Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и Государственная экологическая экспертиза




Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….4

2. Теоретические сведения………………………………………………..…6

2.1 Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и Государственная экологическая экспертиза ……………………6

2.2 Объекты экспертизы……………………………………………………9

2.3 Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду12

2.4 Оценка воздействия на атмосферный воздух…………………….….13

2.5 Санитарно-защитная зона…………………………………………….15

2.6 Оценка воздействия на природные воды……………………………16

2.7 Оценка ущерба и расчёт платежей за загрязнение ОС……………..18

3. Содержание практических заданий……………..………………………21

4. Указания к выполнению расчетных работ………………………………22

5. Приложения……………………………………………………………….35

5.1 Исходные данные для решения задач……………………………….35

5.2 Нормативная информация……………………………………………39

5.3Образец оформления отчета………………………………………….44

6. Контрольные вопросы……………………………………………………45

7. Список литературы……………………………………………………….47


Введение

Решение задачи создания благоприятной окружающей среды для жизни, труда и отдыха народов России требует необходимости непрерывно осуществлять и реализовывать комплекс мер по охране среды обитания, а также по оздоровлению (восстановлению) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных регионах России. При переходе РФ на модель устойчивого развития должно быть осуществлено умелое сочетание прямых (административных) и косвенных (экономических) методов управления экономикой. Указанные методы должны быть взаимосвязаны между собой и дополнять друг друга, т.к. одна “отдельно взятая рыночная экономика”, несмотря на её мнимую эффективность, не способна защитить окружающую среду, а наоборот, скорее уничтожит её.

Одним из направлений реализации концепции экологически устойчивого развития является постепенное внедрение в жизнь экологически идеальной промышленной структуры производства, базирующейся на многоразовом потреблении, когда продукция в преобразованном виде может многократно использоваться. При этом должно быть создано такое производство, которое бы изначально предотвращало процесс загрязнения. Пока решение этой проблемы находится далеко от идеала. Так, даже в странах ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития - все страны ЕЭС, США, Канада. Япония, Австралия, Новая Зеландия и Мексика) лишь 20 % инвестиций, направляемых на защиту окружающей среды, идёт на разработку экологически безопасных технологий [1]. Исследование эффективности использования ресурсосберегающих технологий в нашей стране показало значительный разрыв по степени влияния на состояние окружающей среды существующих технологий от идеальных утилизационных процессов. Пока во всём мире преобладает эколого-технологический принцип “конца трубы”, когда инвестиции направляются на обезвреживание отходов, а не на предупреждение их образования [2].

Методические указания к выполнению практических работ по курсу «Экология» содержит типовые задания, позволяющие количественно оценить основные санитарно-гигиенические показатели качества атмосферного воздуха, поверхностных вод, а также методики расчета нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В данном практикуме рассматриваются примеры расчета платы за загрязнение компонентов окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные воды) в пределах установленных нормативов, а также при их превышении.

Практикум предназначен для бакалавров всех специальностей, изучающих дисциплину «Экология" очной формы обучения.


Теоретические сведения

Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и Государственная экологическая экспертиза

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – совокупность мер по выявлению, учёту и анализу потенциальных последствий негативного характера, которые могут повлиять на состояние окружающей среды и наступают в результате осуществления предприятием хозяйственной и иной деятельности. ОВОС позволяет принимать руководителям хозяйствующих субъектов взвешенные и грамотные с экологической точки зрения управленческие решения, поскольку она способна спрогнозировать наступление потенциально неблагоприятных воздействий со стороны предприятия, компетентно оценить экологические последствия, снизить риски их негативного проявления.

ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» и ФЗ № 174 «Об экологической экспертизе» требуют проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) «при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений» [3, 4].

В любых проектных разработках обязательно должен быть прогноз изменений состояния всех компонентов окружающей природной среды и социально-экономических условий жизни населения в районе влияния будущего объекта.

С точки зрения правовой основы оценка воздействия на окружающую среду – это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнение которой служит оной из гарантий права на благоприятную окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза – неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц.

Общественные отношения по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое. Задача ГЭЭ – гарантировать, чтобы в процессе ОВОС были предусмотрены меры охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, адекватны требованиям законодательства [5].

Раздел ОВОС должен содержать следующие основные подразделы [6]:

• краткие сведения о проектируемом объекте;

• природные условия района: климат; рельеф; поверхностные воды - ручьи, реки, озера, пруды, водохранилища; геологическое строение - стратиграфия, литология, тектоника, геодинамика, сейсмичность, подземные воды; почвенный покров; флора и фауна; особо охраняемые природные территории;

• прогноз изменения качественного состояния атмосферы с учетом фонового загрязнения и дополнительных выбросов проектируемого (реконструируемого) объекта;

• прогноз степени влияния на качественное и количественное состояние поверхностных вод в районе расположения объекта;

• оценка характера нарушений геологической среды, прогноз возможной активизации опасных геологических процессов, величина воздействия на режим и запасы подземных вод;

• прогноз деградации и загрязнения почвенного покрова (при определении в проекте участков необходимого нарушения земель и почвенного покрова, а также земель временного пользования, составляется программа их рекультивации, прилагаемая к разделу «ОВОС»);

• оценка характера воздействия объекта на флору и фауну, и прогноз их изменения под влиянием длительной эксплуатации предприятия;

• прогноз возможного влияния строительства и эксплуатации объекта на особо охраняемые природные территории (в случае их наличия в зоне воздействия);

• возможное воздействие промышленных отходов на окружающую природную среду (составляется программа управления отходами);

• оценка степени отрицательного влияния на экосистему региона при аварийных ситуациях;

• программа производственного экологического контроля за характером изменений всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях, по системе наблюдательных точек отбора проб, створов, скважин, маршрутов и т.д.;

• прогнозная оценка последствий воздействия объекта на социально-бытовые и хозяйственные условия жизни населения в близлежащих селитебных территориях.

Все основные решения по вопросам оценки воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения должны быть определены при разработке обоснования инвестиций. На следующих стадиях проектирования эти решения уточняются, детализируются, дополняются и конкретизируются.

При разработке раздела ОВОС следует руководствоваться природоохранным законодательством России, требованиями нормативно-методических документов по охране окружающей природной среды, регламентирующих или отражающих требования по охране природы при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения.

Проведение ОВОС является предварительным этапом проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального и федерального уровня [3].

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

 

Объекты экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня [ 3]:

1. Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области ООС, утверждаемых органами государственной власти РФ;

2. Проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду (ОС), в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3. Проекты соглашений о разделе продукции;

4. Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на ОС (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

5. Проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на ОС, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в ОС;

6. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения,

8. Проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

9. Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;

10. Объект государственной экологической экспертизы, указанный выше и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

11. Доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

12. Реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

13. Истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

14. Внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются [7]:

1. Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;

2. Проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3. Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

4. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

5. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

6. Объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный выше и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

• Доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

• Реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

• Истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

• Внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...