Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития педагогической науки




 

Начиная с древних времен человек опытным путем приобретал знания в области воспитания, обучения, образования. Эти знания и опыт передавали от поколения к поколению в виде обычаев, традиций и других житейских правил. Многие из них нашли отражения в поговорках и пословицах, сказаниях и анекдотах, мифах и легендах (например, «Яблоко от яблони недалеко падает», «Повторение – мать учения», «Век живи – век учись» и т. д.), которые легли в основу народной педагогики. Однако житейский опыт, народная педагогика не могли заменить книги, школу, учителей, науки. Поэтому, не отвергая народную мудрость и опыт воспитания, педагогическая наука опирается на них, отвечая на вопросы: почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания; как управлять процессом развития личности?

Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагогос» («пейда» – дитя, «гогос» – веду), которое означает «детоводство».

В Древней Греции педагогами называли рабов, представленных к детям господ. Они обязаны были сопровождать их в школу, прислуживать им на занятиях. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Первые учителя получили название «мастера», которые учили детей «книги писати и учиби ученики грамотные хитрости».

Первые мысли о необходимости обучения и воспитания мы находим в трудах философов Древней Греции и Древнего Рима: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Плутарха и др.

В эпоху Средневековья педагогические идеи развивались в рамках христианского богословия. Появляются монастырские и приходские школы. В эпоху Возрождения и реформации с развитием ремесел и торговли появилась острая необходимость в удовлетворении запросов новых сословий в грамотности и практических знаниях. Возникают цеховые школы, где дети ремесленников получали начальное обучение, гильдейские школы, в которых купеческие дети учились чтению, письму и счету, городские школы.

В ХIII в. в Западной Европе открываются первые университеты. Появляются новые методы обучения, основанные на наглядности, изучении реальной действительности (игры, экскурсии, уроки на природе). Педагоги эпохи Возрождения отказывались от суровой палочной дисциплины, характерной для средневековой школы.

В этот период педагогические идеи обосновывали и развивали такие гуманисты, как Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.

Отцом педагогики принято называть чешского мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670), который закрепил статус педагогики как науки. В главном труде своей жизни «Великая дидактика» он заложил новую систему образования, с главными идеями «учить всех всему», обучение детей на родном языке. Коменский сформировал основные принципы дидактики.

В ХVII–ХIХ вв. в категорию педагогики вошли имена таких западноевропейских мыслителей и педагогов, как Дж. Локк, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтер и др.

Большой вклад в развитие педагогической мысли России внесли М. Ломоносов, К. Ушинский, П. Лесгафт.

Проблемами воспитания и обучения в советской педагогике занимались Н.Крупская, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинский, а также белорусские педагоги Л. Коломинский, И. Фурманов, И. Харламов, И. Казимирская и др.

 

5.2 Предмет педагогики. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук. Основные методологические принципы
педагогики, ее методы и категории

Объектом педагогики является воспитание как социально организованный процесс, а ее предметом является использование сущности и закономерностей подготовки растущего человека к жизни в обществе (социализации).

Задачами, которые стоят перед педагогической наукой, являются:

- изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условиях специально организованного воспитания;

- определение целей и содержания воспитания;

- поиск методов, средств и форм организации воспитательной работы.

Связь педагогики и философии является наиболее длительной и тесной, так как философские идеи определили направление педагогического поиска, обосновали создание педагогических концепций и теорий. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Психология помогает понять свойства человеческой природы, ее возможности, механизмы и потребности, законы психической деятельности.

Проблема соотношения природно-биологических и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике. Поэтому значительна связь педагогики с биологией, которая изучает индивидуальное развитие человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Традиционными являются связи педагогики с социологией, политологией. Здесь педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения им политических идей и установок.

Сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук. В ее структуру входят:

- общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

- возрастная педагогика – дошкольная, школьная, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

- коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно остылых детей с нарушением речи);

- отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и др.);

- история педагогики и психологии, изучающая развитие педагогических идей в различные исторические эпохи. В последние годы появились такие отрасли педагогики, как социальная педагогика, сравнительная, педагогика семейного воспитания, педагогика высшей школы и др.

Дидактика – отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Современная дидактика представляет собой «теоретический стержень» педагогики. Основные, вечные вопросы, которые всегда стояли и стоят перед педагогикой, – это вопросы «чему учить?» и «как учить?».

К числу классических принципов дидактики следует отнести принципы:

- научности;

- преемственности;

- доступности;

- заинтересованности;

- сознательности обучения;

- индивидуально ориентированного диалогового обучения;

- опорных систем и конспектов.

Метод обучения – упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей, при котором способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учеников взаимосвязаны и находятся во взаимодействии.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории – «образование», «обучение», «воспитание».

Понятие «образование» можно рассматривать как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей и как систему. Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Обучение – это способ организации образовательного процесса, предполагающий совместную учебную деятельность учителя и ученика и характеризующий процесс передачи знаний, умений и навыков. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Воспитание – это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.

По вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему: теория психоанализа З. Фрейда, гуманистические теории личности А. Маслоу, Г. Тома, К.Т. Юнга и др.

 

Образование в современных условиях как механизм развития личности. Основные функции образования и соответствующие им модели образования. Мировые образовательные тенденции. Особенности системы образования в Республике Беларусь

Понятие образование происходит от слова «образ». Общество пытается через образование участвовать в процессе формирования личности. Поэтому образование – это, прежде всего, социальное явление. При помощи образования общество передает знания, навыки от одного человека к другому. Обучение направлено на социализацию ученика, сознательно ориентировано на некие идеальные образы, исторически обусловленные в общественном сознании социальные эталоны. Содержание образования существенно отличалось в различные эпохи, у различных народов. Так, в Древнем Риме главной целью образования была подготовка военачальников и государственных деятелей. В эпоху Средневековья в Европе делалась ставка на воспитание добродетельного христианина, в эпоху Просвещения – на энергичного предпринимателя, вооруженного естественнонаучными знаниями. Так с течением времени меняются культурные интересы человека, и соответственно, содержание образования.

Целевые функции образования совпадают с целью общества. Ведущая социальная функция образования – гуманистическая. Кроме этой, образование выполняет следующие функции:

· Формирование образовательных общностей.

· Активизация социальных перемещений.

· Социальная селекция.

· Формирование профессионально квалифицированного состава населения.

· Формирование потребительских стандартов населения.

· Воспроизводство социальных типов культуры и др.

Образование также имеет функции, различные для педагогов и учеников. Для учеников – это информационно-коммуникативная функция. Для преподавателей – предметно-инструментарная.

В зависимости от функций, которые образование играет в том или ином государстве, существуют и следующие модели образования:

· Модель образования как государственно-ведомственной организации. Строится она по ведомственному принципу жесткой централизации содержания образования, номенклатуры учебного заведения, определением целей, с подчинением и контролем специальными и административными органами.

· Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.).

· Традиционная модель образования (Ж. Капель, Д. Равич и др.)

· Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье и др.).

· Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

· Неинституциональная модель образования (Ф. Клейн, Л. Бернар и др.).

К концу ХХ столетия четко обозначились тенденции общей ситуации образования, которые совпадают с принципами его реформирования в странах СНГ и Беларуси. Это следующие тенденции:

- непрерывное образование (преемственность всех уровней образования с целью воспитания и профессиональной подготовки подрастающих поколений);

- гуманизация (усиление внимания к личности как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами);

- дифференциация и индивидуализация, сознание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника, отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, раскрытие их способностей средствами образования;

- образование детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов;

- возрастание рынка образовательных услуг;

- доступность образования всему населению страны.

В бывшем Советском Союзе существовала определенная система образовательных учреждений, которые обеспечивали реализацию всех видов образования. После его распада в России и Беларуси были приняты свои законы об образовании, однако в структуре и принципах построения систем образования этих государств осталось много общего.

В Республике Беларусь сложилась следующая система основных звеньев образования: дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, средне-специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...