Нормы литературного произношения
- Орфоэпические законы и правила устной речи. - Методика исправления диалектных речевых недостатков. - Характерность речи как выразительное средство для создания образа на сцене. - Культура речи. Логико-интонационная структура текста - Законы и правила логики речи. Стр. 99 - Понятия «логика речи», «значение и смысл», «действенность слова». - Из истории стихосложения. - Основы стихосложения. - Методические рекомендации по работе с прозаическим и стихотворным текстом. Второй этап - Проведение самостоятельной разминки (артикуляционной, дикционной, дыхательно-голосовой). - Последовательность и целесообразность упражнений. - Разбор показанной работы вместе с научным руководителем. - Успешное выполнение пробных занятий. - Допуск магистра и аспиранта к проведению самостоятельных занятий (индивидуальных и/или групповых). Третий этап - Подготовка и планирование занятий. - Определение конкретных задач. - Отбор упражнений, подбор материала. - Педагогическая деятельность как творческий процесс. Четвертый этап - Посещение занятий по художественному чтению педагогов кафедры. - Выбор материала для раскрытия творческой индивидуальности студента. - Анализ текста. - Практическая работа со студентом. Многолетний опыт Театрального института имени Б. Щукина, использованный в разработанной нами учебной программе по сценической речи для студентов актерского факультета, подтверждает необходимость и эффективность применения комплексного подхода преподавания мастерства актера, сценической речи, Стр. 100 сценического движения, танца, ритмики. Программа по сценической речи построена таким образом, что при работе по отдельным разделам курса «Мастерство актера» (упражнения, этюды, отрывки, роли в дипломных спектаклях) студент должен использовать навыки, приобретенные ранее на занятиях по технике речи и другим профилирующим дисциплинам.
Педагогическая практика показывает, что реализация предложенного комплексного подхода воспитания артиста дает возможность студентам использовать речевые навыки в своей профессиональной деятельности. Таким образом, роль специальных дисциплин, в том числе сценической речи, значительно расширяется и приобретает не узконаправленное, а общепрофессиональное значение. Учебно-методическое обеспечение Курса Для самостоятельной подготовки и выполнения индивидуальных заданий, полученных от научного руководителя на основе данных методических разработок, важно: - использование методических пособий, разработанных для студентов актерского факультета и магистров кафедры «Сценической речи»; - поэтапное освоение тем и разделов данных пособий с точки зрения будущей педагогической деятельности. Перечень вопросов по всему курсу 1. С чего вы начинаете работу по дыханию? Какие основные этапы этого раздела должен освоить студент? 2. Какие упражнения по дыханию вы считаете наиболее эффективными для выработки сценического дыхания? И почему? 3. С чего вы начинаете работу над установкой «опоры» звука? 4. Каково значение резонаторов при работе над постановкой голоса? Стр.101 5. Какие ошибки бывают у студентов при произнесении губных звуков П, Б, В, Ф? Какие пути их устранения вы знаете? 6. Нужно ли учитывать индивидуальность строения речевого аппарата при установке согласных звуков? 7. Какая разница в работе над твердыми и мягкими согласными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ? 8. Как вы связываете разработку частей речевого аппарата с установкой звуков русского языка?
9. Как вы работаете над исправлением говора у студентов? 10.Какое значение имеет комплексность подхода при практическом освоении предмета «Сценическая речь»? 11.Как бороться с «перебором» дыхания? 12.Какие вы знаете голосовые атаки? В какой последовательности целесообразно их освоение? 13.Используете ли вы словесное действие при работе над «посылом» звука? 14. Какие упражнения могут продемонстрировать студенту разницу в понятиях «сила» и «громкость» звука? 15.Проследите взаимосвязь работы трёх голосовых регистров с установкой «опоры» звука и включением резонаторов. 16.Какие этапы постановки звуков вы различаете? Какой материал может быть использован для закрепления полученных навыков? 17.Какие ошибки встречаются у студентов при произнесении шипящих звуков? Какие вы знаете пути их устранения? 18.Как можно соединять работу по освоению разделов «Дикция» и «Орфоэпия»? 19.Какое значение в речи имеют понятия «темп» и «ритм»? 20.Обоснован ли для вас следующий путь установки звука: слово – пословица - скороговорка - многоговорка? Ваши методические 21.рекомендации. 21.Проследите взаимосвязь раздела «Характерность речи» с нормами литературного произношения, с действенностью слова, с темпо-ритмом, фонетикой и мелодикой речи. 22.Значение и смысл раздела «Логика речи». Стр. 102 23.Что может повлиять на изменения логической структуры текста? 24.Как помочь студенту составить индивидуальную разминку, подготавливающую речевой аппарат к активному звучанию? 25.Соотношение теории и практики в работе над стихотворным текстом. 26.Что влияет на выбор экзаменационного материала? В течение первого полугодия совместно с научным руководителем должны быть разработаны индивидуальные планы обучения магистрантов и выбраны темы магистерских диссертаций. Для написания диссертации важно изучение узкоспециальной профессиональной литературы по предмету «Сценическая речь» и другой необходимой для обучения литературы. Примерные темы для защиты магистерских диссертаций по кафедре сценическая речь 1. Особенности преподавания сценической речи в Вахтанговской школе. 2. Характерность речи как выразительное средство для создания сценического образа.
3. Основные этапы освоения сценического дыхания. 4. Роль ритма в методике преподавания предмета «Сценическая речь». 5. Функциональное использование логики сценической речи в курсе преподавания предмета «Сценическая речь». 6. Теория и практика стихосложения как подготовительный этап работы над стихотворной драматургией. 7. Сохранение мелодики русского языка в современных условиях. 8. Художественное чтение как результат взаимодействия предметов «Мастерство актёра» и «Сценическая речь» в Театральном институте имени Б. Щукина. Стр. 103 9. Особенности методики преподавания сценической речи на национальных курсах в Театральном институте имени Бориса Щукина. 10. Индивидуальное звучание актёра в дипломном спектакле как результат поэтапного освоения предмета «Сценическая речь». Распределение часов курса по темам и видам работ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|