Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достоинства и недостатки пропорциональной системы.

Избирательные системы в Республике Казахстан: понятие и виды.

Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

Избирательная система в узком смысле слова - это система рас­пределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Существуют два вида избирательных систем — пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорцио­нальной системы необходимо создать ряд больших территориальных ок­ругов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолют­ного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, ес­ли в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50% граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50% от числа из­бирателей, принявших участие в голосовании.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, приняв­ших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов Маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан. Избирательная система и избирательное право Республики Казахстан являются одними из проявлений народного суверенитета, поскольку, используя их, граждане формируют высшие представи­тельные органы государства.

В Казахстане действуют оба вида избирательных систем: пропор­циональная избирательная система, мажоритарная система относительного и абсолютного большинства.

При выборах Президента и депутатов Парламента применяется сле­дующая система подсчета голосов:

- избранным считается кандидат, более 50 % голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;

- набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кан­дидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;

- набравший при повторном голосовании при баллотировке единст­венного кандидата более 50 % голосов от числа избирателей (выборщи­ков), принявших участие в голосовании.

При выборах депутатов маслихатов применяется следующая система подсчета голосов:

- избранным считается кандидат, если за его кандидатуру проголосо­вало более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании, а при по­вторном голосовании — набравший по сравнению с другими кандидатом большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

- в случае, если на выборах баллотировался один кандидат, он счита­ется избранным, если за его кандидатуру проголосовало не менее 50 % избирателей, принявших участие в голосовании.

При выборах членов органов местного самоуправления применяется следующая система подсчета голосов: избранным считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам чис­ло избирателей, принявших участие в голосовании.

Распределение депутатских мандатов по итогам голосования по пар­тийным спискам производится следующим образом.

1. ЦИК подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по территории единого общенационального округа за каждый партийный список,
получивший 7 и более % голосов избирателей от числа принявших участие
в голосовании. Сумма голосов избирателей, поданных за политические
партии, преодолевшие 7 % барьер, делится на десять - число депутатских
мандатов, распределяемых по территории единого общенационального ок-
руга. Полученный результат есть первое избирательное частное (квота).

2. Число голосов, полученных каждым партийным списком, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое изби­рательное частное. Целая часть, полученная в результате деления числа, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая по­литическая партия, сформировавшая партийный список.

В случае реорганизации или ликвидации политической партии из­бранные по списку этой партии депутаты Мажилиса прекращают свои полномочия.

 

Достоинства и недостатки мажоритарной системы.

Достоинства:

§ Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. И наоборот, у «тёмной лошадки», не имеющей реальных заслуг перед обществом, мало шансов попасть в парламент.

§ Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями ее членов, приспосабливающихся к внутренним тенденциям и исключающих противоречия руководству лоббирующего интересы бюрократии.

§ Необдуманные предложения независимого депутата, или лоббирующие криминал, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.

 

Недостатки:

§ Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.

§ Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.

§ Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).

§ Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей.

 

 

Достоинства и недостатки пропорциональной системы.

Достоинства:

§ Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.

§ Если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места.

§ Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.

§ При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.

§ Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

§ Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.

Недостатки:

§ При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).

§ Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

§ В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

§ Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.

§ Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...