Достоинства и недостатки пропорциональной системы.
Избирательные системы в Республике Казахстан: понятие и виды. Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Избирательная система в узком смысле слова - это система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Существуют два вида избирательных систем — пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий. Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50% граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.
Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов Маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан. Избирательная система и избирательное право Республики Казахстан являются одними из проявлений народного суверенитета, поскольку, используя их, граждане формируют высшие представительные органы государства. В Казахстане действуют оба вида избирательных систем: пропорциональная избирательная система, мажоритарная система относительного и абсолютного большинства. При выборах Президента и депутатов Парламента применяется следующая система подсчета голосов: - избранным считается кандидат, более 50 % голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании; - набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании; - набравший при повторном голосовании при баллотировке единственного кандидата более 50 % голосов от числа избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании. При выборах депутатов маслихатов применяется следующая система подсчета голосов: - избранным считается кандидат, если за его кандидатуру проголосовало более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании, а при повторном голосовании — набравший по сравнению с другими кандидатом большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; - в случае, если на выборах баллотировался один кандидат, он считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало не менее 50 % избирателей, принявших участие в голосовании.
При выборах членов органов местного самоуправления применяется следующая система подсчета голосов: избранным считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании. Распределение депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам производится следующим образом. 1. ЦИК подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по территории единого общенационального округа за каждый партийный список, 2. Число голосов, полученных каждым партийным списком, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть, полученная в результате деления числа, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая политическая партия, сформировавшая партийный список. В случае реорганизации или ликвидации политической партии избранные по списку этой партии депутаты Мажилиса прекращают свои полномочия.
Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Достоинства: § Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. И наоборот, у «тёмной лошадки», не имеющей реальных заслуг перед обществом, мало шансов попасть в парламент. § Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями ее членов, приспосабливающихся к внутренним тенденциям и исключающих противоречия руководству лоббирующего интересы бюрократии. § Необдуманные предложения независимого депутата, или лоббирующие криминал, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.
Недостатки: § Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.
§ Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров. § Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже). § Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей.
Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Достоинства: § Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система. § Если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места. § Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый. § При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными. § Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте. § Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы. Недостатки: § При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»). § Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы. § В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему. § Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков. § Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|