Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановление промышленности

 

В государственно-монополистическом направлении шли и попытки
восстановления индустриального механизма. Они в основном связаны с
принятым 16 июня 1933 г. законом о восстановлении промышленности
(National Industrial Recovery Act - НИРА). НИРА разрешал ассоциациям предпринимателей формулировать, а президенту - санкционировать «кодексы честной конкуренции», превращая их в правовую норму, нарушение которой подлежало пресечению со стороны Федеральной торговой комиссии. Кодексы устанавливали объемы производства, цены и другие правила сбыта, а также предписывали условия труда. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства.

Реформы в сельском хозяйстве

 

Аграрная политика «нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов. Министр сельского хозяйства Генри Уоллес 10 марта 1933 г. провел конференцию с лидерами крупного фермерства, на которой были подтверждены ранее выдвигавшиеся требования фермеров и единодушно одобрен билль о помощи сельскому хозяйству.

Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложным законодательным актом. Его основной раздел, известный как закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act — ААА), ставил главной целью поднять уровень цен настолько, чтобы восстановить такое их соотношение  (паритет) на продававшуюся и покупавшуюся фермерами продукцию, которое существовало в базовый период. В качестве такового считался период с августа 1909 г. по июль 1914 г.

Сокращение посевных площадей и уничтожение уже произве-денной продукции мыслились как ключевые рычаги осуществления программы по регулированию сельского хозяйства. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров - и крупных и мелких, с выплатой компенсации за необработанные земли, что больно ударило по мелкому фермерству. В то же время группа крупного коммерческого фермерства, получив большую часть премиальных платежей, смогли благодаря этому интенсифицировать свое хозяйство и получить немалую прибыль.

Сокращение посевных площадей для поднятия цен в голодающей Америке сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота и пр.

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга.

В 1935 году было начато проведение широкой программы помощи фермерам. Создана Администрация по переселению, которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию по охране фермерских хозяйств, в обязанности которой входило строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих и мигрантов, оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на более плодородные земли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр. 

С подписанием 1 марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали.

Закон о регулировании сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, статут 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний государства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normal granary), согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопро-вождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров.

Социальная реформа

 

Больше всего правительство беспокоила проблема безработицы. По оценкам леворадикальной организации экономистов, Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных достигло к началу 1933 г. 17 млн. человек4.

Калейдоскоп хаотических мер в этой области включал: программу регулирования экономики как основного средства преодоления безработицы; непосредственную помощь безработным в виде денежных субсидий и организации финансируемых государством общественных работ; введение системы страхования по безработице и пенсионного обеспечения.

12 мая 1933 г. администрация Рузвельта одобрила закон об ассигновании 500 млн. долл. на оказание помощи безработным. В общей сложности правительство израсходовало на помощь безработным свыше 4 млрд. долларов.

Законом Норриса-Лагардия 1932 г. несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

Зимой 1933-34 г. под влиянием чрезвычайных обстоятельств, правительству пришлось взяться за проведение общественных работ. Их цель заключалась в том, чтобы чем-нибудь занять безработных и ослабить социальную напряженность. Ф. Рузвельт создал Администрацию гражданских работ (Civil Works Administration - СВА).

Одним из важнейших актов внутренней политики «нового курса» было создание системы социального обеспечения, которая затем получила дальнейшее развитие. Принятый в августе 1935 г. закон предусматривал страхование двух типов - по старости и безработице, был первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Общими чертами обоих видов страхования были изъятие из сферы действия статута больших групп трудящихся (сельскохозяйственные рабочие, домашняя прислуга, государственные служащие и др.), низкий уровень страховых выплат, множество оговорок права получения пособия. Но имелись и важные различия. Пенсионное обеспечение было полностью федеральной программой. Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе.

Реформы «нового курса» заложили фундамент современного государственного регулирования условий труда и взаимоотношений организованных рабочих с предпринимателями.

Первоначально это было предписано статьей 7а НИРА, а затем нашло более четкую и детальную разработку в ряде специальных законов. Статья 7а НИРА провозглашала в общей форме право рабочих на создание профсоюзов и обязывала предпринимателей «соблюдать максимальную продолжительность рабочего времени, минимальную оплату и другие условия труда, одобренные или предписанные президентом».

Ликвидация НИРА в мае 1935г. остановила процесс непосредственного регулирования условий труда федеральным правительством. Ho в 1936 г. был принят закон Уолша - Хили об установлении максимальной продолжительности рабочей недели и минимума заработной платы для рабочих, занятых на предприятиях, которые выполняют заказы федерального правительства.

В июне 1938 г. Ф. Рузвельт подписал закон о справедливых условиях труда, под действие его положений не попадали сельскохозяйственные рабочие, моряки, транспортники, часть печатников, рабочие и служащие розничной торговли, консервной промышленности, рыбаки и ряд других категорий трудящихся.

Статья 7а НИРА провозглашала некоторые профсоюзные права, но эта декларация не поддерживалась никакими админи-стративными мерами. Профсоюзы добивались, чтобы было узаконено «правило большинства», согласно которому организация, признанная большинством рабочих данной договорной единицы, имела бы право выступать от имени всех, кто трудится в ее пределах.

Это и было закреплено в статуте о трудовых отношениях, известном как закон Вагнера, который Ф. Рузвельт подписал 5 июля 1935 г. Впервые в истории США профсоюзные права официально провозглашались и защищались государственным органом, имеющим реальную власть. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона.

Для расследования жалоб профсоюзов и рабочих на «несправедливую трудовую практику» предпринимателей и пресечения ее было создано Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО)

«Новый курс» не привел к заметным позитивным сдвигам в положении темнокожего населения. Как справедливо заметил историк Б. Бернстайн, «новый курс оставил в неприкосновенности расовые отношения в Америке»5. Слабость «нового курса» в расовом вопросе наглядно проявилась в вопросе о законах против линчевания. Число случаев «суда Линча» в годы, «нового курса» увеличилось. В конце 1933 г. Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН) разработала законопроект о наказании должностных лиц, не принявших надлежащих мер по пресечению линчеваний и привлечению линчевателей к ответственности. Рассмотрение законопроекта под разными предлогами затянулось до 1940 г., а 10 января 1940 он был одобрен палатой представителей, однако сенат его отклонил.

Судебная реформа

 

С самого начала «нового курса» в системе органов государственной власти на первое место выдвинулись исполнительная и законодательная ветви, оттеснив судебный корпус. В истории
отношения Верховного суда к законодательству «нового курса» можно
выделить три этапа: 1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г.- вынужденное санкционирование основного социального законодательства. 5 февраля 1937 г. Ф. Д. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек. Ф. Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Верховный суд санкционировал закон Вагнера, закон о социальном обеспечении и признал конституционность штатных статутов о регулировании условий труда рабочих. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «нового курса».

Конституционные изменения

 

За время президентства Ф.Д. Рузвельта к Конституции США в 1933 г. была принята ХХ поправка, в которой определялся порядок вступления вице-президента в должность в случае смерти президента до начала полномочий, не выборах президента до начала полномочий, или не вступления президента в должность, а так же определялось право Конгресса в решении вопроса, кто будет действовать в качестве президента или вице-президента, пока те не вступят в должность.

В 1951 г. была принята ХХII поправка к Конституции США, которая ограничивала выборы в президенты не более чем на два срока. Эта поправка была принята, после избрания Ф.Д. Рузвельта президентом на четвертый срок.6

Административная реформа

 

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана административной реформы, предусматривающего создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП, в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти: Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Внешняя политика

 

Внешняя политика США в 30-е годы осуществлялась под воздей-ствием, с одной стороны, самого глубокого за время существования капитализма мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг., а с другой - постоянного возрастания опасности новой мировой войны. Если кризис, расстроивший мировые торгово-экономические связи, толкал США к изоляционизму, то опасность войны, наоборот, подчеркивала потребность в международном сотрудничестве для поддержания всеобщего мира.

Администрация Ф. Рузвельта унаследовала внешнюю политику с ее традиционными основными направлениями и соответствующими им доктринами: Монро в Латинской Америке, «открытых дверей» в Азии и изоляционизма в отношении Европы.

Особенно велико было значение изоляционизма, который, возникнув преимущественно как политико-дипломатический принцип, со временем перерос в специфически американский подход к остальному, «неамериканскому» миру. Практический смысл этой политики Соединенные Штаты усматривали в том, чтобы с выгодой для себя использовать противоречия и войны между европейскими странами, провозглашая нейтралитет, от которого они, однако, отступали в крупнейших конфликтах, развертывавшихся на Европейском континенте. В этом качестве изоляционизм сохранял свое значение для американской дипломатии вплоть до второй мировой войны.

Важнейшим внешнеполитическим актом правительства стало дипломатическое признание Советского Союза.


Заключение

Основой политики Ф. Рузвельта, получившей название «Нового курса», стала идея активного государственного регулирования, направленного на изменения распределительного механизма американской экономики и обеспечения социальной защиты «забытого американца у подножья экономической пирамиды»8.

В области трудовых отношений деятельность сторонников «Нового курса» сводилась к решению трех основных проблем: безработицы, государственному регулированию условий труда, а также реформирования коллективно-договорного процесса, в частности, расширения прав профсоюзных организаций. Закон Вагнера явился основой трудового законодательства в США.

Еще одной чрезвычайно важной реформой в социальной сфере во время администрации Ф. Рузвельта стало принятие первого в истории Соединенных Штатов федерального закона о социальном страховании, По выражению отечественного исследователя С.А.Червонной, «…американцы очень долгий период своей истории пребывали в плену иллюзий о возможности невмешательства государства в экономические процессы в целом и в сферу труда и занятости в частности. За свою модель «государства над схваткой» они в 1930-е гг. заплатили сокрушительным экономическим кризисом и многолетней глубочайшей депрессией, поставившими американское общество на грань катастрофы. Узнав на себе многомиллионную безработицу, массовую нищету, произвол предпринимателей, американцы с середины 1930-х гг. начали закладывать законодательные основы государственно-правового регулирования трудовых отношений»9.

Вокруг экономической политики "нового курса" развернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали и правые силы, которые считали "новый курс" чрезмерно радикальным, и левые, считавшие его недостаточно решительным.

Правая оппозиция "новому курсу" особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала, тяготившихся государ-ственным вмешательством в социальные отношения, особенно в части, касающейся условий труда рабочих и пр. Крайним проявлением этих оппозиционных настроений стало требование отказа от всяких реформ. Поддерживал оппозицию и Верховный суд США, который с позиций невмешательства государства в сферу частного предпринимательства объявил в мае 1935 г. о неконституционности НИРА, а затем в 1936 г. - ААА вместе с еще 9 законами.

Эти решения Верховного суда касались не только конституционности конкретных законов, они поставили на повестку дня более широкую, исторически важную проблему - о пределах вмешательства государства в экономику с целью ее урегулирования, в том числе и не в последнюю очередь за счет проведения социальных программ.

Между тем его реформы были равносильны революции, а революции, как известно, не делаются по закону. Рузвельт нередко действовал без достаточной законной базы или подводил ее задним числом, он давил на Конгресс, умело используя чрезвычайный характер ситуации и свою личную популярность.

В самих США сегодня отношение к фигуре Рузвельта неоднозначно; это и понятно, поскольку вопрос о роли государства в экономике и обществе до сих пор является предметом партийных противостояний. Критики Рузвельта указывают на тот факт, что в течение 1930-х годов решающей победы над депрессией добиться не удалось; после оживления экономики в первый президентский срок последовал спад 1937 года, потом такой же трудный выход из него.

Действительно, реформ Рузвельта оказалось недостаточно для возрождения экономики. Отчасти это объяснимо тем, что все делалось впервые, были и ошибки, и уступки давлению "справа", в результате чего одни меры противоречили другим. Однако все основные ответы, которые Рузвельт давал на кричащие проблемы своего времени, "прижились", проведенные им законы действуют до сих пор, а механизмы государственного регулирования экономики и социальной сферы вошли в плоть и кровь системы. Со времени Рузвельта профсоюзы полностью интегрированы в капиталистическую экономику, трудовое законодательство умножилось, фермеры живут на субсидиях, а немалая часть городского населения на пособиях, растет социальное обеспечение, финансовые учреждения обложены жесточайшим регулированием и т. д. Уже и забылось, что всего этого когда-то не было. Сегодня никто не помышляет всерьез бороться с этим наследием Рузвельта, и споры идут на ином поле.

Реформы Рузвельта сами по себе не дали Америке процветания, но есть все основания утверждать, что они спасли Америку, отвели ее от роковой черты, за которой мог последовать хаос, дезинтеграция. Если представить себе, что в 1930-е годы в США оставалась бы у власти пассивная и недалекая администрация Герберта Гувера, то сомнительно, чтобы Америка вообще могла пережить то десятилетие в прежнем качестве10.


Приложение

Афоризмы, Ф.Д. Рузвельта

- Мы всегда знали, что безоглядное себялюбие - это признак дурного нрава; а теперь поняли, что это также признак плохой экономики.

- Те, кто отказывается от свободы ради временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности.

- Милосердие в буквальном смысле слова означает любовь, любовь, которая способна на понимание, которая не просто делится имуществом, но с истинной симпатией и мудростью помогает людям помочь себе самостоятельно.

- Все американцы гордятся нашей традицией гостеприимства к людям всех рас и вероисповеданий.

- Истина обретается тогда, когда у людей есть свобода, чтобы искать ее.

- Доброта еще никогда не отнимала сил и крепости у свободных людей. Чтобы быть сильной, нация не обязана стать жестокой.

- Что касается области мировой политики, я бы хотел, чтобы моя нация занималась политикой добрососедства.

- Счастье не сводится к обладанию деньгами; оно заключено в радости труда и свершений.

- Более чем к окончанию этой войны, мы стремимся к тому, чтобы положить конец развязыванию любых военных действий.

- Единственным пределом наших завтрашних свершений станут наши сегодняшние сомнения.

- Счастье приходит лишь в труде, усилиях и самопожертвовании и лишь к тем, чья радость жизни хотя бы отчасти зависит от качества труда и чувства долга.

- Первые двенадцать лет президентства - самые трудные.

- Войны заразны.

- Не идите в политику, если кожа у вас чуть потоньше, чем у носорога.

- Дайте мне 10 млн. долларов - и я провалю принятие любой поправки к конституции.

- Нам нечего бояться, кроме страха.

- Может быть, это сукин сын, но это наш сукин сын.

- Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.

- Небольшая инфляция - все равно, что небольшая беременность.

- Одно сегодня стоит двух завтра.

- Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.


Использованная литература

1. Всеобщая история государства и права. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. К.И. Батыр, -М., 1999.

2. История США в 4-х томах / под ред. Г.Н. Севостьянова, -М., 1985,-т.3.

3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - В 2-х т. – М., 1998.

4. Лютов А.А.Государственная политика США в области занятости и безработицы на рубеже ХХ-ХХI века. Диссертация, - РАН, Институт США и Канады, -2002, -203с.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время / Под ред. Н.А. Крашевниковой, - М., 1999.

 

Интернет ресурсы

1. http:// www.aphorism.ru – афоризмы

2. http://www.rustrana.ru – А. Шаракшанэ «Уроки великой депрессии»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...