Принципы экономической классификации экономических благ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В интерпретации западных и отечественных экономистов неконкурентность и неисключаемость из потребления общественных благ звучат и как свойство, и как особенность, и как принцип исследуемых благ, что свидетельствует о слабой методологической разработанности изучаемой категории. Никоим образом не отвергая и не принижая значимость функционального анализа, позволяющего определить предельные величины, характерные для рыночных благ, осуществим попытку синтезировать данный метод с причинным, и на основе рассмотрения свойств рыночных благ определим экономические принципы классификации рыночных благ. Структурообразующим условием целенаправленного анализа рыночных благ является знание его характерных свойств, позволяющих выделить два крайних его полюса - общественного и частного блага, а также промежуточного - смешанного. Выделение, соотношение, рассмотрение каждого в отдельности и позволили выразить такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Но даже такое знание порождает слабость и расплывчивость доказательств, какое благо отнести к частному, какое к общественному или смешанному. Очевидно, что доказательство наличия или отсутствия специфического экономического принципа, т.е. основного исходного положения рыночных благ могло бы составить решающий аргумент окончательного выяснения вопроса деления рыночных благ, а, следовательно, и секторов в экономике. Первым принципом, выделяющим общественные блага из среды рыночных благ, можно назвать принцип принуждения, соответственно частное благо будет выделяться на основе принципа убеждения или свободы производства и потребления.
Рыночная система, обеспечивающая добровольную совместную деятельность, опирается исключительно на убеждение при производстве и реализации благ. Субъекты хозяйственных отношений, исходя из имеющихся доходов и в соответствии со своими потребностями, принимают решение о покупке блага определенного качества и в определенном количестве, т.е. обеспечивается свобода потребления. Для других хозяйствующих субъектов характерна свобода производства, т.е. они самостоятельно определяют характер и объем производства благ. Деятельность производителей и потребителей координируется за счет того, что товары и услуги на рынке обмениваются по ценам, которые устанавливаются свободно в зависимости от спроса и предложения. Координация планов достигается не только в условиях свободного ценообразования, свободы потребления и производства, но и, прежде всего свободы конкуренции, стимулирующей производство таких благ, в которых нуждаются члены общества и которые обеспечивают высокую прибыль при рациональном использовании ресурсов. Особенностью рыночного решения управления является то, что принятие экономических решений становится прерогативой самостоятельных хозяйств. Индивидуальные планы координируются через ценообразование на рынке таким образом, что происходит согласование самостоятельных хозяйств. «Возможность координации через добровольное сотрудничество основывается на элементарном - хотя и часто оспариваемом - тезисе, что из экономической операции выгоды извлекают обе стороны, при условии, что эта операция, добровольна и продумана партнерами. Поэтому взаимообмен может обеспечить координацию без принуждения»[13]. Но координация экономической деятельности посредством рынка возможна лишь в тех случаях, когда речь идет о частных благах. Только по отношению к ним действует принцип свободы производства и потребления. Что касается общественных благ, они не производились бы, если бы существовала только добровольная совместная деятельность, основанная на убеждении, а т.к. члены общества нуждаются в этих благах, то их выбор и производство находятся под влиянием государства, отличительной чертой которого является общепризнанное и исключительное право использовать принуждение. Данная особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с другими субъектами хозяйственной системы. Ресурсы государства, за счет которых идет создание общественных благ, могут формироваться за счет законного, но принудительного изъятия части доходов граждан и организаций. В современном обществе это достигается посредством налогообложения. Принцип принуждения наиболее оправдан при удовлетворении потребностей в чистых общественных благах, т.к. обладая неис-ключаемостью, невозможно заменить издержки принуждения, даже если они велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу «безбилетника».
Характеризуя блага, предоставляемые государством, Дж. Э. Стиглиц отмечал, что потребление чистых общественных благ «предполагает отсутствие свободы распоряжения. Для многих общественных благ, таких как оборона, это не лишенное смысла допущение, с другой стороны, для таких благ, как телевидение, свобода распоряжения возможна...»[14]. Если появятся лица, стремящиеся удовлетворить потребности в общественных благах на основе добровольного сотрудничества, они не смогут преодолеть проблему положительных внешних эффектов и достичь оптимальной поставки общественных благ. Если государство, например, не в состоянии осуществить призыв на военную службу и собрать налоги на содержание армии, маловероятно, что спонтанно возникнет добровольно пополняемое и финансируемое общенациональное ополчение. Выгоднее зафиксировать четкие принудительно выполняемые обязательства по финансированию вооруженных сил. Существование таких проблем, а среди них самые существенные - защита индивида и страны от посягательств, делает невозможной опору исключительно на свободные действия рынка. Если отставить в сторону морально-этический аспект, по которому принуждение, выступая антиподом убеждения, ограничивает свободу, всегда выступающую как безусловная ценность, то с помощью принуждения со стороны государства уменьшаются издержки при производстве общественных благ и происходит более рациональное размещение ресурсов. В то же время каждая акция государства, которая опирается на принудительное распределение или перераспределение ресурсов, должна иметь результатом полезность для большинства членов общества. Оптимальной является ситуация, когда каждый, на кого принудительно возлагается обязанность: налог, повинность и т.п., получает адекватную полезность как потребитель общественного блага, для создания которого эта повинность введена. Подобная ситуация складывается не всегда, принуждая население к уплате налогов для ресурсного обеспечения производства общественных благ, государство принуждает всех членов общества вне зависимости от их желания к их потреблению. Индивид, считающий себя пацифистом, вынужден пользоваться услугами национальной армии и, повышая налоги в целях укрепления обороны, государство не предоставит ему льгот, как лицу, считающему достаточным ранее созданный оборонный потенциал. Атеисту в стране, использующей на поддержку церкви часть общественных средств, придется также платить соответствующие налоги, невзирая на религиозные убеждения. Бюджетные расходы на проведение парламентских выборов осуществляются не только за счет политически активных граждан, но и за счет тех, кто равнодушен к политике и даже за принципиальных противников парламентаризма.
Кроме позитивных моментов, таких как развитое гражданское законодательство, высокоразвитая судебная система, безотказные механизмы выполнения контрактных обязательств и т.д., которые обеспечиваются с помощью государственного принуждения, принудительные действия государства имеют и негативные черты, т.к. выделение фиксации и реализации обязательств государства предполагают значительные издержки. Так, требуется разработать налоговое законодательство, организовать и содержать налоговую службу, тратить средства на выявление и преследование уклоняющихся от налогов и т.д. государство должно финансировать содержание общественных благ на основе принципа принуждения, когда издержки и негативные последствия должны уравновешиваются позитивными последствиями. Потери должны уравновешиваться приобретениями для каждого индивида в отдельности и для общества в целом[15]. В противном случае более эффективным окажется использовать принцип убеждения, необходимый при производстве и потреблении частных благ на основе добровольного обмена.
Позиция, по которой невозможно обеспечить общественными благами индивидов на основе частнохозяйственных сделок, соответствует более полной трактовке теории государственных финансов, в отличие от «добровольной теории налогообложения» Н. Викселя, по которой рациональный субъект добровольно жертвует частью денежного дохода, уплачивая налог, ибо он расценивает предельную жертву как минимум равной предельной полезности общественного блага. Критиковавший трактовку финансовых операций с общественными благами как актов добровольного обмена П. Самуэльсон замечал, что многое из того, что фигурирует под названием «теории государственных финансов», исходящая из добровольного обмена - по-видимому, просто сбивает с толку[16]. Он использует концепцию шведских ученых (Викселя и Линдаля), где размеры налогообложения определяют спрос на общественные блага и объем предложения и которую можно взять за основу второго принципа выделения из рыночных - общественных благ, который можно обозначить как принцип жесткости. Т.е. существует жесткая фиксация зависимости финансирования и производства общественных благ от суммы налогов. Этот принцип непосредственно вытекает из первого, т.к. обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы, прежде всего, за счет налогообложения, а способность поставить общественные блага зависит от доходов государства, которыми оно располагает. Общественные блага предоставляются бесплатно, создается впечатление, что они являются свободными, ничего не стоят. Но удовлетворение потребностей путем налоговых сборов означает соответствующее понижение частного индивидуального потребления или сбережений. Это и использует в своей модели Э. Линдаль. Имея определенный доход, рациональный субъект осуществляет выбор между приобретением частного блага либо общественного путем уплаты налога. Предпочтение в таком выборе зависит от соотношения между индивидуальными оценками полезности частных и общественных благ. Налоговая структура должна строго соответствовать структуре индивидуальных предпочтений общественных благ по сравнению с частными. Э.Линдаль назвал эти предпочтения предельными нормами замещения полезности единицы общественного блага полезностью единицы общественного дохода, который определяет потребление частных благ, т.е. разницы между платой одного индивида и налогом, который платит другой, должна точно совпадать с тем, насколько выше (или ниже) первый субъект оценивает полезность общественного блага, чем полезность денег, по сравнению с аналогичной оценкой второго субъекта.
Получается, что разные индивиды, потребляя общественное благо и, соглашаясь оплачивать, по-разному оценивают его полезность, в зависимости от вкусов и пристрастий. Но общественное благо не может быть предоставлено в меньшем количестве одному индивиду потребления, чем другому. Поэтому при равном финансировании произойдет перераспределение в пользу тех, чья предельная готовность платить ниже. Ведь любое общественное благо может быть произведено лишь за счет уменьшения потребления частного блага. Парето-нейтральными являются лишь такие изменения, при которых полезности уплачиваемых и приобретаемых благ уравновешивают друг друга с точки зрения каждого индивида. Если для отдельного потребителя полезность общественного блага отрицательна, то Парето-оптимизация предполагает выплату ему компенсации. Следовательно, индивидуальные «цены» общественных благ должны жестко дифференцироваться в соответствии с дифференциацией предельных норм замещения. Такие «цены» в идеале могли бы служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигалось бы принято называть равновесием Линдаля. Отсюда можно сформулировать следующее условие: предельная норма замещения частного блага общественным для индивида должна быть равна соотношению цен на обычные блага и налогов, которые индивиды готовы платить за общественное благо. Т.е. существует жесткая зависимость, если общество предпочитает получать больше услуг от государства, тогда оно должно «уплатить» и соответствующую цену в виде налогов. По мере увеличения расходов на дополнительную единицу общественного блага возрастают налоги. Допустим, что за каждую единицу блага индивид платит налоговую цену, равную Р. Тогда сумма, которую он может израсходовать на общественные и частные блага, равна где - общественные блага, С – частные блага, Y - его доход. Если показать на рисунке 1 бюджетное ограничение линией ВВ, то вдоль линии бюджетного ограничения в случае, когда государственные расходы низки, потребление частных товаров будет выше. На рисунке 1 также представлены индивидуальные кривые безразличия между общественными и частными благами. Индивид готов отказаться от некоторых частных благ, если получит больше общественных. При этом количество частных благ, от которых он отказывается, есть его предельная норма замещения. По мере получения большего количества общественных благ количество частных, от которых он готов отказаться в пользу одной дополнительной единицы общественного блага уменьшается, т.е. наблюдается уменьшающаяся предельная норма замещения для данного индивида.
общественного и индивидуального благосостояния[17] Наивысший уровень полезности для индивида достигается в точке касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения в точке на рисунке 1. Наклон линии бюджетного ограничения показывает, каким количеством частных благ должен пожертвовать индивид, чтобы получить одну дополнительную единицу общественных благ, что эквивалентно его налоговой цене. Наклон кривой безразличия показывает, какое количество частных благ готов пожертвовать индивид в аналогичной ситуации. По мере уменьшения налоговой цены, линия бюджетного ограничения сдвигается к точке Е. За счет увеличения или уменьшения налога можно выявить кривую спроса для частного блага. Рис. 2. Кривая индивидуального спроса[18] Так как частные блага - это те блага, которые приобретаются из доходов, оставшихся после уплаты налогов, которые можно представить в виде цены общественного блага, то на основе графиков можно убедиться в реальности принципа жесткости определения границ частного и общественного блага. Используя принуждение при сборе налоговых средств и жестко закрепляя их в качестве «цены» общественных благ, государство, прежде всего, стремится к целостной стабильной политике социальной поддержки и развития общества, т.е. общественные блага заключают в себе принцип социальной значимости. В отличие от этого основой производства частных благ является принцип доходности, или, вернее сказать, принцип предельной доходности. Любой производитель для максимализации своего благосостояния будет расширять тот вид деятельности, где предельный доход превышает предельные издержки, и свергать любой вид деятельности, если предельные издержки больше, чем предельный доход. Потребитель готов платить за покупку частного блага и получать, таким образом, предельную полезность данного блага. На конкурентном рынке цена блага будет равняться его предельным издержкам производства. Каждый индивид покупал бы такое количество блага, при котором уравнивалась бы предельная полезность блага с его рыночной ценой. Если на общественные блага нельзя назначить цены, то не могут приниматься решения об их производстве и распределении, основанные на принципах рыночной доходности. В основе производства таких благ, как общественная безопасность, социальная обеспеченность здравоохранение, возможность отдыха, образования и т.д. лежат социальные причины. А с развитием технического прогресса особое значение приобретают новые блага, которые можно отнести к общественным. В качестве таковых можно назвать чистый воздух, чистую воду, лесопарковые массивы и т.д. Загрязнение атмосферы и водоемов, недопустимый уровень шума, хищническое использование земли, необходимость устранения продуктов распада сгорания и т.д. становится острой проблемой развития современного общества, требуются немалые государственные расходы для обеспечения здоровой окружающей среды для дальнейшего существования общества. Чтобы оценить, в какой степени государство может участвовать в финансировании общественных благ, можно использовать принцип социальной значимости на основе сравнения предельного социального выигрыша и предельных социальных издержек. Но если рассчитать социальные издержки возможно, учитывая государственные закупки общественного блага, выплаты субсидий на образование, здравоохранение и т.д., то трудно измерить социальный выигрыш, т.е. на сколько вмешательство государства идет на пользу благосостоянию общества. Насколько здесь будет эффективен метод сравнения затрат и выгод, применяемый при производстве частных благ? Например, приняты меры для улучшения качества воздуха. Чисто гипотетически можно представить, что первоначальные средства, израсходованные государством на очистку воздуха, приведут к большому положительному эффекту, выраженному в уменьшении накладных расходов на медицинское обслуживание. Но в дальнейшем, переходя к более сложным и дорогостоящим технологиям, будет увеличиваться прирост издержек, связанный с получением каждой последующей дополнительной единицы чистого воздуха. Одновременно общественный выигрыш от улучшения качества воздуха, который вначале был значителен (т.к. вызвал немедленный значительный эффект), сокращается с каждой дополнительной единицей. На рисунке 3 показан допустимый объем регулирования очистки воздуха в точке X, когда предельный социальный выигрыш равен предельным социальным издержкам на улучшение качества. Рис.3[19] Теоретически оказывается возможным измерять социальные выгоды и издержки от производства общественных благ. Реально осуществлять их соизмерение труднее. Сложность возникает при оценке значимости того или иного общественного блага, а именно при соизмерении затрат и результатов проектов финансирования общественных благ, т.к. они не являются объектом купли-продажи. Если обратиться к используемому примеру об очистке воздуха, то результатом становится улучшение человеческой жизни, ее сохранение. Но этот же результат возможен и при улучшении состояния дорожной сети, уменьшающему число аварий, и совершенствование медицинской помощи и т.д., здесь, видимо, неправомерно давать денежную оценку издержкам и выгодам, соизмеряя сохраняемые жизни с затрачиваемыми ресурсами, а также - с результатами работы музеев или расширения троллейбусной сети. В данных рамках затраты и результаты могут оцениваться в натуральной форме. Т.к. результатом деятельности индивидов, связанных с общественными благами, выступает экономическое равновесие, сохранение и защита эстетических ценностей, памятников культуры, увеличение продолжительности жизни, рост творческого потенциала личности, то используются такие показатели, как продолжительность жизни, степень экологической загрязненности, сокращение потерь времени и т.д. Для достижения этих показателей используют политический, а не рыночный механизм принятия решений. В демократических обществах это происходит на основе мнения большинства. Рядовой потребитель выражает и защищает свои интересы в качестве избирателя, обнаруживая предпочтения с помощью голосования. Но и здесь возникают трудности нахождения оптимального решения: одна группа избирателей может предпочесть расширение образования, другая здравоохранения, третья считает необходимым выделение средств на окружающей среды, все социальные услуги в целом конкурируют с затратами на внешнюю и внутреннюю безопасность. Получается, что общественные блага соперничают не только с частными, но и между собой. Кроме того, каждое решение о предоставлении общественного блага касается благосостояния всех членов общества, а в принятии решения смогут участвовать не все члены общества, поэтому решение о предоставлении общественных благ передается государственным органам в соответствии с мнением большинства. Здесь также возникают сложности, связанные с несовершенством уже политического процесса. Мерой, позволяющей охарактеризовать степень настоятельности общественного блага, и может выступать социальная значимость блага. Какую оценку может получить колоссальное расширение военных программ в мирное время зависит, от ориентации государства на определенный момент. Государство может дать оценку общественного блага, адекватную предпочтениям данного общества. Такую оценку можно дать только с погрешностями, но даже приблизительные способны принести значительную пользу. На основе сказанного выше можно сделать следующий вывод. Определение потребностей в общественных благах остается важнейшей не до конца разрешенной проблемой мировой экономической теории и практики. Государство, призванное, прежде всего, обеспечивать экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в этих благах, может руководствоваться следующими принципами выделения общественных благ из числа рыночных: 1) принцип принуждения; 2) принцип жесткости; 3) принцип социальной значимости. Отсюда «общественные» блага выступают как блага, обнаруживающие свою аллокационную неэффективность в рамках рыночного сектора, что необходимо требует формирования ресурсов на их производство за счет принудительного участия государства, обеспечивающего жесткую зависимость объёма и структуры общественных благ от величины налоговых поступлений и определяющих их социальную значимость. Выделение общественного блага позволяет приблизиться к решению рассматриваемой проблемы и определить границы как государственного, так и рыночного секторов [1]Гайдар Е. Построить Россию: три статьи. – М., 1994. – С.26 [2] Блауг М., “Экономическая мысль в ретроспективе”, Москва, Дело Лтд, 1994г. [3] Эконов “Антология экономической классики”, Москва 1993г. [4] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:Петроком, 1993 [5] Райтмен П. Трудный путь к рыночной экономике реальности и иллюзии // Мировая экономика и международная экономика. – 1996. - № 5. – С. 65 [6] Бетке Питер Банкротство политэкономии и правовое регулирование на Востоке и Западе. От плана к рынку / Под ред. Л.И Пияшсвой и Дж. А. Дорна. - М., 1993. - С. 300.
[7] Мортиков В. К вопросу о сущности и тпологии международных общественных благ //Вопросы экономики – 2005. - № 3. – С. 28 [8] Олсон Мансур. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. – М.: ФЭИ, 1995. – С.12-13 [9] Там же. – С. 18 [10] Мusgrave R. Pablik Finace in Theory and Praktice. – 1989. – P. 77 [11] Пигу А. Экономическая теория благосостояния /Общ. ред. С.А. Аукуционска. – М.: Прогресс, 1985. – С. 89
[12] Dorfman R. Publik Ekonomics. M. Y., 1969. – P. 249-250 [13] Фридмен Милтон. Капитализм и свобода //ЭКО. – 1991. - № 7. – С. 19 [14] Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – С. 654 [15] Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №7 – С.15 [16] Патрон А.П. Государственное хозяйствование в США в начале XXI века // США – Канада.-2004.-№1.-С.8 [17] Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ: ИНФА-М, 1997. – С. 134 [18] Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ: ИНФА-М, 1997. – С. [19]Карлсон Роберт Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики. – М., 1995. – С.185
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|