблема молодых педагогов часто состоит в том, что, стремясь дать как можно больше материала, развлечь, «закидать» студентов упражнениями - они делают это в ущерб методической «выверенности». Важно соизмерять количество упражнений и возможность их освоения конкретной группой студентов, помнить, что чрезмерный объём материала не даёт возможности студентам сосредоточить внимание на основах предмета. Если упражнение не освоено или не понято каждым студентом группы, педагог не может двигаться дальше, так как методика обучения предполагает поэтапное усложнение материала. Невозможно подняться на следующую ступень, не пройдя предыдущую. Логика учебного процесса в разделе «Дыхание»: • мотивация обучения; • диагностика типичных дыхательных проблем в группе и на индивидуальных занятиях; • нахождение и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры; • носовое дыхание; • «теплый» выдох; • «фиксированный» выдох; • вдох - добор; • «длинный» выдох; • дыхание в речи; • дыхание в движении. Соответственно, упражнения на двигательную активность не могут идти раньше, чем освоена тема «носовое» дыхание или «вдох - добор». Так, двигаясь от простого к сложному, постепенно усложняя практические задания, преподаватель ведет студента по пути автоматизации дыхательных навыков. Ещё один немаловажный методический вопрос - соотношение «технических» и «творческих» упражнений в процессе обучения. Решение этого вопроса до сих пор рождает споры и не является однозначным. На наш взгляд, при решении данного вопроса нужно учитывать два соображения. Первое и основополагающее: у любого технического упражнения должна быть точная задача, которая делает его осмысленным и результативным, и перспектива, которая даёт возможность преподавателю ис- Стр. 26 пользовать это упражнение в разных целях. Творческие упражнения являются связующей нитью, которая соединяет предметы «Мастерство актера» и «Сценическая речь». Так, разработка языка на звукосочетаниях «тд», «тк» является примером технического упражнения, а спор двух студентов, с использованием этих же звукосочетаний - творческим упражнением. Вероятнее всего, методически продуманное разумное сочетание, чередование и последовательность разнообразных упражнений должны помочь будущему актёру использовать полученные речевые навыки для творческого процесса создания сценического образа. Задания: - Занимайтесь развитием внимания и педагогического слуха (умение на слух определить причину речевой ошибки). - Предложите варианты упражнений с учетом поэтапного усложнения комплексных задач. - Выберите текст и предложите разные задачи его использования и методы работы с ним. - Продумайте логику учебного процесса по другим разделам предмета. - Найдите возможные внутри предметные связи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|