Сказка про музыку и сказка о нотах
Сказка о музыкальных звуках
Первый солнечный луч заглянул в окошко и прыгнул на пушистые ресницы спящего мальчика. Другие солнечные лучи влетели в комнату вслед за первым и рассыпались повсюду. Мальчик открыл глаза и сказал: «Ой! Ой, это что?!»
В комнате кружились, сверкали и звенели золотые искорки. Мальчик попытался поймать ладошками звенящие искорки. Они тут же растаяли в солнечном луче, но в ладошках у мальчика шевельнулось что-то горячее. Он осторожно открыл ладошки и увидел одну золотую искорку.
— Спой мне золотую песенку, искорка, — попросил мальчик.
— Я могу спеть только один звук, — пропела искорка звонким голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы искорки. Отпусти меня к ним, мальчик.
— Хорошо, лети, — мальчик подбросил искорку в воздух. Она сверкнула и исчезла в солнечном свете. Дверь открылась, и в комнату вошла мама.
— Мама, здесь звенели и пели золотые искорки, но потом они улетели, — сказал мальчик.
— Это была музыка — песенка солнышка. Она всегда летает вместе с солнечными лучами, — засмеялась мама и поцеловала сына.
Днем мальчик побежал гулять на поляну за домом. По краю поляны тек прозрачный ручей. Мальчик присел на корточки и смотрел, как прозрачные струи журчат и обтекают разноцветные камушки. Некоторые журчащие хрустальные капельки выпрыгивали из бегущей воды и кружились над ручьем.
Мальчик протянул ладошки, чтобы поймать их. Все капельки нырнули в ручей, а в ладошках мальчика осталась только одна маленькая капелька.
— Спой мне журчащую песенку, капелька, — попросил мальчик.
— Я могу спеть только один звук, — пропела капелька журчащим голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы капельки. Отпусти меня к ним мальчик.
Мальчик наклонил ладошку, капелька скатилась в ручей и исчезла.
Мальчик побежал домой и пожаловался маме:
- Мама, над ручьем прыгали журчащие капельки, но потом они уплыли вместе с ручьем.
- Это была музыка - песенка ручья. Она всегда бежит вместе с ручьем, — объяснила мама.
Пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, и над поляной повисла красавица радуга. Её разноцветные дуги гудели и вибрировали. Мальчик побежал к радуге. Он хотел взять маленький кусочек поющей радуги, но радуга быстро погасла. Мальчик чуть не заплакал от огорчения, но тут увидел, что кусочек разноцветной радуги лежит на цветке.
Малшик быстро накрыл этот кусочек ладошкой и попросил: — Спой мне песню радуги, радужный кусочек. -Жжж, — зажжужало под ладошкой. - Я не радужный кусочек, а жук. Радуга подарила мне только капельку сверкающей краски для спинки и один свой жужжащий звук.
- А где остальные звуки радужной песни? - спросил мальчик.
- Добрая радуга подарила се кусочки бабочкам, жукам, цветам, птицам - всем, кто украшает Землю. Отпусти меня, пожалуйста. Мальчик убрал ладошку, и жук улетел.
- Я не смог поймать радужную песенку. Она разделилась на много тысяч кусочков и разлетелась по всей Земле, — сказал расстроенный мальчик маме.
- Не горюй, сынок. Пусть ты не поймал песенку, но тебе дан великий дар - слышать Музыку, — успокоила мама сына.
- Откуда берется Музыка, мама? - спросил мальчик.
- Наверное, она спускается с небес, чтобы подарить людям свои мелодии, - задумчиво произнесла мама.
Я все-таки поймаю эти мелодии, - упрямо сказан мальчик.
Вопросы и задания
Представьте, что солнышко спело вам свою песенку. Запишите, о чем пело солнышко.
Нарисуйте солнышко с музыкальными лучиками. В какое время года и как поет солнышко? Чем утренняя песенка солнышка отличается от дневной и вечерней?
Как вы думаете, о чем журчат капельки дождя, росы, ручья, морские капельки?
Придумайте сказку о том, как радуга дарила всему вокруг свои
разноцветные песенки.
Каким талантом обладал мальчик?
Как человек может открыть в себе талант слышать музыку в окружающем его мире?
Как вы думаете, откуда берется музыка и для чего она дана людям?
Песня нотки позвала
Песня над землей звучала
Без конца и без начала.
«Принимайтесь за дела!»
— Потки песня позвала.
Принялись послушно ноты
За волшебную работу.
Стали песенку писать
Быстро в нотную тетрадь.
Песня в ноты превратилась.
Рассмеялась, оживилась,
И пропела звонко нотам:
«Всем спасибо за работу!»
Вопросы и задания
• Где живут нотки? Нарисуйте домик для ноток.
• Нарисуйте нотки в виде забавных человечков, которые карандашами записывают песню в нотную тетрадь.
• Почему у ноток волшебная работа?
• Нарисуйте песню в виде красивой девушки в одежде из ноток.
• Как выдумаете, что песня подарила ноткам в благодарность за работу?
• Придумайте сказку о том, как однажды нотки потерялись и не вышли на работу.
• Дети получают карточки с разными нотами и под музыку танцуют. Затем музыка останавливается, и педагог говорит: «Ну-ка, ноты, принимайтесь за работу!» Дети, у которых карточки с одноименными нотками, должны объединиться в группы. Побеждает группа, которая быстрее всех выполнит эту работу.
• Дети делятся на группы. Каждая группа встает на скамейку. Все члены групп получают карточки с нотами. По команде дети должны перестроиться по нотам в нотном ряду. Побеждает группа, которая быстрее перестроится и в которой ни одна «нотка» не упадет со скамейки.
Жил-был мальчик по имени Илья. Подобно многим мальчикам, он мечтал стать самым сильным, самым ловким. Но мама очень хотела, чтобы ее сын был музыкантом, и поэтому, вместо спортивной секции, он занимался в музыкальной школе. Там его учили читать ноты, петь в хоре и играть на скрипке.
Учился Илья с большой неохотой, и мама часто ходила с ним на концерты, чтобы он полюбил музыку.
Как-то раз они с мамой сидели очень близко к сцене и слушали сонату для скрипки. Скрипач играл, закрыв глаза, и казалось, что перед ним проплывают какие-то удивительные картины. Все замерли, слушая прекрасную мелодию…
Все, кроме Ильи. Ему было скучно, музыка убаюкивала его…
Неожиданно он увидел свою нотную тетрадь. Ноты, словно скворцы на телеграфных проводах, сидели на тетрадных линейках. И каждая пела на свой лад: «До-о! Рэ-э! Ми-и! Ля-ля!».
Их голоса соединились в красивую нежную мелодию и перенесли Илью на лесную полянку, где росли синие колокольчики и желто-белые ромашки. Илье сразу же захотелось поискать землянику, которая пряталась тут и там в траве.
Затем в звуках мелодии Илья услышал шум падающей воды. Он побежал на этот звук и увидел водопад – настоящий водопад, а не пластмассовые горки в бассейне. На берегу лежала резиновая лодка. Илья сел в нее и оттолкнулся веслом от берега. Это был захватывающий спуск, от которого сердце забилось в груди, а мир стал ярче и звонче.
Но вдруг нота ля подпрыгнула, столкнула ноту до с ее линейки и начала распевать во весь голос:
– Ля-ля-ля!!!
Только вместо нежного «ля-ля-ля» зазвучало: «Я! Я!! Я!!!» Лес тут же исчез, водопад высох, и Илье стало не по себе. Он вспомнил, как однажды в хоре попытался петь громче всех и испортил всю песню.
– Оказывается, если перекричишь и победишь всех, это еще не значит, что ты самый-самый…
Нота ля тоже поняла, что это из-за нее все пошло не так. Быстренько вернувшись на свое место, она вновь нежно запела в общем хоре. И опять зашелестел лес, и водопад зазвенел сверкающими каплями, и Илье стало радостно на душе…
Концерт окончился, и мама растормошила сына, дремавшего в кресле с мечтательной улыбкой.
– Мама, – спросил Илья, – скажи, как мне стать самым-самым?
– Для этого надо прислушиваться к другим, сынок. Даже когда поешь сольную партию, даже когда играешь первую скрипку. Всегда помни, что ты делаешь это для всех, – и у тебя все получится как надо. Тогда ты и будешь самым-самым.
«Вот почему скрипач так здорово играл», – подумал Илья и впервые порадовался тому, что мама отдала его в музыкальную школу.
Сказка про ноту лю
Лорелея Морская
В мире все наполнено звуками. Звуки прячутся в шелесте гибких ветвей берез под вашим окном, в звонком, кристальном смехе ребенка. Или в недовольном скрипе старой рассохшейся двери…
Звуки делятся на группы, каждая из которых имеет свое название. Люди знают семь таких групп – семь нот. Прислушайтесь, вот где-то на кухне ноткой «ми» звякнула ложка о стенку чашки, а вот половица сердито скрепит басовитой нотой «до». Но есть еще ноты, которых мы ока не знаем, вернее мы их слышим, но не отдаем себе отчета в том, что только что сделали поразительное музыкальное открытие. Эти ноты звучат обычно в нашей душе: например, когда вы злитесь, в ней натянутой струной звенит нота гнева; или когда вы просыпаетесь утром, открываете глаза и сладко потягиваетесь, прислушайтесь – еще слышна завораживающая нота ускользающего сна.
А когда вы, вдруг взглянув в глаза незнакомому человеку, понимаете, что ближе и роднее его никого на свете нет, что вместе с ним вы, наконец, перестаете быть половинками, а становитесь единым целым – в вашей душе звучит нота «лю». О ней-то я и хочу рассказать вам свою сказку…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В маленькой-премаленькой деревушке, стоящей посреди леса, жил да был Музыкант.
Вы знаете кто такой Музыкант? Нет, что вы, он не обязательно должен играть на музыкальном инструменте, он может вовсе даже не иметь такого. Просто он может слышать, а вернее слушать звуки, и он дарит им жизнь, пробуждает от оцепенения и доносит их звучание до слушателей. Вспомните, например, замечательного и талантливого музыканта- Ветра и его песни. Или Солнышко, пригревающее сосульки на крыше – оно исполняет замечательное рондо веселой капелью…
Но наш Музыкант был человеком. Правда, он был необычным человеком. Он знал по именам почти все ноты и мог различать их практически безошибочно. Еще когда он был маленьким мальчиком, он на целый день убегал из деревни, чтобы на природе слушать звуки и составлять из них мелодии, проигрывая на свирели. Вот однажды весной, он сплел в единую песню сказку пробуждающегося ото сна леса, колокольчики весеннего дождя, переливчатую трель птицы, скрип ветвей столетних деревьев, осторожный звон подснежника, раскрывающего свой цветок навстречу ласкающим лучам солнышка. Мелодия получилась замечательная: прозрачная и упоительная, как лесной воздух, она заставляла сердце сладко замирать в груди в ожидании чего-то прекрасного.
А когда он вернулся домой и сыграл эту мелодию своей бабушке, та разрыдалась от избытка переполнявших ее чувств. А позже, вечером, вся семья заслушивалась мелодиями, сочиненными юным Музыкантом, которые словно сети ловили своих слушателей, заставляя их забыть обо всем.
Потом Музыкант вырос, превратился в статного юношу. Но он все также целыми днями пропадал в лесу, бродил под его темно-зелеными сводами и открывал для себя все новые и новые звуки и ноты. А однажды, он встретил в лесу девушку с лучистым глазами и длинными, русыми волосами. И теперь они бродили вместе, он играл ей свои мелодии, а она идеально чистым голосом подпевала ему, вплетая в песни какие-то неуловимо прекрасные ноты. Они были замечательной парой: красивые, молодые и талантливые, все в деревне с нетерпением ждали свадьбы. Лишь бабушка Музыканта тяжело вздыхала, ведь с высоты своих лет она прекрасно видела, как горят любовью глаза молодой девушки, но как спокойно холодны глаза ее внука.
Шло время, и как-то, когда все в деревне собрались послушать новую прекрасную мелодию Музыканта, тот вдруг внезапно прекратил играть, и спрятал лицо в ладонях, а затем стремительно вскинул голову и сказал:
- Я ухожу. Здесь уже нет тех звуков и нот, которых я бы не знал, а для моих мелодий мне нужны новые…
И он встал и вышел, не замечая, как его подруга подбежала к двери, и грустно смотрит ему вслед.
Нет, что вы, он вовсе не был жестоким, просто наш Музыкант был поистине увлеченным волшебным миром музыки и практически не замечал ничего вокруг…
Таким образом, он покинул свой дом и отправился в путешествие по просторам большого мира с его обилием самых разных фантастических звуков. Музыкант путешествовал, писал мелодии, развлекая ими случайных слушателей. Многие из его произведений и по сей день бродят по свету, их перепевают и переписывают, но их волшебные переливы волнуют нас до сих пор.
Музыкант открыл множество новых нот, и благодаря им мог добиться практически любого звучания, которое ему только захочется. Но…
Согласитесь, всегда в любой истории в определенный момент появляется это НО. И в нашей сказке оно тоже присутствует:
Дело в том, что где-то, в глубине души, Музыкант осознавал, что существует еще одна нота. Нота, которая придаст его произведениям совершенно новое звучание, она должна заставить сладостно замирать сердце и дарить ощущение, похожее на то, как будто вы проглотили целую сотню веселых солнечных зайчиков. Музыкант назвал эту ноту «лю».
Но где же найти эту загадочную ноту?
Музыкант путешествовал по всему свету. Он искал ее в величественном молчании пирамид, в потрескивании льдов Арктики, в розовом дыхании японской сакуры… Ее нигде не было. И в тоже время она была везде. Эта загадка занимала все мысли Музыканта, он писал все новые и новы мелодии, песни, рондо, сонаты, романсы… Но все было напрасно!
А годы неумолимо летели. Ведь будь ты даже самым известным музыкантом на Земле – тебе не остановить их бег. Вот и наш герой состарился, его некогда густые волнистые волосы припорошились серебряным инеем седины.
Он объехал весь мир, не было такого уголка, где бы он не побывал, но таинственная нота «лю» так и не была найдена. Все чаще Музыкант вспоминал о своем оставленном доме. И все чаще в его голову закрадывалась мысль: «Неужели я прожил жизнь напрасно? Я - великий музыкант! Я могу своей музыкой заставить плакать горы и смеяться океан! Мои мелодии будут жить вечно! Но… неужели все напрасно??? Я так и не нашел эту таинственную ноту!!!»
И вот, совсем уже старый Музыкант присел как-то на скамью в каком-то приморском городке. Он устал, так устал от бесконечных поисков и от несбыточности своей мечты найти ноту «лю»! Он прикрыл глаза, напевая себе очередную только что родившуюся мелодию.
Вдруг рядом кто-то вкрадчивым, мягким, почти бархатным голосом произнес:
- Твое время пришло. Ты готов?
Музыкант открыл глаза и увидел, что рядом с ним на скамейку присела Смерть. Это не испугало его, ведь он давно ждал ее появление. И теперь его мучило лишь то, что он так ин не нашел свою неуловимую ноту.
-Скажи мне, Смерть. Ты ведь вечна и существуешь со дня основания мира, ты справедлив и мудра. Ответь мне только на один вопрос, и я отправлюсь за тобой.
-Я отвечу на твой вопрос,- произнесла Смерть, - задавай его!
- Я всю свою жизнь искал одну ноту. Без нее моим произведениям чего-то не хватает. Они никогда не заживут полной жизнью, они так и останутся просто хорошей музыкой… Я назвал эту ноту «лю». Ты не знаешь, где же ее можно найти?
Смерть, усмехнувшись, подошла к Музыканту поближе и прошептала ему на ухо всего лишь одно имя.
И в душе Музыканта все перевернулось. Он вспомнил свою оставленную деревню, беззаботную юность, бесконечные прогулки в лесу… и ЕЁ…
Вспомнил, как солнце золотило ее русые волосы, вспомнил звучание ее хрустального смеха, вспомнил, как ее чудный голос взлетал ввысь, в бездонной небо, когда она подпевала его мелодиям… И его сердце дрогнуло… Пропустило пару ударов, а когда снова пошло - в нем уже звучала нота, сладостно-горькая нота «лю».
- Она была рядом с тобой, тебе надо было только ее почувствовать, – сказала Смерть, а потом заключила Музыканта в свои ледяные объятья…
~~~~~~~~~~~~~~
«И это конец?- спросите вы, - А где же: И жили они долго и счастливо? Как грустно заканчивается твоя сказка!»
Но ведь согласитесь, что сказка на этом вовсе и не закончилась, просто теперь она продолжается для каждого из вас по отдельности. Ведь во всех нас есть частичка того Музыканта. И когда в душе зазвучит таинственная нота «лю» мы все способны слышать его мелодии, но наполненные новым звучанием.
А какой конец будет у вашей сказки - зависит только от вас самих!
Сказка про музыку и сказка о нотах
С.Гарин
Воспользуйтесь поиском по сайту: