Самостоятельная работа (28 часов)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «ДВГГУ», ДВГГУ)
____________ИПУ СПФ_____________
(ИНСТИТУТ/ФАКУЛЬТЕТ)
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________2011__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные проблемы судебно-медицинской экспертизы
(Наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
Психология
Профиль подготовки
Психологическое консультирование
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Заочная
г. Хабаровск 2011
Пояснительная записка.
Целью курса является овладение студентами системой знаний о психологии в юридической деятельности.
Задачи курса:
· познавательная – понимать психические явления влияющие на поведение участников сферы правоотношений и правоприменения, правильно оценивать индивидуально-психологические особенности участников правоприменительной деятельности. Уметь применять полученные знания о социально-психологических закономерностях при решении учебных и профессиональных задач;
· практическая – владеть правомерными психологическими средствами манипуляции и воздействия на участников сферы правоотношений и правоприменения в интересах защиты и утверждения права;
· методологическая – овладеть понятийно-категориальным аппаратом юридической психологии, инструментарием психологического анализа;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);
выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);
диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);
В результате изучения дисциплины студент должен
· знать основные понятия курса – Ажитация, Агрессия, Акцентуация характера, Аномия, Амбивалентность чувств, Аутизм, Аффект, Вина, Возрастной кризис, Вытеснение, Внушаемость, Вменяемость, Девиантность, Дееспособность, Деликвентность, Деперсонализация, Депрессия, Депривация сенсорная, Деятельность противоправная, Дисфория, Заражение психологическое, Защита психологическая, Защищённость психологическая, Застревающий тип личности, Идентификация, Инфантилизм, Каузометрия, Конфабуляции, Криминалистическая тактика, Личность преступника, Локус контроля, Манипулирование, Маргинальность, Мотивация, Навязчивые состояния, Наглядно-образная фиксация доказательств, Надсознательное, Невроз, Невменяемость, Негативизм, Одорология, Олигофренопсихология, Органолептический способ исследования, Ориентация психосексуальная, Общение в преступной группе, Потребность, Поведение, Полезависимое поведение, Правомерность, Правовая психология, Правосознание, Правоспособность, Персервация, Пенология, Преступления против личности, Приёмы психического воздействия, Поведение правопослушное и противоправное, Потребности разумные, Пиромания, Портретная экспертиза, Почерковедение судебное, Психогении, Психоз, Психопатия, Психология (допроса и показаний, обыска, опознания, осмотра места происшествия, следователя и следственной деятельности, следственного эксперимента), Рационализация, Ригидность, Реактивные состояния, Реабилитация психическая, Регрессия поведения, Ресоциализация, Самооговор, Самооценка, Саморегуляция, Самоубийство, Сензитивность, Стыд, Субъективное право, Субъективная сторона преступления, Судебно-психологическая экспертиза, Тревожность, Узнавание, Улики поведения, Фактор внезапности, Фанатизм, Физиогномика, Фрустрация, Эффект клеймения, Эйфория, Эмпатия, Я-концепция;
· уметь эффективно применять знания теории и методики психологии правового процесса при мониторинге мотивации и психической регуляции поведения и деятельности участников;
· овладеть знаниями об основных функциях психики, ориентироваться в современных проблемах юридической психологической науки.
Содержание дисциплины.
Разделы дисциплины и виды учебных занятий.
№
| НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
| ВСЕГО ЧАСОВ (36 часов)
|
Лекции / из них ИФ
(6/6 часов)
| Практика семинары (0 часов)
| Самостоятельная работа (28 часов)
|
| Введение в юридическую психологию
| 2/2
|
|
|
| Психические процессы
|
|
|
|
| Криминальная психология
| 2/2
|
|
|
| Личность юриста
|
|
|
|
| Психология личности в сфере правовых отношений
| 2/2
|
|
|
| Психологическая экспертиза
|
|
|
|
| Психология предварительного следствия
|
|
|
|
| Психология коммуникативной деятельности следователя
|
|
|
|
| Психология судебной деятельности
|
|
|
|
| Психология ресоциализации в ИТУ
|
|
|
|
| Психология ювенальной деятельности
|
|
|
|
| Психология террористической деятельности
|
|
|
|
Содержание разделов дисциплины. Лекционный курс (6 часов)
№
| РАЗДЕЛ, ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
| КОЛ-ВО ЧАСОВ
|
| Раздел 1. Введение в юридическую психологию.
· Тема 1. Психика и правовые отношения. Право и психология, разграничение сфер компетенции. Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания.
|
|
| Раздел 2. Психические процессы.
· Тема 1. Психические процессы в деятельности человека. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.
|
|
| Раздел 3. Криминальная психология.
· Тема 1. Психология преступной деятельности. Личность преступника. Факторы криминального поведения: генетические, психологические, социальные. Психология преступного поведения (психология преступления. Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Психологические особенности отдельных категорий преступников.
|
|
| Раздел 4. Личность юриста.
· Тема 1. Психология личности и профпригодность юриста. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деформация личности юриста.
|
|
| Раздел 5. Психология личности в сфере правовых отношений.
· Тема 1. Личность и право. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).
|
|
Самостоятельная работа (28 часов)
№
| РАЗДЕЛ, ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
| ЗАДАНИЕ
| КОЛ-ВО ЧАСОВ
|
| Раздел 1. Введение в юридическую психологию.
· Тема 1. Социологизация юридической психологии. Причины преступности как социального явления. Социально-психологические теории преступности. Деликвентные субкультуры несовершеннолетних.
· Тема 2. Психика и организм. Теория хромосомных аномалийисиндром Клайнфельтера.
· Тема 3. Психика и социум. Теория дифференциальной ассоциации и схема криминализации Эдвина Сазерленда.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 2. Психология личности в сфере правовых отношений.
· Тема 1. Неправомерные методы психологического воздействия. Неправовые методы психологического воздействия на личность. Психологическая пытка. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года
· Тема 2. Правомерные методы психологического воздействия. Правомерные методы психологического воздействия в отношении подозреваемых и обвиняемых.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 3. Психологическая экспертиза.
· Тема 1. Методы исследования в юридической психологии. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Основные и дополнительные методы. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Тест. Беседа. Анкетный метод. Анализ документов. Анализ результатов деятельности.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 4. Психология предварительного следствия.
· Тема 1. Психология следователя и следственной деятельности. Особенности личности следователя. Психология допроса. Психологические аспекты достоверности в расследовании. Субъективная сторона преступления. Выявление мотивов преступления. Правомерные и неправомерные методы психического воздействия и манипуляции в дознании.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 5. Психология коммуникативной деятельности следователя.
· Тема 1. Психология общения с обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим. Психология обвиняемого. Психология потерпевшего. Психология свидетеля. Взаимодействие свидетеля с обвиняемым. Психологический контакт следователя с участниками процесса дознания. Приёмы правомерного психологического давления.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 6. Психология судебной деятельности.
· Тема 1. Психология гражданско-правового регулирования. Психологические особенности судопроизводства. Психология гражданского судопроизводства. Поводы назначения СПЭ в гражданском судопроизводстве. Правосубъектность, дееспособность, вменяемость. Психология деятельности судьи, адвоката и прокурора.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 7. Психология ресоциализации в ИТУ.
· Тема 1. Исправительная психология. Предмет и задачи исправительной психологии. Психология наказания и исправления. Методы психологического убеждения, внушения, принуждения и подавления в работе с лицами отрицательной направленности. Психологические последствия ограничения свободы. Неврозы и психопатии. Депрессия, агрессия, фрустрация. Сенсорная, эмоциональная, моторная депривация. Психология суицидального поведения, организации массовых беспорядков, побегов. Соотношение правовых и психологических аспектов в ресоциализации осуждённых. Психология лиц не поддающихся ресоциализации.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 8. Психология ювенальной деятельности.
· Тема 1. Психология отклонений несовершеннолетних. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Задержки психического развития. Расстройства психического развития.
· Тема 2. Социально-психологические аспекты воздействия на личность преступника. Методы психологического воздействия на несовершеннолетних преступников. Психологические приемы воздействия в форме убеждения, примера, поощрения, косвенного внушения, принуждения.
| работа с литературными источниками
|
|
| Раздел 9. Психология терроризма.
· Тема 1. Психология террористической деятельности. Личность террориста. Психологическая структура террористической деятельности. Психологические трудности в деятельности спецподразделений.
| работа с литературными источниками
|
|
- Оценочные средства
Зачет по дисциплине ставится, если студент набрал не менее 55 баллов. При выставлении оценки за экзамен преподаватель пользуется следующий системой единой системы перевода баллов в отметки:
Баллы за семестр
| Автоматическая оценка
|
86-100
| Отлично
|
71-85
| Хорошо
|
55-70
| Удовлетворительно
|
35-54
| Допуск к итоговой аттестации
|
Меньше 35
| Неудовлетворительно
|
Зачет ставятся только в том случае, когда все виды текущего контроля студентом выполнены. Для любого из оговоренных видов контроля высшая оценка выставляется при отличном выполнении задания в срок, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), правильных решений задач, верных ответов и высококачественного оформления работы. Если студент не проходил тесты по отдельным темам, он обязательно должен написать итоговый тест. Если студент набрал количество баллов на желаемую оценку, он может улучшить свой результат, получив дополнительное задание на итоговой аттестации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: