Античная философия: этапы развития, значение, общая характеристика.
Основные этапы античной (древнегреческой и древнеримской) философии: 1) доклассический (он же досократический или ранний) – ионийцы (милетцы), элейцы, Гераклит, атомисты, софисты и прочие, творившие до последней четверти V в. до н.э.; 2) классический - Сократ, Платон, Аристотель (конец V в. - середина IV в. до н.э.); 3) постклассический (он же эллинистический) - стоики, эпикурейцы, скептики, академики и неоплатоники (середина IV в. до н.э. - IV н.э.) Город Милет (западное побережья Малой Азии) – родина ионической философии, якобы самой ранней из известных школ Древней Греции (VII-VI вв. до н. э.). Ионийцы заменили божественную первопричину мира - материальным первоначалом (вода, земля, огонь, воздух и т.д.). У Фалеса это ‑ «вода» «влага», ибо «семена всего сущего влажны», огонь питается влагой, земля «лежит на воде». Полагал, что все имеет живую душу в качестве движущей силы, а подлинное Божество мироздания ‑ это разум. Его знаменитейшее изречение: «Познай самого себя». Анаксимен определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности). Даже Боги произошли из воздуха. Различие вещей – различная степень концентрации воздуха. Причина изменений вечная подвижность воздушных масс. Анаксимандр назвал первоначалом: «апейрон» - бесконечное, неисчезающее. Говорил, что «апейрон» - материя, соединяющая в себе все противоположности, все сущее ‑ выделения из апейрона, исчезающие в нем же. Гераклит Темный из Эфеса (город на Западе Малой Азии) вместо первоначала искал источник изменений. Пришел к выводу: миром правит логос (всеобщая закономерность), а сам мир ‑ вечное движение и изменение (огонь – душа мира), все процессы ‑ борьба противоположностей. За это Гераклит считается родоначальником диалектики. Его высказывания: «Все течет и изменяется», «Нельзя дважды войти в одну реку».
Элейская школа (элеаты) прославилась отрицанием любых изменений и делений. Так Парменид утверждал: истина неизменна и постигается лишь разумом, а все перемены и деления на части – обманчивая видимость. Следовательно, «только бытие есть, а небытия нет», как нет движения и пустоты. Все сущее - неподвижный, конечный и шарообразный Разум-Бог, подчиненный необходимости, судьбе, провидению. Зенон Элейский (ученик Парменида) сочинил множество апорий, доказывающих невозможность движения и делимости на части: стрела не может лететь, Ахиллес не догонит черепаху и т.п. Досократическая философия: общая характеристика, основные школы и представители. Софисты и Сократ. Для классического периода характерно осмысление мира как единого целого, равного Всеобъемлющему Богу-Разуму (вездесущему и все созидающему). Сократ (469-399 гг. до н.э.) решил, что источник всего Всеблагой Разум, и предложил «подвергать сомнению» любое суждение, чтобы в процессе детального спора-обсуждения доходить до несомненного ‑ благого и истинного. Больше, чем внешней природой интересовался внутренним, духовным миром человека (познанием и моралью). Для него добродетель – познание добра и естественное следование ему, а дурные поступки ‑ порождение невежества. Учение Платона об идеях, душе и познании. Учения о государстве Платона и Аристотеля. Платон Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика.
К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии. Платон подчеркивает значение набожности и почитание богов. Система воспитания Платона (воспитание стражей и политиков). Социальная проблематика Платона. Первая коммунистическая утопия. Платон: нужно создать идеальную систему, и эту систему связать с душой. Части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо разделить общество на три слоя: мудрецы - правление, стражники - защита государства, ремесленники, обслуживающие первых и вторых (низшие). Можно переходить из одного слоя в другой - тест, испытание. Хотя в целом слои достаточно сильно разграничены. Евгеника - браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Моногамия - все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание - ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство - оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается монархия. Демократия - олигархия богатых, тимократия (военных) и далее - тирания. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления личности.
Аристотель Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).
Метафизика Аристотеля. «Метафи́зика» (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — то, что после физики) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским, в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости. Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»). Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей. Книга 1 книгу Аристотель начинает с утверждения, что все люди от природы стремятся к знанию. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт (ἐμπειρία). На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это еще не высшее знание (ἐπιστήμη), каковым является только знание самоценное — мудрость(σοφία) — знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми называли тех, кто много знает, однако все знать нельзя, но можно знать причины всего. Как раз философы с самого начала интересовались причинами: как происхождения Вселенной, так и того, что хорошо. Такое знание он называет божественным. Далее, в 3 главе 1 книги, Аристотель перечисляет четыре причины (αἰτία) всего (983а25-30): § Сущность (οὐσία — усиа) § Материя (ὕλη — хюле) § Начало движения (ἡ ἀρχὴ τῆς κινήσεως — хэ архэ тэс кинэсэос) § Благо (ἀγαθόν — агатхон) Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или всех элементах сразу (Эмпедокл). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (5 гл.) и Платона (6 гл.). Книга Во 2 книге Аристотель определяет философию как знание об истине (φιλοσοφίαν ἐπιστήμην τῆς ἀληθείας), причем истинаоказывается целью знания. Книга В 3 книге Аристотель указывает на трудности познания причин: существуют ли сущности и где они пребывают? Он также критикует представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными.
Книга 4 книга посвящена понятию сущность. Аристотель подчеркивает, что под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа. Книга 5 книга посвящена началу движения. Аристотель говорит о том, что все причины суть начала. Здесь он также рассуждает об элементах, которые являются неделимыми составными частями; и о природе. Он сообщает, что сущностями могут быть названы и простые тела. Здесь раскрываются понятие возможности как начала движения. Книга В 6 книге Аристотель говорит о трех видах умозрительного знания: математика, философия и теология. Книга В 7 книге Аристотель продолжает разговор о сущности. Книга В 8 книге он переходит к разговору о началах. причинах и элементах сущностей. Аристотель подчеркивает, что наименее спорными считаются чувственновоспринимаемые сущности, которые имеют материю. Он замечает, что форма вещей может быть отделена от самих вещей только мыслью. Книга В 9 книге Аристотель разбирает отношения возможности и действительности (осуществленности). Возможности делятся в свою очередь на врожденные и приобретенные. Книга 10 книга начинается с рассмотрения вопроса о едином, которое бывает либо непрерывным, либо целым. Книга 11 книга начинается с рассмотрения мудрости как науки о началах. Аристотель противопоставляет единичные вещи общим понятиям и ставит под вопрос реальность последних. Он также рассматривает такие виды изменения как возникновение и уничтожение. В этой главе он перечисляет 7 категорий (1068а): сущность (греч. οὐσίᾳ), качество, место (греч. τόπῳ), действие, страдание, отношение и количество. Книга 12 книга посвящена понятию первого двигателя, который есть неподвижной, бесконечной причиной, Богом или Умом (нусом), целью которого есть стремление к Благу и порядку в действительности. Здесь же он приводит свое знаменитое утверждение, что все изменяется из сущего в возможности (ἐκ τοῦ δυνάμει) в сущее в действительности (ἐνεργείᾳ) — 1069b15. Причем все, что подвержено изменению, материально (1069b24). Книга 13 и 14 книги посвящены критике эйдосов и чисел, якобы существующих помимо вещей. Аристотель подобно Платону разделяет прекрасное (καλὸν) и благо (ἀγαθὸν), ибо первое относится к неподвижному, а второе — к действию (1078а30). Однако в пику своему учителю он противопоставляет общее (καθόλου) сущности (1087а).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|