Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционное строительство в штатах.

СТАНОВЛЕНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Этапы борьбы за независимость и образование США:

 

I ЭТАП – 1775 -1776 гг. Провозглашение независимости колоний   «Декларация независимости США» 4 июля 1776 г.
II ЭТАП – 1776 – 1783 гг. Образование конфедерации     «Статьи конфедерации» 1781 г.
III ЭТАП – 1783 – 1791 гг. Образование федерации   Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

 

Декларация независимости США 4 июля 1776 г.

 

Декларация независимости США, принятая 4 июля 1776 г. (Вторым) Континентальным Конгрессом, сформулировала политические и юридические принципы, послужившие революционным лозунгом, под которым американская буржуазия вела и успешно завершила борьбу против британского гнета. Она провозгласила разрыв политической связи между колониями и метрополией и признала колонии независимыми государствами.

I часть декларации сформулировала:

1) принцип «естественных и неотъемлемых прав человека»все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»); 2) принцип «народного суверенитета» (провозглашается исходя из естественно-правовой теории):- «Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых» ← общественный договор!- «Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее»; ← право на восстание!- Народ имеет право «учредить новое правительство», которое будет «способствовать его безопасности и счастью».

II часть декларации перечисляла злоупотребления английского правительства по отношению к колониям, явившиеся причинами вооруженного конфликта между северо-американскими колониями и метрополией.

 

Томас Джефферсон (автор «Декларации») обвинил британского короля Георга и парламент в следующем:

а) король отказывался утверждать необходимые колониям новые законы;

б) досрочный роспуск местных представительных учреждений и запрет их созыва;

в) принятие законов, затрудняющих эмиграцию в Америку;

г) постановка судей в зависимости от королевской власти;

д) содержание в колониях значительных военных контингентов за счет американцев; независимость военной власти от гражданской;

е) солдат, совершивших преступление против мирных жителей, судили, особым судом (только для вида, чтобы избавить от наказания);

ж) прекращение торговли колоний с европейскими государствами (за исключением Англии);

з) введение налогов без согласия американцев (забвение принципа «налогообложение через представительство»;

и) король начал войну против своих американских подданных с использованием диких индейских племен, иностранных наемников и т.д.

 

III часть декларации провозглашала:

1) разрыв всякой политической связи между колониями и Англией;

2) Соединенные Штаты Америки свободными и независимыми с полным правом:

- объявлять войну,

- заключать мир,

- вступать в союзы,

- вести торговлю.

Декларация провозглашала создание союза суверенных государств-штатов, однако в момент ее провозглашения союз еще не был создан.

 

Задачами начавшейся войны (буржуазной революции в форме войны за независимость) были:

а) ликвидация колониальной зависимости от Великобритании, мешавшей нормальному развитию (промышленному, торговому, политическому) северо-американских штатов;

б) оформление государственности (штаты-республики), создание союза (конфедерации); принятие конституции;

в) отмена рабства (задача, не решенная в ходе войны за не зависимость, т.к. плантаторы - рабовладельцы были главными патриотами, на деньги которых зачастую вооружалась и содержалась молодая армия США).

 

 

В конечном итоге 3 сентября 1783 г. был подписан Версальский мирный договор, согласно которому Великобритания юридически признавала независимость и суверенитет своих бывших колоний. Главная цель войны была достигнута.

 

 

Конституционное строительство в штатах.

"Статьи Конфедерации и вечного союза" 1781 г.

 

В период с 1776 по 1783 гг. во всех штатах были приняты конституции (новое явление в мировой истории), закрепившие республиканскую форму правления, унитарную форму государственного устройства (на уровне штата) и содержащие разделы о правах граждан (политических, личных, социально-экономических).

Еще в 1776 г. Континентальный конгресс назначил комитет для подготовки Статей конфедерации (создание союза штатов, главной целью которого была координация действий в ходе войны). После ратификации штатами 1 марта 1781 г. «Статьи Конфедерации» вступили в силу.

Конфедерация Соединенных Штатов Америки представляла собой не единое государство, а, скорее, союз суверенных государств, поэтому "Статьи..." следует рассматривать не как общеамериканскую Конституцию (основной закон государства), а как некую разновидность международного договора. Однако именно в рамках этого союза были заложены некоторые экономические, политические, психологические основы той американской государственности, которые впоследствии были закреплены в Конституции 1787 г.

Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись всеми торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда.

 

КОНФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ:

Конгресс (2-7 делегатов от штата)     Комитет штатов (1 делегат от штата)

Исполнительная власть вручалась Комитету штатов (13 представителей). Данный орган должен был координировать действия штатов в экономической, политической, военной сферах.

Полномочия Комитета штатов:

- назначение должностных лиц;

- ведение текущей финансовой политики;

- установление численности общей армии.

Законодательная власть принадлежала однопалатному Конфедеральному Конгрессу, комплектуемому из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате в количестве 2-7 человек (в зависимости от численности населения), причем делегация штата имела один голос, выступая как единое целое. Предусматривалась свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов.

Для принятия решения требовалось 9 из 13 голосов, что в условиях полярности интересов штатов достичь было крайне сложно (пожалуй, единственным итогом законодательной деятельности Конфедеративного Конгресса стало принятие так называемых Северо-Западных ордонансов 1784, 1785 и 1787 гг., установивших процедуру создания штатов и принятие их в Союз).

Специфика деятельности Конгресса:

- право 1-го голоса каждому штату;

- решение вопросов войны и мира;

- дипломатические сношения и международные договоры:

- регулирование монетного обращения, мер и весов, торговли;

- почтовое дело;

- установление военных порядков и назначение высших воинских чинов

Сессии Конгресса не должны были превышать 6 месяцев.

 

Слабость созданного союза заключалась в том, что:

1) конфедеральные органы могли принять решение по важным вопросам только квалифицированным большинством, не менее чем 9 штатами.

2) Кроме того, у конфедерации не было достаточного количества собственных финансовых средств, т.к. денежные поступления в союзную казну постоянно саботировались штатами.

3) Создание единой армии не предусматривалось

 

Формально конфедеративные органы обладали широкими полномочиями, но, по сути, это была «власть меча и кошелька». Будущий президент Джордж Вашингтон называл «Статьи…» «веревкой из песка» - веревкой, которая никого не может связать и соединить.

 

К 1787 г. происходит фактический распад конфедерации, причинами которого были:

а) конфедерация, создаваемая с главной целью победы в войне за независимость, выполнив свою задачу, стала не нужна;

б) "таможенные войны"" между штатами (введение пошлин на товары, ввозимые из соседних штатов препятствовали созданию единого экономического пространства;

в) восстание под руководством Дэниэла Шейса (1786 год) и его медленное и крайне неэффективное подавление оказало всю неспособность конфедерации решать столь сложные внутренние задачи.

 

Конституция США 1787 года.

 

Весной 1787 г. в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конституционный Конвент) с формальной целью пересмотра " Статей конфедерации". В условиях развала "вечного Союза", чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед "отцами-основателями" стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.

В результате почти 3-месячной работы "отцов-основателей" (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 г. вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона).

 

СТРУКТУРА:

Конституция состояла из преамбулы, 7 статей и 10 поправок.

Статья I Разделы 1-9 закрепляли структуру Конгресса, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 содержал положения, ограничивающие законодательную власть штатов.  
Статья II Разделы 1-4 содержали положения, определяющие порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей.  
Статья III Разделы 1-3 закрепляли общую организацию судебных органов во главе с Верховным Судом США.  
Статья IV Разделы 1-4 предусматривали особые права федеральных органов, права граждан штатов.  
Статья V Излагала порядок внесения и принятия поправок к Конституции.  
Статья VI Закрепляла верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанность всех должностных лиц исполнительной и судебной власти США и отдельных штатов под присягой или обещанием соблюдать Конституцию и др.
Статья VII Определяла порядок ратификации и вступления в силу Конституции.

ПРИНЦИПЫ:

В основу Конституции США (вступившей в действие в 1789 г. после ратификации ее законодательными Собраниями штатов) заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:

1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой являются:

а) соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);

б) жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;

в) внепарламентский метод избирания президента, дающий ему
независимость от законодателей;

г) внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость Правительства и политического курса);

д) отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодателей от исполнительной власти);

е) правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию - например республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).

 

2. Разделение властей (система "сдержек и противовесов"):

а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга:

- Президент избирается всенародно посредством 2-ухстепенных выборов;

- Палата представителей (нижняя палата Конгресса) избирается всенародно посредством прямых выборов;

- Сенат - верхняя палата - до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов;

- Верховный Суд назначался президентом (с «совета и согласия» Сената);

 

б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти:

-президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания;

-палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания;

- в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3;

- судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей";

 

в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом:

Например,

-Конгресс может:

- не ратифицировать международный договор, заключенный исполнительной властью,

- отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост,

- отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти,

- подвергнуть президента импичменту - в 19 и 20 вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны;

-Президент может отклонить закон Конгресса, воспользовавшись правом отлагательного вето, которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании;

-Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса). Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд" (так во всяком случае полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд (осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора) является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов".

 

3. Федерализм (предполагающий супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов). США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной ФГУ. к числу которых относятся:

а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;

б) субъекты федерации наделены учредительной властью- правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;

в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;

г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);

д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).
Раздел 8 ст. 1 Конституции США содержит перечень предметов правового регулирования, составляющих исключительную компетенцию Союза (оборона, внешняя политика и т.д.). Все остальные предметы правового регулирования, не упомянутые в перечне, согласно поправке Х относятся к компетенции штатов (т.н. "остаточная компетенция" - в условиях США "остаток" достаточно велик). Эта схема дополняется принципом "подразумеваемых полномочий" - вновь возникающие предметы правового регулирования (не указанные ни в федеральной конституции, ни в конституциях штатов) автоматически относятся к компетенции Союза (например, воздушное сообщение, ядерная энергетика, космонавтика и т.д.).

 

4. Защита прав и свобод личности (принцип, закрепленный не в основном тексте Конституции, а в первых 10-ти поправках к ней, именуемых "Билль о правах"1791 г.).

Несмотря на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, было принято только 27, из которых впоследствии действовали только 26, т.к. поправка 18 была отменена принятием 21-ой поправки) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г.

Особенностью "Билля о правах" является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения :

ПОПРАВКИ:

I. свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;

II. право на хранение и ношение оружия;

III. запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;

IV. неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и запрет необоснованных обысков или арестов;

V. процессуальные гарантии:

- право не свидетельствовать против себя,

- возбуждение уголовного дела (за исключением дел военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри (расширенной коллегией присяжных),

- недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;

- недопустимость применения санкций против человека «без законного судебного разбирательства»;

- недопустимость изъятия частной собственности «для общественного пользования без справедливого вознаграждения»

VI. право обвиняемого в уголовном судопроизводстве:

- скорый и публичный суд присяжных из штата и округа,

- очная ставка,

- ознакомление с материалами дела

- право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;

 

VII. распространение суда присяжных на ряд гражданских дел [1] (при производстве по гражданским делам в федеральных судах, стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных);

 

VIII. запрет чрезмерных судебных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний;

 

IX. перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание или умаление иных, не упомянутых в ней прав народа;

 

X. полномочия, не переданные Союзу - "остаточная компетенция" отдельных штатов: «Те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не возбранено ею отдельным Штатам, остаются соответственно за Штатами или народом».

 

Таким образом, достижение независимости от Великобритании и оформление собственной республиканской государственности создали предпосылки того, что в 19 в., а особенно к 20 в. США становятся одним из крупнейших и могущественных государств мира (оставаясь таковым и в 21 веке).

 


[1] В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...