Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние инновационной деятельности

На фоне известного оптимизма последних лет, обусловленного позитивным уклоном основных макроэкономических показателей, на первый план все больше и больше выдвигается вопрос об устойчивости наблюдаемого пока еще краткосрочного экономического роста. Ответ на него непосредственно связан с реальной эффективностью проводимой государством инновационной политики, которая должна быть подкреплена целым комплексом мер по стимулированию инвестиций в сферу науки и инноваций.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях экономики, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.

Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к внедрению продукции заменяющей импортную. Именно поэтому в качестве основной цели инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции

Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение продукции заменяющей импортную, что является еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию предприятий. Этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества продукции (53,8%), создание новых рынков сбыта в России (43.5%), а также сохранение традиционных рынков сбыта (37,7%).

Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций - достижение высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции, позволяющего завоевывать новые внешние рынки сбыта. По данным статистики, российские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5.6%, Западной Европы - 4.7%, а США и Канады - только 3.1%.

В то же время наблюдаются косвенные признаки того, что предприятия уже делают определенные шаги в данном направлении. В частности, обращает на себя внимание относительно высокая значимость такой цели инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным нормам и стандартам (28,4% предприятий в 1998 и 53,8% в 2001 году). Последнее является необходимым условием, определяющим возможность продвижения российских инновационных продуктов и технологий на зарубежные рынки.

В составе факторов производственного характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный низкий инновационный потенциал (рейтинг 1.8), определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений. Недостаток информации о новых технологиях (рейтинг 1.5) и рынках сбыта (рейтинг 1.4), возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (рейтинг 1.4) - все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва сложившихся в доперестроечные времена производственно-экономических и информационных связей.

 

Рис. 1. Рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности


промышленных предприятий [8]

Экономические факторы: 1 - недостаток собственных денежных средств 2 - недостаток финансовой поддержки со стороны государства 3 - низкий платежеспособный спрос на новые продукты 4 - высокая стоимость нововведений 5 - высокий экономический риск 6 - длительные сроки окупаемости нововведений Производственные факторы: 7 - низкий инновационный потенциал предприятия 8 - недостаток квалифицированного персонала 9 - недостаток информации о новых технологиях   10 - недостаток информации о рынках сбыта 11 - невосприимчивость предприятия к нововведениям 12 - недостаток возможностей для кооперирования с другими      предприятиями и научными организациями Другие факторы: 13 - отсутствие необходимости в нововведениях в силу      осуществленных ранее 14 - недостаточность правовой базы 15 - неопределенность сроков инновационного процесса 16 - неразвитость инновационной инфраструктуры 17 - неразвитость рынка технологий

 

На фоне первостепенных экономических трудностей такой фактор, как недостаток квалифицированного персонала, имеет невысокий рейтинг (1.5). Несмотря на то, что спад производства недавних лет вызвал значительный отток квалифицированных кадров из промышленности, предприятия еще не осознали в полной мере значимости этого явления. Не в последнюю очередь подобное отношение обусловлено качеством самих инноваций, не отличающихся высоким уровнем новизны, не связанных в достаточной степени с принципиально новой продукцией и тяготеющих преимущественно к менее радикальным изменениям.

Самый низкий рейтинг имеют факторы невосприимчивости предприятий к нововведениям (1.3) и неопределенности сроков инновационного процесса (рейтинг 1.4), что свидетельствует об осознании предприятиями необходимости повышения технологического уровня производства и об их моральной готовности к подобного рода изменениям.

В совокупности указанные факторы препятствовали реализации почти 5000 инновационных проектов, из которых 39% были серьезно задержаны, 27% остановлены или вовсе прекращены, а 34% - даже не начаты.

 

2.2 Государственные планы инновационной политики

 

Как отметил В.Путин в своём ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику, экономику знаний и технологий». И это действительно так.

В 2001 году произошло увеличение величины внутренних затрат на исследования и разработки до 77,5 млрд. руб. В 2000 году этот показатель составлял 74,9 млрд. руб. Предполагается увеличение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, до 4176 и численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, до 916,2 тыс., человек, что на 6,2 тыс. человек больше, чем в 2000 году.

Основными задачами государственной инновационной и научно-технической политики этого периода являются определение и реализация приоритетов развития инновационной и научно-технической сферы, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.

Одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного пути развития экономики и технологического перевооружения отраслей промышленности на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий являются федеральные целевые программы (ФЦП).

Реализация этих программ позволит обеспечить формирование перспективных научно-технических заделов, нацеленность прикладных НИОКТР и инноваций на решение наиболее актуальных проблем повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке, непрерывность цикла от фундаментальных исследований до промышленного выпуска наукоемкой продукции, привлечение средств из внебюджетных источников, максимальную эффективность бюджетных ассигнований, условия для замещения импортной продукции и перевод на этой основе инновационно-активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

Основной целью федеральной целевой программы «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей» является создание финансовых и организационных условий и предпосылок для усиления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счёт реализации в промышленности созданного инновационного потенциала.

Главная цель Программы включает следующие направления:

1. Государственная организационная и финансовая поддержка прикладных НИОКР и технологических инноваций, результаты которых позволяют в среднесрочном периоде освоить производство конкурентоспособной продукции;

2. Обеспечение непрерывного цикла «поисковые НИР- прикладные НИОКР - технологии - промышленное производство конкурентоспособной продукции»;

3. Содействие применению в инвестиционных проектах, прогрессивных инновационных ресурсосберегающих технологий, разработанных и освоенных в рамках Программы;

4. Создание новых рабочих мест в научной, инновационной и промышленной сферах.

 

Нельзя сказать, что правительство озабочено развитием инновационной системы. На данный момент мы можем констатировать, тот факт, что инновационная деятельность в большей части развивается непредсказуемо. К сожалению, инноваторы в ближайшее время могут рассчитывать только на свои силы и инвесторов. Однако, как будет рассмотрено далее, именно государственная поддержка на начальных стадиях является решающим фактором в развитии инновационной системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...