Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Составитель рабочей программы: кандидат юридических наук, доцент Пермяков Ю.Е. Рецензент: зав. кафедрой теории и истории государства и права Самарской гуманитарной академии, к.ю.н. Касаткин С.Н. Общая цель преподавания этой дисциплины состоит в формировании у студентов научного стиля мышления, отвечающего уровню современных общественных запросов. Высококвалифицированный юрист должен иметь навык юридически правильной артикуляции конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе законотворческой деятельности и правоприменения. Задачи дисциплины: · Углубленное изучение истории юридической науки, выявление ее специфики и методологических оснований; характеристика основных стандартов научности и выявление фундаментальных правил содержательной критики научных концепций. · анализ природы феномена юридического, выявление сущности юриспруденции как единства права, юридической практики и юридической доктрины; · ознакомление с типичными признаками псевдонауки и приемами имитации научной деятельности, усвоение студентами норм научной этики; · ознакомление с современными зарубежными и отечественными концепциями, разрабатываемые в рамках феноменологии права, аналитического правоведения, правового реализма и других направлений юридической мысли; В результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки» обучающийся должен: - иметь представление: · об основных признаках научного знания, принципах построения научной концепции, основных исторических этапах развития российской и зарубежной юридической мысли, своеобразии современной ситуации в мировой юридической науке;
· об основных теоретических и практических трудностях формирования универсального языка юриспруденции; о специфических задачах фундаментальной науке о праве и прикладной юриспруденции; · о стратегиях научного поиска, определяемых различными критериями и стандартами научности; б) знать: · ключевые понятия основных классических и постклассических концепций права, сформулированных в ХХ и ХХI веке; · своеобразие аксиологических и методологических оснований европейской и российской научных традиций познания правовой действительности; · основные приемы научной полемики; в) уметь: · правильно понимать научный текст и аргументацию противника в научном споре; правильно воспринимать положения законодательства и интерпретационных актов; · критически оценивать собственные научные суждения и выбранную методологию научного исследования; · извлекать опыт из состоявшеейся научной полемики, обобщать ее результаты и аргументировано излагать собственное мнение по спорным вопросам доктринального толкования и применения права; - владеть навыками: · обзора научных позиций по вопросам теории права; · выявления и изложения методологических оснований и постулатов правовой доктрины; · научной полемики; - приобрести опыт: · самостоятельного и коллективного анализа научного текста; · участия в научных дискуссиях, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, административных и судебных решений; · составления научного сообщения (доклада). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История юридической науки и ее методологические основания довольно редко оказывались предметом серьезных размышлений, поэтому круг вопросов и сама проблематика этого учебного курса еще не имеют четких границ. Преподавателю, как и студентам, надо быть готовым к тому, что в публикациях на эту тему придется встречаться с отдельными мнениями, оценками и суждениями, которые в большей степени характеризуют убеждения и пристрастия самого автора, нежели объективное состояние науки. Особенно сложно доверять мнениям, высказанными учеными в советской научной литературе: здесь необходимо отделять неизбежные шаблоны мысли и идеологические клише (без которых не состоялась бы научная публикация) от того, что имеет научную ценность и сохранило свою значимость для нынешней современности. Сложность этой задачи усугубляется двумя крайностями, которые достаточно резко обозначены в отечественной науке к своему недавнему прошлому. С одной стороны, необходимо преодолеть предубеждение, будто вся советская юридическая наука утратила свою актуальность и методологическую ценность. С другой стороны, необходимо осознать методологическую ограниченность и догматизм достаточно большого числа научных публикаций в прошлом, боязнь постановки новых проблем, предельное отстранение от реальной правоприменительной практики, особенно в сфере политических и конституционных отношений.
Главная задача курса состоит в том, чтобы раскрыть исторические закономерности развития и методологические основания юридической науки, понять ее специфику и существенные отличия от философии права и социологии, которые также изучают и осмысливают явления правовой действительности. Поскольку курс рассчитан на познание истории науки, следует уделять внимание не только тем идеям и концепциям, которые выдержали испытание временем, но и заблуждениям, ошибкам юридической теории, особенно тем из них, которые имеют исключительно научную природу и не связаны с конкретной политической ситуацией в стране и преходящей идеологической конъюнктурой. Тематика вопросов, вынесенных для обсуждения на практических занятиях, сформулирована достаточно широко. Студент может сам выбрать тему своего выступления на практическом занятии с учетом своих научных или практических интересов. Целесообразно на занятиях делать обзоры современных научных публикаций, выделять среди них особо важные и интересные. Главная сложность, которая поджидает студентов в изучении этого курса, состоит в освоении языка научных дискуссий. Он постоянно меняется в зависимости от того, какой методологии придерживается автор и какие идеи и категории приобрели во время написания научной работы особую популярность.
Выступления на занятиях должны обсуждаться и оцениваться, в том числе самими студентами. Как это часто бывает, оценки и высказываемые мнения замещают собою научную позицию, что нежелательно: в науке лишь те оценки имеют ценность, которые опираются на систему аргументов и вписаны в концептуальную схему, без которой не обходится ни одно научное описание предмета. Необходимо развивать в себе способность к рефлексии и чувствительность к нарративной проблематике, т.е. осознанию того, как говорится о том или ином явлении и почему выбор пал на те или иные выразительные средства. Любое понятие в науке претендует на статус научной категории, т.е. оно указывает не только на то или иное явление, но и на систему представлений, в рамках которой это явление может быть изучено ПРОГРАММА КУРСА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|