Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание и интерпретация результатов исследования




 

Результаты исследования.

Средние показатели ценностей, а также индекса расхождения ценности и доступности представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты исследования ценностей студентов первого курса заочной формы обучения(средние значения)

Ценность Ср.зн. Медиана Мода  Счастливая семейная жизнь 7,98 8 11 Материально обеспеченная жизнь 7,66 8 7 Любовь 7,36 8 6 Уверенность в себе 6,08 7 7 Интересная работа 5,96 6 6 Наличие хороших друзей 5,46 5 8 Свобода 5,3 5 5 Творчество 4,88 5 7 Здоровье 4,82 5 8 Красота природы, искусства 4,46 5 11 Познание 3,42 3 3 Активная жизнь 3,14 3 11 

 


В исследовании были использованы методы наблюдения и психодиагностическое тестирование, что позволило измерить и оценить изучаемые психологические характеристики личности респондентов.

Задачей обработки результатов является получение показателей ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

Несмотря на очень высокую значимость и ценность счастливой семейной жизни 50% студентов испытывают недоступность реализации данной ценности в их жизни. Эта ценность в общем доступна только для 17% студентов, высокая доступность выявлена лишь для 1,4%.

Студенты отдают предпочтение таким ценностям как «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». Эти данные свидетельствуют о том, студенты ориентированы на создание семьи и воспитании детей, для них имеет ценность любовь к своим близким, отцу, матери. Кроме этого, для них значимо иметь в жизни высокий материальный достаток, уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и близких вещи, но в связи с малыми показателями таких ценностей как «познание» и «интересная работа», мы можем предположить, что подростки не прикладывают к достижению данной цели особых усилий.

Наименее актуализированными ценностями среди студентов первого курса заочной формы обучения стали:

низкая ориентация современных студентов на освоение достижений культуры и духовное развитие. Это можно объяснить тем, что студенты еще с детсва, наблюдая за попытками родителей «выжить» в современных, нестабильных экономических условиях, получили негативный опыт приоритета материального над духовным, где ценится прагматизм и рационализм;

- студенты не ориентированы на познание, интеллектуальное развитие,на поиск жизненной истины и мудрости.

- у студентов обнаружен низкий уровень социальной и гражданской активности для достижения позитивных изменений в общественных отношениях.

Результаты диагностики системы ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения представлены в виде диаграммы на рисунке.

 

Рисунок 1

 

Результаты диагностики системы ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

По результатам, полученным в ходе исследования первое место определено такой ценности как «семья», она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность «самосовершенствование»; ценность «здоровье» является важной для 5% испытуемых; ценность «профессия» является главной для 5% опрошенных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные особенности ценностей у студентов первого курса заочной формы обучения, а именно: для них наиболее значимы такие ценности как любовь, материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь.

 


Выводы по второй главе

 

Система ценностных ориентаций составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно - потребностной сферы.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Становление системы ценностей непосредственно связано с профессиональным, личностным и жизненным самоопределением человека.

По результатам полученных в ходе проведения методики можно сделать следующие выводы:

Студенты отдают предпочтение таким ценностям как любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь.

 


Заключение

 

В связи с актуальностью ценностных ориентаций нами была выбрана тема «Изучение ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения».

В начале исследования поставлена гипотеза о том, что о том что студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Теоретический анализ вопроса показал, что согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций.

Ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Они являются целью и основой воспитания.

Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [37, с.148].

Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

В ходе эмпирического исследования мы получили следующие данные: студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

 Таким образом, в результате эмпирического исследования наша гипотеза подтвердилась.

 


Список используемой литературы

1. Алехина И. В., Матяш Н.В, Павлова Т.А., Психология: практический курс. Психология развития. Часть 2. Брянск: Издательство Брянского педагогического университета им. Академика И.Г. Петровского, 2010. - 226 с.

2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 2012. - 220 с.

.   Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 2011. - Т. 4. - 547 с.

.   Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. - М.: РПО, 2012. - 651 с.

5. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 576 с.

.   Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс. 2013.- 299 с.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 2012. - 441 с.

.   Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2011. - 217 с.

.   Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 2011. - № 5. - С.38-44.

.   Василюк Ф. Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 2011. - 229 с.

.   Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2011. - 537 с.

.   Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. - 2012. - № 3. - С. 14-16

.   Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2010. - 281 с.

.   Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 2011. - 314 с.

.   Жуков Т. И. О международной ассоциации школьной и профессиональной ориентации // Вопр. психол. - 2012. - № 5. - С. 140-145.

.   Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М., 2011. - 621 с.

.   Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Московиздат, 2012. - 221 с.

.   Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 225 с.

.   Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журн. - Томск, 2010. - № 7. - С. 25-29.

.   Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. - М.: Издат, 2011. - 514 с.

.   Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 2012. - 841 с.

.   Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 2011. - 214 с.

.   Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2011. - 429 с.

.   Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 2011. - 537 с.

.   Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос, 2011. - 543 с.

.   Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2011. - 599 с.

.   Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 2011. - 258 с.

.   Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. - М.: МГУ, 2012. - 369 с.

.   Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 2011. - 321 с.

.   Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида. Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат., 2011 - 456 с.

.   Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации студентов. - Свердловск, 2012. - №4. - С. 14-16

.   Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. - 2012. - Т.3. - № 5. - С. 235-145.

 

 


Приложение 1

Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой

Целью методики является изучение системы ценностных ориентаций подростка. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов - попарное сравнение. Испытуемому предоставляется список жизненных сфер, бланки для ответов и инструкция. Каждому испытуемому предлагается на первом бланке проранжировать предлагаемые жизненные сферы по критерию ценности, на втором по критерию доступности. В результате обработки данных, мы получим:

1. иерархию жизненных сфер с позиции их ценности для подростка;

2. иерархию жизненных сфер с позиции их доступности для подростка;

Инструкция

Перед Вами список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:

. Активная, деятельная жизнь;

. Здоровье (физическое и психическое);

. Интересная работа;

. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

. Наличие хороших и верных друзей;

. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

. Свобода как независимость в поступках и действиях;

. Счастливая семейная жизнь;

. Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два последовательных сравнения, каждое по своему критерию: первое - по «ценности», второе - по «доступности».

На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1.

Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Ее Вы обводите кружком. Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой «2» обозначено «здоровье», под цифрой «3» - «интересная работа». Если Вы обвели цифру «2», то это означает что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!

Вероятно, иногда Вам будет казаться, что обе ценности, составляющие пару, важны для Вас одинаково или одна не может существовать без другой. Тогда мысленно представьте внезапно возникшую ситуацию необходимости выбора, когда Вам все же приходится выбирать ту из двух ценностей, от которой в случае такого рода необходимости Вам труднее отказаться. Отвечать старайтесь быстро, по первому впечатлению. Закончив заполнение матрицы 1, переходите к матрице 2.

В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей, являются для Вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достигается Вами. Пример: пара 2 3. Если Вы обвели кружком «3», то это значит, что интересная работа более доступна Вам, чем хорошее здоровье.

 

Регистрационный бланк 1

Матрица 1. Сравните понятия-ценности на основе их большей значимости для Вас, большей привлекательности

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12    
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12        
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12            
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12                
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12                    
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12                        
1 9 2 10 3 11 4 12                            
1 10 2 11 3 12                                
1 11 2 12                                    
1 12                                        

 

Регистрационный бланк 2

Матрица 2. Теперь сравните эти же понятия-ценности на основе их более легкой достижимости для Вас, большей доступности

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12    
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12        
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12            
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12                
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12                    
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12                        
1 9 2 10 3 11 4 12                            
1 10 2 11 3 12                                
1 11 2 12                                    
1 12                                        

 

В результате первичной обработки результатов можно получить следующие данные о подростке:

Желательность или ценность каждой из предлагаемых ему для оценке жизненных сфер (Ц). Оценивается числом предпочтений ценности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Ц по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу в качестве более важной по сравнению с другими), минимальное значение по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более важной по сравнению с другими).

Доступность каждой из предлагаемых для оценки жизненных сфер (Д). Оценивается числом предпочтений доступности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Д по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу как более доступную по сравнению с другими), минимальное значение по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более доступной по сравнению с другими).

Рейтинг привлекательности предлагаемых ему для оценки жизненных сфер (РЦ). Определяется последовательностью предпочитаемых подростком сфер.

Рейтинг доступности предлагаемых для оценки сфер (РП). Определяется последовательностью доступных для подростка сфер.

 


Приложение 2

Показатели выбора ценностных ориентаций

  Активная, деятельная жизнь Здоровье (физическое и психическое) Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Уверенность в себе Познание Свобода как независимость в поступках и действиях Счастливая семейная жизнь Творчество
1 7 7 6 2 8 6 8 6 2 3 11 4
2 6 9 9 2 8 6 4 0 6 3 9 0
3 4 7 5 5 4 4 7 3 6 8 8 5
4 3 5 5 5 7 6 6 6 4 6 4 9
5 5 4 2 0 10 8 9 7 3 6 11 1
6 0 9 4 2 8 5 6 8 3 7 11 4
7 4 6 7 3 8 5 5 4 7 2 8 8
8 10 9 8 4 6 5 6 2 3 1 10 3
9 10 11 6 1 6 6 7 3 3 4 9 0
10 6 9 3 1 8 7 4 5 8 6 9 0
11 10 11 5 1 8 4 7 4 2 5 9 0
12 3 10 3 0 6 4 3 7 3 9 9 10
13 3 7 5 2 10 8 9 5 6 1 9 1
14 10 11 3 2 8 6 7 3 1 5 9 1
15 10 11 4 0 6 6 8 4 2 5 9 1
16 9 10 0 1 2 8 3 7 5 11 6 4

 

Показатели доступности ценностных ориентаций

  Активная, деятельная жизнь Здоровье (физическое и психическое) Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Уверенность в себе Познание Свобода как независимость в поступках и действиях Счастливая семейная жизнь Творчество
1 4 4 8 5 10 6 11 5 5 1 7 6
2 4 6 2 8 10 0 2 4 9 5 10 0
3 3 4 4 5 3 5 7 8 5 7 9 6
4 5 2 5 5 5 7 6 7 4 6 8 5
5 6 5 9 3 10 6 10 2 6 8 0 1
6 2 3 4 9 8 4 10 4 3 10 7 5
7 5 4 5 4 7 6 4 6 7 9 2 8
8 11 3 2 1 6 8 8 3 8 7 9 1
9 3 2 6 1 9 3 11 7 8 5 10 2
10 5 7 5 3 7 5 8 8 9 8 0 5
11 6 5 5 5 10 3 9 8 1 3 11 0
12 2 4 7 4 10 1 8 9 7 7 1 7
13 10 4 6 11 5 2 2 8 8 8 0 5
14 7 5 9 2 9 4 10 8 0 2 8 2
15 10 10 4 0 7 4 5 8 1 5 11 2
16 11 10 8 0 1 6 2 4 6 7 8 4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...