Историко-художественный очерк
Среди замечательных исторических и архитектурных памятников, связанных с основанием Санкт-Петербурга, одно из первых мест по праву отводится Летнему саду и Летнему дворцу Петра I. Возникший как город-крепость в самом начале Северной войны, Петербург неоднократно выдерживал нападения шведских войск. И только после победы под Полтавой в 1709 г. Петр I осуществляет свое давнишнее намерение перенести столицу из Москвы на берега Невы. После этого события в городе развернулись большие архитектурно-строительные работы. История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые упоминания о нем встречаются в письмах Петра I, датированных мартом 1704 г. Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока Безымянного Ерика (река Фонтанка),- там, где ранее находилась усадьба шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком. На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром I Летний сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил черты русских подмосковных садов CVIII в., где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,- остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского короля”. Петр I сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции. В создании дворцово- паркового ансамбля принимали участие русские и западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен, К. Шредер, И. Сурьмин, С. Лукьянов, И. Яковлев, архитекторы Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, И. Матвеев, М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.
Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три этапа. Неизвестно, кем был начерчен первоначальный план Летнего сада. Существует предположение, что автором его был сам Петр I. Современную территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал палаточный военный лагерь. Существует предположение, что здесь была временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711 г. Летний сад ограничивался лишь участком, на котором в настоящее время располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами, посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными растениями из оранжерей. В 1705-1706 гг. основные работы проводились архитектором Иваном Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны. В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и украшением царской резиденции занимался Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный парк с узорными цветниками, люстгаузами, фонтанами, водоемами. В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся до настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной местности. В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд. Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили в 1716-1725 гг. Архитекторами Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его строительства. Приглашенный в Россию Петром I Леблон считался ранее автором окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План, составленный в 1716-1717 гг., объединил Марсово поле, Михайловский сад и часть участка Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки, где был построен дворец Екатерины I.
В последние годы жизни Петра I его летняя резиденция на невских берегах- это уже сложившийся архитектурный ансамбль. В настоящее время мы можем любоваться только Летним дворцом Петра I, а описания и изображения других архитектурных памятников сохранились лишь в архивных документах и графических материалах. Второй Летний дворец располагался на берегу Лебяжьего канала против первого Летнего дворца. Этот дворец так же, как и первый, был выстроен в два этажа и довольно скромно декорирован. Здание в плане было несимметричным, а фасад его в центре обогащался террасой со спусками к воде. Автором проекта дворца считается архитектор Стефан Фонзвитен, но основные работы проводились М. Г. Земцовым, который закончил их в 1725 г. Уже после смерти Петра I в 1725 г. на берегу Невы была построена “Зала для славных торжествований”. Замечательный памятник творчества архитектора М. Г. Земцова, это деревянное сооружение с пышным внешним и внутренним декоративным убранством и симметричным распределением архитектурных масс явилось прообразом дворцов середины CVIII в. Название сооружения говорит само за себя. Первым “славным торжествованием”, устроенным здесь, стала свадьба дочери Петра I Анны Петровны с герцогом Голштинским. На плане Летнего сада М. Г. Земцова показано еще одно сооружение- грот, занимавший часть берега Фонтанки. Начавшиеся при А.Шлютере в 1713 г. работы после его смерти были продолжены И.Маттарнови, Н. Микетти, Ж.- Б. Леблоном и М. Г. Земцовым. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа, мерцанием раковин, мелких вкраплений разноцветных камней, толченого стекла и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее пещеру, созданную самой природой. К сожалению, во второй половине CVIII в. грот был превращен в обычный павильон, а в 1777 г. во время наводнения почти полностью разрушен.
Во время этого наводнения были разрушены и фонтаны, украшавшие сад. К середине CVIII в. в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов. Петр I был необычайно увлечен идеей создания целой системы фонтанов. Но особенно его занимала мечта о создании лабиринта на темы басен Эзопа, которая была осуществлена в 1720-х гг. Строительство фонтанов продолжалось очень активно и после смерти Петра I. Например, Екатерина I в 1725г. в левом от грота “зеленом кабинете” приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В противоположном правом “кабинете” несколько позднее, в 1736-1738 гг. был устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра I, бывшего гамбургского маклера Ла-Косты. Знакомство с Летним садом петровского времени будет неполным, если не проследить, как же осваивались другие участки дворцово- паркового комплекса. Третий Летний сад, находившийся на месте нынешнего Михайловского, предназначался для резиденции Екатерины I. Планировка его была очень проста. Здесь реже встречались затейливые декоративные сооружения. Самой большой “диковинкой” в “саду за маленькой речкой” был Летний дворец Екатерины I, названный во многих документах “Золотые хоромы”. И действительно, по описи 1736 г. золото в его отделке преобладало. Это сооружение, архитектура которого типична для первых петербургских зданий, строилось одновременно с Летним дворцом Петра I, но было разобрано во второй половине CVIII в.. Здание располагалось на берегу Мойки, может быть, на месте павильона Росси в Михайловском саду. Помимо различных садовых сооружений в Летнем саду разместилась большая коллекция мраморной скульптуры, что являлось обязательным для регулярного парка. В первой четверти CVIII в. собрание насчитывало до двухсот статуй, скульптурных групп, бюстов. Сейчас их осталось девяносто одна. Мраморные бюсты, группы, статуи заказывались и покупались в мастерских Венеции и Рима. Руководил закупкой коллекции непосредственно Петр I. Для этой цели специально были посланы в Рим доверенные лица.
Для Летнего сада скульптура отбиралась по смысловому признаку. Среди исторических имен выбирались самые прославленные (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Август и др.). Значительную часть коллекции составляли композиции и отдельные статуи, олицетворяющие процветание страны в период царствования Петра I. В эпоху, когда аллегория была в большой моде, уже в названиях многих статуй, таких, как “Слава”, “Архитектура”, ”Мореплавание”, отразилась история России начала CVIII в.- победы в Северной войне, основание морского флота, строительство Санкт-Петербурга. Среди аллегорических изображений можно выделить группу так называемых “добродетелей”, вероятно, более многочисленную в начале CVIII в.. Из сохранившихся до настоящего времени наиболее показательны “Истина” с солнечным диском в руке, символом света и просвещения, и “Искренность” с рукой на голове льва, что означало победу добродетели, опирающейся на величие души. Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры мифологического содержания- статуи, изображавшие, в основном, античных богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей встречает “Минерва”- богиня мудрой справедливой войны, а дальше, на третьей площадке, собрано несколько так называемых “земледельческих” мифологических персонажей: “Флора”, “Церера”, “Вертумн”, ”Помона”. Сохранилось много описей CVIII-CC вв., по которым можно судить, что количество и местонахождение скульптур постоянно менялось. Скульптура Летнего сада большей частью принадлежит неизвестным авторам. Среди подписанных работ наиболее обширно представлено творчество венецианского скульптора Пьетро Баратта (скульптурная группа “Мир и изобилие”, “Ништадтский мир”). С творчеством отца и братьев Гропелли нас знакомят статуи “Истина”, “Искренность”, а также изображения муз. Мраморная скульптура и все декоративное убранство Летнего сада создавало великолепный фон для Летнего дворца Петра I. Летний дворец Петра I- единственное сооружение, сохранившееся с начала CVIII в. в Летнем саду. В 1701г. место, где расположен Летний дворец, называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы, Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен в сторону парка. На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712 гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала CC в. приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.
В настоящее время известно, что начавшиеся в 1710 г. работы по сооружению самого здания были закончены через два года, а отделка его продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним обликом Летний дворец резко отличался от московских хором допетровского с их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные особенности этого сооружения, такие, как четкость планировки, когда небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы, простота архитектурных форм, подчеркнутая скромность декорировки фасадов были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти CVIII в.. Этот стиль получил название петровского барокко. В Летнем дворце Петра I так же, как и во многих других сооружениях, скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени. Фасады украшают 29 намазных барельефов, расположенных между окнами первого и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство, превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют скорее декоративные композиции. Среди авторов, по эскизам которых могли быть выполнены барельефы, исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона, А.Шлютера, Г.И. Маттарнови. В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.. Первый этаж занимали комнаты Петра I, а второй-комнаты Екатерины I и детей. И хотя дворец не был парадным, его внутреннему оформлению уделялось огромное внимание. Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени. Стены были украшены различными тканями, декоративной росписью, лепкой, резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили живописные плафоны, а полы были настланы паркетные, наборного дерева. Притом, декоративное оформление соответствовало назначению той или иной комнаты. Так, стены спален были затянуты бархатом, поварни облицованы изразцами, а танцевальную украсили китайские шелка. В начале CVIII в. дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах развешиваются царские портреты, картины западноевропейских мастеров. Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю. Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы, и постепенно царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами, английскими столами и стульями, уютными голландскими поставцами. Но многие предметы мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами. В Летнем дворце после смерти Петра I и Екатерины I, как предполагают, на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование Александра I и Николая I одно из первых каменных зданий Петербурга сдается внаем на летний период крупным царским сановникам, таким, как князь Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, министр финансов Канкрин. С середины CIC в. современники начинают осознавать историческое и архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга. После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг., здание используется как выставочное помещение отдела быта Государственного Русского музея. С 1934 г. Летний дворец Петра I стал историко-бытовым мемориальным музеем. Началась кропотливая работа по подбору коллекции нового музея, которая продолжается уже более шестидесяти лет. В настоящее время не во всех комнатах можно увидеть вещи, принадлежащие Петру I, в целом убранство интерьеров здания соответствует стилю начала CVIII в. Летний сад в первой половине CVIII в. оставался местом проведения иллюминаций и торжеств, принимавших все более пышный характер. Поэтому царская резиденция продолжает развиваться и, наконец, в 30-40-х гг. CVIII в. достигает блестящего расцвета. Этот период в истории самого старого сада города связан с деятельностью выдающегося архитектора В.В. Растрелли. Работа в Летнем саду стала первой пробой сил мастера. По его проекту возводится деревянный летний дворец Анны Иоанновны, куда императрица переезжает в 1732 г.. Здание располагалось вдоль Невы на месте “Залы для славных торжествований”, по этому случаю разобранной. Сохранились описания, планы сооружения и проект, исполненный Растрелли. В 1730-х. гг. Окончательно оформилась композиция Летнего сада в районе партера и Лебяжьего канала. Главный вход в сад устраивается со стороны Большого луга, для чего через Лебяжий канал перекидывается подъемный мост. Сразу за мостом открывался вид на амфитеатр с каскадом, построенные Растрелли. В 1740-х гг. крупное сооружение появилось там, где сейчас возвышается Инженерный замок. Построенный Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец по богатству декоративного убранства превзошел все ранее существовавшие в Летнем саду постройки. Одновременно с постройкой дворца разбивается новый сад с лабиринтом липовых аллей, прудом, фонтанами, павильонами и другими малыми архитектурными формами. Устройством сада при третьем Летнем дворце также активно занимался архитектор Растрелли. Особенно изменился облик ансамбля с южной стороны. Подъезжающие по широкой аллее, идущей от Невского проспекта, могли любоваться замечательной кованой решеткой с золочеными украшениями, за которой располагалась широкая площадь. К 40-м гг. CVIII в. преобразились также третий Летний сад и Большой луг. Первый украшается затейливыми павильонами и сооружениями, предназначенными для аттракционов, широко распространившимися в этот период. Большой луг становится так называемым Променадом, то есть садом для прогулок. Но с началом царствования императрицы Елизаветы Петровны этот интереснейший ансамбль постепенно приходит в упадок. В это время вход в Летний сад устанавливается со стороны Невы, и весь комплекс царской резиденции получает окончательное завершение. В архитектурных памятниках Летнего сада первой половины CVIII в., как в зеркале, отразилась история развития стиля барокко в России. В дальнейшем Летний сад уже никогда не достигал большего расцвета. Во второй половине CVIII в. развертывается строительство пригородных ансамблей. Парки Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и других пригородов Петербурга стали классическими образцами нового стиля. А преданный забвению Летний сад постепенно лишается прежнего ухода. К тому же его разрушают опустошительные наводнения, самое сильное из которых случилось в 1777 г. Во второй половине CVIII в. уже сформировавшийся архитектурный центр Петербурга требует законченного оформления набережной Невы. Берега облицовываются гранитом от “Летнего дому до Галерного двора”, а Летний сад отделяется от проезжей части замечательной по своим художественным качествам оградой. Ю.М.Фельтен, автор отделки набережной стал ведущим архитектором при проектировании решетки. С 1770 по 1784 г., когда проводились работы по ее возведению, в Петербург были привезены металлические звенья решетки, выкованные на тульских заводах, финский гранит для цоколя и колонн. Летний сад во второй половине CVIII в. становится местом прогулок для петербургских жителей. Если по указу 1755 г. разрешалось посещать сад 2 раза в неделю и в праздничные дни, то к CIC в. доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 г. плохо одетому простолюдину вход запрещается. История Летнего сада хранит немало традиций, сложившихся в это время: с 1751 г. устраиваются концерты оркестра роговой музыки, а позднее- оркестра духовых инструментов, общественные развлечения и большие праздники. В CIC в. аллеи сада были местом встреч, прогулок для А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.А. Гончарова, П.И. Чайковского и многих других поэтов, писателей, композиторов, художников. В первой половине CIC в. в Летнем саду опять работают выдающиеся мастера. Архитектор К.И. Росси строит в 1826 г. Кофейный домик на берегу Фонтанки, где в былые времена находился грот. Центральный зал Кофейного домика в Летнем саду украшают лепной фриз и две круглые кафельные печи. Фасады здания также декорированы лепными гипсовыми барельефами, отлитыми по рисункам скульптора В.И. Демут-Малиновского. В целом архитектурное решение Кофейного домика соответствует представлению о классицизме как о стиле с ясной логикой художественного построения. Сохранились в Летнем саду и следы деятельности архитектора Л.И. Шарлеманя 2-го. В 1827 г. по проекту в Летнем саду строится Чайный домик в виде одноэтажного павильона с цоколем из путиловской плиты и деревянными стенами, имитирующими фасады каменного здания. Одновременно заканчиваются работы по оформлению южной территории сада. Набережная Мойки и проходящая рядом улица отделяются чугунной решеткой, отлитой также по проекту архитектора Шарлеманя. Основным ее украшением являются щиты с изображением головы Медузы Горгоны. Но эта часть сада приобретает современный вид только к 1839 г., когда около Карпиева пруда устанавливается ваза из эльфдальского порфира, подаренная Николаю I шведским королем Карлом Иоанном CIV. Около Чайного домика 12 мая 1855 г. состоялось открытие бронзового памятника И.А. Крылову, исполненного скульптором П.К. Клодтом. Очень интересен гранитный пьедестал с отлитым в бронзе скульптурным фризом, на котором изображены персонажи крыловских басен. В этой работе принимал участие художник А.А. Агин, рисунки которого послужили основой для рельефных композиций постамента. Памятник И.А. Крылову, отлитый на средства петербуржцев, стал первым в городе памятником русскому писателю. После его установки завершается оформление Летнего сада в том виде, к какому мы привыкли в настоящее время. После Великой Октябрьской социалистической революции Летний сад становится местом отдыха трудящихся. Начинаются работы по сносу различных мелких сооружений, искажающих облик всего ансамбля. Бережно охраняется зеленый массив, декоративная скульптура, архитектурные памятники прошлого. Великая Отечественная война прервала работы по благоустройству памятника. В суровые годы блокады жители Ленинграда особенно заботливо отнеслись к любимому саду. С первых дней войны устанавливается систематическое наблюдение за Летним садом. Мраморная скульптура была закопана по строго определенному плану, а бронзовый памятник И.А.Крылову укрыт деревянными щитами и мешками с песком. Экспонаты Летнего дворца Петра I вывозятся на Урал. В Летнем саду появились щели для укрытия. Во время блокады на партере и южных склонах пруда были разбиты огороды, которые обрабатывали юные жители города. В память о героической обороне Ленинграда, аллея, проходящая вдоль партера, стала с тех пор называться Школьной. Благодаря самоотверженной работе всех служителей Летнего сада в годы войны удалось сохранить дворец Петра I. Одним из первых среди музеев города он открылся в 1947 г. после небольшого ремонта. В послевоенные годы ремонтные и восстановительные работы в Летнем саду разворачиваются в полную силу. Начинается посадка новых деревьев и кустарников, реставрируется мраморная скульптура, Невская ограда и другие архитектурные памятники. В 1961-1964 гг. Специальными научно-производственными реставрационными мастерскими проводились крупнейшие реставрационные работы в Летнем дворце-музее Петра I под руководством архитектора А.Э. Гессена. В результате внешнее и внутреннее убранство здания в значительной степени получило первоначальный облик. Интересный материал дали раскопки территории около Летнего дворца Петра I, проводившиеся во время реставрационных работ. Из архивных документов известно, что перед южным фасадом здания был прорыт “гаванец”, соединявшийся с Фонтанкой. Этот искусственный водоем, набережная и расположенные вокруг постройки были разобраны в конце CVIII в. В 1936 г. с южной стороны дворца была обнаружена клинкерная площадка с металлическими причальными кольцами, которая служила первоначальной набережной. Как памятник регулярного стиля начала CVIII в. Летний сад не существует, но он не стал и пейзажным, так как старых деревьев почти не осталось. Сейчас гостеприимно распахивает двери Летний дворец Петра I, в Кофейном домике демонстрируются выставки, а в Летннем саду играет духовой оркестр и устраиваются театрализованные праздники. И сегодня Летний сад радует своих гостей гармонией Невской ограды, беломраморным царством скульптуры, тишиной тенистых аллей.
Глава 2. Садово-парковый ансамбль. Регулярный парк конца CVII в.- начала CVIII в. в своей торжественности и праздничности представлял великолепное окружение дворца. Обычно парки в это время разбивались на равнине или пологом склоне. В ансамбле доминировал дворец, а расположенные перед ним узорные партеры, водоемы с неподвижной гладью воды создавали в целом единую образную систему. Характерное для CVII в. асимметричное расположение дворца в ансамбле мы видим и в Летнем саду. Летний дворец Петра I в первом саду и дворец Екатерины I в третьем саду располагались на краю участка. В России стала традицией связь архитектуры регулярного парка с окружающим пейзажем и водными пространствами. Первые дворцово-парковые ансамбли нового стиля возникали и развивались в Санкт-Петербурге, где изобиловали водные пространства. Но даже и здесь создавались искусственные гавани, каналы, бассейны, что вносило неповторимое очарование в облик молодого города. Разбитый около широкой полноводной реки Невы у истока реки Фонтанки самый первый сад Петербурга был отделен с западной стороны Лебяжьим каналом. Кроме того, в Летнем саду были устроены разнообразные по форме и назначению искусственные водоемы и “гаванец” около Летнего дворца Петра I. В настоящее время сохранились только Лебяжий канал и Карпиев пруд, в котором разводили карпов для царского стола. Углубление Лебяжьего канала и укрепление его откосов проводились в течение всего CVIII в.. В 1799 г. был устроен пирс по проекту архитектора Г. Пильникова, а в 1825 г. установлена чугунная ограда по рисунку архитектора Л.И. Шарлеманя 2-ого. Пирс украсили чугунные вазы-треножники (К.И. Росси). Капитальные работы по ремонту береговых откосов и устройству гранитной стенки проводились в 1955-1957 гг.. От ансамбля первой четверти CVIII в. остались также геометрическая планировка аллей, историческое место и очертания петровского партера. Партер начала CVIII в. в виде гладких газонов с широкой полосой цветов восстанавливался в 1941 и в 1947 годах, согласно проекту реставрации Летнего сада, предложенного архитектором Т.Б. Дубяго. В зеленом оформлении Летнего сада преобладали такие деревья и кустарники, как дуб, ель, клен, липа, можжевельник, а цветники украшали тюльпаны, нарциссы, лилии, розы. Но в общей композиции садовых партеров главную роль играли не цветы. Партеры представляли часто зеленые газоны, окаймленные низкими палисадами из стриженных кустов букса, который в России заменялся можжевельником, шиповником или желтой акацией. Своеобразные узоры на земле создавались и такими строительными материалами, как песок различных оттенков, цветное толченое стекло, уголь, битый кирпич. В русском паркостроении начала CVIII в. мы встречаем общие с Западной Европой черты, которые не выходили за рамки регулярного стиля. Но составные части композиции могли сочетаться в неограниченном количестве вариантов в зависимости от местных условий и национальных традиций.
Глава 3. Скульптура. В России в CVII - CVIII вв. особенно охотно применялись серии из нескольких статуй, составляющих композиционную и смысловую общность. Вообще для паркового искусства CVIII в. свойственно стремление к иллюзорному расширению границ пространства. Это достигалось искусной расстановкой садовых скульптур. Первоклассная техника, умелая свободная компоновка как наследство блестящей эпохи барокко объясняют высокий уровень мастерства в решении задач при создании декоративной скульптуры CVIII в. Для искусства позднего барокко и особенно рококо характерно стремление выполнять действительно монументальные задачи легко и свободно. По традиции используются античные сюжеты, выбираются персонажи древних мифов, но тематика эта уже не соответствует художественному образу статуй. В Западной Европе того времени становится очень модным украшать сады произведениями античной пластики. Петр I и здесь не отстает от веяний времени, желая поместить в своей резиденции древнеримскую статую Венеры. В этот период отошли в прошлое образы классического стиля, а преувеличенная хрупкость и стройность, мягкая проработка тела прекрасной “Венус” перекликались с поисками новых идеалов женской красоты в искусстве начала CVIII в. Привезенные в Летний сад раньше других изваяний скульптурные бюсты Яна Собеского и его жены Марии-Казимиры очень близки к официальным портретам конца CVII в.. Скульптурная группа “Амур и Психея” также датируются концом CVII в.. Неизвестный мастер выбирает кульминационный момент мифологической легенды, когда Психея, нарушив запрет богов, со светильником в руке, освещает лицо спящего возлюбленного. Яркой чертой барокко является композиция скульптурной группы, построенная на резких диагоналях движения Амура и Психеи, рассчитанные на контраст света и тени, а также эффектно развевающиеся одежды, легкая прозрачность локонов Амура и характерная фактура материала. Среди произведений П. Баратта скульптурная группа “Мир и изобилие”- довольно типичная для своего времени аллегория. Мастер постарался ввести в композицию полный набор разных символов. Это рог изобилия, факел войны, знамя, щит с головой Горгоны, лавровый венок и пальмовая ветвь. Кроме двух женских фигур, скульптор изображает льва-побежденную Швецию и орла-победительницу Россию. Как художественное произведение эта тяжеловесная и несколько перегруженная композиция с фигурами удлиненных пропорций и сглаженной поверхностью тел характеризует стиль Баратта, близкий классицизму академического толка. Другими отличительными чертами этого направления в искусстве конца CVII в. стали и фронтальная замкнутость композиции, и однообразие лиц, вылепленных по канонам “классической красоты”. Подпоркой для статуи “Слава”, также исполненной Баратта, служит обелиск-традиционный атрибут классицизма. В Летнем саду есть статуи, сделанные неизвестными авторами, стиль исполнения которых очень близок Баратта. Это можно сказать о “Мореплавании” и “Архитектуре”. Но Баратта не окончательно отошел в своем творчестве от барочных тенденций, что видно при знакомстве с некоторыми скульптурными бюстами Летнего сада. Очень интересен бюст Вакха. Наполненная движением композиция, непосредственность и живость облика бога вина заставляют отнести это произведение к одному из лучших в петровской коллекции. Особенно хороши в Летнем саду четыре статуи скульптурной серии “Круговорот суток”, символизирующие время суток: светлую богиню утренней зари Аврору, жизнерадостного юного Полдня, усталого старика Заката, величественную мудрую Ночь. Автор серии Дж. Бонацца выступает как последователь школы Бернини. Глубокий философский смысл несет в себе образ “Заката”. Динамичная композиция, осязаемая проработка формы наполняют это произведение эмоциональным звучанием и внутренней силой. Статуя “Ночь” с наброшенным на плечи звездным покрывалом как бы застыла в скорбном молчании. Скульптор Дж. Зорзони следует в своем творчестве также традициям барокко. Однако уровень исполнения “Сивиллы Ливийской” и “Сивиллы Европейской” ниже, чем произведений Бонацца. Но изображения Сивилл гармонично вписываются в природное окружение, становятся в саду, на фоне зеленой листвы, замечательными декоративными украшениями. Прекрасными образцами садовой скульптуры стиля рококо являются статуи муз, исполненные братьями Гропелли. Мраморные изображения трех муз-Эвтерпы, Талии, Терпсихоры- сделаны как произведения круглой скульптуры, благодаря чему они воспринимаются в пространстве удивительно пластично и непосредственно. В Летнем саду есть и другие скульптуры, исполненные в стиле рококо. Автор статуи “Беллона” Альвизе Тальяпьетра наследует традиции венецианской школы декоративной пластики. Широким складкам ниспадающего шарфа противопоставляются извивающиеся языки пламени, вырывающиеся из факела, большие круглые завитки перьев на шлеме и локоны волос, разбросанные по плечам. Художественный почерк стиля рококо по существу уничтожил истинный смысл жестокой богини войны, сделав статую лишь декоративным садовым украшением. То же можно сказать и о статуе “Минерва”, богини мудрости и справедливой войны. Весь образ богини, полный изящества и грации, делает это произведение неизвестного автора одним из лучших среди скульптур Летнего сада. В ряду с “Минервой” стоят близкие по манере и приемам исполнения две статуи из петровской коллекции. Это “Церера” (богиня земледелия) и “Нимфа”. Возможно, все три статуи исполнены одним мастером. Декоративная скульптура Летнего сада существует в неразрывном единстве с природным окружением и Летним дворцом Петра I, придавая своеобразный облик всему садово-парковому ансамблю.
Глава 4. Архитектурные памятники. В конце CVIII-начале CIC века бывшая царская резиденция переживает время коренных изменений, когда постепенно исчезают старые постройки, уступая место сооружениям классицизма. В настоящее время, несмотря на разнородность стиля отдельных построек и элементов садово-паркового искусства, определился единый художественный образ старинного сада, расположенного в центре города. Архитектурные сооружения Летнего сада, за исключением решеток, утратили давно свое функциональное назначение, давно превратились в памятники русской истории и культуры. Заповедным стал северо-восточный участок сада с Летним дворцом Петра I. Небольшое двухэтажное здание, напоминающее дома голландских бюргеров начала CVIII в., с дверью, выходящей прямо в сад, оно прекрасно передает архитектурные вкусы времени. Установленная в центре скульптурная группа “Мир и изобилие” со своей прихотливо изрезанной линией контура очень хорошо существует в противопоставлении с плоскостью стены дворца, гладкой зеленью газона и геометрической четкостью Невской ограды. Решетка со стороны Невы справедливо считается архитектурным шедевром. Строгость и простота рисунка, прекрасные пропорции, ритмическое чередование гранитных колонн с металлическими звеньями создают впечатление удивительной легкости и монументальности. Отметим еще раз, что решетку устанавливали не как декоративное украшение, а как сооружение, необходимое при планировке и оформлении набережной. Она органично вписалась в городской пейзаж и стала неотъемлемой частью Летнего сада. Архитектурные памятники CIC века расположились в центральной части сада. При строительстве Кофейного домика К.И. Росси использовал фундамент и частично стены петровского грота, сохранил его внутреннюю структуру. Это одноэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с низким куполом на крыше и железной кровлей, декорированное скульптурными барельефами, в CIC веке было окружено чугунными цветниками-треножниками, отлитыми также по рисунку Росси. Сейчас два из них установлены перед входом в павильон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|