Частные методики обучения биологии
Список вопросов к экзамену по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» 1. Методика обучения биологии как наука. Цели и задачи науки. Связь МПБ с другими науками. Закономерности и принципы. 2. Основные положения теории развития понятий. Условия формирования понятий. 3. Методика развития понятий. Система обобщения и повторения. Обобщающие уроки. 4. Специальные биологические умения. Методика формирования и развития умений в связи с формированием понятий. 5. Методы обучения биологии, функции, классификация. Методические приёмы. 6. Характеристика словесных методов обучения биологии. 7. Характеристика практических методов обучения биологии. Моделирование (вербальное, практическое). Самонаблюдения. 8. Лабораторные работы. Их место и значение в системе обучения биологии. Классификация лабораторных работ по содержанию биологических понятий. Организация и особенности проведения на различных этапах обучения. 9. Характеристика наглядных методов обучения биологии. Демонстрация результатов эксперимента. Демонстрация экранных пособий. Демонстрация живых животных. 10. Методический аппарат учебника. Организация познавательной деятельности учащихся при работе с учебником. Дополнительная научно-популярная литература для учащихся, её роль в учебно-воспитательном процессе. 11. Выбор методов обучения и их развитие. Мультимедийные методы обучения. 12. Повышение самостоятельности учащихся при использовании различных методов обучения. Приёмы организации и проведения самостоятельных работ. 13. Формы организации учебной работы по биологии. Общая характеристика, функции. Активные виды урока. Особенности современного урока.
14. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии. Типы и виды уроков. Специфика уроков по биологии. Макро- и микроструктура урока. Подготовка к уроку. Самоанализ урока. 15. Урок изучения нового материала. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Организация изучения нового материала. Методика его закрепления. 16. Биологические экскурсии. 17. Домашние и внеурочные работы учащихся. 18. Внеклассная работа по биологии. 19. Общественно-полезный труд по биологии. Организация природоохранной экологической деятельности. 20. Роль ученических тетрадей в усвоении и закреплении знаний. Виды схем. Требования к оформлению таблиц, рисунков. Виды трафаретов и работа с ними. 21. Контроль и учёт знаний. Виды и функции контроля. Критерии оценки знаний и умений. Виды учёта. 22. Требования к проведению устного контроля. Индивидуальный, фронтальный контроль. Уплотнённый опрос. Зачёт. Экзамен. 23. Письменный контроль. Виды биологических диктантов. Тестирование. Единственный государственный экзамен. 24. Формирование и развитие приёмов умственной деятельности на уроках биологии: анализ, сравнение, обобщение, объяснение. 25. Школьная лекция. Школьный семинар. 26. Биологические задачи. Содержание, значение. Место в структуре урока. 27. Школьный кабинет биологии. его значение в обучении и воспитании. Оборудование рабочего места учителя и учащихся. Зоны ТСО. Тематика постоянных и сменных стендов. 28. Школьный учебно-опытный участок. Организации территории. Содержание, структура и методика проведения практических работ. 29. Уголок живой природы. 30. Развитие методики естествознания в дореволюционный период. 31. Развитие методики преподавания биологии в первой половине ХХ века. 32. Развитие методики преподавания биологии во второй половине ХХ века. 33. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция профильного обучения. Авторские коллективы альтернативных учебных программ по биологии. Спиральный и линейный принципы построения программ.
34. Современные требования к школьному биологическому образованию. Структура, особенности содержания и задачи образовательной области «Биология». Компоненты биологического образования. 35. Воспитание в процессе обучения биологии. 36. Средства обучения биологии. Классификация. Принципы подбора средств обучения к уроку. Комплексы средств обучения. 37. Характеристика и методика формирования экологических понятий.
Частные методики обучения биологии
1. Цитологические понятия в 7-9 кл. Примеры и особенности проведения лабораторных работ цитологического содержания. Учебно-воспитательные задачи и система уроков темы «Клеточное строение растительного организма». Оборудование и объекты к урокам. Методика обучения учащихся изготовлению микропрепаратов. Содержание дидактических карточек. Методика формирования систематических понятий при изучении растений в 6 классе. Принципы составления букета и организация учащихся для работы с ним. Содержание линейных и круговых схем соподчинения систематических понятий. Содержание практических методов обучения и дидактических материалов; характеристика печатных пособий в аспекте темы. 2. Содержание физиологических понятий в 6 классе. Взаимосвязь физиологических и общебиологических понятий. Место уроков с физиологическим содержанием в системе уроков темы. Взаимосвязь физиологических понятий с анатомическими. Методические особенности школьного биологического эксперимента. Примеры экспериментов (тема «Лист»). Характеристика и методика проведения эксперимента (на выбор студента). 3. Методика формирования физиологических понятий в разделе «Животные» на примере темы «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся». Развиваемые и вновь формируемые понятия. Взаимосвязь физиологических понятий с анатомическими и общебиологическими. Структура параграфа. Характеристика содержания и методика проведения урока на тему «Внутреннее строение животного». Разнообразие средств обучения. Сравнение методики уроков с физиологическим содержанием в 6 и 7 классах.
4. Методика формирования физиологических понятий в разделе «Человек и его здоровье». Место уроков с физиологическим содержанием в системе уроков темы. Взаимосвязь физиологических понятий с анатомическими, общебиологическими, санитарно-гигиеническими. Характеристика лабораторных работ и самонаблюдений по физиологии человека. Требования к оформлению лабораторных работ и проведению самонаблюдений. 5. Методика формирования физиологических понятий на примере темы «Дыхание». Роль проблемных ситуаций и принципа межпредметных связей при формировании физиологических понятий. Содержание и организация самонаблюдений. 6. Содержание знаний о нервной системе животных (7 кл.). Система понятий темы «Нервная система» (8 кл.). Развитие понятий «условные» и «безусловные» рефлексы (7-8 кл.). Формирование представлений о нервной регуляции работы органов. Формирование и развитие понятий «рефлекс» и «рефлекторная дуга». 7. Методика изучения живых животных на уроках, экскурсиях, во внеурочное время. Разнообразие изучаемых животных. Содержание и методика проведения лабораторных работ. Содержание наблюдений за животными в домашних условиях и на природе. Оформление результатов наблюдений. Кружковая работа по изучению живых животных. Использование следов жизнедеятельности животных в учебном процессе. 8. Методика работы с трафаретами животных. Педагогический рисунок. Требования к оформлению рисунков в тетради. Моделирование рисунка по трафарету животного. 9. Методика уроков по изучению опорно-двигательного аппарата хордовых животных. Общий план строения скелета хордового животного. Особенности методики изучения скелета животных разных классов. Средства обучения. содержание дидактических карточек. Лабораторные работы и демонстрации. Содержание записей и рисунков в тетради. Влияние методики на развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование научного мировоззрения. Взаимосвязь с общебиологическими понятиями. Сравнение методического аппарата учебников разных авторов.
10. Активизация познавательной деятельности школьников при изучении темы «Кровь». Содержание учебно-воспитательных задач. Система понятий. Постановка учебных познавательных задач к разным урокам темы и методика их решения. Оборудование, требующее и не требующее специальной подготовки. Назначение и содержание дидактических карточек. Система записей на доске и в тетради. Методика проведения лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». 11. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Дыхание». Содержание учебно-воспитательных задач. Анализ понятий темы по степени их сформированности. Обоснование возможности использования проблемных ситуаций в теме. Межпредметные связи. Самонаблюдения. Возможности использования методического аппарата учебников разных авторов для активизации познавательной деятельности учащихся. Содержание проблемных ситуаций. Приёмы создания проблемных ситуаций. Методика реализации проблемной ситуации (на выбор студента). Характеристика содержания дидактических карточек. 12. Самонаблюдения – как вид практического метода обучения. Содержание и методика проведения самонаблюдений в 8 кл. Значение метода.
Знать определение терминов: методика преподавания биологии как науки, общебиологические понятия, гигиенические понятия, физиологические понятия, анатомические понятия, систематические понятия, специальные понятия, простое и сложное понятие, метод обучения (преподавания), методический приём, методический аппарат учебника, беседа, рассказ, лекция, объяснение, наблюдение, самонаблюдение, форма преподавания, урок, семинар, макро- и микро- структура урока, образовательные, развивающие, воспитывающие задачи урока, экскурсии, домашняя работа, внеурочная работа, внеклассная работа, календарное планирование, поурочное планирование, тематическое планирование. Знать ведущих методистов, разработавших рекомендации к урокам по разделам «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|