Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы анализа речевых нарушений

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» происходит от греч. Logos — слово, речь и Paideia — обучение.

Предмет логопедии — нарушения речи и процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Объект логопедии — человек с нарушениями речи.

Логопедия (наряду с олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой, сурдопедагогикой) является отраслью специальной педагогики (дефектологии). В структуру логопедии входят логопедия дошкольная, школьная и логопедия подростков и взрослых.

 

Цель логопедии — разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение, воспитание людей с нарушениями речи. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи логопедии, затрагивающие вопросы теории (задачи 1 — 4) и практики (задачи 5-7):

1. Изучить этиологию, механизмы, структуру и симптоматику нарушений речи.

2. Выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез) при различных нарушениях речи.

3. Охарактеризовать взаимовлияние речи и личности ребенка.

4. Изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями развития (нарушения интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

5. Разработать методы обследования и приемы устранения нарушений речи детей и взрослых с нарушениями речи.

6. Разработать методы преодоления нарушений речи у детей с различными отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

7. Дать научное обоснование организации логопедической помощи в России.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные.

Внутрисистемные связи — с педагогикой — наукой о воспитании человека; раскрывающей сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения; включающей теорию воспитания, дидактику, школоведение;

специальной педагогикой — отраслью педагогики, изучающей особенности развития, обучения и воспитания детей с аномалиями развития; включающей олигофренопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями), сурдопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями слуха), тифлопедагогику (науку о развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями зрения);

методикой обучения русскому языку;

логопедической ритмикой;

психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной);

специальной психологией;

психодиагностикой;

патопсихологией;

нейропсихологией.

Межсистемные связи представлены медико-биологическими и лингвистическими науками. Медико-биологические науки:

анатомия и физиология детей и подростков;

нейрофизиология и высшая нервная деятельность;

невропатология;

клиника умственной отсталости;

оториноларингология;

педиатрия;

генетика;

психопатология.

Лингвистические науки:

языкознание;

фонетика;

лексика;

грамматика;

психолингвистика.

 

Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребенка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях. Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребенка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекцион-ного воздействия. Нормы языка и последовательность их усвоения ребенком — важный аспект при дифференциальной диагностике речевых нарушений. Педагогу необходимы психологические знания для установления контакта с ребенком, для выбора методов и приемов логопедического воздействия наиболее подходящих данному ребенку. Очень важно анализировать речевое нарушение в структуре личности ребенка.

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ

Метод (от греч. теШойоз — путь исследования, теория, учение) -способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

В логопедии можно выделить несколько групп методов:

1. Организационные — сравнение, изучение в динамике, комплексность.

2. Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Интерпретационные — истолкование, объяснение полученных данных.

5. Анализ литературных данных — изучение медицинской, психологической, педагогической и лингвистической литературы.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций. Для более глубокого изучения нарушений речи, определения их специфики, правильного выбора направления коррекционного воздействия, определения зоны ближайшего развития имеет важное значение выявление причин речевого нарушения. В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.

В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

наследственные (генные и хромосомные заболевания);

гипоксические (внутриутробная гипоксия — кислородное голодание);

травматические (внутричерепные кровоизлияния);

биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших);

заболевания матери во время беременности (острые и хронические). Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными,

в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции», листериоз, токсо-плазмоз, сифилис. Среди хронических заболеваний наиболее опасны для развивающегося организма эндокринные заболевания матери (сахарный диабет, гипотериоз и др.);

химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипои ги-первитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов);

радиоактивное облучение;

иммунологическая несовместимость по К.Н и антигенам крови матери и плода;

социально-психологические.

При внутриутробных поражениях мозга исследователи отмечают наиболее тяжелые речевые нарушения, которые нередко сочетаются с сенсорными и интеллектуальными нарушениями и с патологиями опорно-двигательного аппарата.

Внутриутробная гипоксия может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия), а при условии нерезко выраженной гипоксии может замедлиться созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).

Внутричерепное кровоизлияние, обусловленное слабостью сосудистых стенок, в зависимости от локализации, может привести к алалии (моторной или сенсорной), дизартрии, неврозоподобно-му заиканию.

Воздействие вирусов приводит к возникновению внутриутробного менингоэнцефалита и замедлению скорости деления клеток мозга, а воздействие продуктов жизнедеятельности вирусов (токсины) — к интоксикации организма матери и будущего ребенка.

Острые и хронические заболевания матери во время беременности из-за нарушений маточно-плацентарного кровообращения могут приводить к внутренним поражениям мозговых структур.

Под воздействием химических факторов поражается центральная нервная система. В частности, в литературе описана клиническая картина олигофрении (умственная отсталость) алкогольно-эмбриопатического генеза, сочетающаяся с нарушениями речи; ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами нёба. Бесконтрольный прием лекарственных препаратов — сульфаниламидов, антибиотиков, гормональных препаратов — приводит к речевой патологии коркового генеза. К возникновению врожденной расщелины нёба приводит прием препаратов группы кортизонов, а также перенасыщение организма плода витамином А.

Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по КН вызывает распад эритроцитов плода, в результате чего выделяется непрямой билирубин, поражающий подкорковые отделы мозга и слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха и подкорковым дизартриям.Влияние радиоактивного облучения до конца еще не изучено, но имеющиеся факты говорят о возникновении тяжелых патологий мозга.

К социально-психологическим факторам относят затяжные стрессы, субдепрессии, проявляющиеся в вегетативных нарушениях, вялости, раздражительности, плаксивости, повышенной тревожности, навязчивых страхах, что может привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);

травматические (родовая травма, акушерско-гинекологическая патология).

Асфиксия новорожденного — патологическое состояние новорожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью. В головном мозге новорожденного в результате микроциркуляторных расстройств возникают отек, кровоизлияние. У детей, перенесших асфиксию, могут наблюдаться синдромы гипои гипервозбудимости, повышенное внутричерепное давление, судороги. Причинами асфиксии являются острая и хроническая внутриутробная кислородная недостаточность, внутричерепная родовая травма плода, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, внутриутробная инфекция, закупорка дыхательных путей плода слизью или околоплодными водами, пороки развития дыхательной и сердечнососудистой систем плода. Возникновению асфиксии способствуют заболевания матери, особенно хронические.

Под родовой травмой новорожденного понимают повреждение новорожденного, возникающее в родах. Предрасполагающими факторами являются гипоксия и гипотрофия плода, недонашивание и перенашивание беременности, крупные размеры плода. В этих случаях снижаются адаптационные способности плода, и он может пострадать даже при нормальном течении родов. Родовая травма новорожденного нередко возникает при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое), акушерских операциях. Родовая травма нервной системы включает повреждения головного мозга, спинного мозга и периферической нервной системы.

Внутричерепная родовая травма характеризуется внутричерепными кровоизлияниями, отеком мозга, ишемией его ткани. Родовая травма периферической нервной системы включает парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры.

Таким образом, у детей, перенесших асфиксию или внутричерепную родовую травму, могут наблюдаться отставания в психоречевом развитии, детский церебральный паралич.

В постнатальный период развития ребенка возможно влияние следующих тератогенных факторов:

наследственных, проявляющихся в период становления речи;

травматических (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы);

биологических;

ослабленного соматического состояния ребенка;

химических;

социально-психологических.

Влиянием наследственных тератогенных факторов в постнатальный период развития ребенка может быть объяснено возникновение заикания; отмечается роль наследственных факторов в возникновении ринолалии, механической дислалии, алалии, дис-графии, дислексии.

С момента рождения жизнь ребенка подвергается опасности травматизации. Травматизация (черепно-мозговая травма), произошедшая до трехлетнего возраста, при которой пострадали клетки коры головного мозга, может быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия. Возникновение посттравматических дизартрии возможно при поражении клеток подкорково-корковых областей, а также двигательных корково-ядерных путей, ядер, корешков и периферических отделов отдельных черепно-мозговых нервов.

Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов, вызванная проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи.

Комплексное взаимодействие химических тератогенных факторов и соматических заболеваний детей может привести к отставанию психоречевого развития.

Нередко в результате неправильного воспитания в семье либо в условиях несемейного воспитания у детей наблюдается психическая депривация, следствием которой может быть речевой негативизм и нарушение коммуникативной функции речи.

В ряде случаев повреждения головного мозга в период новорожденное™ могут не выявляться. Впоследствии данные повреждения диагностируются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). При ММД имеет место задержка темпа развития функциональных систем мозга, что приводит к разнообразным задержкам психоречевого развития.

Несмотря на важность временного параметра при возникновении патологии, необходимо учитывать еще ряд параметров: характер и локализацию повреждения, пластичность нервной системы ребенка, степень сформированное™ речевой функциональной системы в момент повреждения мозга.

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Принцип (от лат. рппаршт — начало, основа) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеждения человека.

Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации речевых нарушений.

 

По данным современной психолого-педагогической литературы направление и содержание исследований нарушений речи у детей определяются принципами анализа нарушений:

принципом развития;

принципом системного подхода;

принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекци-онного воздействия.

Принцип системности — подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например у одних детей могут наблюдаются дефекты звукопроизношения, у других наряду с фонетическими дефектами наблюдаются и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. На этом принципе базируются педагогическая классификация речевых нарушений и комплектование специальных учреждений для детей с расстройствами речи.

Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение — взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированное™ операций сравнения, анализа, синтеза; слу-хоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.

Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, микросоциальное окружение, состояние зрения, слу-

ха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДЕФЕКТА

По мнению Л. С. Выготского, в аномальном развитии различаются две группы нарушений:

первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (детский церебральный паралич (ДЦП), врожденные расщелины нёба, различные поражения коры головного мозга и т. д.);

вторичные — нарушения, которые возникают опосредованно в процессе аномального социального развития.

На начальных этапах развития ребенка с речевой патологией проблемы в обучении и воспитании связаны с первичным дефектом, но при отсутствии коррекционно-воспитательного воздействия вторичные нарушения выходят на первый план.

Наряду с вторичными речевыми нарушениями (дизартрия при ДЦП, ринолалия при врожденных расщелинах нёба, механическая дислалия при нарушениях строения артикуляционного аппарата, алалия при поражениях речевых зон коры больших полушарий головного мозга и т.д.), можно выделить вторичные неречевые нарушения (задержка психомоторного развития при ДЦП, задержка психического развития (ЗПР) при поражениях речевых зон коры головного мозга и т. д.).

 

Опираясь на концепцию Л. С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта и предупреждается появление вторичных отклонений в речевом и психическом развитии. Уже в 20-е гг. Л. С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта: «Вероятно, что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...