Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Линейно-ленточная культура.

Начало Неолита Гёбекли-Тепе

 

На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.

Археологический комплекс состоит из трех основных слоев, которые относятся к эпохе неолита. Древнейшим является слой III, относящийся к культуре PPNA[8]. В древнейшем слое (слой III) найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис. Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.

Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительныесакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей[9].

В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа[10].

Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Караджадаа (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе[11]. Предполагается, что культ Гёбекли-Тёпе играл ключевую роль в возникновении земледелия.

Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетиям до н. э.

Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10—20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше[12]. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд[13], что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 м³ земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно. Можно только предположить, что после своеобразной «коммунистической» революции[14] в соседнем неолитическом поселении Чайоню окрестное население таким образом «похоронило» свои прежние верования и идеологию.

С точки зрения Гамкрелидзе и Иванова (армянская гипотеза) Армянское нагорье было родиной всех ранних индоевропейских народов, однако это оспаривали ряд ученых, в частности Мэллори[15]. К этой точке зрения близка Анатолийская гипотеза — которая центр иррадиации индоевропейских языков отодвигает на запад Анатолии.

 


 

Чатал-Хуюк.

Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7500 г. до н. э. Поселение существовало до 5700 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. Благодаря такому местоположению поселение господствовало над обширными полями на Иконийской равнине к юго-востоку от современного турецкого городаКонья. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение византийской эпохи. Между двумя холмами поселения существовал канал, отведенный от реки Чаршамба. Неолитическое поселение в Чатал-Хююке занимало территорию около 13 га, из которых к настоящему времени раскопано около 0,5 га.

Экономика Чатал-Хююка была основана на земледелии и скотоводстве. Кромепшеницы и ячменя жители Чатал-Хююка выращивали бобовые, а также собирали дикорастущие миндаль, фисташки и фрукты. Паслиовец и, возможно, крупный рогатый скот. Тем не менее, главным источником мяса оставалась охота. Орудия труда и оружие древние жители Чатал-Хююка изготовляли преимущественно из обсидиана и не только использовали сами, но и продавали другим племенам в обмен на морепродукты, раковины моллюсков и кремень, поступавший из Сирии. Это позволяет предположить, что местная община специализировалась в горном деле и активно развивала культуру изготовления изделий из камня. Судя по остаткамокалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь[2], что связывает это селение с началом медного века.

Население восточного холма насчитывало до 10 тыс. чел. Все поселение состояло из жилых домов; общественных построек не найдено. В то же время стены больших домов были богато украшены росписью. Их предназначение остается неясным[1]. Дома строили из сырцового кирпича, скученные как соты в пчелином улье. Улиц или дорожек между домами не было. Вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому «улицы», по-видимому, проходили по крышам зданий. Вход был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытых очагов, не имевших труб. Как очаги, так и лестницы и вход в помещение обычно располагались возле южной стены. Кроме того, в интерьере имелись приподнятые платформы, вероятно, сидения или столы. Как и стены, они были покрыты полированным алебастром. Подсобные помещения использовались как хранилища и были доступны из главной комнаты через низкий вход. Все помещения содержались в чистоте, мусора или отходов в них найдено крайне мало. Мусорные кучи располагались в стороне от домов и содержали наряду с пищевыми отходами и нечистотами остатки древесного угля и золы. В хорошую погоду население могло также располагаться на крышах своих жилищ, а в холодную там устраивали общественные очаги, вероятно, для отопления. Время от времени обветшавшие сооружения частично разрушали, и на фундаменте из обломков возводили новые стены. В результате строительной активности селение постепенно поднималось над окружающим рельефом. Всего обнаружено до 18 слоев такого строительства.

Тела усопших хоронили под полом домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними возвышениями, вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием, тканями, деревянными сосудами[3]. Тела усопших тщательно пеленали и нередко укладывали в плетеные корзины или заворачивали в тростниковые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают, что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе, после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в неком ритуале, так как их находят в других местах селения. Некоторые черепа покрывали алебастром, моделируя лицо, и раскрашивали охрой. Подобные обычаи встречались также у населения других неолитических поселений, например, в Иерихоне и на территории современной Сирии.

Настенные росписи обычно представляют собой сцены охоты, мужчин с поднятым фаллосом, изображения ныне вымерших крупных копытных, оленей и грифов. Изображение двуглавой вершины (возможно горы Хасандаг) иногда расценивают как первый в истории пример пейзажной живописи или картографии[1], хотя другие исследователи видят в нём лишь геометрический орнамент[4]. Кроме росписей на стенах найдены рельефы в виде леопардов, смотрящих друг на друга, и множество женских статуэток из мрамора, коричневого и голубого известняка, кальцита, сланца, базальта, алебастра и глины. Статуэтки предположительно изображают Богиню-мать. Они нередко находятся в зернохранилищах, что указывает на статус женского божества как хранителя урожая[5].

«Заключение о том, что народы Африки с их культурами, уходящими корнями в далекое прошлое, достигли Ближнего Востока и какое-то время процветали там, вполне логично, и избежать его трудно. Меллаарта удивляет то, что Чатал-Хююк не оставил заметного влияния на последующие культуры в этом районе. Он отмечает, что „неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию и животноводству, а также культу Богини-Матери — основе нашей цивилизации“ (Mellaart. Earliest Civilizations, p. 77). Со всей справедливостью можно добавить: основе, многими пока что ещё отрицаемой»[6].


 

Хаджилар.

Хаджилар (тур. Hacilar) — стоянка эпохи неолита на территории юго-западной Турции, в 25 км к юго-западу от Бурдура. Археологические раскопки показали, что жители несколько раз покидали стоянку и снова возвращались в неё. Самые древние находки относятся к 7040 до н. э.

После исчезновения поселения на его месте образовался тепе (холм), который в 1956 году местный учитель показал английскому археологу Джеймсу Меллаарту. Раскопки на месте стоянки начались под руководством Меллаарта в 1957 году и продолжались до 1960 года. Найденные артефакты сейчас хранятся в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.

Дома в Хаджиларе составляли группы, окружающие внутренний двор селения. Каждое жилище было построено на каменном фундаменте для защиты от воды. Стены были сделаны из дерева и штукатурки или необожжённого глиняного кирпича, скреплённого известковым раствором. Внутри дома плоскую крышу поддерживали деревянные столбы. Считается, что у домов был верхний этаж из дерева.

Внутренние стены были покрыты штукатуркой и кое-где покрашены. На полу были найдены жернова, жаровни, ступы. Ниши в стенах использовались как шкафы. Кухня была отделена от жилых комнат, верхний этаж использовался в качестве мастерской.

На уровне 5700 до н. э. были найдены статуэтки богини верхом на леопарде или стоящей и держащей детёныша леопарда. Также найдены статуэтки стоящей, сидящей и отдыхающей богини, одной или с ребёнком. Иногда она обнажена, иногда в набедренной повязке cache-sexe. На более позднем уровне (5435 — 5200 до н. э.) фигурок богини больше не было.

На поздних этапах существования поселения Хаджиларская культура характеризуется изысканной керамикой, богато украшенной геометрическими формами.

Хаджиларская культура связывается с культурой Неа-Никомедия материковой Греции.


 

Невалы-Чори,

распространены также неверные написания Невали-Кори, Невали-Чори, тур. Nevalı Çori ранненеолитическое поселение на реке Евфрат в восточнойТурции. Расположено у подножья гор Тавра. Содержит древние храмы и монументальную скульптуру. Исследования наряду с храмовым комплексом Гёбекли-Тепесущественно изменили современные представления о раннем неолите Ближнего Востока.

Исследования проводились в 1993 г в связи с предстоящим затоплением водохранилищем. В настоящее время вместе с прочими археологическими памятниками в окрестностях ушло под воду. Судя по характерным кремниевым наконечникам стрел, поселение относится к культуре PPNB. Тип строений также характерен для PPNB: прямоугольные постройки с системой каналов под зданиями, аналогичные найденным ранее в Чайоню. По данным радиоуглеродного анализа, вторая половина 9 тысячелетия до н. э., что также соответствует постройкам в Чайоню и других поселениях культуры PPNB. Древнейший слой относится к 10 тысячелетию до н. э., что соответствует самому раннему периоду PPNB

Поселение состоит из пяти уровней. В них были найдены остатки 23 длинных прямоугольных сооружений из двух-трех параллельных линий комнат. К ним примыкают структуры, образованные проекциями стен, которые считают жилыми помещениями. Глубокий многослойный фундамент сложен из больших обтесанных камней, щели между которыми заполнены камнями поменьше. Через каждые 1 — 1,5 м в фундаменте проложены каналы, проходящие под прямым углом к главной оси здания, перекрытые сверху плоскими камнями, но открытые по бокам. Их назначение неизвестно, это могла быть дренажная система или воздуховоды для охлаждения и аэрации домов.

В северо-западной части поселения расположен культовый комплекс, в котором различают три последовательных археологических слоя. Два верхних имеют цементные полы, которые в древнейшем слое не сохранились. Аналогичное покрытие пола известно в Гёбекли-Тепе и Чайоню. В стены встроены колонны, похожие на такие же вГёбекли-Тепе, и две отдельно стоящие колонны 3 м высотой расположены в центре храма. Потолки предположительно были легкими и плоскими.

Зорац-Карер

На сегодняшний день нет общего мнения о возрасте сооружения. Согласно одним данным комплекс был построен не позднее 3-го тысячелетия до нашей эры, согласно другим данным он был сооружен в 4-м тысячелетии до нашей эры; согласно третьим возраст сооружения составляет 7500 лет[3]. Площадь территории, которую обхватывает памятник, составляет более 7 гектаров.

 

Стоунхендж.

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами. Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовомувекам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе. В настоящее время выделяют следующие фазы:

§ Фаза 1 — строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э.

§ Фаза 2 — вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.

§ Фаза 3 — похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440—2100 до н. э.[3]


 

Дземон.

Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. В 1937 году японский археолог Яманути Сугао выделил пять основных классов керамических изделий, относящихся к этому историческому периоду. В настоящее время рассматривается около 50 типов керамики этой эпохи[3].

Выделяют пять основных периодов в пределах эпохи Дзёмон: прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки, VIII—V тысячелетие до н. э.), ранний Дзёмон (Дзэн-ки, IV тысячелетие до н. э.), средний Дзёмон (Тю-ки, III тысячелетие до н. э.), поздний Дзёмон (Ко-ки,II тысячелетие до н. э.) и заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки, первая половина I тысячелетия до н. э.).[1]

Найденные образцы древней японской посуды из обожжёной глины считаются первыми образцами керамической посуды в мире. Самые ранние образцы японской керамики датируют 13 тысячелетием до н. э.[3] Возраст этих изделий был определён с помощьюрадиоуглеродного анализа. Керамика раннего и среднего периода использовалась для приготовления и хранения пищи, запасов воды.

Более поздние образцы глиняных изделий имеют сложные и украшенные узорами ободки.

Кельтеминарская культура

(англ. Kelteminar culture) — неолитическая культура оседлых европеоидных рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI—III тыс. до н. э.[1][2][3]Алекшин В. А. Археология Средней Азии. Исследователи проводят параллели и считают эту культуру родственной ямочно-гребенчатой керамики и относят к кругу финно-угорских народов[4]. Сменилась тазабагьябской культурой. Существование данной культуры нередко используют как аргумент против существованияарийской прародины в Средней Азии. Обнаружена экспедицией 1939 года (Толстов)

Кельтеминарцы украшали себя бусами из раковин. Изготовляли каменные топоры трапециевидной формы и миниатюрные кремневые наконечники стрел. Глиняные сосуды для варки пищи они делали без помощи гончарного круга.

Кельтеминарцы жили в огромных домах (площадь 24х17 и выстой 10 м), в которых помещалось целая родовая община примерно в 100—120 человек. Хозяйство — оседлое рыболовство и охота.

Льяловская культура ъ— неолитическая восточноевропейская археологическая культура 4 тыс. до н. э., локальный вариант культуры ямочно-гребенчатой керамики. Названа по имени поселения в верховьях Клязьмы(Московская область) около села Льялово.

Оленеостровский могильник (далее О), 1) неолитический могильник (2-е тыс. до н. э.) на южном Оленьем о. Онежского озера. Раскапывался в 1936—38 В. И. Равдоникасом. Вскрыто 177 погребений. Скелеты засыпаны красной охрой. Некоторые погребения были двойные и тройные. В четырех случаях покойники были опущены вертикально в узкие глубокие ямы. Обычно вместе с погребенными находились вещи: кремневые и костяные наконечники стрел, ножи, костяные кинжалы с кремневыми вкладышами, многочисленные украшения из зубов животных (лося, бобра) и клыков медведя, резные скульптурные изображения из кости и рога (голова лося, змеи, мужской и женской фигуры). Одно из вертикальных погребений (№ 100), отличающееся особым обилием вещей, принадлежало, по-видимому, вождю племени или рода. Антропологически большинство скелетов относится к древнему типу европеоидной расы (к кроманьонцам). Имеются также черепа с монголоидными признаками, что указывает на два пути заселения человеком С. Европейской части СССР — южный и восточный.


Линейно-ленточная культура.

Линейно-ленточной керамики культура (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée,нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK) — наиболее распространенная неолитическая культура Центральной Европы 5500 − 4500 гг. до н. э. Первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе[1], относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская).

Название получила по характерному рисунку на керамической посуде)[2], состоящей из кубков, чаш, ваз и кувшинов грубой лепной работы, без рукояток, у которых лишь на поздней фазе развития появляются простые или перфорированные рукоятки, плоские днища и горловина[3]. Поскольку соседняя старчево-кришская культура старше LBK, ее часто считают источником неолитического комплекса для LBK. Действительно, старчево-кришская керамика обычно украшена орнаментом из нарисованных на ней спиралей, вертикальных и сходящихся линий и т. п. Культура LBK, очевидно, имитировала этот рисунок, но нанесение рисунка было не краской, а вдавлением и нарезанием линий, отсюда и термин «линейная», чтобы отличать крашеную керамику от врезанных линий. Орнамент содержит спирали, треугольники, прямоугольники и другие повторяющиеся геометрические фигуры и не всегда расположен в виде опоясывающей ленты, а может покрывать всю поверхность изделия. Назначением такой посуды было применение в качестве кухонной утвари или для транспортировки пищи и жидкостей.

Характерными сооружениями данной культуры являются длинные дома и кольцевые канавы. Важнейшие поселения: Быланы (Чехия), Лангвайлер и Цвенкау (Германия),Брун-ам-Гебирге (Австрия), Нитра (Словакия), а также ряд поселений на Рейне, Эльбе и в верхнем течении Дуная.

Выделяют два варианта ранней LBK:

§ древнейшая или западная, локализованная на среднем Дунае, включая западную Венгрию, и распространявшаяся вниз по Рейну, Эльбе, Одеру и Висле;

§ восточная, располагавшаяся в восточной Венгрии.

Кроме них известны также средняя и поздняя фазы LBK. В средней она проникла в ареал буго-днестровской культуры. Поздняя фаза известна как культура накольчатой керамики на Эльбе и Висле. Среди других культур, в той или иной степени являющихся наследниками LBK — Рёссен, Лендьел, Кукутень-Трипольская и др.

Имеется множество материалов радиоуглеродного анализа. Основная масса памятников относится к периоду 5600 — 4750 гг. до н. э., хотя, например, в Бельгии LBK появилась сравнительно поздно, ок. 4100 г. до н. э.[7]

Центральноевропейский неолит разделяют на три основные стадии [8][9][10]:

ранний (6000-5500 гг. до н. э.), связанный с первым появлением производящей экономики в рамках старчево-кришской и буго-днестровской культур;

средний (5500-5000 гг. до н. э.), ассоциируемый с ранней и средней фазами LBK;

поздний (5000-4500 гг. до н. э.), представленный поздней LBK и ее дочерними культурами.

Последняя стадия не является завершающей, так как после нее выделяют еще финальный неолит, в ходе которого происходит переход к употреблению бронзы[11]. В других географических регионах даты также могут быть другими.

Обычно считают, что неолитический комплекс LBK заимствован из старчево-кришской культуры[12], поскольку раньше всего, примерно в 5600 — 5400 гг. до н. э. линейная керамика появляется на среднем Дунае, на территории старчево-кришских племен. Возможно, она представляла собой локальный вариант ранней старчево-кришской культуры, обособившийся в бассейне реки Тиса при контакте с местным мезолитическим населением.

Возникновение новой традиции украшения керамической посуды можно проследить в истории неолитическогопоселения Брун-ам-Гебирге, к югу от Вены. В период от 5550 до 5200 г. до н. э. этот регион был густо населен и застроен типичными для LBK длинными домами. В древнейших слоях присутствует керамика, типичная длястарчево-кришской культуры, а также большое количество изделий из камня, добытого в районе озера Балатон вВенгрии. Со временем использование этих изделий уменьшается, а керамика становится типичной для LBK.

Некоторые авторы тем не менее считают, что LBK имеет местное происхождение от локальной мезолитическойкультуры[13]. Действительно, хотя старчево-кришская культура присутствовала в южной Венгрии ок. 6000 г. до н. э., она исчезла за ~ 500 лет до появления в этом регионе LBK[8][14]. Кроме того, виды культурных растений, возделываемых в рамках указанных неолитических культур, не идентичны, а предшествующая LBK мезолитическая культура использовала дикорастущий лён и злаки. К западу от LBK культура Ла-Огетт также самостоятельно занималась одомашниванием местной флоры и фауны.

Еще одна гипотеза происхождения линейной керамики увязывает ее с влиянием мезолитических культур Восточной Европы, где керамическую посуду широко использовали для сбора дикорастущих растений[15].

Способ распространения LBK, постепенно занимающей все новые площади в долинах рек, дает почву для гипотезы о подсечно-огневом земледелии, которое практиковали носители этой культуры. Судя по находкам раковин средиземноморского моллюска Spondylus, и форме посуды, напоминающей тыкву, которая не была распространена в Центральной Европе, население, по меньшей мере, частично, состояло из иммигрантов или имело регулярные контакты со Средиземноморьем[16].

Причины, по которым старчево-кришская культура исчезла в Венгрии, остаются неизвестными, но они не могли быть климатическими, так как климат к северу и к югу отДуная, где эта культура сохранялась, практически одинаковый. Скорее здесь имела место конкуренция культур и активное вытеснение старчево-кришских племен из ареала культуры LBK.

Наследниками КЛЛК считаются культуры Рёссен, Лендьел, Кукутень-Триполье, Боян, [17], а также Баденская и воронковидных кубков и культура накольчатой керамики.

 


 

Доисторический Египет — период в истории Египта, от появления человека до формирования земледельческой египетской цивилизации (Додинастический Египет).

Верхний палеолит представлен в Египте Атерийской (ок. 40000 лет назад) и Хормусанской культурами (между 40000 и 30000 — ок. 18000 лет назад).

В период мезолита известны культуры Халфан (18000 — 15000 до н. э., одна стоянка датируется не позднее 24000 до н. э.),Каданская, Себиль. Североегипетская Мушабийская культура кладет начало палестинскому Натуфу (XII-X тыс. лет назад), который, возвращаясь, формирует культура Хариф.

От времени с 9000 по 6000 до н. э. не сохранилось почти никаких памятников.

Неолит отмечен в Нижнем Египте существованием культур Фаюм А (ее носители, вероятно, прибыли из стран Плодородного полумесяца, неся с собою достижения Неолитической революции), Меримде (5000—4200 до н. э.), Эль-Омари (V тыс. до н. э.),Маади-Буто (4000—3400 до н. э.),. Верхнеегипетский неолит представлен Тасийской → Бадарийской → Амратской → Герзейской культурами → Нулевой династией

§ Ок. 8000 — 4000 до н. э. Сахару, которая в то время была влажной равниной с саванновой растительностью и достаточным орошением (период неолитического субплювиала), заселяют племена скотоводов, создавшие наскальные рисунки в Тассили. Потомками их становятся гараманты (описанные Геродотом), берберы итуареги. Пустыней Сахара становится в результате наступления более сухого и холодного субарктического климата после 3500 до н. э.

§ Ок. 7000 до н. э. Основы осёдлого оросительного земледелия проникают в дельту Нила, дав начало развитию египетской культуры (Египет, по Геродоту, — «дарНила»).

§ Ок. 5000 — 3600 до н. э. Первый додинастический период в Египте (др.-египетское самоназвание Та-Кемет = «чёрный»). Возникают Файюмская, Бадарийская, Тасийская и Амратская (Накада I) культуры. Начало разложения родоплеменных отношений. В долине Нила постепенно развивается ирригационное земледелие. Египтяне осваивают гончарное дело и ткачество, несколько позже — обработку меди и других металлов.

§ Ок. 5000 до н. э. В Египте впервые приручена ливийская буланая кошка, ставшая впоследствии священным животным солнечной богини Баст (Бастет).

§ Ок. 5000 до н. э. Создано первое известное нам изображение паруса (Нубийская пустыня на юге Египта).

§ 4241 до н. э. Начало цикла звезды Сотис (Сириус) — введение 365-дневного календаря.

§ Ок. 4000 до н. э. Начало медного века в Египте.

§ Ок. 3600 — 3120 до н. э. Второй додинастический период в Египте. Культура Герзе (Накада II). Сложилась имущественная дифференциация. Возникновение номовых государств.

§ 3600 до н. э. — 3400 н. э. Развитие древнеегипетской цивилизации в долине Нила как ответ на наступление песков Сахары.

§ Ок. 3300-3150 до н. э. Нулевая династия: создание в Египте (возможно, под влиянием импульса из Месопотамии) на основе номов Верхнего (главные центры Абидоси Иераконполь) и Нижнего (столица Буто) царств. Появление египетской иероглифической письменности (согласно легенде, подарена людям богом Тотом), расшифрованной французом Жаном Франсуа Шампольоном (1790—1832) после 23 декабря 1821 на основе Розеттского камня (196 до н. э.).

§ Ок. 3300 — 2900 до н. э. Начало бронзового века в Египте.

§ Ок. 3200 до н. э. Египтяне определяют продолжительность года в 365 дней по наводнениям Нила и восходу Сириуса.

§ Ок. 3150 до н. э. Начало борьбы между Верхним и Нижним царствами за гегемонию в долине Нила.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...