Итоговый тестовый контроль по курсу истории России
Перед проведением данного контроля целесообразно вновь рассмотреть обобщающий блок по истории России. Учащийся, опираясь на блок, должен связно и подробно рассказать о прошлом нашей страны, после чего можно приступать к тестированию. В связи с большим объемом и сложностью тестовых заданий контроль можно проводить по частям А и В отдельно (или даже часть В поделить еще на две части). По итогам тестирования необходим тщательный анализ выявленных недочетов и ошибок.
ЧАСТЬ А При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным. A1. Определите логику построения ряда и дополните его недостающим элементом: приказ, коллегия, министерство,..., министерство 1) Совет рабочих и крестьянских депутатов; 2) народный комиссариат; 3) совет народного хозяйства; 4) партийный комитет. A2. В Российской империи XVIII в. в отличие от Русского царства при первых Романовых (XVII в.): 1) полномочия монарха были законодательно ограничены; 2) было иным отношение к западной культуре; 3) отсутствовали удельные княжества; 4) существовало крепостное право. А3. Участие России в Ливонской и Крымской войнах имело общие черты: 1) целенаправленное уничтожение врагом части населения; 2) победы русского флота в крупных морских сражениях; 3) войны начались с крупных поражений русской армии; 4) отсутствие сильных союзников. A4. Постоянно действовавший государственный орган Российской империи: 1) Уложенная комиссия; 2) Государственный совет; 3) Земский собор; 4) Боярская дума. A5. Автором «правил поведения»: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию...», – является:
1) Алексей Михайлович; 2) Петр I; 3) Екатерина II; 4) Павел I. A6. Определите логику построения ряда и дополните его недостающим элементом: дворянство,..., купечество, крестьянство 1) наемные рабочие; 2) чиновничество; 3) духовенство; 4) разночинцы. A7. Существенное сходство между Россией в 1600 и 1900 гг. заключается в: 1) структуре высших органов власти; 2) существовании крепостного права; 3) монархической форме правления; 4) международном статусе России. A8. Участие России в Северной и русско-японской войнах имело общие черты: 1) решающие сражения произошли за пределами Российского государства; 2) войны начались с крупных поражений русских войск; 3) территориальные потери по итогам войн; 4) отсутствие союзников. A9. Всесословный и полностью выборный орган власти в Российской империи: 1) Верховный тайный совет; 2) Государственный совет; 3) Государственная Дума; 4) Сенат. A10. Действуя по образцу: Протекционизм – экономическая политика, установите слово, связанное по смыслу со словом «монархия»: 1) абсолютная монархия; 2) форма правления; 3) самодержавие; 4) империя. A11. Отрывок из документа: «Слышно здесь [в Казани] что делается у вас [в Москве] уже и сделано, чтоб быть у нас республике. Я зело в том сумнителен. Боже сохрани, чтоб не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий: и так мы, шляхетство [дворянство], совсем пропадем и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать», относятся к событиям, предшествовавшим вступлению на престол: 1) Михаила Романова; 2) Василия Шуйского; 3) Анны Иоанновны; 4) Николая I. A12. Участие России в первой и во второй мировых войнах имело общие черты: 1) мир по итогам войны не принес России (CCCР) выгод;
2) мощное партизанское движение; 3) отсутствие союзников; 4) главный противник. A13. Определите логику построения ряда и дополните его недостающим элементом: Русская правда, судебники,..., Свод законов Российской империи 1) Жалованные грамоты крестьянству и городам; 2) Манифест о вольности дворянской; 3) Указ об урочных летах; 4) Соборное уложение. A14. В 1600 г. в России в отличие от 1500 г.: 1) большую роль в хозяйстве стали играть мануфактуры; 2) культура освободилась от контроля церкви; 3) усилилось прикрепление крестьян к земле; 4) сложился всероссийский рынок. A15. В России в период с середины XVI до середины XVII вв. существовал как государственный орган: 1) Верховный царский совет; 2) Государственная Дума; 3) Святейший Синод; 4) Земский собор. A16. Участие России в войне 1812 г. и первой мировой войнах имело общие черты: 1) войны начались с отступления русской армии; 2) мощное партизанское движение; 3) потеря столицы в ходе войны; 4) союз с Англией. A17. Лишним среди перечисленных является понятие: 1) вотчина; 2) мануфактура; 3) ремесленная мастерская; 4) фабрика. A18. Правители России (СССР), насильственно отстраненные от власти. А) Василий Шуйский; Б) Алексей Михайлович. В) Петр III. Г) Анна Иоанновна. Д) Л.И. Брежнев. Е) Н.С. Хрущев. Укажите верный ответ. 1) АДЕ; 2) БВГ; 3) АВЕ; 4) АБГ. A19. Автором документа, из которого взят отрывок: «Жалуем... всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей...», является: 1) неизвестный революционер-демократ; 2) Александр II Освободитель; 3) Емельян Пугачев; 4) Степан Разин. A20. Автором и адресатом письма, из которого взят отрывок: «...После разных частных дел Ваше Величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей... и нередко удостаивая провождать со мною целые вечера в чтении разных сочинений... Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования», являются:
1) М.М. Сперанский и Александр I; 2) С.Ю. Витте и Александр III; 3) Вольтер и Екатерина II; 4) Ф. Лефорт и Петр I. A21. В 1800 г. в России в отличие от 1700 г.: 1) в экономике стал широко применяться вольнонаемный труд; 2) дворянство приобрело множество привилегий; 3) усилилась роль церкви в жизни страны; 4) сложился всероссийский рынок. A22. Участие России в Северной и Великой Отечественной войнах имело общие черты: 1) территориальные приобретения по итогам войны; 2) мощное партизанское движение; 3) отсутствие союзников; 4) главный противник. A23. В России в период с 1785 по 1917 г. существовали: 1) уложенные комиссии; 2) дворянские собрания; 3) суды присяжных; 4) земства. A24. Лишним среди перечисленных является понятие: 1) премьер-министр; 2) император; 3) президент; 4) царь. A25. Действуя по образцу: Феодализм – феодальные повинности, установите словосочетание, связанное по смыслу со словом «капитализм»: 1) машинное производство; 2) фермерское хозяйство; 3) вольнонаемный труд; 4) разделение труда. A26. Правление Ивана IV и И.В. Сталина объединяет такая особенность, как: 1) рост жизненного уровня основной массы населения; 2) широкое использование насилия в управлении; 3) проведение демократических реформ; 4) мощные народные восстания. A27. Общая черта развития России в 1700-е, 1810-е, 1910-е гг.: 1) рост жизненного уровня основной массы населения; 2) проведение демократических реформ; 3) быстрое развитие промышленности; 4) ведение крупных войн. A28. Автором документа, из которого взят отрывок: «Все мудрые законодатели, принуждаемые изменять уставы политические, старались как можно менее отходить от старых. Мы поступаем совсем иначе: оставляем вещь, гоним имена, для произведения того же действия вымышляем другие способы! Зло, к которому мы привыкли, для нас чувствительно менее нового, а новому добру как-то не верится», является: 1) консерватор; 2) социалист; 3) демократ; 4) либерал. A29. Документ, из которого взят отрывок: «Если кто из помещиков пожелает отпустить... крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия... имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел... Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние...», был издан в период царствования:
1) Александра II Освободителя; 2) Алексея Михайловича; 3) Александра I; 4) Екатерины II. A30. В России в период с 1708 по 1920-е гг. существовали: 1) национальные округа; 2) провинции; 3) губернии; 4) уделы.
ЧАСТЬ В Задания В1–В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв (цифр). B1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу. А) Венчание Ивана IV на царство Б) Взятие Киева войсками владимирского князя. В) Восстание в Твери против ордынцев. Г) Восстание декабристов. Д) Восстание древлян. Е) Грюнвальдская битва. Ж) Крестьянская война под предводительством Степана Разина. З) Крещение Руси. И) Куликовская битва. К) Монголо-татарское нашествие. Л) Опричнина. М) Первая русская революция. Н) Призвание варягов. О) Провозглашение России империей. П) Смутное время. Р) Стояние на реке Угре. С) Установление республики в Новгороде. Т) Эпоха дворцовых переворотов.
B2. Установите соответствие между деятелями русской церковной истории и событиями, с ними связанными.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
B3. Установите соответствие между деятелями науки и сделанными ими открытиями, изобретениями, написанными научными трудами и другими фактами биографии.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
B4. Установите соответствие между правителями России (СССР) и территориями, присоединенными в период их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
B5. Установите соответствие между полководцами (флотоводцами) и сражениями, в которых они принимали участие (в качестве военачальников). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
B6. Установите соответствие между правителями России и документами, при них появившимися (или начавшими составляться). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
B7. Установите соответствие между правителями России и подписанными ими международными договорами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
B8. Установите соответствие между правителями России и международными организациями (союзами), в которых Россия при них принимала участие. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В9. Определите с точностью до десятилетия время событий, о которых говорится в отрывках из документов. Запишите ответы в приведенную в тексте задания таблицу. 1. «В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно полезным трудом…, а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ… установить… единую паспортную систему на основании положения о паспортах». 2. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали». 3. «Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан… прорвался к Москве и поджег город. Пожар перекинулся в Кремль, где спряталось множество москвичей. Почти все они задохнулись «от пожарного зною» в каменных соборах и палатах. Около двух месяцев город очищали от трупов. Не обошлось и на этот раз без измены». 4. «Вся земля по ее отчуждению поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные органы самоуправления… Земельный фонд подвергается периодическим переделам». 5. «Главная экономическая задача партии и советского народа состоит в том, чтобы в течение двух десятилетий создать материально-техническую базу коммунизма». 6. «Главные наступательные операции имелось в виду провести на юго-западном театре военных действий, с тем чтобы прежде всего освободить Правобережную Украину и Крым. Было решено полностью освободить Ленинград от блокады и отбросить врага за пределы Ленинградской области. На северо-западном направлении войска должны были выйти к границам прибалтийских республик. Западному направлению ставилась задача возможно большего освобождения территории Белоруссии». 7. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся». 8. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей». 9. «Любопытно, однако, до какой степени сильна традиция Великой революции: среди крестьян шел слух, что Наполеон III при заключении мира после Севастопольской войны потребовал… дать волю. Я часто слышал это. Даже накануне освобождения крестьяне сомневались, чтобы волю дали без давления извне. "Если Гарибалка не придет, ничего не будет",— говорил как-то в Петербурге один крестьянин моему товарищу, который толковал ему, что скоро "дадут волю". И так думали многие». 10.«Не успели русские собраться для битвы, как татары напали на них в большом числе, и сражались обе стороны с неслыханным мужеством... А князей пленных положили под доски, а сами сверху сели обедать. И так князья жизнь свою окончили». 11.«Отбросив дипломатические ухищрения, [великий князь] объявил: "Мы, великий князь, хотим государьства своего, как есмы на Москве, так хотим быть на отчине своей Великом Новгороде". Вслед за тем московские бояре продиктовали послам волю государя: "Вечю колоколу в отчине нашей в Новегороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати"». 12.«Приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого все Войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приёме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чинам, порознь». 13.«Решил не тянуть резину, сразу спросил: "Вы готовы выполнить приказ президента?" В ответ - молчание, жуткое, необъяснимое молчание элитного президентского воинского формирования. Подождал минуту, никто не проронил ни слова. Я громко произнес: "Тогда я спрошу вас по-другому: вы отказываетесь выполнять приказ президента?" В ответ опять тишина. Я обвел взглядом всех их - огромных, сильных, красивых. Не попрощавшись, пошел к дверям, сказав Барсукову и Зайцеву, командиру "Альфы", что приказ должен быть выполнен». 14.«Россия слишком велика, нужды ее слишком многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды… Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба…». 15. «Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папежскую веру».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|