Характеристика подросткового возраста
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение На протяжении нескольких десятилетий, во всем мире, идет омоложение беременности. Возраст молодых мам снизился до критического уровня - 13 лет. Эту статистику уменьшить не удается даже в самых развитых странах мира, где эта социальная проблема находится на своем пике. Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, этому являются такие причины как: раннее взросление, попытки самоутвердиться, изменение приоритетов в обществе - все это влияет на растущую цифру случаев ранней беременности. В современной России также наблюдается снижение возраста «взросления». Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек. Стоит отметить, что раннее начало сексуальной жизни происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального воспитания, отсутствие специальной подготовки педагогов. Вступая в половую связь, подростки не умеют трезво оценивать свои действия, не понимают о важности применения средств контрацепции, не умеют нести ответственности за последствия. Результатом этого являются незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: кроме социальных проблем, молодые матери получают проблемы со здоровьем. Девочки не готовы вынашивать ребенка ни физически, ни психологически. Перед ними встает вопрос о прекращении беременности путем аборта. При этом нужно отметить, что среди подростков распространено мнение, что аборт не так уж и страшен. Статистика показывает, что 38% девочек - подростков даже не понимают, чем может быть опасен аборт. При этом более половины опрошенных девочек данной категории, уже вели активную сексуальную жизнь. Среди девочек, которые все же знают о последствиях абортов, широко бытует мнение, что нет никакого риска, если аборт сделан на раннем сроке. Все это говорит об отсутствии информированности среди подростков.
Цель: изучение методов профилактики ранней беременности среди учащихся средних классов. Объект: социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, направленная на профилактику ранней беременности. Предмет: профилактика ранней беременности среди учащихся средних классов. Задачи: 1. Рассмотреть характеристику подросткового возраста. 2. Выявить факторы возникновения ранней беременности и ее последствия 3. Определить сущность профилактики ранней беременности у подростков Характеристика подросткового возраста Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности» [22, С.291]. Подростковый возраст характеризуется: · периодом бурного и неравномерного роста и развития организма; · интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата; · процессом окостенения скелета. Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.
Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Изменения очень ощутимые для самого подростка, делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми). Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. Главная забота подростка - желание доказать всем, что он уже не ребёнок и ему должно быть дозволено всё, что доступно взрослому. У девочек в этом возрасте отмечается потребность в интимной дружбе, у них больше развита психологическая близость, чувственность появляется позже. Престижна дружба с мальчиком. Мотивы ранней половой жизни разнообразны - любопытство, воображение, зарождающиеся чувства [3]. Важным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости. [11] Своеобразие этой особенности заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости: 1. Подражание внешним признакам взрослости: · курение; · употребление алкоголя; · использование косметики; · преувеличенный интерес к проблемам пола; · копирование способов развлечения и ухаживания; · подражание взрослым в одежде и прическе. 2. Стремление подростков - мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость. 3. Социальная взрослость - как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку. 4. Интеллектуальная взрослость - связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.
Чувство взрослости формируется у подростка и тогда, когда к нему относятся как к равному, товарищи, которых он считает намного старше себя. Ощущение собственной взрослости может рождаться и в результате установления сходства по одному или нескольким параметрам между собой и человеком, которого подросток считает взрослым (в знаниях, умениях, в силе, ловкости, смелости). Половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Степень внутренней занятости и сосредоточенности подростка на новых ощущениях и переживаниях, их место в его жизни определяются как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни и воспитания подростка, особенностями его общения. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать-тринадцать лет, у девочек - на тринадцать-пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность. Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является: · развитие самосознания, самооценки; · интерес к себе, к своим личностным качествам; · потребность сравнить себя с другими, оценить себя; · разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. [24,С.126]. Одной из причин частых конфликтов в подростковом возрасте становится переоценка своих возросших возможностей, выраженная в стремлении к независимости и самостоятельности, самолюбии и обидчивости, повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на попытки окружающих принизить их взрослость.
Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое значение для развития личности подростка. Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: · появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях; · появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в орбиту педагогического воздействия должны входить не только деловые взаимоотношения подростков, но и отношения с близкими товарищами, друзьями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|