Цель и задачи опыта работы вы видите на экране.(слайд 7)
Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять музыкальное творчество. В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. (слайд 8) На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ.(слайды 9, 10) Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ. Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: кружатся листики, дует ветер, солнышко и туча .(слайд 11) Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику (в песне Пчелки «не мешайте, укушу» - лицо сердитое; «поет веселый жук» - лица радостные). В старшем дошкольном возрасте задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения, которые я включала в утренники, развлечения: День матери, День Земли, 8 Марта и т.д .(слайд 12). Инсценировали сказки «Теремок», «Репка», «Как щенок маму искал», «Заюшкина избушка» и др.
В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? - молочка немножечко!». Старшие дошкольники в ООД сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом - «Пляшут лягушки». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики др. Дети имитировали игру на музыкальных инструментах: дудочке, барабанах, бубне, гармошке .(слайд 13) Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя - приезд лошадки - ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен. Работая над актерским мастерством, даю задания: зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи. В процессе музыкально-ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как: «Антошка», «Улыбка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Если рядом друг» Ю. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов .(слайд 14)
Занятия провожу в каждой возрастной группе два раза в неделю. Опыт работы показывает, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений. Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций .(слайд 15) Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. (слайд 16) Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, учителей-логопедов, воспитателей и родителей в единую творческую команду. Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей, например, уголок ряжения. (слайд 17)
Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Для этого я использую новые инновационные музыкально-педагогические технологии: (слайды 18,19) 1) Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:развития коммуникативных навыков,работы над ощущением формы,развития двигательной координации,развития чувства ритма. 2)Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. 3) Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Пальчиковые игры:развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. 4) «Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма,внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
5) Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов. Результативность опыта Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее: - У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям. - Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным). - Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения). - Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями. - Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре. - У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. - У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи). - У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д. - Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности. У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода. Диаграмма (на экране )(слайд 20) Из диаграмм видно, что в начале года с высоким уровнем музыкально-творческого развития в театрализованной деятельности было 33, 5 %, с низким уровнем - 26%, со средним - 40, 5%. В конце года значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше - 61%, со средним - 30%, а с низким уровнем стало всего 9%. Предполагаемая причина низкого уровня -отсутствие детей по болезни. С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении последних двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|