Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы Конституции

Введение

 

4 июля каждого года американская нация празднует свое рождение как независимой нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед проблемой сохранения этой независимости. Они прошли через революционную войну и объединение тринадцати независимых государств в одну функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя, многие из тех, кто работал на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем Конституционного Конвента обсудить укрепление национальной системы правительства. Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую федеральную Конституцию.

Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других «отцов-основателей».

Имея столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась «сухим» документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует, прежде всего, для народа, а уже потом – для правительства, исполнителя воли последнего.

 


Основные принципы Конституции

 

В политической жизни США изначально заложена идея, что правление должно основываться на документах, формулирующих основные законы общества. Из опыта британских и колониальных политических институтов, а также здравого подхода вытекало, что правительство должно состоять из представителей, избранных большинством населения. Однако колониальный опыт научил американцев относиться к государственной власти с недоверием, и поэтому в Конституции они заложили принципы разделения законодательной и исполнительной властей и сдержек и противовесов.

Идею разделения властей, т.е. распределения властных полномочий в государстве между различными ветвями власти, пропагандировал французский просветитель и философ Монтескьё, с трудами которого были знакомы авторы Конституции США, и особенно Джеймс Мэдисон. Во время Войны за независимость несколько штатов (прежде всего Виргиния) имели централизованное правление, осуществлявшееся более или менее демократически избранными законодательными органами. Опасаясь превышения власти со стороны таких правительств, авторы Конституции обратились к принципу отделения законодательной власти от исполнительной. Новым изобретением явилось создание самостоятельной и полномочной судебной власти, наделенной правом оценивать конституционность действий законодательной и исполнительной власти. Обладая такими полномочиями, судебная ветвь могла противостоять узурпации власти двумя другими ветвями. (Полномочия судебных властей по оценке конституционности решений были распространены и на правительства штатов.) Аналогичные сдержки и противовесы, позволявшие одной ветви власти участвовать в функционировании других ветвей, представляли собой право вето президента (главы исполнительной власти) на решения законодателей; полномочия сената, органа законодательной власти, утверждать или отвергать кандидатуры на должности в системе исполнительной власти, а также право законодателей снимать с должности (подвергать импичменту) представителей исполнительной и судебной власти. Вместе взятые, принцип разделения властей и принцип сдержек и противовесов ограничивают государственную власть: первый – путем распределения ее по трем ветвям, так чтобы ни один властный орган или чиновник не мог сосредоточить в своих руках все три типа власти, а второй – путем предоставления каждой ветви власти ряда полномочий в иных ветвях, так чтобы и внутри этих ветвей власть не приобрела абсолютного характера.

Помимо общего разделения властей Конституция распределила полномочия между центральной властью и властями штатов, создав федеральную систему государственного управления. Американцы, учитывая свой полуторавековой опыт жизни в отдельных колониях и штатах, ревностно оберегали прерогативы местной власти. Они считали принцип федерализма едва ли не основным гарантом от деспотии центрального правительства и предоставили этому правительству лишь ограниченные властные полномочия, передав всю остальную власть правительствам штатов и местным администрациям (это специально оговаривается в 10‑й поправке к Конституции). Концепция естественных прав, не дарованных государством, имела основополагающее значение для поколения эпохи американской революции. Эта доктрина сформировалась под влиянием британского политического наследия, включая Великую хартию вольностей (1215), «Славную революцию» (1688–1689) и Билль о правах (1689), неприязнь протестантов к светской власти, труды таких философов, как Джон Локк, а также в связи с необходимостью иметь узаконенные средства защиты от действий власти. Концепция естественных прав была составной частью идейно-политической основы движения протеста против английской королевской власти, и это было учтено при составлении Декларации независимости. Американцы были полны решимости защищать даже от собственного правительства то, что они считали своими естественными правами, отчасти перечисленными в Билле о правах – первых десяти поправках к Конституции, принятых в 1791.

Законодательная власть

 

Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный Конгресс, состоящий из сената и палаты представителей. Основные его полномочия включают налогообложение, регулирование торговли с зарубежными странами и между штатами, право объявления войны, формирование вооруженных сил и выделение средств на их содержание. Конгрессу также предоставляются полномочия, позволяющие принимать «необходимые и уместные» законы для эффективного функционирования государственного механизма [2].

Конгресс работает в сессионном режиме. Ежегодно созывается одна сессия. Первоначально она длилась с первого понедельника декабря до первого понедельника после 4 марта. 20-й поправкой, принятой в 1933, дата открытия сессии Конгресса перенесена на 3 января. Но точная дата роспуска Конгресса на каникулы не установлена. Помимо регулярных сессий Конгресс может собираться на специальные сессии, созываемые президентом США.

Сенат был создан как верхняя палата Конгресса, представляющая интересы штатов и имущих классов общества. Поэтому сенаторов избирали законодатели штатов. Согласно 17-й поправке, получившей силу закона в 1913, сенаторов стали выбирать прямым голосованием избиратели штата. Как верхняя палата сенат обладает особыми полномочиями, например, он может одобрять или отклонять президентские назначения на высшие государственные посты, ратифицировать или отклонять международные договоры и рассматривать дела должностных лиц, подвергнутых импичменту палатой представителей.

Сенаторов избирают сроком на шесть лет. Для сохранения преемственности власти сроки полномочий сенаторов смещены во времени таким образом, что в каждый год выборов становится вакантной только треть мест. По Конституции, сенатором может стать любой человек старше 30 лет, являющийся гражданином США не менее 9 лет и ко времени выборов проживающий в штате, от которого он избирается. В 1998 годовая заработная плата сенатора составляла 136,7 тыс. долл. Кроме того, сенаторы получали средства на содержание офиса и оплату труда помощников.

Вице-президент США является председателем сената. Сенат избирает из своего состава временного председателя, который ведет заседания в отсутствие вице-президента. Впрочем, наиболее важными руководителями сената являются лидер сенатского большинства и лидер сенатского меньшинства, избираемые на совещаниях (кокусах) фракций крупнейших политических партий, представленных в сенате. Им помогают секретари партийных фракций сената. Авторы Конституции рассматривали палату представителей как нижнюю палату Конгресса, представляющую все население страны. Количество представителей пропорционально численности населения, но каждый штат имеет не менее одного представителя. Выборы представителя проводятся через процедуру всеобщего голосования по одномандатным округам с приблизительно равной численностью населения.

Палата представителей первоначально насчитывала 59 членов, но к 1910 их число выросло до 435. С тех пор численный состав палаты оставался неизменным, а поправки на прирост населения делались путем расширения избирательных округов через каждые десять лет, после очередной его переписи. В результате такого «перерасчета» после переписи 1990 Калифорния имела 52 представителя, или 12% от общего числа конгрессменов; Аляска, Делавэр, Северная Дакота, Южная Дакота, Вермонт и Вайоминг – по одному представителю. Как представительный орган народа палата имеет исключительное право принимать налоговые законы. Палата представителей может возбудить импичмент против федеральных чиновников, а также полномочна избирать президента страны, если ни один кандидат не получит большинства голосов выборщиков [1].

Члены палаты представителей избираются на двухгодичный срок. Кандидат должен быть старше 25 лет, не менее 7 лет быть гражданином США и ко времени выборов проживать на территории штата, от которого он избирается. В 1998 годовая заработная плата члена палаты составляла 136,7 тыс. долл. Кроме того, он получал средства на содержание офиса и оплату труда помощников. Спикер, или председательствующий, избирается членами палаты, другими руководителями палаты являются лидеры и секретари фракций. В Конгрессе, хотя это не оговорено Конституцией, формируются различные комитеты и комиссии. 16 постоянных комитетов в сенате и 19 постоянных комитетов в палате представителей выполняют большой объем работы по подготовке и рассмотрению законопроектов. Каждый комитет ведает конкретной областью, например, иностранными делами, обороной, сельским хозяйством, банками и финансами. Пожалуй, наиболее влиятельным является комитет по регламенту, который готовит законопроекты к прохождению через палату и определяет очередность их рассмотрения [3].

Конгресс – не только законодательный орган. Сюда поступают жалобы граждан на чиновников. На рассмотрение этих жалоб сенатор или конгрессмен в среднем тратит почти столько же времени, сколько у него уходит на законодательную работу. Конгресс привлекает внимание общественности к важным социальным проблемам и политическим альтернативам, проводя специальные слушания и расследования.

Исполнительная власть

 

В соответствии с Конституцией, исполнительная власть в США осуществляется президентом. В его руках сосредоточена вся полнота исполнительной власти, и он имеет возможность оперативно принимать важнейшие решения. Срок полномочий президента определен в четыре года. Эти полномочия не зависят от вотума доверия законодателей, как это принято в отношении премьер-министров в странах с парламентской системой. Согласно 22‑й поправке, принятой в 1951, президент не может избираться более двух раз и исполнять свои обязанности дольше восьми лет. Президентом может стать гражданин страны по рождению, старше 35 лет и проживший на территории США не менее 14 лет. Годовая заработная плата президента 200 тыс. долл. Кроме того, ему полагаются не облагаемые налогами средства на административные расходы.

Вице-президент вступает в должность президента в случае кончины или отставки действующего президента. К кандидату в вице-президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату в президенты. Он избирается тоже на четырехлетний срок. Его годовая заработная плата 171,5 тыс. долл.

Президент и вице-президент формально избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом из штатов по спискам, предложенным политическими партиями. Выборщики, как правило, обязываются поддерживать кандидата своей партии, хотя это и не оговорено в Конституции. Попавшие в окончательный список коллегии голосуют за президента и вице-президента. Число выборщиков от каждого штата равно суммарному числу конгрессменов и сенаторов. Победителем на выборах считается кандидат, получивший большинство голосов выборщиков. Если ни один из кандидатов не получает большинства (как это случилось, например, на выборах 1800 и 1824), палата представителей путем голосования по принципу «один штат – один голос» избирает президента из трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов выборщиков. Если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит большинства голосов, то сенат избирает вице-президента из двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов.

Хотя создатели Конституции стремились сделать исполнительную власть мощным единым центром государства, они конечно, не могли предвидеть, что в результате президентская власть приобретет столь большое значение. Полномочия президента как верховного главнокомандующего позволяют ему начинать военные действия без формального согласия Конгресса. Административные обязанности президента, например назначение высших государственных чиновников, расширились с усилением регуляторной роли исполнительной власти и ее функций в системе социального обеспечения. В условиях снижения законотворческой инициативы Конгресса еще более возросла роль президента в выработке законодательной программы государства.

Президент стал также гарантом экономики, ответственным за поддержание стабильных цен и достаточно высокой занятости. Он является лидером политической партии, поддержкой которой может воспользоваться для укрепления своих позиций в Конгрессе и стране в целом. Президент – единственное официальное лицо в государстве, избираемое всенародно.

Главы различных министерств и ведомств исполнительной власти назначаются президентом и одновременно являются его советниками. Важнейшие чиновники образуют т.н. кабинет, или кабинет министров. Его численность сегодня возросла с 4 (государственный секретарь, министр финансов, военный министр и генеральный прокурор) до 14 (государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного строительства и городского развития, транспорта, энергетики, образования и по делам ветеранов). До 1971 в кабинете была представлена и почтовая служба. 14 министерств – огромные организации, состоящие из десятков управлений, отделов и служб. В систему министерства юстиции, к примеру, входит Федеральное бюро расследований (ФБР), а министерство обороны включает Объединенный комитет начальников штабов, консультирующих президента по военным вопросам, а также министерства сухопутных войск, военно-морских сил и военно-воздушных сил. Государственный департамент и министерство обороны являются важнейшими ведомствами исполнительной власти, однако их политический вес меняется в зависимости от влиятельности их глав и политических установок президента. Со времен Второй мировой войны власть (т.е. возможность влиять на решения президента) смещалась от министерств, которые обычно функционировали более или менее независимо, к различным отделам Исполнительного управления президента, находящегося под непосредственным контролем последнего [4].

В Конституции не определяется структура судебной власти, а предусматривается лишь создание Верховного суда, члены которого назначаются президентом при одобрении сената и находятся на своих постах до конца жизни при условии «безупречной службы». Учреждение же остальных судов поручается Конгрессу.

Судебная власть

 

В соответствии с Конституцией, общенациональная судебная власть ограничена. Федеральные суды разбирают все дела, возникающие в связи с толкованием Конституции, законодательством и международными договорами страны; дела, касающиеся иностранных дипломатов, аккредитованных в США; дела, связанные с морским правом; все споры, в которых одной из сторон являются США; все споры между двумя или более штатами, между гражданами различных штатов, между штатом или его гражданами и иностранными государствами или гражданами. 11‑я поправка к Конституции, принятая в 1795, исключила из юрисдикции федеральных судов дела против штатов, возбужденные гражданами других штатов или иностранных государств. Судебная власть распространяется лишь на рассмотрение дел и споров; суды не вправе инициировать дела и оказывать консультации.

Верховный суд. состоит из председателя и восьми членов суда (такой состав был узаконен еще в 1869). Конгресс утверждает кандидатуры судей, которые назначаются президентом с согласия сената и могут быть смещены лишь через процедуру импичмента. Судья может уйти в отставку в возрасте 70 лет после 10 лет работы в суде или в 65 лет после 15 лет работы в суде. Пенсия назначается в размере полного годового оклада (в 1998 председатель имел годовую заработную плату 175,4 тыс. долл., члены суда – по 167,9 тыс. долл.). Верховный суд заседает с октября по июнь.

Согласно Конституции, Верховный суд изначально вел все дела, касающиеся иностранных дипломатов, аккредитованных в США, а также дела, в которых одной из сторон выступает штат. Верховный суд выступает как апелляционная инстанция при ведении всех прочих дел на федеральном уровне. Большинство рассматриваемых им дел поступает в порядке апелляции из судов низших инстанций. Конгресс при этом может принимать нормативные акты, относящиеся к юрисдикции Верховного суда как апелляционной инстанции [5].

Верховный суд, как правило, рассматривает дела государственного значения. По закону о судоустройстве 1925, он вправе по своему усмотрению выбирать дела, относящиеся к его апелляционной юрисдикции. В случае решения принять дело к производству Верховный суд направляет запрос в суд низшей инстанции. Если Верховный суд не намерен принимать дело к производству, то в таком случае решение нижестоящей апелляционной инстанции считается окончательным. В небольшом числе особых случаев, преимущественно уголовных, закон предусматривает право на апелляцию в Верховный суд. Решения Верховного суда оформляются письменно, с изложением как мнения большинства, так и особых мнений членов суда.

Помимо Верховного суда, федеральная судебная система включает 12 окружных апелляционных судов, 89 районных судов в 50 штатах (от одного до четырех в каждом), а также районные суды в федеральном округе Колумбия, в Пуэрто-Рико, на Гуаме, Виргинских и Марианских о-вах. Члены всех этих судов назначаются президентом. Районные суды являются судами первой инстанции. Апелляционные суды рассматривают апелляции по делам, прошедшим через районные суды. Они осуществляют также контроль за деятельностью федеральных ведомств. В большинстве случаев апелляционные суды являются последней инстанцией. Кроме этих трех уровней судов общей юрисдикции, существуют также специальные суды, включающие Апелляционный суд США по федеральному округу, Федеральный претензионный суд, Суд США по делам внешней торговли, Военно-апелляционный суд США.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...