Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы литературного произношения




- Орфоэпические законы и правила устной речи.

- Методика исправления диалектных речевых недостатков.

- Характерность речи как выразительное средство для соз­дания образа на сцене.

- Культура речи.

Логико-интонационная структура текста

- Законы и правила логики речи.

Стр. 99

- Понятия «логика речи», «значение и смысл», «действен­ность слова».

- Из истории стихосложения.

- Основы стихосложения.

- Методические рекомендации по работе с прозаическим и

стихотворным текстом.

Второй этап

- Проведение самостоятельной разминки (артикуляционной,

дикционной, дыхательно-голосовой).

- Последовательность и целесообразность упражнений.

- Разбор показанной работы вместе с научным руководите­лем.

- Успешное выполнение пробных занятий.

- Допуск магистра и аспиранта к проведению самостоятель­ных занятий (индивидуальных и/или групповых).

Третий этап

- Подготовка и планирование занятий.

- Определение конкретных задач.

- Отбор упражнений, подбор материала.

- Педагогическая деятельность как творческий процесс.

Четвертый этап

- Посещение занятий по художественному чтению педаго­гов кафедры.

- Выбор материала для раскрытия творческой индивидуаль­ности студента.

- Анализ текста.

- Практическая работа со студентом.

Многолетний опыт Театрального института имени Б. Щукина, использованный в разработанной нами учебной программе по сценической речи для студентов актерского факультета, подтвер­ждает необходимость и эффективность применения комплексного подхода преподавания мастерства актера, сценической речи,

Стр. 100

сценического движения, танца, ритмики. Программа по сценической речи построена таким образом, что при работе по отдельным раз­делам курса «Мастерство актера» (упражнения, этюды, отрывки, роли в дипломных спектаклях) студент должен использовать на­выки, приобретенные ранее на занятиях по технике речи и другим профилирующим дисциплинам.

Педагогическая практика показывает, что реализация предло­женного комплексного подхода воспитания артиста дает возмож­ность студентам использовать речевые навыки в своей профес­сиональной деятельности. Таким образом, роль специальных дис­циплин, в том числе сценической речи, значительно расширяется и приобретает не узконаправленное, а общепрофессиональное значение.

Учебно-методическое обеспечение

Курса

Для самостоятельной подготовки и выполнения индивидуаль­ных заданий, полученных от научного руководителя на основе данных методических разработок, важно:

- использование методических пособий, разработанных для студентов актерского факультета и магистров кафедры «Сценической речи»;

- поэтапное освоение тем и разделов данных пособий с точки зрения будущей педагогической деятельности.

Перечень вопросов по всему курсу

1. С чего вы начинаете работу по дыханию? Какие основные этапы этого раздела должен освоить студент?

2. Какие упражнения по дыханию вы считаете наиболее эффективными для выработки сценического дыхания? И почему?

3. С чего вы начинаете работу над установкой «опоры» звука?

4. Каково значение резонаторов при работе над постановкой

голоса?

Стр.101

5. Какие ошибки бывают у студентов при произнесении губных звуков П, Б, В, Ф? Какие пути их устранения вы знаете?

6. Нужно ли учитывать индивидуальность строения речевого аппарата при установке согласных звуков?

7. Какая разница в работе над твердыми и мягкими согласными звуками Т, ТЬ, Д, ДЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ?

8. Как вы связываете разработку частей речевого аппарата с установкой звуков русского языка?

9. Как вы работаете над исправлением говора у студентов?

10.Какое значение имеет комплексность подхода при практическом освоении предмета «Сценическая речь»?

11.Как бороться с «перебором» дыхания?

12.Какие вы знаете голосовые атаки? В какой последовательности целесообразно их освоение?

13.Используете ли вы словесное действие при работе над

«посылом» звука?

14. Какие упражнения могут продемонстрировать студенту разницу в понятиях «сила» и «громкость» звука?

15.Проследите взаимосвязь работы трёх голосовых регистров с установкой «опоры» звука и включением резонаторов.

16.Какие этапы постановки звуков вы различаете? Какой материал может быть использован для закрепления полученных навыков?

17.Какие ошибки встречаются у студентов при произнесении шипящих звуков? Какие вы знаете пути их устранения?

18.Как можно соединять работу по освоению разделов «Дикция» и «Орфоэпия»?

19.Какое значение в речи имеют понятия «темп» и «ритм»?

20.Обоснован ли для вас следующий путь установки звука: слово – пословица - скороговорка - многоговорка? Ваши методические

21.рекомендации.

21.Проследите взаимосвязь раздела «Характерность речи» с нормами литературного произношения, с действенностью слова, с темпо-ритмом, фонетикой и мелодикой речи.

22.Значение и смысл раздела «Логика речи».

Стр. 102

23.Что может повлиять на изменения логической структуры текста?

24.Как помочь студенту составить индивидуальную разминку, подготавливающую речевой аппарат к активному звучанию?

25.Соотношение теории и практики в работе над стихотворным текстом.

26.Что влияет на выбор экзаменационного материала?

В течение первого полугодия совместно с научным руководите­лем должны быть разработаны индивидуальные планы обучения магистрантов и выбраны темы магистерских диссертаций. Для написания диссертации важно изучение узкоспециальной профес­сиональной литературы по предмету «Сценическая речь» и другой необходимой для обучения литературы.

Примерные темы для защиты магистерских диссертаций по кафедре сценическая речь

1. Особенности преподавания сценической речи в Вахтанговской школе.

2. Характерность речи как выразительное средство для создания сценического образа.

3. Основные этапы освоения сценического дыхания.

4. Роль ритма в методике преподавания предмета «Сценическая речь».

5. Функциональное использование логики сценической речи в курсе преподавания предмета «Сценическая речь».

6. Теория и практика стихосложения как подготовительный этап работы над стихотворной драматургией.

7. Сохранение мелодики русского языка в современных условиях.

8. Художественное чтение как результат взаимодействия предметов «Мастерство актёра» и «Сценическая речь» в Театральном институте имени Б. Щукина.

Стр. 103

9. Особенности методики преподавания сценической речи на национальных курсах в Театральном институте имени Бориса

Щукина.

10. Индивидуальное звучание актёра в дипломном спектакле как результат поэтапного освоения предмета «Сценическая речь».

Распределение часов курса по темам и видам работ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...