Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации ученику для выполнения задания




Подготовка к ГИА:9 класс (русский язык)

ТрунцеваТ.Н., к.п.н., ст.преподаватель ГОУ Педагогическая академия

Обучающее занятие: приемы компрессии текста

Задание №1. Прочитай текст для сжатого изложения.

1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком. 2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

4.В это лето я узнал на ощупь, на вкус, на запах много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

7.Какие же это слова?

8. Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

9. Но одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

10. Тогда все эти слова, рассказывающие о дождях, крепнут, наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

 

(По К.Г. Паустовскому)

(230 слов)

Задание №2. Примени приёмы сжатия текста для каждого абзаца:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ученику для выполнения задания

Обрати внимание на сноски(1,2.3,4,5), они соответствуют объяснению способов сохранения целостности текста твоего сжатого изложения.

Приёмы сжатия:

1.Найди и выдели в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или грамматические основы, если предложение сложное.

2. Предложение №1 – сложноподчинённое с разными видами связи, причём вторая часть осложнена однородными членами. Значит, выберем только ту часть развёрнутой информации, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом. Поэтому в первую очередь необходимо определить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. В очерке А.И.Солженицына речь идет о словах, наполненных природного, близкого сердцу русского человека смысла. Общую информацию, связанную с темой текста, выражает второе придаточное предложение, а ключевым словом, «подсказывающим» эту взаимосвязь, является выражение «чувство языка». Поэтому, во-первых, исключим из состава сложного предложения частично главную и полностью первую придаточную части. А из состава продолжения главной части (концовка предложения, осложнённого однородными членами) исключим весь однородный ряд, применив следующий способ сжатия текста - свёртывание предложения за счёт обобщения. Другими словами, мы обобщим мысль, выраженную автором при помощи ряда однородных дополнений, одним словом или небольшим выражением. Например: общение с окружающим нас миром.

3. Предложение №2. Это предложение можно исключить при сжатии текста, так как оно лишь дополняет смысл предыдущего и найдёт «своё продолжение» в третьем предложении.

4. Предложение №3 - простое, осложнённое приложением и распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку конструкции осложнения как правило несут добавочную информацию, то исключить надо именно их. Но будьте внимательны: проверьте, не содержат ли они ярких, эмоциональных, образно-обобщающих выражений, тесно связанных с главной мыслью текста. В нашем тексте обобщающе-образное средство – метафора лето открытий 1 находится в основной части предложения, которую мы сохраняем.

5. Предложение №4 – осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Внимание! В составе причастного оборота находятся слова (два однородных определения далёкими и непережитыми), которые очень важно сохранить, так как они подчёркивают идею текста А.И.Солженицына – пробудить в читателе «переживание, ощущение» живого слова. Поэтому мы исключаем из состава предложения все слова, за исключением подлежащего и сказуемого (я узнал) и дополнения (слов). Перенесём два определения далёкими и непережитыми из причастного оборота в основную часть предложения и согласуем с существительным слов 2 (см далее образец сжатого изложения данного текста).

6. Предложение № 5 – исключаем полностью, так как оно лишь распространяет смысл предыдущего.

7. Предложение № 6 – отсекаем полностью главную часть и часть конструкции осложнения простого предложения, за исключением обобщающе-образного выражения бездна живых образов в концовке предложения. Соединим эту конструкцию с предыдущим предоложением№5 3 (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

8. Предложение №7 – выполняет особую смыслово-риторическую функцию: является предложением-абзацем, и поэтому не может быть исключено, так как нарушится логика построения текста. Кроме того, вопрос, заданный автором текста, не только задаёт тон рассуждению, но и является смысловой связкой между частями сжатого изложения. Убери его, и нарушится смысловое единство уже полученного сжатого текста.

9. Предложение №8 – сложноподчинённое, придаточная часть которого осложнена однородными определениями. Применим следующий приём сжатия текста – обобщение-замену. Другими словами, заменим ряд однородных членов одним определением разные и согласуем его с существительным дожди. Кроме того, исключим вводное слово, так как вводные слова и конструкции всегда несут только добавочную информацию.

Возможен и другой вариант сжатия: отсечем главную часть сложноподчинённого предложения, чтобы не допустить речевого повтора конструкции я знал. Тогда полученное предложение будет простым неосложнённым – кратким, несущим только основную, обобщённую информацию.

10. Предложение №9 – сложная синтаксическая конструкция, т.е. предложение с разными видами связи. Из состава сложносочинённого предложения оставим только союз но. Далее включим в конструируемое предложение слово главное 4, которое будет выполнять функцию главного члена нового предложения. Добавим часть придаточной части, которая непосредственно связана с главной мыслью текста автора. Распространённое определение отсечём, заменив его определением отличительны е 5 и согласуем его с существительным признаки (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

11. Предложение №10 - простое, осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Хотя причастный оборот несёт дополнительную информацию, но именно в нём содержится обобщённо-выразительное выражение (слова) рассказывающие о дождях, непосредственно связанное с темой текста А.И.Солженицына. Поэтому его необходимо включить в состав реконструируемого предложения.

12. Предложение №11 – сложноподчинённое, придаточная часть которого находится в середине главной, что осложняет приём сжатия предложения. Поэтому структуру сложноподчинённого предложения нужно сохранить, чтобы не допустить грамматической ошибки (нарушение структуры предложения). Но можно исключить второй однородный член с зависимыми словами, который несёт дополнительную, а не главную информацию, напрямую не связанную с главной мыслью текста.

 

Проверь себя:

1.[Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того] чтобы не потерять чувство [этого] языка, нужно [не только постоянное общение с людьми, но] общение с [лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком]. [2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.] 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий 1 [в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.]

4.[В это лето] я узнал [на ощупь, на вкус, на запах много] слов, [бывших до той поры хотя и известными мне, но ] далёкими и непережитыми 2. [ 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове] заложена бездна живых образов.

7.Какие же это слова?

8.Я, [конечно,] знал, что ] 3 есть дожди [моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)].

9. Но [одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и]4понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные 5 [от признаков других дождей.]

10. Тогда [все эти] слова, рассказывающие о дождях, [крепнут], наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, [а не произносишь его машинально, по одной привычке]

 

(По К.Г. Паустовскому)

(230 слов)

Задание №3. Напиши сжатое изложение, используя Памятку к написанию сжатого изложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка к написанию сжатого изложения:

 

выполняя это задание, помни, что

1) сжимая текст, ты должен передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом;

2)заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное;

3)записать изложение грамотно, используя справочники и словари

4)сохранить логику и замысел автора

Образец сжатого изложения

Чтобы не потерять чувство языка, нужно общение с окружающим нас миром. Случилось и у меня одно такое лето открытий.

Я узнал далёкие и непережитые слова, в которых заложена бездна живых образов.

Какие же это слова?

Я знал, что есть разные дожди.

Но главное понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои отличительные признаки.

Тогда слова, рассказывающие о дождях, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь.

Тренинг

Задание №1. Внимательно прочитай текст.

(1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. (2)Для этого столько причин! (3)Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка жизненных ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. (4)Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. (5)Как славит её фольклор!(6) Классика! (7)А сколько прекрасных примеров вокруг нас!

(8) Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей!(9)Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! (10)Какие неотложные дела брали верх? (11) Разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа?

(12) Наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью.(13) От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (14)Пусть у вас будет время!

(15) Наперекор всем уважительным причинам пусть у вас будет время в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу. (16)Пусть у вас будет время не только в выходной: в календаре дружбы все дни красные. (17) Пусть у вас будет время для людей, которые встревожены и которые в беде.(18)Потому что для кого-то это ваше время может быть спасением. (19)Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то – будущее.

(20) Пусть у вас будет время! (По В. Пановой)

(230 слов)

 

Задание №2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему человечество бдительно и неотступно пестует дружбу»?

1)на дружбе строятся отношения многих поколений людей;

2)дружба постепенно исчезает, её место занимают расчёт и корысть;

3)на дружбу не хватает времени;

4)в календаре дружбы все дни красные.

 

Задание №3. Почему автор статьи называет дружбу, о которой идёт речь в тексте, «будущим»?

1) для человека, оказавшегося в безвыходном положении, помощь друга может стать спасением и повлиять на его будущую жизнь;

2) дружба невозможна в настоящем, она возможна только в далёком будущем;

3) от дружбы зависит будущее страны;

4) потому что она не может быть настоящим.

 

Задание №4. В каком предложении текста автор текста перечисляет определения понятию дружбы-работы?

1)7

2)11

3)15

4)12

 

Задание №5. Что происходит вместе с накоплением жизненного опыта?

1) старение человека;

2) переоценка жизненных ценностей;

3) увядание природы;

4) расширение кругозора

 

Задание №6. В каком предложении содержится аргумент, подтверждающий тезис автора о том, что «наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью»?

1) 6

2) 13

3) 17

4) 19

 

Задание №7. О каком необходимом условии дружбы говорит информация, заключённая в предложениях 14-19?

1) о деньгах;

2) о времени;

3) об общих интересах;

4) об уважительных причинах.

 

Задание №8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 1-4:

1) олицетворение, риторическое восклицание;

2) фразеологизм, метафора;

3) эпифора, эпитет;

4) сравнительный оборот, метафора

 

Задания №9. Из предложений 9-10 выпиши слово с чередующейся гласной в корне

 

Задание №10. Из предложений 12-14 выпиши слово, правописание которого определяется правилом: «Между корнями слов пиши соединительную гласную о (е)»

Задание №11. Из предложений 17-18 выпиши слово, в котором правописание Н (НН) определяется правилом: «В суффиксах кратких причастий пишется одна Н».

 

 

Задание №12. Из приведённого ниже предложения 13 выпиши все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводные слова.

От нагромождения дел человек, (1)может,(2)и останется жив,(3) но,(4) без сомнения,(5) гибнет то сердечное, (6) доброе, (7)сочувственное и отзывчивое, (8) что нас с ним связывало.

 

 

Задание №13. Из приведённого ниже предложения 19 выпиши цифру, при помощи которой пронумерован знак, разделяющий части сложносочинённого предложения.

Потому что для кого-то время может означать выход, (1) а для кого-то – (2) будущее.

 

 

Задание №14. Замени словосочетание жизненные ценности из предложения №3, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание

 

Задание №15. Из предложения 4 выпиши грамматическую основу.

 

 

Задание №16. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

 

 

Задание №17. Среди предложений 11-12 найди вопросительное предложение. Напиши номер этого предложения.

 

 

Задание №18. Среди предложений 3-5 найди предложение с однородными членами. Напиши номера этих предложений.

 

 

Задание №19. Среди предложений 1-4 найди бессоюзное сложное предложение. Напиши номер этого предложения.

 

Задание №20. Среди предложений 17-19 найди сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напиши номер этого предложения.

 

 

Задание №21. Среди предложений 13-15 найди сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напиши номер этого предложения.

 

Задание №22. Замени в предложении 17 придаточные определительные согласованными определениями. Напиши получившееся предложение.

 

Задание № 23.

1.Произведи компрессию (сжатие) текстов самостоятельно.

2. Определи микротемы текстов.

 

1. Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев.2.Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. 3.Лески ложились на листья и не тонули.

4. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

5.Там мы ловили разноцветных окуней. 6.Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. 7.Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны.8. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

9. Стояла осень в солнце и туманах. 10.Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух.11. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

(По К.Г.Паустовскому)

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. 1.Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. 2.Мы притихли.3. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, - кто знает, что это мог быть за зверь!

4.Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. 5.Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами. 6.Наконец показалась полосатая шкурка.

7. Из зарослей вылез маленький барсук. 8.Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. 9.Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

10.Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало.11. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос…

12.Запахло палёной кожей.13. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. 14.Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

15.На озере и в лесу началось смятение. 16.Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

(По К.Г.Паустовскому)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. 1.Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос.2. Я не поверил.

3.Я сел у костра и спросонок стал слушать утренние голоса птиц.4. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. 5.Мне не хотелось двигаться.

6.Мальчик тянул меня за руку. 7.Он обиделся. 8.Он хотел доказать мне, что не соврал. 9.Он звал меня посмотреть, как лечится барсук.

10.Я нехотя согласился. 11.Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень.12. От него тянуло грибами и йодом.

13.Около пня, спиной к нам, стоял барсук.14. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

15.Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок.16. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. 17.Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

18.Потом он сел и заплакал.19. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. 20.Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

21.Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу.22. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. 23.Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники

24.С тех пор я его больше не видел.

(По К.Г.Паустовскому)

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. 1.Мы пришли в отчаяние.2. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота.3. Он обворовывал нас каждую ночь. 4.Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. 5.Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

6.Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит.7. Звали все его за глаза Ворюгой. 8.Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.9. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. 10.Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

11.Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали.12. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана. 13. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

14.Деревенские мальчишки помогали нам в этом.15. Однажды примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

16.Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; в нём было десять жирных окуней, пойманных в Прорве.

17.Это было уже не воровство а грабёж средь белого дня.18. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

(По К.Г.Паустовскому)

 

Ответы к тренингу

 

Задание №2.

(На дружбе строятся отношения многих поколений людей.)

Задание №3.

(Для человека, оказавшегося в безвыходном положении, помощь друга может стать спасением и повлиять на его будущую жизнь.)

Задание №4. В каком предложении текста автор текста перечисляет определения понятию дружбы-работы?

(№11)

 

Задание №5.

(Переоценка жизненных ценностей)

Задание №6.

(№ 13)

 

Задание №7.

(О времени)

Задание №8.

(олицетворение, риторическое восклицание)

 

Задание №9.

 

Задание №10.

(толстокожей)

Задание №11.

(встревожены)

 

Задание №12

(1,2,4,5)

 

Задание №13.

(1)

Задание №14

(ценности жизни)

Задание №15. (человечество пестует)

 

Задание №16.

(1)

 

Задание №17.

(№11)

 

Задание №18.

(№3, №4)

 

Задание №19. (№3)

 

Задание №20.

(№17)

 

Задание №21.

(№13)

Задание №22.

 

(Пусть у вас будет время для людей встревоженных и оказавшихся в беде (попавших в беду))

Вариант №2: алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему

Задание №1. Ознакомься с мнением Антона и Кирилла о роли интонации предложений в тексте и напиши сочинение-рассуждение.

 

 

Рекомендации к выполнению работы:

1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитай текст еще раз.

2. Сочинение необходимо начать со вступления, связанного с темой твоего сочинения.

Варианты вступлений на данную тему.

1) предложение-восклицание, утверждающее необходимость в речи интонационных средств языка: Наша речь была бы бедной, невыразительной без интонационных средств языка! Как интонационно богата наша русская речь!

2 ) предложение-риторический вопрос, задающий направление для рассуждения: Разве можно в эпоху глобальных перемен нашей жизни говорить монотонно, скучно, пресно?

3) предложение-пример интонационно-выразительной речи: «Пусть у вас будет время!» - не уговаривает, а горячо призывает автор текста своего читателя к состраданию, к совершению добрых дел.

4) конструкции согласия, например: Я согласен с мнением о том, что современную речь невозможно представить лишённой ярких, выразительных интонаций.

3. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера из прочитанного текста В.Пановой, иллюстрирующие разные примеры проявления интонационных возможностей русского языка.

Аргумент 1: Разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа? – восклицательное по интонации предложение (предл.№11). Интонационная окраска предложения помогает автору текста сделать первый промежуточный вывод в тексте рассуждения о том, дружба – это не веселье и удовольствие времяпрепровождения, а большой ответственный труд.

Аргумент 2: Как славит её (дружбу) фольклор! восклицательное по интонации предложение (предл.№5), подчёркивает авторскую мысль о том, что ценность дружбы была отмечена ещё в стародавние времена, и поэтому отчётливо выражена в произведениях устного народного творчества.

4. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования).

5. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста.

6.Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

7.Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком, используя справочники и орфографический словарь.

 

 

Задание №2. Прочитай текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, исправь и объясни речевые погрешности, которые выделены красным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...